Геометрия фонаря ЛА-9 / ЛА-11
Чертеж определенно лучший и самый информативный из всех которые я видел для этого самолета, но тоже кривой-косой, много стыковать приходится.
Сейчас модель на стадии грубой подгонки)
Ось построения фюзеляжа совпадает с осью винта, а так же ось винта совпадает с нижней точкой фюзеляжа в киле.
Верхняя конечная точка фюзеляжа в киле совпадает с верхней точкой капота.
Эллиптическая форма фюзеляжа начинается от капота, сам капот “круглый”. Под капотом насколько я понимаю только моторная рама, тоесть профиля фюзеляжа там нет (я бы точно не стал его там делать, если бы проектировал самолет 😃 )
Ось РВ кстати, как и ось РН не совпадают с конечной точкой фюзеляжа.
Если есть желание, можно помочь в построении, нужно только указать длину (от основания кока до оси РВ) и кол-во сечений.
Было бы здорово.
По размерам, от основания кока до оси РВ - 431, до конца киля (начала РН) - 470.
Чертеж определенно лучший и самый информативный из всех которые я видел для этого самолета, но тоже кривой-косой, много стыковать приходится.
Сейчас модель на стадии грубой подгонки)
Ось построения фюзеляжа совпадает с осью винта, а так же ось винта совпадает с нижней точкой фюзеляжа в киле.
Верхняя конечная точка фюзеляжа в киле совпадает с верхней точкой капота.
Эллиптическая форма фюзеляжа начинается от капота, сам капот “круглый”. Под капотом насколько я понимаю только моторная рама, тоесть профиля фюзеляжа там нет (я бы точно не стал его там делать, если бы проектировал самолет 😃 )
Ось РВ кстати, как и ось РН не совпадают с конечной точкой фюзеляжа.
Андрей, уже начал. Для начала просмотрел всю имеющуюся информацию. Есть одна закавыка. На разных фото и рисунках лобовое стекло изображается по разному с параллельными краями и трапециевидными. Для построения это значения не имеет, насколько это важно для вас и что предпочитаете? 2) На некоторых фото видны гор. перемычки рамы фонаря от верха лоб. стекла, на рисунках и на видео не увидел. 3) На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость. 4) Самое основное. Ось винта не лежит в плоскости строительной горизонтали. Она ниже и это правильно для общего построения обводов.
Есть одна закавыка. На разных фото и рисунках лобовое стекло изображается по разному с параллельными краями и трапециевидными. Для построения это значения не имеет, насколько это важно для вас и что предпочитаете? 2) На некоторых фото видны гор. перемычки рамы фонаря от верха лоб. стекла, на рисунках и на видео не увидел. 3) На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость. 4) Самое основное. Ось винта не лежит в плоскости строительной горизонтали. Она ниже и это правильно для общего построения обводов.
Уверен, бронестекло должно быть с параллельными краями. На то есть несколько возможным причин:
- Трапеция геометрически не стыкуется туда. Сначала думал что оно именно трапеция.
- Если верить фоткам, то такие стекла стояли на других самолетах, возможно даже выпускались на одном заводе 😃
- Трапеция на многих схемах образована плоскостью на границе прямоугольной части бронестекла, стоящего под наклоном. На моих скриншотах эта плоскость есть и она выглядит как на схемах.
Горизонтальные перемычки были на Ла-7 и более ранних. Начиная с Ла-9 их нет.
Похоже передние боковые стекла стали отливать цельным куском, а раньше были отдельно листы, отдельно закругление.
А чем обусловлено правило располагать ось винта ниже строительной?
Взгляните на чертеж п.19. Четко видны две гор. осевые линии, по оси мотора и выше. Иначе кривые сечений были бы алогичны и ваш 3Д фюзеляж напоминал бы “кривой огурец”. Батокс горизонтали (макс. ширина по сечениям) не может проходить через точку схода кривых в нижнем или верхнем максимуме. Стекла можно вписать любые, но мне попались фото с параллельными краями и козырьком без перемычек, так и сделаю. Направляющие фонаря должны получиться автоматически.
