35% Extra 300S 2.6m kit + турбопроп + ВИШ - долгострой

Blanicman

Вообще то ВИШ в авиации используют только для обеспечения оптимального угла атаки на лопасти винта (те максимального КПД силовой установки) не зависимо от мощьности прилагаемой к винту, скорости набегающего потока и оборотов винта. Что касается вертолетов там аэродинамика немного другая и что хорошо для вертолета не годится для самолета 3 Д. Сомневаюсь что выйдет что-то путное в плане предложенной СУ для 3Д самолета, хотя если есть горячее желание эксперементировать за свой счет, то и карты в руки😒

Desmo

Вполне возможен и такой исход, не отрицаю.
В любом случае буду пробовать, маховик раскручен уже )

Вот для начала первый образец ступицы ВИШа со стаканами и подшипниковыми узлами.
Не хватает тарелки общего шага, тяг и общей компоновки, т.к. пока некоторые размеры по турбине не понятны.

Также еще не указаны отверстия и болт контрения лопасти в стакане.
По самим лопастям идея следующая -
новй деревянный винт от какого-нибудь бренда, например Vess будет рассекаться по ступице по оси симметрии.
Дальше в оправке трубчатым сверлом готовиться комель лопасти под зажим стакана.
Лопасти балансируются как относительно центра вращения, так и относительно идентичности центра масс каждой лопасти.

incomer

Может, проще взять готовые цапфы от 700-800 вертолета?

Desmo

Такой путь тоже возможен.
Немного не устраивает способ заделки комля на вертолетеой цапфе.
Но ее тоже можно обработать напильником и кувалдой.
Смотрел от .90 Казамы Шримок и Раптор G4.
Скажу, что на данный момент это альтернативный вариант, если не устроит качество металлообработки своего варианта.

Desmo

Олег, этого производителя облазил уже вдоль и поперек. Искал данные по оформлению комля на их лопастях.
В принципе неплохой вариант, только мне показалось слишком их винты консервативные, в плане геометрии.
Больше на копии заточены, что-ли

Вы правы, стоит их продукцию тоже рассмотреть вживую.
Тем более их лопасти попарно отбалансированы в ноль, как утверждают.

Коллеги, подскажите, где нарыть подшипник тарелки, большого диаметра с низким профилем, те мелкими шариками?
Самое крупное что нашел - 32х42х7 от автомата перекоса верта какого-то.
Немного маловат внутренний диаметр. Нужно около 40-52.
Балдарю заранее!

Desmo

Спасибо, Илья!

Нашел типоразмер 40х52х7, оказывается ходовой вполне из авто-ассортимента.

Bajavod

ВИШ с турбиной, да еще в таком размахе…один раз в ютубе видел правда на электрике…
Алексей буду следить за темой

Desmo

Спасибо, Кирилл!

Надеюсь, хватит воли до конца довести )

Оффтоп - облетали уже Катану Крилловскую?

incomer

Наткнулся на интересную запись в дневнике. Особенно интересна последняя ссылка в комментариях.

Desmo

Илья, отличные ссылки!

В прнципе той же логике следую, вал качания лопастей - именно вертолетный от.90 класса, он там уже готовый цементированный до 40-50 HRC
Стаканы только свои, не нравится слишком большой вылет кишков из кока при использовании вертолетных.

В текущий момент сборка выглядит так:

incomer

Я бы посоветовал расположить подшипнике в цапфе также, как и в вертолетной. Т.е.- с внутренней стороны цапфы два радиальных, а с наружи упорный, т.к. по вашей схеме крайний радиальный и будет воспринимать всю осевую нагрузку.

Desmo

Немного не так.
Все подшипники имеют ходовую посадку по валу.
По постели цапфы радиальные оба имеют посадку внатяг, аксиальный - ходовую.
Нагрузку осевую внешний радиальный не несет вообще, он внутренней обоймой упирается в шайбу, законтренную осевым винтом. С внутренней стороны также во внутреннюю обойму убирается шайба (зеленым цветом на сборке). В эту шайбу - внешняя обойма аксиального подшипника.
Внутренняя обойма аксиального сидит в постели цапфы. Тут малегькая деталь - аксиальный подшипник имеет разный диаметр обойм. Внутренняя - по номиналу подшипника. Внешняя - меньше на пару десятых. Это и обеспечивает ходовую посадку.

Вот разрез, не добиты штриховки, но в общем должно быть понятно:

По подобному принципу цапфы на .90 вертах устроены, к примеру цапфа TT Raptor G4 .90/E820

Ваш вариант тоже работоспособен, только немного уменьшается плечо контакта с валом.

incomer

В такой компановке подшипников есть минус- используется не вся площадь опоры упорного подшипника, а только его часть, ограниченная размерами шайб-проставок. В предложенной мною схеме используется вся площадь- с внутренней стороны это стенка цапфы, с наружней шайба под болтом. Так сделано, например, в немецких вертолетах Mikado. Как показала практика- конструкция жизнеспособная и надежная.

Desmo

Микадо - хороший референс, слов нет.
Шпиндель от Микадо видимо буду брать и подшипники, они на 12 мм у немцев.

дмитрий482

Может я не въехал, но у мя единственный вопрос, ВИШ делается для оптимизации показателей винта под турбину или под 4D?

Desmo

4D скорее как следствие, если все получится.
Основная идея - побороть турболаг и добиться скорости управленя тягой, остаточной для 3d.

y_oleg

Алексей,в ютубе попадался ролик,QQ як 54 турбовинтовой,управляемый Самезини.Размер примерно твой,про ВИШ не помню. Попробуй поискать может пригодится.[/I]

Desmo

Олег, спасибо!

Все ролики уже просмотрел практически по этой тематике.
Сомензини ЯК почти пионер в этом направлении, ВИШа там не было.

Почитал форумы буржуйские, картина вырисовывается не такая радужная.
Все турбопропы - изделия деликатные, подшипники и редуктора вторичного вала очень чувствительны к радиальным нагрузкам. Даже от гироскопического момента легкого винта. На копиях не так критично ввиду стиля полета, на 3D становится уже проблемой.

В моем случае все только усугубляется:

  1. Винт маслает всегда на максимальных оборотах = максимальный гироскопический момент
  2. Удлиненный вал для тарелки шага ВИШа = большое плечо действия сил, в том числе посадочных перегрузок.
  3. Сам ВИШ - нормальный такой кусок металла в полкило веса, крутящийся на 7000 оборотах на длинном плече. Супермаховик на зависть Нурбею Гулиа прямо!

Сдается мне, в первоначальном виде задумка приведет к быстрой кончине редуктора турбопропа.

Нужно разносить оси ВВ и вала турбопропа, городить разгрузочный вал для передачи момента с вала ТП на вал ВВ ременной передачей.
Это геморрно, но и плюсы есть - можно делать ВИШ с полым валом и тягой внутри, что сильно упрощает кинематику. Также турбину можно задвинуть поближе к ЦТ и избежать геморра с центровкой.

VolodiaP

Нужно разносить оси ВВ и вала турбопропа