Охлаждение двигателя и регулятора на катере

Хомяк_Шреденгера
vvv=:

Могу поставить 600-й на четырехметровую лодку ,выкатать полностью акк. и он будет слегка горячим.
Что бы выше приведенное утверждение было корректным,нужны дополнительные оговорки по поводу ожидаемой скорости.

На тренировочном акке (гидрид, 7.2 1700 мА) средним ходом хожу 12-15 минут, двиг холодный

Модели Ф2А видел вообще с китайскими моторчиками от игрушек + хороший редуктор.

В вопросе топикстартера:

pohodeev:

Есть катер Kyosho 930мм переведенный с ДВС на электротягу.

pohodeev:

Старая схема охлаждения предусматривала одиночный забор воды из под винта-подача на рубашку ДВС-сброс за борт

И в моих ответах

Хомяк_Шреденгера:

катал ФСР-ЭКО (коллекторник Спид 600).

Содержатся все необходимые параметры.
Если в топике идет разговор именно о скоростных моделях, то цель (ну, лично для меня) - получение максимально возможной скорости на небольшой (до 10 минут) промежуток времени. Т.е. двиг и батареи работают на пределе своих возможностей.
При подборе винта руководствуюсь следующим: Максимальная отдача. На один оборот винта мотор должен передавать столько мощности, сколько он может передать. И мощность эта должна реализовываться на столько, на сколько это возможно. Но при этом обороты винта/двигателя должны быть в пределах оптимальной работы двигателя (оптимальных оборотов при этом вольтаже). Если винт большой, то крутиться ему “труднее”, т.е. чем больше площадь винта, тем больше сопротивление его движению (простой эксперимент - берем крышку от маленькой кастрюли и крышку от ведра - что проще толкать перед собой в бассейне). Обороты двигателя становятся не оптимальны, нагрузка растет, КПД падает, двиг греется. Чем сильнее греется двиг, тем хуже ему “живется”.

Итог ошибки в подборе винта (небольшой, 3-6 мм) в классе ФСР-ЭКО - это в лучшем случае минус десяток кругов. Ну, или дымок из корпуса и замена моторчика 😃

Soling

Есть понятия “тяжелый” и " легкий " винт. Это не о его весе, но о нагрузке которую он создает на валу.
Обороты винта должны соответствовать расчетной скорости и реальному шагу винта. И мощности двигателя должно хватать для стабильного поддержания этих оборотов. Ни больше, ни меньше.
Вес и форма корпуса для нагрузки на двигатель безразличны. Работа в жидкой среде позволяет забыть про них по этому поводу. Лодка просто не выйдет на нужную скорость а винт лишится упора и будет молотить в холостую.

Исходя из сказанного: проблема где то в системе охлаждения, при условии, конечно, что сами по себе регуль и двигатель надежны. Могли полететь и просто потому что не качественно сделаны.

Хомяк_Шреденгера
Soling:

Есть понятия “тяжелый” и " легкий " винт. Это не о его весе, но о нагрузке которую он создает на валу.
Обороты винта должны соответствовать расчетной скорости и реальному шагу винта. И мощности двигателя должно хватать для стабильного поддержания этих оборотов. Ни больше, ни меньше.

Вот про это я и говорил 😃

Soling:

проблема где то в системе охлаждения

Продуйте систему охлаждения.
Какое сечение трубок? Оно равномерно? Трубки нигде не пережаты? Запас длинны (для плавных изгибов) есть?
Сам попадал в неприятную ситуацию - труби проложены правильно, большого сечения. Но при нагреве силикон становится мягким, трубка под собственным весом (+вода в ней) изгибается, пережимается. Последствия ясны.
Если есть вода:
Поставьте лодку на воду и дайте полный ход (кратковременно). Из сливной трубки вода должна пойти с хорошим напором.

Psyho
Soling:

Давайте, все же корректно… это не машина а лодка

тоесть вы хотите сказать, что если мотор у меня стоял на лодке 60см, и она ехала со скоростью 60км/ч, то если я переставлю этот мотор на корпус 100см который весит в 4 раза больше, с тем же винтом, то скорость моего катера будет 60км/ч или около того??? и нагрузка на мотор будет одинаковая?

Soling:

Если не трудно, поясните как корпус связан с перегревом двигателя?

