Судомодельный кружок. Всё о нём, любимом.
Выпускают или нет? Если выпускают такие или что-то подобное, то кто выпускает, где продают и сколько стоят? Очень их не хватает.
В детстве это были любимые лодочные моторы.
Похоже уже не выпускают и достаточно давно, но какие то неизвестно откуда остатки были в продаже, последний раз видел(и даже прикупил ради памяти) пару-тройку лет назад в Питере.
ru.aliexpress.com/item/…/32656530530.html
Нечто подобное встречается в китайских магазинах,
Встречается и более подходящее, запасной движок для прикормочного кораблика.
Припомнил, что видел видео о простейшем катере с электромотором. Где на деревянный вал закрепили жестяной винт, а уже вал насадили на ось э. мотора и весь этот агрегат закрепили на корме под, довольно, крутым углом. А ведь подобную вещь с успехом можно ставить на простейшие модели с основой корпуса из пенопласта, им же дейдвудная труба ни к чему. По быстрому накидал схемку, авось кто-нибудь этим воспользуется.
Основа вала из бамбуковых китайских палочек, которые пучками продаются в супермаркетах. Винты или из жести, который фиксируется фигурным отверстием и нитяными кольцами, пропитанными циакрином, или сочетания дерева (ступица) и пластика (лопасти).
Пожалуй, что б вал меньше вибрировал, то под днищем надо закрепить хомут из проволоки.
Вот от чего я плясал.
Пожалуй, что б вал меньше вибрировал, то под днищем надо закрепить хомут из проволоки.
Эту фразу случайно написал в этом сообщении, хотя она больше предназначалась к схемке в параллельной теме о простейших моделях пост 104.
Геннадий, спасибо за вариант изготовления ходовой части с электромотором к кораблику. Что-то типа этого обязательно надо попробовать сделать. Одно не нравится - это соединение электромотора с валом.Ребятам сверлить нельзя - это не безопасно. Можно попробовать соединять термотрубкой.
Можно попробовать соединять термотрубкой.
Самый идеальный вариант это разобрать мотор и заменить вал целиком,
самый толковый результат в плане соосности.
Либо сразу заказывать переходную втулку для соединения валов,
но получить хорошую соосность сложно не столько при изготовлении втулки,
сколько впоследствии при затяжке ее сразу на двух валах.
Насчет соединительной трубки, термоусадочную не рекомендовал бы,
она не такая гибкая как хотелось бы.
термоусадочную не рекомендовал бы,
Поскольку дети винты припаивают, то можно использовать в качестве муфты пружинку подходящего диаметра или большего, припаяв последнюю через проставную втулочку согнутую по валу из полоски металла. Проблемы с перекосами решатся раз и на всегда.
Кстати, из-за отсутствия сверлильного станка использовал оправки под различные диаметры свёрл, которые мне сделали на заказ.
Немного уточню про оправки в предыдущем посте. Поначалу, сам в соседней школе сделал их из фанеры разной толщины строго квадратной формы размером 100х100, отверстия сверлил по углам. Для лучшей ориентации по краям пропиливал риски. Первая оправка под отверстия диаметром 1мм, 1.5мм, 2мм и 2.5мм толщиной 4мм; вторая оправка под отв. д. 3мм, 3.5мм, 4мм и 4.5мм толщиной 6мм; третья оп. пот отв. д. 5мм, 5.5мм, 6мм и 6,5мм толщиной 8мм. Металлические, сделанные на заказ, были толщиной 2мм, 3мм, 4мм и ещё четвёртая 5мм под отверстия д. 7,8,9 и 10мм. Может быть кому-нибудь пригодится.
В начале этой темы я задал вопрос о детских судомодельных соревнованиях, но, к сожалению, никто не ответил, попробую ещё раз. Есть стол-бассейн размерами 7,5м х 1,25м и высотой борта 30см. Воды наливаю по надобности, примерно 12-17см. Раз в год провожу судомодельные соревнования по шестисоткам, участвуют всего 5-7 кружков. Похожие бассейны по размерам есть ещё в двух клубах. Модели, участвующие в соревнованиях практически одни и те же, новые появляются очень редко. Дети занимаются в кружках всё больше младших классов, вот поэтому и хочу разработать классы моделей для младших, чтобы они делали их сами и участвовали в соревнованиях. Знаю, что в России, в некоторых регионах, проводятся таки соревнования. Если кто-то проводит такие соревнования или владеет информацией об этом, то просьба поделиться, если, конечно, это не большой секрет.
