Ищу чертёж F3A
Дайте пожалуйста размеры реек на крылья, завтра пойду пилить!
Как говорил пес Шарик в “Собачьем сердце”: -“Свезло мне, так свезло”.
В данном случае свезло тебе. В гараже возле циркулярки нашел бамажку с записями, что делал когда резал себе рейки. Я ее не проверял, но думаю, что не надурю. Вот что там у меня было записано:
Фюзеляж
сосна
3х3х620- 12 шт
6х3х620-2 шт
3х2х160-2шт
3х3х160-2 шт
КРЫЛО:
полки лонжерона:
сосна
10х5 (начало)-6х3 (конец) х 685-4 шт
корневая добавка к лонжерону, чтобы было куда лепить пенал под соеденит. рейку 20х5 начало , в конце сходит на ус т.е на ноль, длина 200-4шт
передняя кромка (липа) 15х6х690 -2шт. к концу сужается до 9х5
задняя кромка липа (клеится после отрезания элерона) 8х15(начало) 6х8 (конец)х685-2шт
элерон липа -передняя кромка (клеится после отрезания элерона) 6х12 начало 5х6 конец х 575-2 шт
эадняя кромка бальза 3х10начало 2,5х8 конец х575 2 шт.
На всякий случай проверь по чертежу.
ВАН ДРЫНК БИРР ПЛИЗ (баночку пива пожалуйста)
Высчитывал сидел длину, толщину и ширину реек на крылья, вот что получилось:
Первая рейка: (передняя кромка крыла) 686мм * 14мм * 5мм
Средняя рейка 686мм * 10мм * 5мм
Крайняя рейка: (к которой крепится элерон) 677мм *12мм *7,5мм ???(7.5мм или 5мм)
Последняя рейка: (задний край крыла) вычислить не получилось !!!
:)Ну и вот что я за вечер успел сворганить!
😃😃😃 Спасибоо!!
Ну и немного юмора перед сном 😛😁😁
Проверил, приблизительно сходится!
Долго!Да и нож не нужен…
Вот как это делает Ю.Гапон:
…
Удачи!
Спасибо. ВЕК ЖИВИ- ВЕК УЧИСЬ
Рано конечно писать, но сегодня начал чиркать модельку.
Пока выходит так.
Ну начало не плохое, желаю вам довести дело до конца! Внешний вид мне нравится!
Сейчас скажешь: -“Ну началось!!!”
Да, сейчас установился формат моделей, с одинаковыми габаритами, по длине и размаху. И делают это по сравнению с ранее установившимся форматом за счет удлинения хвостовой балки, увеличения корневой хорды и уменьшения удлинения крыла. Удлинение - это отношение размаха к средней аэродинамической хорде (САХ). Т.е. при такой компановке центр тяжести значительно может сместиться назад, что гораздо хуже, чем передняя центровка. Т.к при передней центровке самолет становится менее «вертлявым» - но зато уверенно - как утюг прет вперед, а при задней -его хрен удержишь, он будет очень неустойчивым. Надо стремиться что бы центр тяжести был примерно на расстоянии 25%САХ от передней кромки - это классика, т.е компромис устойчивости и управляемости. Для этого делают большую стреловидность по передней кромке, а по задней ее делают минимальной , или даже если это гармонично смотрится -то даже прямой. Как это влияет на расположение центра тяжести можно увидеть на прилагаемой картинке. Там видно, что разница почти 20мм в пользу крала с более “прямой” задней кромкой. Кстати, именно таким образом во время войны исправили центровку на легендарном штурмовике ИЛ-2, когда добавили позади пилота (точнее сказать вернули) стрелка радиста. Размеры я взял произвольно, лишь старался сохранить одинаковыми корневые и концевые хорды и размах, площадь немного отличается, но при необходимости, за счет формы законцовок, ее тоже можно уравнять.
Ну а на счет капота- то я начинаю рисовать с того что черчу мотор и бак (или аккумулятор), а потом вокруг них “пляшу.”