… На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость…
Я тоже обратил на это внимание, но подумал что это просто либо чудеса полиграфии, либо ошибка художника ( именно художника а не конструктора). Так как иначе как же фонарь будет сдвигаться ??? Или там тогда по две направляющие должны быть с каждой стороны- для передних опор и задних- отдельно . А зачем???
Честно говоря столько рассуждений вокруг этого фонаря удивляет. Какие-то измышления, предположения… Ведь это копия!!! Найдите хорошие фотки Это главный критерий и при проектировании и при судейской оценке.
Это СССР и мы делали просто и быстро, фонари гнули по оправкам, все плоские, это у Спита и Корсара давили и натягивали, у нас нагрели и обогнули.
Поэтому, все линии прямые, гнутый колпачок на фонаре у Як-ов, геморой рабочих, по его вытягиванию, так глаголили наши ветераны труда.
Вот,должно помочь.С уважением.
scalemodels.ru/modules/…/viewtopic_t_30565.html
На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость.
Иосиф,напрвляющие (рельсы),как я вижу из ТО и фото,параллельны,а вот “колпак” имел сужение.С уважением.
Уверен, … На то есть несколько возможным причин…
Это фонарь для Як-1 (1:8), смоделированный в SW и напечатанный из PLA. Детали и сборка. Модель спортивная (полукопия), поэтому деталировка скромная. Но, в общем и целом повторяет прототип. Так, для сравнения. А Вы, вероятно хотите спроектировать и распечатать статическую модель?
Вот,должно помочь.С уважением.
scalemodels.ru/modules/…/viewtopic_t_30565.html…
И где же это … Это ретроспектива или оригинал?
Я тоже обратил на это внимание, но подумал что это просто либо чудеса полиграфии, либо ошибка художника ( именно художника а не конструктора). Так как иначе как же фонарь будет сдвигаться ??? Или там тогда по две направляющие должны быть с каждой стороны- для передних опор и задних- отдельно . А зачем???
Честно говоря столько рассуждений вокруг этого фонаря удивляет. Какие-то измышления, предположения… Ведь это копия!!! Найдите хорошие фотки Это главный критерий и при проектировании и при судейской оценке.
Я не спорю. Теоретическое построение поверхности фюзеляжа, поставит все на свои места. Небольшое сужение направляющих может быть, если учесть достаточную эластичность материалов рамы и остекления фонаря. Надо смотреть и мерить на самолете. Такого нет. Последний раз живьем видел Ла-9 в музее Жуковского, лет 50 назад. Москвичи или Нижегородцы могли бы помочь в этом вопросе. У них были “живые” самолеты. Слава Богу нашел хорошее фото козырька, очень четко вилна структура и сопряжения.
И где же это … Это ретроспектива или оригинал?
Судя по надписям на пушках - Китай.
Кстати, перерисовал фюзеляж. Ось построения действительно проходит чуть выше оси винта. Фонарь сел лучше, форма стала плавнее.
А Вы, вероятно хотите спроектировать и распечатать статическую модель?
В идеале летающую, но для статическую.
Вот,должно помочь.С уважением.
scalemodels.ru/modules/…/viewtopic_t_30565.html
Иосиф,напрвляющие (рельсы),как я вижу из ТО и фото,параллельны,а вот “колпак” имел сужение.С уважением.
Очень информативные фото, к сожалению не всё желаемое. 1) удивло 03ARD030 - козырек с двойной перемычкой на верху. Есть другое с одной. 2) 03ARD029 - отдельные направляющие для передних и задних полозьев сдвижного фонаря. 3) 02ARD36 - непараллельность задних направляющих!
Это фонарь для Як-1 (1:8), смоделированный в SW и напечатанный из PLA. Детали и сборка. Модель спортивная (полукопия), поэтому деталировка скромная. Но, в общем и целом повторяет прототип. Так, для сравнения. А Вы, вероятно хотите спроектировать и распечатать статическую модель?
Вид не соответствует известным оригиналам.
Сумлеваюсь,дядьки,что рельсы сужаются.Сталь на каркасе С1271А ,надо ж напрячься её согнуть.Да и не в философии это “нашего проектирования”.А ролики катались по одной линии,катать по двум рельсам???,опять не наша философия.С уважением.