На 4-й фотографии - опытовый бассейн. Два ведра воды - и готово, можно пускать кораблики, что и делаем. Корпусу не на много меньше лет, чем мне. К сожалению, всё никак не придам ему полностью вид корпуса судна, хотя все детали заготовлены.
Уважаемый Сергей, в Костроме также проводятся соревнования среди младших школьников в бассейне Обл.Сют (5мХ1мХ0,5м) и Заволжском центре (4Х1Х0,5). Все проводится согласно действующих правил. Бассейны имеют разметку на финишной стенке (нанесена краской на стенку). В общем как у Вас. Приезжают ребята из соседних областей Ярославской и иногда Ивановской. В Костроме работают только 2 кружка, остальные ликвидировали. Там теперь мода на “одаренных детей”, а судомоделисты и авиаторы в их число не входят.
В Ярославле были показательные выступления на пл.Юности в условном “фонтане”.
Средний возраст форумчанина-моделиста - за 30 лет! Детей и подростков мало.
В “Самолетах” есть видео: папа строит и летает, его подросток только фотографирует и снимает видео по просьбе отца.
В Ярославле каждый год обычно в майские праздники проводят отрытое первенство по судомодельному спорту в этом бассейне. В этом году, насколько мне известно, намечено на 12-14 мая.
В начале этой темы я задал вопрос о детских судомодельных соревнованиях,
Соревнования то проводятся, а вот о введении новых классов не слышно, разве что есть попытка возродить “морской бой” на новом уровне. Есть ещё несколько поводов для разговоров, но на разговорах пока всё и кончается. Конечно для совсем начинающих, да для небольших бассейнов, желательны свои классы моделей. К, примеру, просто “шетисотки” ополовинить. Хотя, Сергей, у вас есть неплохой вариант нового класса, это аэроглиссер на резинке или электромоторе. Но они, скорее всего, тихоходны и им нужна короткая вода.
Вот соревнования у нас, в Республике Беларусь:
В принципе для ребят 5-го класса и старше, второго года уже есть где соревноваться. Простые копии и скоростные им по силам. Правда на соревнованиях по судомоделизму давно не был, для себя ещё как то строим (и яхту сделали, и пару буксирчиков счас пилим, и скоростная ЭCО есть), но что то желающих выступить нет (((
Тем кто помладше такое конечно не по силам (за редчайшим исключением). С ними проводим внутри кружковое соревнования на парусных моделях, на открытом водоёме. Суть та же что и у моторных прямоходов, только водоём побольше. Руководство печатает грамоты, я готовлю простые призы.
_________________________________________________________________
Коль упоминали самолёты, то скажу и по ним. Для младших ребят есть несколько стартов по металкам (плюс три внутри кружковых старта). Для старших - радио бой (у нас он копийный, можно и в копиях слетать), порядка 10 этапов + детская Спортакиада и несколько планерных соревнований. Остальные направления достаточно сложны и крайне редки в плане стартов. Из кордовых жив пожалуй только бой, в других класса откровенно беда со стартами, выглядит бессмысленным готовиться ради одного вылета рас в два года.
Спасибо всем кто откликнулся на мой вопрос. С удовольствием просмотрел фотографии, но, к сожалению, это не совсем то, что мне хотелось бы. Соревнования для детей у нас проводятся, но действующих кружков у нас мало, поэтому и участвующих детей не много. Ребят, которым по 15-18 лет, в кружках уже почти нет. В основном ребята с первого по пятый класс. Поэтому и хочу разработать простые модельки для детей и почаще проводить соревнования, чтобы процесс проходил более динамично. А там, смотришь, и мастера из них вырастут. Хотя бы несколько.
На фотографиях разные судомодельные соревнования, которые проводились до недавнего времени. Сейчас, к сожалению, двух уже нет. Проводятся еще 3 соревнования только по скоростным моделям.
Уважаемый Сергей, для вашего контингента учащихся, Вы, как организатор, вправе разрабатывать Положение о соревновании, включая туда любые, культивируемые в кружках модели, присвоить им класс, определить критерии оценок и вперед.
