Геометрия фонаря ЛА-9 / ЛА-11

HardRock

Чертеж определенно лучший и самый информативный из всех которые я видел для этого самолета, но тоже кривой-косой, много стыковать приходится.

Сейчас модель на стадии грубой подгонки)

Ось построения фюзеляжа совпадает с осью винта, а так же ось винта совпадает с нижней точкой фюзеляжа в киле.
Верхняя конечная точка фюзеляжа в киле совпадает с верхней точкой капота.
Эллиптическая форма фюзеляжа начинается от капота, сам капот “круглый”. Под капотом насколько я понимаю только моторная рама, тоесть профиля фюзеляжа там нет (я бы точно не стал его там делать, если бы проектировал самолет 😃 )
Ось РВ кстати, как и ось РН не совпадают с конечной точкой фюзеляжа.




ДедЮз:

Если есть желание, можно помочь в построении, нужно только указать длину (от основания кока до оси РВ) и кол-во сечений.

Было бы здорово.

По размерам, от основания кока до оси РВ - 431, до конца киля (начала РН) - 470.

ДедЮз
HardRock:

Чертеж определенно лучший и самый информативный из всех которые я видел для этого самолета, но тоже кривой-косой, много стыковать приходится.
Сейчас модель на стадии грубой подгонки)
Ось построения фюзеляжа совпадает с осью винта, а так же ось винта совпадает с нижней точкой фюзеляжа в киле.
Верхняя конечная точка фюзеляжа в киле совпадает с верхней точкой капота.
Эллиптическая форма фюзеляжа начинается от капота, сам капот “круглый”. Под капотом насколько я понимаю только моторная рама, тоесть профиля фюзеляжа там нет (я бы точно не стал его там делать, если бы проектировал самолет 😃 )
Ось РВ кстати, как и ось РН не совпадают с конечной точкой фюзеляжа.

Андрей, уже начал. Для начала просмотрел всю имеющуюся информацию. Есть одна закавыка. На разных фото и рисунках лобовое стекло изображается по разному с параллельными краями и трапециевидными. Для построения это значения не имеет, насколько это важно для вас и что предпочитаете? 2) На некоторых фото видны гор. перемычки рамы фонаря от верха лоб. стекла, на рисунках и на видео не увидел. 3) На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость. 4) Самое основное. Ось винта не лежит в плоскости строительной горизонтали. Она ниже и это правильно для общего построения обводов.

HardRock
ДедЮз:

Есть одна закавыка. На разных фото и рисунках лобовое стекло изображается по разному с параллельными краями и трапециевидными. Для построения это значения не имеет, насколько это важно для вас и что предпочитаете? 2) На некоторых фото видны гор. перемычки рамы фонаря от верха лоб. стекла, на рисунках и на видео не увидел. 3) На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость. 4) Самое основное. Ось винта не лежит в плоскости строительной горизонтали. Она ниже и это правильно для общего построения обводов.

Уверен, бронестекло должно быть с параллельными краями. На то есть несколько возможным причин:

  1. Трапеция геометрически не стыкуется туда. Сначала думал что оно именно трапеция.
  2. Если верить фоткам, то такие стекла стояли на других самолетах, возможно даже выпускались на одном заводе 😃
  3. Трапеция на многих схемах образована плоскостью на границе прямоугольной части бронестекла, стоящего под наклоном. На моих скриншотах эта плоскость есть и она выглядит как на схемах.

Горизонтальные перемычки были на Ла-7 и более ранних. Начиная с Ла-9 их нет.
Похоже передние боковые стекла стали отливать цельным куском, а раньше были отдельно листы, отдельно закругление.

А чем обусловлено правило располагать ось винта ниже строительной?

ДедЮз

Взгляните на чертеж п.19. Четко видны две гор. осевые линии, по оси мотора и выше. Иначе кривые сечений были бы алогичны и ваш 3Д фюзеляж напоминал бы “кривой огурец”. Батокс горизонтали (макс. ширина по сечениям) не может проходить через точку схода кривых в нижнем или верхнем максимуме. Стекла можно вписать любые, но мне попались фото с параллельными краями и козырьком без перемычек, так и сделаю. Направляющие фонаря должны получиться автоматически.

sergey56gr
ДедЮз:

… На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость…

Я тоже обратил на это внимание, но подумал что это просто либо чудеса полиграфии, либо ошибка художника ( именно художника а не конструктора). Так как иначе как же фонарь будет сдвигаться ??? Или там тогда по две направляющие должны быть с каждой стороны- для передних опор и задних- отдельно . А зачем???
Честно говоря столько рассуждений вокруг этого фонаря удивляет. Какие-то измышления, предположения… Ведь это копия!!! Найдите хорошие фотки Это главный критерий и при проектировании и при судейской оценке.