К вышесказанному, в пользу увеличения стреловидности по передней кромке, надо еще добвить то что при этом увеличивается поперечная устойчивость При большой стреловидности даже делают обратное V, это можно видеть на больших самолетах- бомбёрах или аэробусах. А в нашем случае при уменьшении удлинения и как следствие уменьшении и поперечной устойчивости - стреловидность тоже пойдет на пользу .Хоть это и пилотажка, но про устойчивость не надо забывать.Во всем должен быть разумный компромис. Так уменьшая удлинение мы уменьшаем момент инерции -это для пилотажа хорошо, но и уменьшаем устойчивость, а это уже отражается на качестве пилотажа, имеется ввиду четкость прямых .
И вообще авиация -это постоянный поиск компромиссов, например вес и прочность, управляемость и устойчивость, крейсерская скорость и посадочная скорость, аэродинамика и технологичность ну и т.д.
Благодарю за все вышесказанное, но я удлинения добиваюсь скорее всего тем, что максимально отодвигаю назад руль высоты, как можно дальше.
25% САХ для меня кажется слишком передней центровкой, я привык летать на моделях делающих 3D пилотаж, поэтому центровка выше 33% мне кажется нормой. Здесь постараюсь сделать 30%, а позже постепенно двигать назад. В то, что у меня это получится, без дополнительных догрузок, я более чем уверен. Компоновка самолета вообще такова, что все весомые элементы будут находится как можно ближе к мотору, а хвост максимально облегчен, так что никаких проблем с центровкой возникнуть не должно, хотя я знаю, что такое тяжелый хвост и как потом тяжело нагружать нос самолета.
Про обратную стреловидность - хотел попробовать сделать на руле высоты, поэтому на него будет две машинки, заодно попробую микс элеронов на руль высоты. У кого одна машинка, для тех начерчу управление от одной машинки (с тягой типо вилочки).
Впрочем отодвинуть крыло назад ничего не помешает при проектировании. Да и в процессе проектирования расчитать ЦТ не сложно, так что все еще впереди, а это лишь очертания, которые на мой эстетический взгляд кажутся приятными. Впрочем прежде всего я хочу красивый самолет, который буду стараться приближать и к красивому полету.
Впрочем, раз проект открыт на стадии проектирования, каждый может оставить свои пожелания или комментарии.
А пока:
Благодарю за все вышесказанное, но я удлинения добиваюсь скорее всего тем, что максимально отодвигаю назад руль высоты, как можно дальше…
Компоновка самолета вообще такова, что все весомые элементы будут находится как можно ближе к мотору, а хвост максимально облегчен, так что никаких проблем с центровкой возникнуть не должно, хотя я знаю, что такое тяжелый хвост и как потом тяжело нагружать нос самолета..
Все верно, но как раз, пусть даже малый вес длинной хвостовой балки с оперение умноженный на большое плечо, дает куда большее смещение Ц.Т. назад, чем смещение его вперед от всех тяжестей впереди, но на очень маленьком плече. Поэтому и делают широкое крыло с малым размахом (чтобы сохранить площадь) и большой стреловидностью по передней кромке , чтобы эти самые 25%САХ были как можно дальше смещены назад.
…
25% САХ для меня кажется слишком передней центровкой, я привык летать на моделях делающих 3D пилотаж, поэтому центровка выше 33% мне кажется нормой. Здесь постараюсь сделать 30%, а позже постепенно двигать назад. .
Смотри- как-бы не пришлось двигать вперед F3А это не 3D.
…Про обратную стреловидность - хотел попробовать сделать на руле высоты, .
Это как? Что-то не понял.
Что-то вроде как на СУ 47 “Беркут”. А смысл?
Впечатляет.
Вроде как здесь уже стрелвидность по задней кроме меньше и сразу смотрится по другому. Или это просто ракурс такой?
Да и в процессе проектирования расчитать ЦТ не сложно, так что все еще впереди, а это лишь очертания, которые на мой эстетический взгляд кажутся приятными. Впрочем прежде всего я хочу красивый самолет, который буду стараться приближать и к красивому полету.
