Rhino простые навыки проектирования
5.Корки
Эта часть процесса наиболее приятная за счёт того,что состоит из простейшей операции и результат наконец-то начинает быть видимым.Давайте рассмотрим кривые,которые будут участвовать в построении верхней корки
Вы видите,что часть законцовки отсечена,а передняя и задняя кривые ограничиваются кривыми крайних полунервюр. Выбрав селекцией промежуточные полунервюры,применим команду построения корки
Корка построена!По умолчанию программа показывает первую этерацию сглаживания поверхности.Чтобы данная функция не мешала видеть результат,эту визуализацию можно отключить
Повторим последовательность данного параграфа для нижней половинки консоли и получим практически готовый сегмент крыла.
Повторим последовательность данного параграфа для нижней половинки консоли
Константин, а в чем подвох построения корки по 2-м половинкам?
2 рельса прекрасно справляются и с полной нервюрой.
6. Проще-лучше
В предыдущей части урока мы построили две основные корки консоли - верхнюю и нижнюю и для полного завершения строительства поверхностей нужно построить законцовку крыла.Мы уже решили,что и эта часть будет состоять из двух половин всвязи с тем,что любая программа с большей точностью справляется с мелкими однотипными задачами,нежели с глобальными.Следующим действием я намерен это продемонстрировать.
Теория.
Известно,что две кривые могут образовать только поверхность первого порядка((одинарной кривизны)если это не поверхность сдвига с вращением).Подобная форма законцовки характерна для самолётов с мягкой обшивкой.Такой подход конечно возможен в нашем случае,если конструктор сознательно идёт на определённую степень упрощения форм.Но рассмотрим всё таки вариант построения поверхности второго порядка. Для её создания нужна третья кривая.Чаще всего такую кривую делают в виде продолжения лонжерона,но я поступлю иначе.Кривая ,образующая обводы профиля рассекается в своей наивысшей точке на две части
(каждая из стрелок на рисунке указывает на отдельный сегмент кривой).Теперь инструмент Surface from Network of Curves получает в работу три кривые и обязан построить поверхность второго порядка очень аккуратно
После выполнения данной операции,визуализацию поверхности,лучше всего сделать невидимой(см.#552)
Константин, а в чем подвох построения корки по 2-м половинкам?
2 рельса прекрасно справляются и с полной нервюрой.
Законный вопрос,Игорь!
Подвоха собственно нет,но неудобства начинаются позже.
Вот пример:
1.Законцовку подобного(да и более простого)крыла по полной нервюре не построить,а по двум половинам по очереди не представляется сложным.
2.Тоже самое и для зализов.
3.При построении мотогондол,ниш и гондол шасси тоже удобнее вести работу кусками.
4.Элементарное проецирование отрезков с целью построения лонжеронов закрылков начинает дублировать отрезки в ненужных местах.
5.В последствии при вынесении на плаз нервюры удобнее иметь группой кривых,а не единым объектом.Это связано с отработкой окон облегчения и прочей обвески.
7. Всё и сразу…
Итак,все поверхности построены и готовы к эксплуатации.Что за информацию я собираюсь извлечь из полученной детали?Первое и самое интересное – набор нервюр и точные места их посадки в каркас.Второе – лонжерон.И последнее – обводы деталей отклоняемых поверхностей консоли.
Порядок действий такой: в окне ,Top, над поверхностью консоли вычерчиваются прямые линии
,котрые методом проецирования на поверхность,автоматически создадут все интересующие меня элементы
Если задержаться на данной стадии развития проекта и углубиться в подробности,то можно обогатить чертёж расшивкой,надписями ,бортовыми номерами, линиями камуфляжа,подготовить линии обводов щитков шасси и т.д. Но,однако,пойдёмте дальше.
В завершении этой операции создадим линии привязки комплекса деталей друг относительно друга.Во многих случаях они будут не только указывать место монтажа деталей,но и их наклон,направление,ось.
8. ,V,
Для получения истинной информации о форме лонжерона нам не хватает создания V крыла. Вся конструкция консоли рассекается линией в заданном месте и необходимый участок консоли поворачивается на желаемый угол.