ZigZag_ZZ

Это СССР и мы делали просто и быстро, фонари гнули по оправкам, все плоские, это у Спита и Корсара давили и натягивали, у нас нагрели и обогнули.
Поэтому, все линии прямые, гнутый колпачок на фонаре у Як-ов, геморой рабочих, по его вытягиванию, так глаголили наши ветераны труда.

Pinchuk

Вот,должно помочь.С уважением.
scalemodels.ru/modules/…/viewtopic_t_30565.html

ДедЮз:

На Ла-9/11, в отличие от яковлевских машин направляющие для раскрытия фонаря имеют небольшую сходимость.

Иосиф,напрвляющие (рельсы),как я вижу из ТО и фото,параллельны,а вот “колпак” имел сужение.С уважением.

a_centaurus
HardRock:

Уверен, … На то есть несколько возможным причин…

Это фонарь для Як-1 (1:8), смоделированный в SW и напечатанный из PLA. Детали и сборка. Модель спортивная (полукопия), поэтому деталировка скромная. Но, в общем и целом повторяет прототип. Так, для сравнения. А Вы, вероятно хотите спроектировать и распечатать статическую модель?

ДедЮз
sergey56gr:

Я тоже обратил на это внимание, но подумал что это просто либо чудеса полиграфии, либо ошибка художника ( именно художника а не конструктора). Так как иначе как же фонарь будет сдвигаться ??? Или там тогда по две направляющие должны быть с каждой стороны- для передних опор и задних- отдельно . А зачем???
Честно говоря столько рассуждений вокруг этого фонаря удивляет. Какие-то измышления, предположения… Ведь это копия!!! Найдите хорошие фотки Это главный критерий и при проектировании и при судейской оценке.

Я не спорю. Теоретическое построение поверхности фюзеляжа, поставит все на свои места. Небольшое сужение направляющих может быть, если учесть достаточную эластичность материалов рамы и остекления фонаря. Надо смотреть и мерить на самолете. Такого нет. Последний раз живьем видел Ла-9 в музее Жуковского, лет 50 назад. Москвичи или Нижегородцы могли бы помочь в этом вопросе. У них были “живые” самолеты. Слава Богу нашел хорошее фото козырька, очень четко вилна структура и сопряжения.

HardRock
sergey56gr:

И где же это … Это ретроспектива или оригинал?

Судя по надписям на пушках - Китай.

Кстати, перерисовал фюзеляж. Ось построения действительно проходит чуть выше оси винта. Фонарь сел лучше, форма стала плавнее.

a_centaurus:

А Вы, вероятно хотите спроектировать и распечатать статическую модель?

В идеале летающую, но для статическую.

ДедЮз
Pinchuk:

Вот,должно помочь.С уважением.
scalemodels.ru/modules/…/viewtopic_t_30565.html
Иосиф,напрвляющие (рельсы),как я вижу из ТО и фото,параллельны,а вот “колпак” имел сужение.С уважением.

Очень информативные фото, к сожалению не всё желаемое. 1) удивло 03ARD030 - козырек с двойной перемычкой на верху. Есть другое с одной. 2) 03ARD029 - отдельные направляющие для передних и задних полозьев сдвижного фонаря. 3) 02ARD36 - непараллельность задних направляющих!

a_centaurus:

Это фонарь для Як-1 (1:8), смоделированный в SW и напечатанный из PLA. Детали и сборка. Модель спортивная (полукопия), поэтому деталировка скромная. Но, в общем и целом повторяет прототип. Так, для сравнения. А Вы, вероятно хотите спроектировать и распечатать статическую модель?

Вид не соответствует известным оригиналам.