Вид не соответствует известным оригиналам.
Ветка про фонарь Ла-5, но технология изготовления - 3D print. Которая имеет свои особенности. И их нужно учитывать как в проектировании под печать, так и в непосредственном производстве детали. И повторить формы прототипа будет совсем не просто. Я с интересом буду следить за тем, как эту задачу решит наш юный коллега. Фонарь Як-1 был спроектирован для отработки одного из возможных техпроцессов, когда цилиндрическая центральнай часть печатается от стола вверх, а детали передней части фонаря - в плоскости стола. После детали собираются по месту фюзеляжа склейкой. В качестве прототипа, Иосиф, был взят этот известный материал (бумажная модель). И внешнее сходство в общих чертах было достигнуто. Но, скорее всего, когда модель будет достроена, фонарь можно будет перевыпустить. В случае аддитивной техники это вполне возможно без больших затрат и потерь времени и материалов. Для этого же Яка напечатаны капот, заборники, и шасси.
В идеале летающую, но для nachala (?) статическую.
Для летающей модели этот масштаб в печати будет слишком тяжёл. Вы не уложитесь в 200 г, обеспечивающих полёт такого самоля.
До летающей модели еще слишком далеко. Сейчас задача минимум - сделать 3D модель с хорошим уровнем копийности по внешнему виду, без мелких деталей (обтекателей пушек например, зализов и т.п.)
Главное чтобы форма соответствовала и детали точно стыковались между собой, шасси помещалось в крыло, ни что ни чего не задевало при повороте.
Если забегать сильно вперед, то летающая модель должна быть около метра в размахе, не меньше. Рисовал в пикселях с картинки, так удобней (1 пиксель = 1мм), поэтому немного больше 300 мм, такой определенно не полетит.
Конкретно фонарь печатать не планируется. Есть идея напечатать контуры фонаря, а стекла выгнуть из тонкого плексигласа.
Вполне разумный подход, Андрей. Особенно, если пока нет серьёзного опыта проектирования для 3D print. Я это все проходил и для себя выбрал гибридную технику - “с применением 3D печати”: силовые поперечные элементы фюза крыла и оперения - печать в виде облегченных тонких по высоте (2-4 мм) плоских деталей, капоты и концевые обтекатели, детали шасси - по необходимости. А вот продольные элементы - лонжероны, стр., и обшивку - традиционные материалы и технологии. Пробую на Яке и на других моделях (cub-trainer), а на будущее проектирую полукопию палубного штурмовика Super Etendard. С EDF 70. Размах - 1000 мм. По весу думаю уложиться в 800-1000 г. Кстати, первый образец SE также планирую в масштабе 1:2.5 к лётному. Эта модель очень популярна в пластике 1:32, 1:64, но почти не было летающих. Тем более копийных. А в какой программе ты делаешь 3D модель?
А в какой программе ты делаешь 3D модель?
FreeCAD
Как же всетаки не хватает нормальных пропорциональных чертежей или хотя бы модельки))))
Приходится всё стыковать по миллиметру.
FreeCAD
Как же всетаки не хватает нормальных пропорциональных чертежей или хотя бы модельки))))
Приходится всё стыковать по миллиметру.
Я работаю в AutoCAD и Solid Works. В АC делаю все планы и деталировку (2D). В SW только финальные операции и сборку. Кстати, по Ла7 есть много материала. У меня целая папка чертежей и планов в dxf (Made in USA). Под лазерную резку. Я когда-то выбирал между Як и Ла, собирая инфу по обоим. Победил Як, который делал ещё в детстве. Я бы тебе посоветовал взять готовые dxf деталей, сделать extrud, собрать модель в твоём modeler , а потом отмасштабировать и отредактировать её под оболочки и прочую печать. Так ты сильно выиграешь как во времени, так и в качестве создаваемой модели. Если хочешь, могу выложить эти планы и остальные материалы (подробная инструкция по сборке) в Dropbox.