Крайние точки,которые в следствии поворота ,потеряли контакт между собой,необходимо соединить дополнительными отрезками,или простым ,склеиванием, этих точек.Теперь мы можем временно создать зеркальную копию консоли с центропланом,для получения общей картины созданного крыла.
Почему временно?
Удобне всего всем изменениям подвергать только одну из половин крыла,регулярно дублируя результат симметрично продольной оси модели.
Подвоха собственно нет,но неудобства начинаются позже.
Мда… Да и развертки не получишь. По любому резать придется, а точно уже не разрежешь…😇
Теперь инструмент Surface from Network of Curves получает в работу три кривые и обязан построить поверхность второго порядка очень аккуратно
Константин, я что то упустил или … это проверка читателя на внимательнось…😃
Три кривые это: кусок профиля, обвод крыла на виде сверху и … вид законцовки на виде сбоку? (эту кривую нужно еще построить)
попробуйте вот так
У меня получилось вот по этим кривым
причём, когда указал концы кривых А и С вблизи точки рассечения образующей нервюры, тогда поверхность построилась с “правильной” выпуклостью. А попробовал указать концы вблизи концов кривой Д, поверхность получилась переходящая в “плоскую” на кривой Д.
(Константин, извините за то, что вмешался:))
оп…, Юра уже ответил:)
попробуйте вот так
У меня получилось вот по этим кривым
Не… В обоих случаях мы получим острую кромку по всей красной кривой или кривой D.
Проще тогда использовать 2 рельса, как в 557 посте. В этом случае толщина профиля будет соразмерно уменьшаться длине хорды.
При использовании networka можно изменять толщину профиля (перехода в законцовку) произвольно (вернее согласно заданной кривой). А вот как этого достичь без нее я не врубился.
Ну, да не страшно. Просто стало интересно, как это правильно сделать;)
Используя две рельсы и профиль получим крыло с постоянным профилем, т.е. без аэродинамической крутки. Если делать так-как надо, а не так-как получится, то с рельсами лучше не строить.
Эт понятно.
Просто мне стало интересно, как без доп кривой получилась законцовка у Константина.
Стоит, наверное, подождать его коментариев…
Да,способ,о котором идёт речь,основан на том,что Surface from Network of Curves всегда нуждается в трёх кривых.И тут появляется несколько возможностей.Одна из них-это создание кривой продолжающей линию лонжерона и он хорош для укороченных законцовок,или законцовок сложной формы.
Для законцовок симетричных,или почти симетричных в плане легко можно обойтись тем методом,что описывается в этом уроке.Тут третья кривая получается путём рассечения либо кривой полупрофиля,либо кривой обвода законцовки.Особенно ,чисто, сопрягаются поверхности имеющие малый радиус скркгления лобика профиля.
В некоторых случаях появляется необходимость вырезать часть поверхности и создавать скругление лобика отдельной деталью.Это самый ,чистый, но и самый,дорогой, метод.Он проиллюстрирован в теме о Пайпере.
Вот фрагмент той темы.
…Консоль Пайпера-очень простая деталь для моделирования.Построена она может быть любым из известных способов(вытягивания из основания,запусканием профиля по отрезку(кр.первого порядка),прямой по двум путям,лофтом и т.д)Выбирайте то,что ближе лежит.Результат будет одинаков.Но советую придерживаться следующих методик,о которых речь пойдёт ниже.Создавайте консоль из двух корок-верхней и нижней.Это со временем принесёт свою пользу.Особенно это будет ощутимо на стадии вычерчивания нервюр с учётом толщин материала(для Рино).
Порядок событий по вложениям:
Изготавливается отрезок=длине прямого участка консоли до законцовки и ему задаётся угол V крыла.В крайнюю его точку устанавливается копия профиля(две половинки-верхн&нижн)
Создаётся верхняя корка,затем нижняя(порядок не важен)
Создаётся очертание законцовки крыла по подкладочному чертежу из вида сверху(на иллюстрации его не видно)
Кривые профиля рассекаются на четыре независимых половины в наивысших точках.Я делаю это отрезком.
