Решил построить новую Ф5-Е
Календарь и Положения всех соревнований в РБ лежат здесь. www.rc-club.by/forum/forums/83/
Ближайшие соревнования по яхтам 21-22 мая www.rc-club.by/forum/threads/5453/
Процесс создания болванок вкратце:
КОРПУС
- в любом 3д редакторе создаем трехмерную модель (я использовал юниграфикс)
- чтобы создать модель надо либо перенести координаты шпангоутов с чертежа и построить поверхность по массиву точек, либо, как я, использовать расчетную программу
- проводим сглаживание поверхности
- экспортируем файл модели в формат stl, так как его понимает большинство программного обеспечения фрезеров с ЧПУ
- далее я отдавал файл модели человеку у которого есть большой станок с рабочим полем больше болванки и он фрезеровал изделие (этот человек находится в Минске)
- зачишаем наждачкой шаргень от фрезы, шпаклюем, снова зачищаем - болванка готова.
Для моделирования палубы я использовал стандартные функции 3д редактора (дуги, блоки, цилиндры, сглаживание, закругление и т.д.) и строил дизайн исходя из своего видения. Расположение закладных для установки гиков. мачты, колодца, лебедки, серва - исходя из собственного опыта и расчетов.
- заготовка для болванки - переклеенный деревянный шит толщиной 50 ммв 3 слоя (купил в магазине Сделай сам)
Отформовал корки из полистирола, под вакуумом. Днище 2 мм HIPS. Палуба 1,5 мм. Термошкаф для разогрева сделал сам в гараже из остатков сэндвич-панелей.
Отличный бюджетный вариант корпуса - ни какой тебе смолы, стекляжки и всякой шпаклевки с краской!!!
Андрей! Какой вес корпуса получается?
Кто не знает- это старый белорусский способ изготовления корпусов “ешек”. Наверное, доведенный ими до совершенства. Они таким способом сделали у себя этот класс очень популярным.
В свое время у них Юра Ермаков заполонил такими “пластмассками” Белоруссию и Польшу…
Быстро, технологично, как ММ и дешево. Для “ешек” такая технология в самый раз, т.к. не надо особо гнаться за весом.
Молодец Андрей, я думал вы эту технологию похоронили.
это старый белорусский способ изготовления
Хорошая фраза - сразу запахло драниками с медовухой. А вообще-то этот способ освоил еще Юрин отец - Виктор Михайлович в 80-х. А еще через забор от нашего клуба находится завод холодильников АТЛАНТ - оттуда и технологическая мысль.
А я продолжу дальше. Нарисовал в 3д матрицы киля и руля. Рисовал сразу матрицы, так как сборку всей модели в 3д делать не буду - и так все в уме представляю. Потом выложу фото.
Профиль киля NACA 009, руля NACA 006.
То есть, сопротивление корпуса Вы математически не оценивали? Ни на прямом киле, ни в крене? Всё по наитию?
На 1 и 2 фото положение киля кажется смещённым к корме, на третьей - вроде и ничего.
С точки зрения физических параметров (сила сопротивления корпуса в ньютонах) - не оценивал (хотел когда-то поступать в ЛКИ, но потом остался в Минске). Оценивал распределение водоизмещения (строевые) на ровном киле и на крену, изменение точки приложения выталкивающей силы. Поверхность строится кривыми 2-го порядка (окружность, эллипс, парабола, синусоида) потом дополнительно сглаживается. Расположение киля, руля, мачты, а также другие параметры (углы выхода батоксов) - исходя из своего практического опыта конструирования предыдущих моделей.
Если есть более продвинутые теоретические наработки и методики - очень буду рад пообщаться.
Меня впечатлила визуализация обтекания корпуса во Фришипе. Плюс возможность просто накренить модель и оценить изменение сопротивления. Но туго всё, то ли экран ноута маловат, то ли мозг староват))))
Привет Андрей!
Рад за твое возвращение в рядеющие ряды радио-яхтсменов!
Форма киля для наверное для тебя культовая? Трапециевидный киль - технологичней то будет. Руль с ластой тоже упростит матрицу.
В конце апреля а нас традиционные бега. Если будет возможность приезжай.
Меня впечатлила визуализация обтекания корпуса во Фришипе. Плюс возможность просто накренить модель и оценить изменение сопротивления. Но туго всё, то ли экран ноута маловат, то ли мозг староват))))
Я фришипом не владею. Где можно его скачать? И как туда загнать проект по координатам? Есть ли инструкция на русском? Интересно было-бы попробовать, но все равно нужно что-то для сравнения - какой-то раскрученный проект.
