Болталка о яхтах

svetoteni

Лодочники и яхтсмены подъедают объедки со стола авиаторов и вертолётчиков.
Поиском по Авито Вы найдёте 2-каналки типа Футаба Аттак - и это минимум необходимого, но достаточно ли?

По ходу банкета Вам придётся решить несколько задач:

  1. Выставить руль по ДП. Варианты - механически, подгибая тягу (тяги), триммируя включённую аппаратуру (механический ползунок, сдвигающий потенциометр относительно стика - смотреть здесь с 1.15), программно, софтом на передатчике, дельта в сигнал на серву задаётся не механически, а микроконтролллером передатчика. Всё это имеет смысл, если потенциометр, управляющий рулём, достаточно точно с хорошей повторяемостью занимает нейтральное положение.
  2. Подобрать комфортную амплитуду отклонения стика для заметного отклонения руля. Возможно, конструкция именно Вашей лодки или особенности именно Вашей нервной системы не позволяют поймать тонкий момент, когда действительно начинается манёвр при перекладке баллера. И тут Вам поможет настройка (называется - экспонента), при которой отклонения руля в области нейтральной точки требуют большего отклонения стика, чем в крайних положениях.

В общем-то, для 2-канального управления яхтой понимания этих нюансов - достаточно.

Вертолётчики предпочитают иметь на пультах короткие стики, чтобы мгновенно отрабатывать команды управления. Самолётчики - удлиняют их, им нужна точность контроля. Видимо, яхты - поближе к самолётам, аха.

При практической дальности управления моделью яхты в пределах 200 метров - частотный диапазон аппаратуры никакого рояля не играет. Как и место размещения приёмника. Размер более-менее приличной антенны - сопоставим с 1/4 длины волны. 27 МГц - длина волны 11 метров, 40 МГц - 6 метров… Поэтому антенны сворачивают в спирали и рекомендуют их располагать по прямой (на стороне приёмника), а передатчики украшены телескопическими штырями. Пещерный век, чё)))) Но над водной поверхностью лучше проходят более длинные радиоволны (в частотном присвоении - диапазон 2 МГц - между GSM-1800 и GSM-2100 оставлен для связи между речными судами, вторая “морская” частота - 30 МГц, а на земле - авиаторы - 100 МГц, прочие - 134-174 МГц). Да, Вы в одиночку кататься будете? Если нет - то 2,4 - гарантия от досадной пересечки частот. И именно этот аргумент - решающий!

В общем, вероятность потерять модель по отказу радиоканала - отнюдь не на первом месте, более вероятно - отказ батареи, сервы или иные причины, типа укусила акула или склевал пеликан.

Желательно выбирать приёмники с т.н. “двойным преобразованием частоты гетеродина” - в честных спеках пишут про чувствительность -105 дБ, это оно.

Ежели не брезгуете б/у - от 1200 руб. а ежели “на всю жизнь”, да чтоб внукам осталось - 6-канальную Futaba… Кстати, снова можно б/у))) Видел в Москве как раз сейчас продают за 4К руб. комплект, сервы в коробке (нерекламачистодляпониманияразбросацен)

Soling
svetoteni:

частотный диапазон аппаратуры никакого рояля не играет.

Позволю себе наглость н согласится.
Исторически надзор выделял диапазоны для RC рядом с любительскими и промышленными. Самый “загаженный” - 27Мгц. Там работают все кому не лень. От любительских станций до промышленных устройств сушки дерева. Частота то у них другая, но могучесть такая что загаживают все вокруг. Остальные, чуть лучше, но… Имел счастье наблюдать вальс в исполнении моего катера.
Без моего участия. Не пригласил вот, змий. Рядом яхтклуб. А на катерах ихних - воки - токи всякие.
То же по чувствительности. Фанатизм ни к месту. На дистанции нормальной видимости яхточки совсем ни к чему большая чувствительность.
Вот двойное преобразование полезно. Такие приемники более помехоустойчивы. Избирательность у них выше.
С бортовыми батареями проблема в постоянной нагрузке на серву. Шкоты тянут - серва компенсирует. Выход - ставить червячные сервы.

falcoo

Огромное спасибо за развернутый ответ!
Я просто сам, как раз и являюсь по большей части аиатором. Так что аппаратура есть на 2.4 ГГц: “Спектрум” есть и “ФРСкай”. И еще какая-то простенькая пилотажевская аппа от “триумфа” на 27 или 40 МГц (не помню уже) - когда-то давно я нмного баловался яхточками. Теперь хочу снова заняться и планирую вторую прикупить, и заодно не хочу разводить целую кучу аппаратуры.

Таким образом, я так понял, что если используем 2.4 ГГц, то можно просто швырнуть приемник внутрь корпуса и не важно толком, куда там антенна смотрит и на какой она высоте? в пределах адекватной видимости все будет нормально ловить, получается ? просто авиахобби несколько приучило грамотно подходить к размещению приемника и направленности антенн. понятно, что яхта “не упадет на землю”, если сигнал вдруг пропадет. но и приятного тоже мало.

svetoteni

В корпусах до 800 мм - да, безразлично, потом осадка растёт и места больше - можно позволить себе прилепить приёмник под палубу.