Изготавливаем верхнюю половину законцовки (surface from a network of curves-для Рино)затем нижнюю по аналогии с верхней
Из вида в фас обоим половинам придаётся некоторый изгиб вверх в соответствии с подкладочным рисунком.Эта операция производится при помощи деформера (Bend - для Рино)
…
И вариант с вычерчиванием лобика,как отдельной детали
…Из кривой ,что описывала очертание законцовки убрал прямой участок,ибо отображался он хардверным рендером несколько неэстетично,а точнее давал эффект мягкой ступенечки.Те,кто скачал себе предыдущий файл модели могут это внимательно рассмотреть.И хотя погрешность эта исключительно визуального порядка и при нарезке сечений себя бы совершенно не проявила, я принял решение обработать избавиться от этого нежелательного явления.За одно с этим скруглю острое ребро законцовки.
Порядок событий во вложениях:
От линии контура сделан борт(Offset).Он масштабирован та,как показано на рисунке.
На вновь воссозданные поверхности спроецирована линия отбортовки.
Сегмент профиля запущен по полученым кривым.
9. Стапель
Собрать крыло,имеющее два вида крутки(аэродинамическую и геометрическую) без специального стапеля невозможно!Дело в том,что каждая из нервюр имеет собственный угол атаки и свою неповторимую форму.На данном этапе мы имеем лишь надёжную информацию о месте привязки каждой из них к лонжерону и это даст в реальной сборке лишь некототорую увернность в правильности их местоположения друг относительно друга.Нужны ещё две точки для каждой из них!
Следующим комплексом действий я собираюсь создать на нижнем обводе каждой нервюры опорные точки,которые будут являться индивидуальным стапелем для каждой из них.
Я планирую собирать каждую из консолей и центроплан раздельно.Финальный монтаж крыла проведу только на последнем этапе.Следовательно стапельные выступы не должны отвечать за V крыла и будут не очень крупными.Создадим виртуальную модель стола на котором будут выставляться нервюры для сборки и спроецируем на него некие кривые способные задать ширину и местоположение выступов.Проведём вертикали к каждой из нервюр и далее полное очертание каждого выступа для каждой нервюры в отдельности.
10. 2D чертёж
Наступает время перевода трёхмерных деталей в плоскостной чертёж и окончательной его отделки под вывод в печать.Для этого Rhino снабжён отличным набором инструментов,позволяющим всю эту работу сделать прямо в рамках данного пакета.
Действия:
Последовательно выбирая каждую из деталей модели крыла используем команду Dimensiоn\Make 2-D Drawing .Появившееся диалоговое окно позволяет произвести настройки реализации перевода чертежа в известные чертёжные стандарты и способ визуализации видимых и скрытых линий.
Укажите в данном диалоговом окне в каком из трёх окон рабочего поля вы желаете получать двухмерные изображения и желаете ли выносить скрытые линии в дополнительном слое и подтвердите выбор.Вот как будет выглядеть лонжерон в случае использования настроек по умолчанию.
Далее раскладываются нервюры и дополнительные элементы конструкции отклоняемых поверхностей,обводы крыла.На этом этапе,деталям присваивается толщина материала .Это делается автоматической функцией вычерчивания кривых с заданной дистанцией отступа от основной кривой.Данную функцию можно использовать ещё на стадии 3D,создавая толщину листового материала,но я перенёс эту часть работ в завершающую стадию(2D).Для удобства некоторые сплошные основные линии заменяются на штриховые
,как в случае с нервюрами,невидимыми под бальзовыми полочками и обшивкой лобика.Разработка посадочных гнёзд для сервомашинок ведётся при помощи трёхмерной габаритной модели,которая изготавливается заранее в соответствии с выбранной моделью.Её присутствие позволит точно разработать детали посадочного узла.
Дальнейшая работа по укомплектации чертежа зависит от личных интересов и пожеланий проектировщика,а мой пример ограничится теми элементами,которые присутствуют на финальном рисунке
Спасибо большое за урок.
