Организация оборудования на самолете

планер

Всех с Рождеством!!!
В данной теме хочу обратиться с вопросами к моделистам-практикам с приличным опытом. Вроде-бы все просто на первый взгляд - делай мол как нравится… и только у кого большой практический опыт, сталкивался, что так лучше, например, чем эдак и т. д.
Вопросы, казалось бы мелочные и не принципиальные, но тем не менее их задам во избежании дырявливания самолета в лишних местах.
Где на фюзеляже разместить выключатель питания - на левом борту, на правом, выше, ниже? светодиоды-паникёры(от повербокса) куда лучше встроить? заправочный штуцер кто как организовал? индикатор борта? и пр.
Фотки приветствуются😁

BVP

По-моему, все просто. Для левшей выключатель и заправочный штуцер с одной стороны, для правшей - с другой. Тут каждый делает так, как удобно самому себе. Вроде особых стандартов и нету. Я, например, заправочный штуцер устанавливаю с правой стороны, ближе к капоту, мне так удобнее:

Выключатель борта, например, тоже с правой стороны, но чуть подальше, под фонарем (что бы поближе к приемнику и бортовой батарее, что бы не тянуть лишние провода). Все светодиоды располагать так, что бы было максимально хорошо видно из нужного положения. У меня они, например, под фонарем, около приемника. Прекрасно видно…

Wherewolf

кому как удобно…
я ставил борт на левом борт фюзеляжа, зажигание - на правом. заправка тоже справа.
т.к. при запуске обычно находишься впереди-справа.

trofimovich

Задолбал я уже наверно этой ссылкой hokusei-kobe.co.jp но вот некоторые вещи у них “сделаны” не дать-не взять вот в тему…😁(порыться тока надо,и по оборудованию фоты были)

SVAL

Было дело , тоже ломал голову что, как и где… ( наверное потому что все очень “просто”)
Однако…заправочный штуцер расположил не по классическому расположению, а внутри фюза, т.к не лишаю себя удовольствия скинуть фанарь после очередного вылета “залиться” и проверить все “хозяйство”…
что касается выключателя бортового питания и зажигания считаю самое оптимальное расположение справа, т.к.обычно при настройках и проверки перед вылетом занимаю положение перед стабилизатором, в таком положение удобно протянуть руку и при необходимости обесточить самолет…

Genplane

В одной американской книжке по моделизму вычитал:
Если не хотите проблем в процессе эксплуатации всегда придерживайтесь правила: вперед, справа и вверх - это плюс; назад, слева и вниз - это минус.

  1. Выключатели: вперед - ВКЛ, назад- ВЫКЛ
  2. Трубки в бак: заливная справа, в карбюратор - слева, дренаж - снизу( не будете вспоминать и разбираться где какая,когда возникают проблемы)
  3. Включатель зажигания - максимально близко к блоку зажигания, рядом его светодиод, (под капотом его плохо видно, особенно при солнце, ИМХО)
  4. Включатель зажигания под фонарём, поближе к приемнику
  5. Заправочный клапан или гнездо для удобства манипуляций с капотом ставлю не на фюзе, а под капотом на вспомогательной площадке моторамы, напротив него прорезаю отверстие для штуцера от помпы . Там всегда обрабатываю нитролаком, поэтому при неизбежных протечках при заправке, легче поддерживать чистоту. Справа или слева ставить клапан и включатели - дело удобства - у меня всё слева по ходу самолета
  6. Заправку организую через отдельную линию, т.е. использую 3-х трубную систему, легче обеспечить герметичность линии бак-карбюратор.
  7. Включатели использую интегрированные с разъёмом под зарядку, через него-же контролирую степень зарядки с помощью нагрузочного тестера
Yura_33

Александр, на своем первом бензиныче(50 кубов) поставил заправочный штуцер сверху в районе моторамы. При заправке оказалось крайне неудобно, пришлось использовать довольно длинную трубку от канистры до штуцера.На следующей модели буду делать сбоку слева. Следующая модель (тоже 50 )- выключатель зажигания слева, выкл. борта справа.

monstrey
Genplane:

В одной американской книжке по моделизму вычитал:
Если не хотите проблем в процессе эксплуатации всегда придерживайтесь правила: вперед, справа и вверх - это плюс; назад, слева и вниз - это минус.

  1. Выключатели: вперед - ВКЛ, назад- ВЫКЛ
  2. Трубки в бак: заливная справа, в карбюратор - слева, дренаж - снизу( не будете вспоминать и разбираться где какая,когда возникают проблемы)
  3. Включатель зажигания - максимально близко к блоку зажигания, рядом его светодиод, (под капотом его плохо видно, особенно при солнце, ИМХО)
  4. Включатель зажигания под фонарём, поближе к приемнику
  5. Заправочный клапан или гнездо для удобства манипуляций с капотом ставлю не на фюзе, а под капотом на вспомогательной площадке моторамы, напротив него прорезаю отверстие для штуцера от помпы . Там всегда обрабатываю нитролаком, поэтому при неизбежных протечках при заправке, легче поддерживать чистоту. Справа или слева ставить клапан и включатели - дело удобства - у меня всё слева по ходу самолета
  6. Заправку организую через отдельную линию, т.е. использую 3-х трубную систему, легче обеспечить герметичность линии бак-карбюратор.
  7. Включатели использую интегрированные с разъёмом под зарядку, через него-же контролирую степень зарядки с помощью нагрузочного тестера

Выключатели ставлю наоборот - назад ВКЛ, вперёд Выкл.Т.К. чисто теоретически набегающим потоком воздуха его может выключить.

