"Простейшая модель яхты" (МК, 1962,2) на новый лад...

SAN

Я на обеих рулевым ходил.

a_centaurus

Здорово!
А малую яхту сами делали? А вода, это Химки?
Первое, что нужно было сделать в системе управления - установить руль. Достаточно точно встала последняя модификация в цельном варианте. С ней и продолжил работу. Баллер будет сделан из электрода MIG 1.6 mm. К нему легко припаять юбку-ограничитель хода. А вот гельмпортову трубу в верхнем сегменте пришлось рассверлить. Во-первых, чтобы в пространстве между стенками и баллером устроить сальник, во-вторых, чтобы уменьшить площадь касания б. Так уменьшится нагрузка на серву. Сверлил вручную, установив сверло на нужную длину в ручные ювелирные тиски. В качестве “сала” та же вакуумная смазка Dоw Corning. Наверх канала сальника будет установлен отражатель-сальник (фетр) и крышка из стальной шайбы. Всё замкнётся юбкой на баллере. После сборки аналогичный подпятник будет установлен (пайка) на противоположном конце под килем.

anmis

Как это вам удалось раздобыть советские тиски так далеко от родины?

a_centaurus
anmis:

Как это вам удалось раздобыть советские тиски так далеко от родины?

А с Родины (СССР) и были привезены. Вместе с остальным набором мелкослесарных и ювелирных инструментов. Абразивных (алмазных) дисков, боров, глазных и хирургических пинцетов, корнцангов etc. Это “рыболовные снасти”, а рыба есть везде. Ловить Надо Уметь . Кстати, такого качества пинцетов и мелких “бархатных” надфилей пока не встречал, хотя есть в арсенале и швейцарские и немецкие и американские инструменты.

a_centaurus

Спасибо за link. Много полезного. Да и яхта красивая и современная. Много обьёма и линии более простые и экономные.
К нашим “баранам”. Управление по каналу руля закончил. Кабанчик-румпель в итоге сделал из листовой меди и припаял. Так оно надёжнее. Перо руля к баллеру как и планировалось, приклеил (залил через оставленные порты) циакрином. Гельмпортову трубу забил смазкой. Отклонение руля +/- 30º. Посадил на канал rudder и проверил с аппой. Пока HK, но планируется на Taranis. Поставил на оси (М3) ролики системы управления гротом (стакселем?). Грубо выставил положение тяги на серве по схеме ММ. Если есть рекомендации по материалу шкота?

Bolshoy

Шкот из Dynema в рыболовном магазине. Но она дорогая, можно простую плетенку там-же подобрать. 0,2-0,3 мм подойдет.

a_centaurus
Bolshoy:

можно простую плетенку

Плетёнка - плетёная (косичкой) леска? Обычная леска 0.3 мм есть. Иногда на форель ходим. Другой расходный материал - кевларовая нить. Сечение (0.5х0.3) этой нити плоское. Хороша тем, что хорошо вяжется в узлы и фиксируется циакрином. Прочность на разрыв сравнимая с line. От смачивания можно уберечь пропиткой или натиранием.

a_centaurus
svetoteni:

все пойдёт.

Есть на Mercado libre Argentina (интернет рынок), в катушках 100-500 м. Где-то USd 8-35.

a_centaurus

Долго искал оптимум в схеме управления. Пока, внутри моего понимания задачи, работоспособным кажется вот такой вариант (фото,видео). Испробовал несколько вариантов материала для шкота. Стало очевидно, что шкот должен иметь ширину, соответствующую геометрии ролика, обладать некоей “прилипчивостью”, не провисать, не перетираться и т.д. А сама система должна иметь эластичные компенсаторы натяга. Наверное, специалисты всё это знают, но делиться не спешат. Поэтому, как понято, так сделано. Дальше путь покажут натурные испытания. На видео можно видеть как концевые компенсаторы натяга, так и грузик на гике, имитирующий ветровую нагрузку. Критерием работоспособности схемы были отсутствие провисания шкота на блоках, отклонение гика до проектного угла и возвращение его в нейтральное положение.

svetoteni

Работать будет, но контроль за положением грота будет плавающий в силу того, что резиновый компенсатор может подтравливать шкот под нагрузкой.
В разработанной кинематике можно перенести резину за второй блок, за которым теперь будет два элемента, параллельно - сам шкот и натяжитель.