больше корпус больше вес, тоесть чтобы разогнать его или компенсировать потерю скорости на повороте, нужно больше энергии, больше точка соприкосновения с водой что является сопротивлением, для мотора даже по ровной глади, без учета поворотов и веса корпуса, ну и не забываем про сопротивление воздуха, чем больше корпус тем больше сопротивление!

Хомяк_Шреденгера

А по-хорошему этот мотор еще должен “поднять” корпус из воды (ну, если корпус глиссирующий - а таких большинство)

Psyho
Soling:

Есть понятия “тяжелый” и " легкий " винт. Это не о его весе, но о нагрузке которую он создает на валу.

так вот тут можно пояснить что мотор топикстартера, расчитан на винт около 30мм не более, и если мы имеем корпус почти метр и ставим на него винт 30мм, я уверен что лодка даже на глиссер не выйдет(умел я такой опыт и с моно и с катом, когда диаметра винта не хватало), усилия который может создать этот винт не хватит чтобы разогнать такой корпус, тем более киоши на весе не экономили когда корпус клеили, это я знаю, ковырял летом киошевскую посудину, она как с кирпичем на борту…

Хомяк_Шреденгера:

А по-хорошему этот мотор еще должен “поднять” корпус из воды (ну, если корпус глиссирующий - а таких большинство)

я это и имел ввиду!

Хомяк_Шреденгера

Так, стоп! Винт!
Вопрос к топикстартеру - какой у Вас винт стоит? Какой диаметр/шаг/материал?
Винт докупали? Или с ДВСки остался?

Psyho
Хомяк_Шреденгера:

Продуйте систему охлаждения.

тут самый верный, проверенный способ, это видеть струю на выходе, нужно чтобы струя била на сантиметров 5-7 от корпуса почти прямо, если этого нет то говорить неочем!

Soling

Боюсь что вопрос не в тему. Это уже из теории движителей. Здесь упомянуто только что бы исключить как причину.
Не надо смешивать скорость и нагрузку на винт. И уж, коли офтоп… в устоявшемся режиме движения с проектной скоростью нагрузка на винт далеко не самая большая. Она значительно меньше чем на участке с переходным режимом.
и если модель не “вбрасывается” а стартует с нуля, это надо учитывать. То есть иметь значительный запас по силе для этого гнусного режима. А потом двигатель работает в относительно мягком режиме. Силы тогда нужны только на преодоление трения в глиссирующем режиме. Другое при скоростном старте, когда, практически, броском минуют фазу перехода. То есть модель сразу начинает скользить. Вот тут можно схитрить и выбрать двигатель на пределе. Но, это чревато…

P.S.
Диаметр винта, сам по себе, ничего не говорит. Винты разного диаметра могут давать одинаковую нагрузку. А одного диаметра, разную нагрузку. Это зависит от ВСЕХ параметров винта.

Как резюме:
Я бы 1. Проверил электронику, включая двигатель. Сначала в холостом, потом в нагруженном режиме. На тех же швартовых.
2. По ходу первого посмотрел бы, как работает система охлаждения. Она должна действовать даже при минимальных оборотах.
3. Проверил бы валы и подшипники. Чем не шутит, может они заедают под нагрузкой и т.п.
Последовательная цепь охлаждения - не самое лучшее решение. Лучше бы из разделить, все же.

Psyho

все равно, как бы там ни было, метровую лодку 30миллиметровым винтом не утянешь в нормальную скорость!
а вбрасывать модель это помоему чисто топливный прикол, я таким никогда не занимаюсь и никогда не расчитываю на то что разгонять лодку буду руками!

смысл в том что этого мотора мало для этой лодки по любому!

Soling

Ну, при чем тут скорость? Вопрос в теме о НАДЕЖНОСТИ.
Вбрасывание выгодно для экономии энергии. Топлива, заряда акков.

Хомяк_Шреденгера

Я почему про винты спрашиваю - ДВСные винты значительно тяжелее электричных. Они банально массивнее. Шаг обычно больше. Площадь лопастей тоже.

Psyho

разницы в винтах я не видел, вы с самолетом перепутали, там винты тяжелее чтобы энертность была на малых оборотах, а в судо винты одинаковые, они больше только потому что оборотов у Топлива меньше чем у электричества, поэтому они массивнее и тд. и тп.

Soling

Сергей! прочтите посты выше. Вес винтов не имеет отношения к количеству граммов железа в нем. Винт может быть “тяжелым” и весить при этом в два раза меньше “легкого”.