Хотел еще поинтересоваться, Константин, вы в своих работах в Рино используете практически только поверхности и кривые. А Solid проектирование? Эта возможность неплохо реализована в Рино. Конечно намного слабее, чем поверхности, но позволяет сразу задать толщины материала и получить ответные “следы” (пазы) тех же лонжеронов в нервюрах одним кликом (без дополнительных проекций и т.д.). Особенно актуально при проектировании узлов “шип - паз”. Ну и визуально 3D Solid проще воспринимается.
Можно ли услышать ваши мысли по этому поводу, а так же плюсы и минусы этого метода.
… А Solid проектирование? Эта возможность неплохо реализована в Рино. Конечно намного слабее, чем поверхности, но позволяет сразу задать толщины материала и получить ответные “следы” (пазы) тех же лонжеронов в нервюрах одним кликом (без дополнительных проекций и т.д.). Особенно актуально при проектировании узлов “шип - паз”. Ну и визуально 3D Solid проще воспринимается…
😁 урок ещё не закончен…осталось ещё несколько слов.
Да,Игорь,солид в Рино очень хорошо организован.Результат работы в стиле ,шип-паз, действительно нагляднее выглядит именно в сОлиде,но я за несколько лет инетенсивной работы перешёл именно на кривые.Две из причин- легковесность документов содержащих тысячи подобных соединений и скорость вычерчивания соединений,ШИП,
11. Перевод в растр
Полученный чертёж можно напечатать прямо из программы,сохранить его в любом из предлагаемых векторных форматов для подачи в печать,перевести в растр. Для иллюстрации в статье,наиболее визуальным является растр.Давайте представим себе,что наша задача-именно печать плаза в масштабе 1 : 1.
Для этого нужно выбрать(селектировать) всё,что должно попасть в поле чертежа,далее File/Export Selected…,сохранить документ в формате Adobe Illustrator(*ai)
В появившемся окне
вы должны указать,что намерены сохранить текущие размеры модели при переводе в новый формат и соответственно 1 см вашего чертёжного поля должен соответствовать 1 см поля в ai. Формате.(а в дальнейшем и в растре)Если вы имеете намерение перевести размеры в мм.,или в дюймы,на этой стадии эта задача легко осуществима.
После завершения операции по экспорту,вы можете открыть чертёж в программе Фотошоп.Выглядеть это будет так
12. Заключение
Использование бумажных плазов весьма удобно и распространено среди моделистов всего мира.Каждый из проектировщиков переносит в чертёж свои модельные привычки.Я,например,при компоновке чертежа стараюсь придерживаться стандартных размеров бумажных рулонов принтера,выбранной для печати студии,что делает плаз более компактным и заполненным.Детали,котрые будут являться подложкой при сборке компоную вместе,а элементы подлежащие вырезке с целю накладки на бальзу в качестве шаблонов, подальше от первых и в таком порядке,чтобы лист ,отъедался, постепенно и на всех стадиях сохранял свою целостность.При достаточном свободном поле,часто дублирую некоторые детали под вырезку на случай износа,или потери шаблона.
3D документ в формате Рино и вектор в приложении по ссылке:
Rhino tutor.rar - 0.74MB
…
Константин, большое спасибо за уроки!
Скажите, пожалуйста, если есть лонжерон (или другая деталь), плоскость которого не параллельна ни одной из трех основных плоскостей (под углом к корневой нервюре), то получить контур для печати можно только путем поворота лонжерона в плоскость, параллельную любой основной? Или есть какой-то автоматический ход?
В Вашем уроке длина проекции торца элерона не совпадает с его длиной на модели. В чем у меня ошибка?
Спасибо.
Приветствую,Владимир!
Да,в этом случае деталь нужно развернуть в одну из трёх плоскостей.В отдельных случаях(крайне редких) можно создать новую координатную систему специально для конкретной детали и вынести работу над ней в отдельное окно.Но проще снять копию детали,развернуть её в плоскость и продолжать работу над ней в привычной системе координат.
Огромное спасибо автору за уроки.Разбираюсь.Неплохо получается.
это не конвертирование, это настройки рины! сделайте в настройках изображение глатко и медленно, тогда всё встанет на место