планер
Genplane:

В одной американской книжке по моделизму вычитал:
Если не хотите проблем в процессе эксплуатации всегда придерживайтесь правила: вперед, справа и вверх - это плюс; назад, слева и вниз - это минус.

  1. Выключатели: вперед - ВКЛ, назад- ВЫКЛ
  2. Трубки в бак: заливная справа, в карбюратор - слева, дренаж - снизу( не будете вспоминать и разбираться где какая,когда возникают проблемы)
  3. Включатель зажигания - максимально близко к блоку зажигания, рядом его светодиод, (под капотом его плохо видно, особенно при солнце, ИМХО)
  4. Включатель зажигания под фонарём, поближе к приемнику
  5. Заправочный клапан или гнездо для удобства манипуляций с капотом ставлю не на фюзе, а под капотом на вспомогательной площадке моторамы, напротив него прорезаю отверстие для штуцера от помпы . Там всегда обрабатываю нитролаком, поэтому при неизбежных протечках при заправке, легче поддерживать чистоту. Справа или слева ставить клапан и включатели - дело удобства - у меня всё слева по ходу самолета
  6. Заправку организую через отдельную линию, т.е. использую 3-х трубную систему, легче обеспечить герметичность линии бак-карбюратор.
  7. Включатели использую интегрированные с разъёмом под зарядку, через него-же контролирую степень зарядки с помощью нагрузочного тестера

Да-а… такой список несложных правил особенно полезен, когда раздутый авиапарк:)

BVP
monstrey:

набегающим потоком воздуха его может выключить

Механические выключатели на серьезные самолеты ставить вообще как-то страшновато…

an2an

индикатор включенности зажигания надо ставить так, что бы его было четко видно когда стоишь перед пропеллером при запуске мотора…

monstrey:

…чисто теоретически набегающим потоком воздуха его может выключить.

Даже не набегающим потоком, а при запуске из рук, можно случайно выключить…

SVAL
monstrey:

Выключатели ставлю наоборот - назад ВКЛ, вперёд Выкл.Т.К. чисто теоретически набегающим потоком воздуха его может выключить.

Сергей, не думаю, что поток настолько силен, что способен воздействовать на “ВКЛ-ВЫКЛ”, …НО положение включателя делаю именно так как у Вас…

an2an:

а при запуске из рук, можно случайно выключить…

я так понимаю речь идет о моделях от 30сс и выше…, их что с руки запускают?,

Freddie_X
Genplane:
  1. Включатель зажигания под фонарём, поближе к приемнику

Вы, наверное, хотели сказать включатель борта?

an2an
SVAL:

я так понимаю речь идет о моделях от 30сс и выше…, их что с руки запускают?

Конечно, бывает что и сажают в руки…

pentajazz

я как то читал инструкцию по сборке 50сс самолета, фирменную, так там было четко обозначено, что пилот обязан (!) установить выключатели зажигания с обоих бортов, и так, что бы они ВЫключались нажатием (хлопнуть по ним, если что, и заглушить). не скажу уверенно, но скорее всего это соответстует правилм “какого-то-там” общества.
так вот, у себя с двух бортов ставить не стал, но выключается зажига именно нажатием (с приводом спарен и привод борта, так что самолет выключается весь).
Антон видел 😃

ну и там “приколы” всякие, типа не ставте заливную пробку ниже уровня бака, вентиляцию выводите вниз… и т.п.

SVAL
an2an:

Конечно, бывает что и сажают в руки…

ОГо, а нас раньше учили какой то глиссаде, выравниванию, выдерживанию…ну дай бог что у ловцов руки били целы…

an2an
pentajazz:

но выключается зажига именно нажатием (с приводом спарен и привод борта, так что самолет выключается весь). Антон видел

Точно, видел.

Было раз, Илья Грибов летал в лужниках на празднике газеты МК. Было очень ветренно и много людей, пришлось Лехе Горбунову висящий самолет руками из воздуха вынимать…

Genplane

Freddie_X

Freddie_X:

Вы, наверное, хотели сказать включатель борта?

Sorry, зарулился. естественно “борта”. Если питание приемника и серв раздельное, то их ставлю рядом под фонарём. А насчёт включать назад - это было действительно обязательно для планеров и пенолетов при старте с руки.Хотя имею пару пенолетов и крыло, стартующие с руки, но поскольку включатели стоят сверху на фюзе, а не на брюхе, это, ИМХО, не скажется на управлении. А логика простая - для движения самолёта мы толкаем ручку газа вперед, ну и ВКЛ вперед. А насчет спаренного включателя не согласен: я сначала включаю борт, проверяю все рули, убираю газ, закрываю чок, делаю 4-6 рывков пропеллером, и только тогда включаю зажигание( убрав пальцы и антенну из зоны вращения винта). При этом левая рука на капоте ( на всякий случай, даже если знаю, что самик привязан за хвост), поэтому правой удобнее щёлкнуть выключателем. Просто было, думал, что привязал самолёт, а оказалось - забыл. Щёлк выключателем - а двигатель дает вспышку и запускается! Кабы не рука на капоте - пальцы точно бы укоротило!