Привет Андрей!
Рад за твое возвращение в рядеющие ряды радио-яхтсменов!
Форма киля для наверное для тебя культовая? Трапециевидный киль - технологичней то будет. Руль с ластой тоже упростит матрицу.
В конце апреля а нас традиционные бега. Если будет возможность приезжай.
Ну да такая форма киля у меня традиционная. А по поводу технологичности - станку с ЧПУ все равно как грызть.
Руль с ластой, я по своему пониманию гидродинамики - не принимаю. При повороте он может и помогает (хотя тоже сомнительно, так как будет изгибаться в неправильнуб сторону), а также подгребать на кисляках, а на курсах с дрейфом создает непонятную подъемную силу, которая выкручивает лодку в привод. Я думаю, что руль с ластой - это маркетинговый ход Валицкого, а не обдуманное техническое решение.
Выкладываю готовую матрицу. Из оргстекла, думаю на пару- тройку формовок хватит, а больше пока не требуется.
К вам приехать в этом году не получится по семейным обстоятельствам. И сложно теперь ехать. Раньше был прямой паровоз на Кисловодск, по он через Украину. А теперь только через Москву или на машине по кругу. Очень долго получится ехать.
Первый запрос в яндексе “Фришип” - первая ссылка)))
Второй запрос в яндексе - “Фришип русская инструкция” - www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=425033
Ну, и потом можно сравнить с delftship
У нас матрицы из оргстекла пережили уже десяток формовок. Мы жмем через плиту - по все плоскости обычными струбцинами.
Первый запрос в яндексе “Фришип” - первая ссылка)))
Второй запрос в яндексе - “Фришип русская инструкция” - www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=425033
Ну, и потом можно сравнить с delftship
Спасибо! Уже скачал, буду разбираться как занести туда свои данные. Уже несоответствие начала координат. У меня в носу, а там надо вроде с кормы.
Может кто-нибудь уже загружал IOM или F5-E в эту программу?
И еще наверное возникнет проблема. По мануалу для расчета яхт по методу Delft требуется выдержать диапазон соотношения Lwl/Bwl [2.76 - 5.00], а у меня, как и у большинства проектов F5-E\IOM, больше 5.
Уже несоответствие начала координат. У меня в носу, а там надо вроде с кормы.
Это потому, что корабли на чертежах в право смотрят, а самолёты на лево. 😃
Это потому, что корабли на чертежах в право смотрят, а самолёты на лево. 😃
Но нумерация шпангоутов производится с носа в корму.
В свое время тоже кинулся в теорию, построил серию разных проектов, на “эмке” даже был вторым на кубке СССР, а воспитанник на “ешке” тоже в вторым. Но не понравились мне корпуса, не было чего-то.
Однажды прочитал интересную статью в “Катерах и яхтах”, где описывались сравнительные гонки двух проектов яхт. Одна по теории должна ходить лучше другой , но все время проигрывала.
Один австралийский конструктор “двенадцатиметровиков” сказал- если теория говорит одно, а я вижу другое- я верю своим глазам… А они делали яхты специально под определенную акваторию и ветровые условия на ней- что можно придумать конкретней…
А мы гоняемся на разных акваториях и разных ветрах…
В общем, отказался от всяких теорий, т.к. идеальный корпус ты можешь создать только под определенные условия гонок, в остальных условиях яхта идет хуже. Если яхта сделана под слабые ветра, то в сильные она не конкурент- проверено на практике.
Так что строю только то, что мне нравится, считаю только водоизмещение и ничего, лодки не плохо бегают.
А у Андрея предыдущие яхты на которых он гонялся хорошие,опыт постройки у него колоссальный, гонок тоже- был в сборной СССР, так что нет сомнений в новом его проекте.
По обводам, на мой взгляд, лодка заточена на средние-сильные ветра, а на слабых Андрей головой ее вытянет.
В добавок, на “ешке” разница заточки яхты не так критична, как на “десятках”.
Слишком жесткий и не регулируемый узел под мачту, такой только ставить после окончательной центровки и то…
В небольших пределах можно будет регулировать наклоном мачты, а если не хватит - буду мудрить (сниму со старой модели). Уже отдал на печать. Еще можно порегулировать площадью руля
Но нумерация шпангоутов производится с носа в корму.
Кстати да. Может это традиция какая (арабская 😃 ). Много современных чертежей видел, где нумерация с кормы идёт.