.
Расчитать положение Ц.Т. - это круто- ты все финтиклюшки бедешь вырисовывать в трехмерке тогда ладно, но как учесть разные плотности материалов или у тебя профи программа?
А в целом- желаю удачи. И главное, чтобы действительно получилось красиво. Как говорил Андрей Николаевич Туполев (АНТ)- “Красивые самолеты- красиво летают.”
Извини за назойливость, но в споре рождается истина.
Кирилл, расчетную центровку на самолете, предназначенном для классического пилотажа я Вам крайне рекомендую сделать 25%. В сильный ветер я лечу даже 23%.
Также обязательно посчитайте момент горизонтального оперения. Упрощенно считается следующим образом:
Ago= (Sgo/S kr)*(Lgo/B )
- Ago - так статический момент горизонтального оперения.
- Lgo - плечо горизонтального оперения, от центра тяжести до 1/3 САХ ГО
- Skr, Sgo - площади крыла и ГО соответственно
- B - средняя хорда крыла.
Должно быть примерно 0,9 Только в этом случае самолет будет обладать необходимым запасом продольной устойчивости.
- B - средняя хорда крыла.
малый вес длинной хвостовой балки с оперение умноженный на большое плечо, дает куда большее смещение Ц.Т. назад, чем смещение его вперед от всех тяжестей впереди, но на очень маленьком плече
Все верно, это учитываю.
Смотри- как-бы не пришлось двигать вперед F3А это не 3D.
Ой, вперед конечно же, описался.
Это как? Что-то не понял.
Незнаю как, на больших пилотажках зачем-то делают, вот и я решил попробовать. А вообще с самого начала писал, что хочу опробовать все новые тенденции в маленьком варианте.
Вроде как здесь уже стрелвидность по задней кроме меньше и сразу смотрится по другому. Или это просто ракурс такой?
Ракурс такой, по крыльям и рулю высоты еще ничего не менял, ждал советов, потому и начал моделировать с фюзеляжа.
Расчитать положение Ц.Т. - это круто- ты все финтиклюшки бедешь вырисовывать в трехмерке тогда ладно, но как учесть разные плотности материалов или у тебя профи программа?
Зачем вырисовывать, когда можно нарисовать паралелепипед и назначить ему вес? 😃 Программа считает плотности, так что с эти проблем не возникнет. Да и вообще для моделирования есть разные дополнения к ней.
А в целом- желаю удачи. И главное, чтобы действительно получилось красиво. Как говорил Андрей Николаевич Туполев (АНТ)- “Красивые самолеты- красиво летают.”
Извини за назойливость, но в споре рождается истина.
Спасибо за наставления и советы, я к ним обязательно прислушаюсь, в тем более, что советы одни и те-же от разных людей.
Вообще критика в данном деле уместна всегда, еще раз спасибо.
Кирилл, расчетную центровку на самолете, предназначенном для классического пилотажа я Вам крайне рекомендую сделать 25%. В сильный ветер я лечу даже 23%.
Также обязательно посчитайте момент горизонтального оперения. Упрощенно считается следующим образом:
Хорошо, спасибо, обязательно сделаю, учитывая ваш опыт и советы других, я все-же передумал на 25%.
Ой, как я боюсь всех этих сложных формул, но все-же попробую расчитать раз уж на то пошло, чтобы все было по серьезному, ибо рисую для всех.
Должно быть примерно 0,9 Только в этом случае самолет будет обладать необходимым запасом продольной устойчивости.
можно я тоже с умнстью влезу? можно взять за средее 0,8 +/- 0,1 т.е разбег 0,7-0,9 это ещё хороший результат, с 0,7 чуть по резвее, с 0,9 момент инерции будет чуть по больше.
для простоты сначала можно ориентироваться на простую формулу- Lgo = 3 * САХ
Расчитал по формуле для своей модели, получилось:
Ago=(92 720mm^2 / 382 878mm^2)*(878.5mm / 267mm)=0.7967893392
т.е. примерно 0.8, это хорошо или плохо? Надо-ли двигать что-либо?