Soling
falcoo:

то можно просто швырнуть приемник внутрь корпуса

Оно, конечно, можно. Но, не прилично так.
Не исключены заливы водой. (Всяко бывает ). Так что желательно приемник повыше и герметизировать его как следует.
В старую бытность один из моделистов постоянно шокировал зрителей. На подготовке к старту невозмутимо доставал из кармана пачку презервативов и тщательно упаковывал в них приемник. Все, понятно, на глазах почтенной публики. 😃
Еще тонкость… если корпус углепластиковый, что модно стало, хотя не понятно зачем такой. В нем приемник просто оглохнет.

falcoo

ну да, ятоже так давно пробовал с “Сенчури”. но только один раз упаковал в изделие и все. это сыграло со мной злую шутку. смазка вымылась и высохла, резина затвердела и стала ломкой. Действительно, вышеописанные действия не лишены смысла )

ukr30

Не знаю, кто и как, я гоняю яхты с 1976 года, за это время кучу всего перепробовал. Придерживаюсь двух вариантов размещения приемника-

  • под палубой в нише, или липучкой, без всяких кульков и шариков, презики к ним тоже относятся.
  • последний- отдельная герметичная капсула.
    Но тут скорее вопрос задавался по размещению антенн 2.4 приемника под палубой…
    Если корпус пластиковый, или пластмассовый, то можно устанавливать унтенны под палубой в подклеенных к палубе трубочках, Если углепластиковый, то в трубочках торчащих из палубы, или крышки люка, где спрятан приемник…
внп125

Если есть возможность, то желательно иметь несколько приемников на один передатчик - перекидывать приемник с одной модели на другую как то не очень удобно, да и таскать с собой кучу аппаратур тоже не подарок. У меня на Футабе установлен блок на 2.4 через переключатель - 2.4 на ФСР 35, 70МГц на Ешке. НА ФРСкай собираюсь прикупить пару - тройку приемников. Есть пара запасных приемников на 2.4 на Футабу, но, честно говоря, не очень нравится как работает Короновский блок - у всех приемников один и тот же глюк - надо пару раз щелкнуть выключателем, иначе он не видит передатчика. Пока лежат без дела.

falcoo

Ну “Корона” давно была известна своей своевольностью. еще лет 5 назад у друга был комплект “короновский” на 2.4. Так он с ней намучился и больше не хочет ).

Я в итоге, думаю себе “Спектрум” поставить, так как и летаю обычно на нем. У них вроде как есть специальные приемники ДСМ2-совместимые, но для наземной/водной техники.

SERGY

Наверное это приходит с возрастом. Устал от скоростных катамаранов и катеров, понял что созрел для парусной яхты. Очень понравилась Seawind от Kyosho, но вот незадача в Москве ни в одном из магазинов нет её в наличии и ничего путного, что случилось, куда всё пропало? Гуру яхт, что посоветуете, тащить из за бугра с нехилой переплатой за доставку? Или что то подобное искать на Хобби Кинге?

карабь

На гроте видна буква “А” и в заголовке ролика она же и фигурирует со словом “VANE”, видимо их местный класс яхт. Похож на класс “D-10”, который у нас перестал культивироваться.

Wolf

Спасибо.
А так забавный класс, Прям драгрейсинг какой то. 😃

Dìsw
SERGY:

Не для соревнований!

Ешки рулят, или можно спросить у профессионалов, которые участвуют в соревнованиях

внп125

Прямоходы, судя по авторулевому. У нас уже давно не культивируются.

falcoo

Такова природа человека, ему всегда интереснее чем-то управлять непосредственно, пусть даже и по радио. Так и отходят всякие прямоходы, корды, таймерки и свободнолеты, которыми занимаются только особо заинтересованные ими преверженцы. Большинству, при расцвете и повсеместном распростарнении радио, это уже малоинтересно.
Как-то общались мы со старым авиатором-кордовиком вовремя совместного распития. Беседа стала напоминать скорее воспоминания о “теплом ламповом звуке”, или а-ля “бездушная цифра убила пленку” со вставками типа “а вот раньше было…”, “да вы так никогда не сможете сейчас”. Что характерно, сам летает уже только на радио и на кордах отказывается.
Так вот, к чему это я. Подобные “неуправляемые” классы будут все дальше и дальше потихоньку отходить, оставаясь исключительно спортивной дисциплиной. ну опять же, за исключением той небольшой части, кого “конкретно вставит” от этого. Все естественно )

Я вон сам, прикупив радиояхту, если бы ее не было, а была бы возможность лишь купить/собрать/построить “прямохода” подобного типа, еще бы 10 раз задумался, надо мне оно или нет ) а так - точно знаю, что надо.

карабь

Прямоходы тем хороши, что приучаю чувствовать поведение лодки и оценивать ветровую и водную обстановку. Лучше не придумаешь класса для школьников, но руководители кружков, если сами не занимаются парусными моделями, надух его не переносят.

ukr30

Прямоходы интересный класс, со своей изюменкой, но в них основная проблема- подбор моделей. Нужны пара лодок в которых по два человека на подборе… и понимающих, как правильно подбирать. У меня не Чемпионате республики один раз в первой же гонке корпус катамарана на подборе разбили о борт лодки и все, год работы накрылся…
А сколько времени отбирается на подвозе…
А на такой акватории, как у англичан, можно спокойно гоняться- сам подбираешь… Старты можно делать каждую минуту. Потому они по сей день их и культивируют.

ukr30

Последние сборы сборной СССР в прямоходах- 1984г. в Кишеневе.