Конечно можно и самому разработать и классы моделей и положения о соревнованиях, что впрочем и делаю. Но знаю, что уже проводятся разные такие соревнования, поэтому и хотел посоветоваться, чтобы избежать ненужных ошибок и в какой-то степени не изобретать велосипед.
Примерно прикидывал какие классы моделей можно было бы разработать и делать. Модельки длиной примерно 400-450мм. Если это резиномотор, то его собирать из канцелярских резинок. Электродвигатели типоразмером не более 280 и напряжением 4,5-6 вольт.
- Бесспорно это силуэтики резинки, но лучше что-то объёмное, типа бронекатера, чертежи которого печатал Евгений.
- Аэроглиссер с электродвигателем с самодельным пропеллером.
- Аэроглиссер на резиномоторе. Делаем такие модельки, потом покажу в другой теме. Очень хорошо проплывают дистанцию.
- Конечно прямоходик с электромотором и погружным винтом, возможно, типа того, что показывал Геннадий. В общем свободной конструкции.
- Возможно колесные модельки на резинке.
- Хотелось бы подводные лодки, но не знаю хватит ли глубины погружения до 20см. Под воду конечно уйдет и даже пробовал и при 15см глубины, но сомнения есть.
- Еще, конечно, хотелось бы какие-то парусные катамаранчики и яхточки. Ход от воздушного потока вентилятора.
- Любые модельки оригинальной конструкции на морскую тему.
Результаты должны определяться по сумме ходов и стенда. Ход 3-4 попытки, средние ворота 10 балов, а так называемый стенд это просто оценка вида модельки по 5 бальной или 10 бальной шкале.
В общем как-то так. Конструктивная критика, дополнения и т.д. приветствуется.
Если у вас не пара сотен участников нужно прийти к двум, максимум трём простым классам, иначе народ разбредётся по классам и будет по 3-4 участника в каждом, что противоречит самой идее о массовости.
Дальше определиться с условиями запуска моделей - какими водоёмами / бассейнами располагаете. Вот в моём случаи это только озеро и река (с достаточно сильным течением). Потому в качестве простых строим парусники (само собой несложной конструкции) и радио (как скоростные, так и некое подобие копий).
___________________________________________________
По поводу остальных категорий (опять таки применительно к местным условиям):
-
Резиномторные делаем, в основном в рамках ознакомления и получения навыков, ребята изготавливают одну модель (можно выбрать из трёх предлагаемых, в том числе и колёсную) в курсе обучения.
-
Прямоходики более строить не планирую, пускать всё равно толком негде. Взвесив за и против решил, что от радио отличий совсем мало, пущай сразу радио и строят.
-
Аэроглисеры на радиоуправлении делали, по снегу гоняли, радость приносят несомненно. У нас чисто зимние развлечение, нужно ли развивать дальше не знаю, но построить и попускать можно.
-
Есть у нас и оригинальной конструкции (относительно), считаю дело правильным, в рамках ознакомления явно полезно построить пару тройку простых моделей. Запускаем под парусами на озере.
-
Подводную лодку дааавно никто не делал (хоть комплект документации, включая шаблоны, в кружке есть), начинать начинали, но так до конца работу никто не довёл. С подводной лодкой вполне можно выступать в категории копий, отдельный класс им не нужен.
Предлагаю один из вариантов. Для соревнований начинающих кружковцев в небольших бассейнах лучше ограничить размер модели, примерно, длинной 400мм. Классов достаточно четырёх, первый - модели на резинке свободной конструкции (в нём могут принимать участие силуэтные, объёмные, с самодельными подводными и воздушными винтами), второй - модели свободной конструкции на электрике ( так же силуэтные и объёмные с самодельными подводными и воздушными винтами), третий - радиоуправляемая модель свободной конструкции фигурного курса, четвёртый - гоночная радиоуправляемая модель аэроглиссера. Дистанцию для первых двух классов организовать немного упрощённо, но по классической схеме. Для третьего фигурного класса так же упростить дистанцию, к примеру, ограничиться входными воротами и змейкой из трёх буйков. А для аэроглиссеров круговая дистанция на два буйка. Вот с радио аппаратурой всё зависит от оснащённости кружка.
А соревнования в малых бассейнах по простым парусникам лучше проводить отдельно в начале года или по мере необходимости.
При наличии, подводные лодки могут так же гоняться в первых двух классах, и в позиционном и в ныряющем варианте, не суть важно.