В приложении картинка как считал:
А если еще учесть, что часть площади крыла скушается фюзеляжем, то получится чуточку больше 0,8
Теперь мне кажется что вписать с такими пропорциями самолет в центровку 25 процентов почти нереально.
Нужно абсолютно все оборудование сдвигать вперед, акки вешать на самый нос у мотора, сервы под крыло, бак максимально вперед, приемник туда-же.
Хвост максимально облегчать, ни кусочка фанеры, лишь бальза с огромными окнами облегчений и сосновые/липовые рейки.
Ощутимый вес дадут 2 мини сервы в хвосте на руль высоты, если будет вообще труба с ними, придется делать управление на тросиках.
Нет, я конечно этого не боюсь, но вот смогут ли повторить это другие, я не совсем уверен.
Выкладываю 4 вида, подскажите что подправить.
Центровка изображена 25% отрезком.
А если еще учесть, что часть площади крыла скушается фюзеляжем
не скушаются, фюзеляж тоже несёт
т.е. примерно 0.8, это хорошо или плохо?
можно взять за средее 0,8 +/- 0,1 т.е разбег 0,7-0,9 это ещё хороший результат
Пока вы занимаетесь теорией, я занимаюсь практикой ! Гы гы! 😁😛
На каждой из нервюр №1-4 перед склеиванием крыла сделай ножом по два прореза на глубину примерно 0,2-0,3 толщины бальзы между широкими пазами с обеих сторон нервюры для того чтобы потом было легко выламать дырки для установки пенала под рейку соединения консолей. Расстояние межту рисками -по толщине пенала, который надо будет сделать заранее. Точнее сначала сделать рейку. Это рейка из сосны толщиной 10мм, высота - переменная, по расстоянию между полками лонжерона за минусом двух толщин реек, которые будут соответсвенно верхом и низом пенала. При наличии 1 мм фанеры рекомендую сделать рейку трехслойной т.е. планка не 10мм, а 8 мм и с обеих сторон приклеить фанерку 1 мм. Потом по этой планке сделать два пенала- один на правую консоль, второй соотв. на левую,. Пенал (его еще можно назвать ножны)- это вверху и внизу рейки, толщину которых ты учитывал при изготовлении соединит. планки к которым приклеены 1 мм фанерки и обмотано нитками на клею. Потом уже по этим пеналам сделай риски на нервюрах для выламывания, только не перереж их раньше времени.
Если есть угольная трубка диаметром примерно 20-25 мм, со стенкой примерно 1 мм, то вместо рейки -лучше применить ее, тогда в нервюрах №1-4 вместо прорезей надо сделать отверстия под эту трубку, только сначала наклей на них с обеих сторон фанеру 1 мм. по высоте от полки до полки и шириной на 8-10 мм больше диамерта трубки. Отверстия в нерюрах должны быть соостны и точны по диаметру. Трубка не должна болтаться, а должна плотно одеватся.
Как клеить крыло и потом отрезать элерон хорошо показано в ссылке про японца
f3a.sakura.ne.jp/…/addction_01.html
Правда он там собирает на “подставках” что получаются при выламывании нервюр из бальзы после лазерной резки. Ну а я просто под заднюю кромку подкладываю рейку на клинышках , которыми регулирую ее положение, т.к. нет у меня лазера. Заднюю кромку крыла, ту что будет перед элероном и соотв. кромку элерона вклеиваю после отрезки элерона.
И стенку лонжерона я потом вклеиваю из отделных кусков бальзы между нервюрами. Причем волокна на них должны быть не вдоль крыла , а направлены вверх или вниз, короче от полки к полке, так как последние в полете при изгибе будут сжимать стенку именно в вериткальном направлении.
не желаете выложить детальные фото своего крыла, а именно интересует : пенал и элероны , еще интересует рудер и руль высоты.
какие колеса заказывать для шасси, диаметр!