Pinchuk

Сумлеваюсь,дядьки,что рельсы сужаются.Сталь на каркасе С1271А ,надо ж напрячься её согнуть.Да и не в философии это “нашего проектирования”.А ролики катались по одной линии,катать по двум рельсам???,опять не наша философия.С уважением.

a_centaurus
ДедЮз:

Вид не соответствует известным оригиналам.

Ветка про фонарь Ла-5, но технология изготовления - 3D print. Которая имеет свои особенности. И их нужно учитывать как в проектировании под печать, так и в непосредственном производстве детали. И повторить формы прототипа будет совсем не просто. Я с интересом буду следить за тем, как эту задачу решит наш юный коллега. Фонарь Як-1 был спроектирован для отработки одного из возможных техпроцессов, когда цилиндрическая центральнай часть печатается от стола вверх, а детали передней части фонаря - в плоскости стола. После детали собираются по месту фюзеляжа склейкой. В качестве прототипа, Иосиф, был взят этот известный материал (бумажная модель). И внешнее сходство в общих чертах было достигнуто. Но, скорее всего, когда модель будет достроена, фонарь можно будет перевыпустить. В случае аддитивной техники это вполне возможно без больших затрат и потерь времени и материалов. Для этого же Яка напечатаны капот, заборники, и шасси.

HardRock:

В идеале летающую, но для nachala (?) статическую.

Для летающей модели этот масштаб в печати будет слишком тяжёл. Вы не уложитесь в 200 г, обеспечивающих полёт такого самоля.

HardRock

До летающей модели еще слишком далеко. Сейчас задача минимум - сделать 3D модель с хорошим уровнем копийности по внешнему виду, без мелких деталей (обтекателей пушек например, зализов и т.п.)
Главное чтобы форма соответствовала и детали точно стыковались между собой, шасси помещалось в крыло, ни что ни чего не задевало при повороте.

Если забегать сильно вперед, то летающая модель должна быть около метра в размахе, не меньше. Рисовал в пикселях с картинки, так удобней (1 пиксель = 1мм), поэтому немного больше 300 мм, такой определенно не полетит.

Конкретно фонарь печатать не планируется. Есть идея напечатать контуры фонаря, а стекла выгнуть из тонкого плексигласа.

a_centaurus

Вполне разумный подход, Андрей. Особенно, если пока нет серьёзного опыта проектирования для 3D print. Я это все проходил и для себя выбрал гибридную технику - “с применением 3D печати”: силовые поперечные элементы фюза крыла и оперения - печать в виде облегченных тонких по высоте (2-4 мм) плоских деталей, капоты и концевые обтекатели, детали шасси - по необходимости. А вот продольные элементы - лонжероны, стр., и обшивку - традиционные материалы и технологии. Пробую на Яке и на других моделях (cub-trainer), а на будущее проектирую полукопию палубного штурмовика Super Etendard. С EDF 70. Размах - 1000 мм. По весу думаю уложиться в 800-1000 г. Кстати, первый образец SE также планирую в масштабе 1:2.5 к лётному. Эта модель очень популярна в пластике 1:32, 1:64, но почти не было летающих. Тем более копийных. А в какой программе ты делаешь 3D модель?

HardRock
a_centaurus:

А в какой программе ты делаешь 3D модель?

FreeCAD

Как же всетаки не хватает нормальных пропорциональных чертежей или хотя бы модельки))))
Приходится всё стыковать по миллиметру.

a_centaurus
HardRock:

FreeCAD

Как же всетаки не хватает нормальных пропорциональных чертежей или хотя бы модельки))))
Приходится всё стыковать по миллиметру.

Я работаю в AutoCAD и Solid Works. В АC делаю все планы и деталировку (2D). В SW только финальные операции и сборку. Кстати, по Ла7 есть много материала. У меня целая папка чертежей и планов в dxf (Made in USA). Под лазерную резку. Я когда-то выбирал между Як и Ла, собирая инфу по обоим. Победил Як, который делал ещё в детстве. Я бы тебе посоветовал взять готовые dxf деталей, сделать extrud, собрать модель в твоём modeler , а потом отмасштабировать и отредактировать её под оболочки и прочую печать. Так ты сильно выиграешь как во времени, так и в качестве создаваемой модели. Если хочешь, могу выложить эти планы и остальные материалы (подробная инструкция по сборке) в Dropbox.