Что бы не отвлекаться - по винтам: rcopen.com/forum/f68/topic222365

Psyho

я это и имел ввиду, никак реч ни шла о весе винта в граммах… моет непонятно выразился, а по поводу диметра, шага, количества лопастей, я разбираюсь боль-мень!

pohodeev

Отвечаю последовательно на вопросы.
Модель досталась ДВС и так как образовалась непереносимость метанола был заменен двигатель на - 2848SL 3900kv, регулятор - Turnigy Marine 60A, аккумулятор 3S 5000 25C, винт оставлен прежний. Система охлаждения была сделана последовательная - забор воды из под винта - подача по силиконовым трубкам на регулятор - подача на двигатель - сброс за борт.
При швартовых испытаниях на полном ходу выброс воды составлял ~ 5 см при диам. 3 мм. Водичка существенно теплая ~40 гр.С. На малом ходу капала чуть чуть.
Балансировка катера оставлена прежняя.
При запуске катер мгновенно выскочил на глиссирование, как выстрелился, и пошел “на винте”. Управляемость отличная-разворот практически на пере руля. После ~ 5-6 минут движения произошла отсечка. Движение возобновилось через 1-2 минуты. Обратный ход был на малых оборотах и расстояние ~ 50м. Когда открыл катер в нос ударил запах горелой краски. При проворачивании вала слышен отчетливый хруст и в дальнейшем полный клин.
Катер нужен не для получения выдающихся результатов а для души - ностальгия по детству. Т. е. хочется просто попускать.

babaewch
pohodeev:

2848SL 3900kv, регулятор - Turnigy Marine 60A, аккумулятор 3S 5000 25C, винт оставлен прежний.

это грубо 42 000 об/мин при двс винте (не знаю какой диаметр и шаг - подозреваю как на электро версии твинсторма-42/1,4) но для вашего моторчега и рега это очень много в этом и проблема, все перегруженно.
ЗЫ сколько оборотов было у двс?

Soling

Я бы разобрал двигун. Все равно не жилец. А причину надо найти. Выяснить что клинит. Думается причина не в охлаждении. Ну, не видя всего… 😃

For Psyho:
Судя по постам именно “мень”. ( Без обид. ) В этой теме теорию винтов больше не трогаем. ( Это предупреждение. Дальше - offtop! )

Хомяк_Шреденгера

Все ответы уже в топике 😃

Psyho:

оборотов у Топлива меньше чем у электричества, поэтому они массивнее

pohodeev:

винт оставлен прежний.

babaewch:

это грубо 42 000 об/мин при двс винте

А винт для таких оборотов реально тяжелый, и поведение модели как раз об этом и говорит.

Ну, это если про винты 😃

А если без винтов - на ДВСке охлаждение сделано одним потоком и охлаждается только башка двигателя.
Вы, переделав модель в электричку, во-первых добавили в систему еще один потребитель - регуль, а во-вторых рубашка охлаждения электрички намного больше (по объему) рубашки ДВС.

Есть опыт переделки советской ДВСки (ФСР - 3,5) в электричку. Установлен коллекторник, регуль (не помню какой, но древний и мощный). Питается все это от 12 вольт.
НО! Система охлаждения полностью переделана. Увеличен диаметр заборного отверстия, увеличен диаметр трубок, выброс воды из системы сделан принудительным (выведен под винт). Но у меня охлаждается ТОЛЬКО двигатель.

Psyho

да тут к бабке не ходи, мотор перегружен, я честно говоря удивлен что он еще несколько минут покатал его, по моему он должен был сгореть через 1 минуту.
считаю на такую лодку нужно просто конкретно пересмотреть мотоустановку

Soling:

For Psyho

спорить с вами не буду, думайте как хотите, без обид не получится.

Soling:

А причину надо найти.

да чего ее искать если мотор слабый и многооборотистый для данного сетапа

pohodeev

У ДВС обороты в пределах 28 000 - 32 000 об/мин.
То что мотоустановка должна быть пересмотрена это факт неоспоримый, винт надо тоже заменить. Система охлаждения также будет переделываться, поэтому тему и создал. Хочется грамотно рассмотреть варианты выполнения реальных систем охлаждения, особенно интересует выполнение забора и принудительного выброса воды охлаждения. У меня нет опыта в этих вопросах, а проблему решать надо. “Наскоком” решать не позволяют финансовые возможности. Поэтому и прошу помощи у Вас.
Двигатель разбирать буду однозначно - самому интересно что там внутри.