Натянул поверхности чтобы посмотреть текущий результат 😃
Руль направления безопасно поворачивается на 40 градусов. Не нашел данные по оригиналу, но думаю ошибка небольшая.
Сейчас занимаюсь размещением шасси.
Несколько смущает “провал в фюзеляже” под сдвижной частью фонаря. Особенно хорошо видно на скрине сзади. Нужно будет поправить (только заметил)
Касательно основной темы - формы фонаря, считаю вопрос решенным. Достаточно похож. На текущем этапе нет смысла подгонять лучше.
Сходимости направляющих нет. Это погрешность в чертеже.
Есть сходимость самого фюзеляжа, а направляющие, по которым ездит фонарь, утоплены в фюзеляж и стоят прямо. Это видно на фото разобранного самолета (ссылку выкладывали выше).
Я работаю в AutoCAD и Solid Works. В АC делаю все планы и деталировку (2D). В SW только финальные операции и сборку. Кстати, по Ла7 есть много материала. У меня целая папка чертежей и планов в dxf (Made in USA). Под лазерную резку. Я когда-то выбирал между Як и Ла, собирая инфу по обоим. Победил Як, который делал ещё в детстве. Я бы тебе посоветовал взять готовые dxf деталей, сделать extrud, собрать модель в твоём modeler , а потом отмасштабировать и отредактировать её под оболочки и прочую печать. Так ты сильно выиграешь как во времени, так и в качестве создаваемой модели. Если хочешь, могу выложить эти планы и остальные материалы (подробная инструкция по сборке) в Dropbox.
Если есть возможность выложить - буду очень благодарен!
Сроков на постройку у меня нет, делаю по мере свободного времени. Сейчас оно есть, и есть всё необходимое чтобы реализовать задуманное. Интересно пройти весь цикл 😃 Плюс хочу получить повторяемую модель.
Давно не занимался авиамоделизмом (со школы). Последняя попытка вернуться “в тему” была в 2013 году, тогда нашел раскрой Ла-7 под потолочку и начал собирать его, но через некоторое время пришло понимание что сделать всё что хочется на той моделе крайне сложно и это будет штучный экземпляр, который еще должен как-то взлететь. Его нельзя будет просто повторить в случае падения например. Так он у меня провалялся недостроенный еще около года, пока его не раздавили 😃
Потом не было времени. Делать “схематичный” типа-самолет вообще нет желания.
Так что не знаю когда эта модель взлетит и взлетит ли. Решил идти маленькими задачами, первая из них - сделать 3D модель, которую будет возможно и интересно двигать дальше.
Сумлеваюсь,дядьки,что рельсы сужаются.Сталь на каркасе С1271А ,надо ж напрячься её согнуть.Да и не в философии это “нашего проектирования”.А ролики катались по одной линии,катать по двум рельсам???,опять не наша философия.С уважением.
Сумлеваться не приходиться, видел разные системы. Главное не нарушать ТК (теоретический контур) в летной позиции. Релльсы не единные, а раздельные для передних и задних полозьев. При параллельных передних рельсах и непараллельных задних, можно использовать сзади “плавающие” полозья имеющие жесткость по вертикали и податливость по горизонтали. Но это как информация. Сегодня станет все ясно о рельсах. Не могу найти информацию по технологическому членению Ла-9/11. Интересно посмотреть приладки зализов.
Только что закончил совмещенку фюзеляжа на участке кабины. Рельсы под сдвижную часть фонаря ЛОЖАТЬСЯ АБСОЛЮТНО ПАРАЛЛЕЛЬНО ! Продолжу теорию до разъема киля.
Вот фотка Ла-7 с крайнего чемпионата России , который сейчас проходит в Большом Въясе.
Фонарь и весь самолет во всей красе
Кабина, точно наврана!
О фонаре. По фотографиям хорошо видно. 1) Лобовое стекло с параллельными краями и радиально скругленным верхом. 2) Козырек их двух половин с плоскими боковинами и сверически формованным верхом. 3) Сдвижной колпак (фонарь) формованный с плоскими боковинами и поверхностью второго порядка по зоне гиба. 4) Стекатель остекления (задняя секция), гнутая поверхность с прямыми образующими.