HardRock

Натянул поверхности чтобы посмотреть текущий результат 😃

Руль направления безопасно поворачивается на 40 градусов. Не нашел данные по оригиналу, но думаю ошибка небольшая.

Сейчас занимаюсь размещением шасси.

Несколько смущает “провал в фюзеляже” под сдвижной частью фонаря. Особенно хорошо видно на скрине сзади. Нужно будет поправить (только заметил)

Касательно основной темы - формы фонаря, считаю вопрос решенным. Достаточно похож. На текущем этапе нет смысла подгонять лучше.

Сходимости направляющих нет. Это погрешность в чертеже.
Есть сходимость самого фюзеляжа, а направляющие, по которым ездит фонарь, утоплены в фюзеляж и стоят прямо. Это видно на фото разобранного самолета (ссылку выкладывали выше).





a_centaurus:

Я работаю в AutoCAD и Solid Works. В АC делаю все планы и деталировку (2D). В SW только финальные операции и сборку. Кстати, по Ла7 есть много материала. У меня целая папка чертежей и планов в dxf (Made in USA). Под лазерную резку. Я когда-то выбирал между Як и Ла, собирая инфу по обоим. Победил Як, который делал ещё в детстве. Я бы тебе посоветовал взять готовые dxf деталей, сделать extrud, собрать модель в твоём modeler , а потом отмасштабировать и отредактировать её под оболочки и прочую печать. Так ты сильно выиграешь как во времени, так и в качестве создаваемой модели. Если хочешь, могу выложить эти планы и остальные материалы (подробная инструкция по сборке) в Dropbox.

Если есть возможность выложить - буду очень благодарен!

Сроков на постройку у меня нет, делаю по мере свободного времени. Сейчас оно есть, и есть всё необходимое чтобы реализовать задуманное. Интересно пройти весь цикл 😃 Плюс хочу получить повторяемую модель.
Давно не занимался авиамоделизмом (со школы). Последняя попытка вернуться “в тему” была в 2013 году, тогда нашел раскрой Ла-7 под потолочку и начал собирать его, но через некоторое время пришло понимание что сделать всё что хочется на той моделе крайне сложно и это будет штучный экземпляр, который еще должен как-то взлететь. Его нельзя будет просто повторить в случае падения например. Так он у меня провалялся недостроенный еще около года, пока его не раздавили 😃
Потом не было времени. Делать “схематичный” типа-самолет вообще нет желания.

Так что не знаю когда эта модель взлетит и взлетит ли. Решил идти маленькими задачами, первая из них - сделать 3D модель, которую будет возможно и интересно двигать дальше.

ДедЮз
Pinchuk:

Сумлеваюсь,дядьки,что рельсы сужаются.Сталь на каркасе С1271А ,надо ж напрячься её согнуть.Да и не в философии это “нашего проектирования”.А ролики катались по одной линии,катать по двум рельсам???,опять не наша философия.С уважением.

Сумлеваться не приходиться, видел разные системы. Главное не нарушать ТК (теоретический контур) в летной позиции. Релльсы не единные, а раздельные для передних и задних полозьев. При параллельных передних рельсах и непараллельных задних, можно использовать сзади “плавающие” полозья имеющие жесткость по вертикали и податливость по горизонтали. Но это как информация. Сегодня станет все ясно о рельсах. Не могу найти информацию по технологическому членению Ла-9/11. Интересно посмотреть приладки зализов.

Только что закончил совмещенку фюзеляжа на участке кабины. Рельсы под сдвижную часть фонаря ЛОЖАТЬСЯ АБСОЛЮТНО ПАРАЛЛЕЛЬНО ! Продолжу теорию до разъема киля.

sergey56gr:

Вот фотка Ла-7 с крайнего чемпионата России , который сейчас проходит в Большом Въясе.
Фонарь и весь самолет во всей красе

Кабина, точно наврана!
О фонаре. По фотографиям хорошо видно. 1) Лобовое стекло с параллельными краями и радиально скругленным верхом. 2) Козырек их двух половин с плоскими боковинами и сверически формованным верхом. 3) Сдвижной колпак (фонарь) формованный с плоскими боковинами и поверхностью второго порядка по зоне гиба. 4) Стекатель остекления (задняя секция), гнутая поверхность с прямыми образующими.