FFedor

Приветствую уважаемое общество. Вот живу в пяти метрах от воды и от Вас набираюсь опыта, а вдруг …, но что-то не видно в Ваших рядах Петра Нечаева, ну просто нету, я в растерянности. Предположу, что он не верит в пластик.? А, так, занимательно. С уважением.

SAN

Надо проверять как эти натяжители отработают резкую перекладку грота при повороте фордевинд, имхо

a_centaurus
svetoteni:

Работать будет, но контроль за положением грота будет плавающий в силу того, что резиновый компенсатор может подтравливать шкот под нагрузкой.
В разработанной кинематике можно перенести резину за второй блок, за которым теперь будет два элемента, параллельно - сам шкот и натяжитель.

Спасибо за комментарии. Конечно, как в любом техническом решении, в этом есть pro y contra. Негативно то, что могут появиться осцилляции в подьёмной силе паруса. Я это понимаю и надеюсь на возможность нахождения оптимального значения коэфф. растяжения амортизатора и угла активного контроля гика на шкоте. Позитивно то, что сглаживается динамика работы всей системы контроля. Пусковые моменты серво, натяг шкота, нагрузки на рычаг качалки при изменении силы ветра. И если негатив (наверное, что-то ещё пока упускаю) влияет на степень управляемости (лучше-хуже, точнее-грубее etc.), то позитив повышает надёжность и vida util всей системы. На видео показан грузик (60 г), устанавливаемый в нужное положение по оси гика, чтобы имитировать ветровую нагрузку. Так вот, без амортизатора в крайнем положении груза на конце гика, серво просто не может вернуть его обратно, в нейтраль. Конечно, схема эта пока принята за базовую в первом приближении и буду продолжать макетировать разные вариации для поиска рабочего оптимума. Поскольку кроме чисто функциональных задач, нужно ещё решить проблему компоновки элементов RC в плоскости дека. Так, как сейчас имеет место быть, размещение в секторе доступа люка батареи, приёмника и BEC питания, весьма проблематично. Линии шкота пересекают все направления. Очевидно нужно будет перенести серво на противоположный борт и уменьшить плечо качалки. Будет компактнее и даст выигрыш в силе.

Bolshoy

моё мнение. резина в этой конструкции - лишний элемент.
При таком клюзе в палубе - нафига такие блоки?

SAN

Я так понял подвижный блок для увеличения хода грота-шкота
Вопрос не слетит ли шкот с блоков

Bolshoy

Так для этого делают одну оттяжку на свободном конце шкота. И приводной шкот всегда будет в тонусе. 😃

a_centaurus

Для того, чтобы ш. не “слетал” во-первых, внедрён эластичный элемент, во-вторых, ш. оборачивается два раза вокруг ролика. То есть, шкот при движении на тянут на всех углах поворота рычага. Клюз на видео - технологический имитатор. Из первого варианта дека вырезал большую часть и просверлил отверстие на месте клюза, чтобы удобно было видоизменять схему. Владимир, постарайтесь, por favor, обьяснять свою субьективную позицию (мнение) в технических терминах. Так, чтобы суть была понятна и стала обьектом. Я уважаю Ваше мнение, но у меня есть собственное м. и чтобы его изменить я должен понять мнение сведущего оппонента.

Bolshoy:

Так для этого делают одну оттяжку на свободном конце шкота. И приводной шкот всегда будет в тонусе. 😃

Уже попросил Вас аргументировать своё мнение или показывать свои знания при помощи внятного технического описания. В таком виде они для меня являются информационным шумом и не помогают в работе…

MaikG3

ИМХО усилие сервы толком до гика и не доходит, не помню где читал, но суть - каждый “блок на 180гр” ворует до 20% усилия под нагрузкой в идеальных условиях (подшипник на ролике) и до 50% если это просто “кольцо из проволоки”. Зачем такие сложности?
В Вашем случае я бы доработал серву до хода рычага 180град и просто закрепил шкот на конце рычага. И один клюз… Ну оттяжку на конец рычага резиновую, для увеличения усилия “по Петру Нечаеву” … Все!

Кстати, кто подскажет, какой “рабочий диапазон угла гика”? В ноль по оси яхты же он никогда не бывает… солько? 5град? и до… 45? 60?