Строительство Pitts-12

chieff

Не знаю кто как ,но я обожаю бипланы. Есть в них что –то такое, что роднит их с паровозами, которые я тоже очень люблю. Когда я смотрю на биплан в голове рождаются ассоциации с чем-то ушедшим, с серебряным веком авиации что ли……Современная авиация конечно, тоже имеет свой шарм, можно бесконечно любоваться лаконичными обводами современных самолетов, но бипланы…Это пожалуй единственные родственники давно забытых самолетов, летавших на заре авиации. Много ли мы знаем бипланов, летающих ныне? В первую очередь это конечно Ан-2-переживший всех своих поршневых собратьев… А во вторую кто? Да никого! Назовите, я не припомню утилитарный биплан помимо спортивных. Пилотаж -это пожалуй единственная сфера в авиации где бипланы встречаются довольно часто.
А много ли современных спортивных бипланов мы знаем? Pitts c Christen Eagle-родные братья, да еще Ultimate.Это самые распространенные. Потому и часто встречаются нам в виде моделей-копий.
Мысль построить модель биплана у меня сидела в голове давно. У меня был уже один бип под 46-й мотор но хотелось большего. Подобрать ARF на рынке тоже не удалось, т.к ассортимент их невелик. И тут , блуждая на форуме www.rc-design.ru
точнее , здесь rcopen.com/forum/f7/topic52718 по ссылкам я набрел в ветку форума на rc-universe.com, где обсуждался чертеж биплана по мотивам Pitts-12 некоего Bernard Burton из Бельгии. Заказать чертеж в PDF можно было тут же , перейдя по ссылке www.gundersonaerodesign.com/products/…/burton/
Чем я и воспользовался ,благо это нетрудно. Через некоторое время я получил письмо от этого самого Бартона с припиской, дескать вот тебе чертеж, но публиковать только с моего ведома.
О как!! Ну что ж… Будем уважать чужие права…
Однако чертеж мне понравился. Самолет не копийный , но очень похож на Pitts model 12 он же Pithon. Он примечателен тем, что на нем стоит двигатель российского производства М-14П…Размах модели- 1750мм ,вес 5-6.5 кг под бензиновый двигатель 35-50 куб.см.
Построить бы такой самолетик!!.. Но файл в PDF мало чего давал в плане подготовки к лазерной резке. Однако мне повезло. На форуме rc-universe.com мне удалось связаться с человеком, который самостоятельно подготовил раскрой в формате Corel Draw и любезно согласился мне его предоставить, с оговоркой, что резать и собирать самолет он не пробовал.
Есть конечно определенный риск испортить материал, пользуясь непроверенным файлом раскроя, но внимательно изучив чертежи я все же решил попробовать.
И вот выполнена лазерная резка, сборка началась.
Как выяснилось я не одинок в своей любви к бипланам. Наш уважаемый коллега
El Chupacabra из Владивостока независимо от меня тоже строит этот самолет. Если это будет кому-то интересно будем освещать реализацию данного проекта.

Итак вот первые фотки начала сборки.

El_Chupacabra

В качестве двигателя планирую использовать конверсию бензопилы 38 см. Мотор один в один зенох, только, конечно окна иной геометрии. Если все будет печально, то разорюсь на оппозитник 50 см. Сервомашинки 12-килограмовые с мет. редукторами HXT12K/2. Четыре на элероны, две на руль высоты, одна на руль направления и одна мини машинка Himark тоже MG на газ. Постройка этого самолета это своего рода challenge для меня, поскольку приходится решать широкий круг интересных задач, от изготовления prop hub для мотора и пайки электронного выключателя борта до работ с чертежами в Кореле. Проект не быстрый, планирую закончить к апрелю-маю. На текущий момент набран весь поперечный и верхняя часть продольного набора фюзеляжа и стаб. Обдумываю проводку боуденов в хвост, пока все стрингеры снизу не вклеил.

NailMan

Уделите особенное внимание N-стойкам и углу установки крыльев. Верхнее крыло должно иметь возможность менять угол установки. Кроме того выкос мотора также важно подобрать особенно на бензине, так как момент высокий и скручивать его сильно может.

klaus
El_Chupacabra:

В качестве двигателя планирую использовать конверсию бензопилы 38 см. Мотор один в один зенох, только, конечно окна иной геометрии. Если все будет печально, то разорюсь на оппозитник 50 см. Сервомашинки 12-килограмовые с мет. редукторами HXT12K/2. Четыре на элероны, две на руль высоты, одна на руль направления и одна мини машинка Himark тоже MG на газ. Постройка этого самолета это своего рода challenge для меня, поскольку приходится решать широкий круг интересных задач, от изготовления prop hub для мотора и пайки электронного выключателя борта до работ с чертежами в Кореле. Проект не быстрый, планирую закончить к апрелю-маю. На текущий момент набран весь поперечный и верхняя часть продольного набора фюзеляжа и стаб. Обдумываю проводку боуденов в хвост, пока все стрингеры снизу не вклеил.

Что за машинки HXT12K/2 ?

Aps
maza:

Towerpro MG995 они зовутся еще.

Кстати дейтвительно мошьные и быстрые сервы 😎 , у меня не было проблем с ними 😃 .

El_Chupacabra
Aps:

Кстати дейтвительно мошьные и быстрые сервы 😎 , у меня не было проблем с ними 😃 .

Да, они еще и доступные вполне, брал по 7,50 за шт.

Итак, на Дальнем востоке воскресенье уже закончилось, выкладываю прогресс за минувшие выходные.
Не стал откладывать установку сервомашинок до того светлого момента, когда можно будет определить ЦТ. Перед зашивкой гаргрота и установки нижних стрингеров в задней части фюзеляжа необходимо было ( пока есть доступ) провести тяги для шевеления рулями 😊 и соответственно определиться, не только куда но и откуда эти тяги идут.
Совершенно монструозные размеры внутренних пространств позволяют разместить начинку без тесноты. Машинки руля высоты расположил между шпангоутами F5 и F4, а руля направления внутри F6. На каждую половинку руля высоты своя машинка и свой боуден от Great Planes
, на руль направления одна машинка и два боудена Sullivan
, последние провел внутри скрестив, где то вычитал когда то, что в этом случае обе тяги работают равномерно на любых углах перекладки руля. Думаю, прочности боуденов будет достаточно для безопасных полетов.
Для доступа внутрь фюзеляжа сделаю сьемным отдельно фонарь и часть пола в кабине. Не очень удобно и быстро, да надеюсь мне и не часто нужно будет туда лазить.
Часть пространства под стабилизатором между стрингерами 10Х10 зашил фанерой 1,5 мм для фиксации боуденов и для удобства обтяжки пленкой впоследствии.
Немного неуверен я в достаточной прочности стабилизатора в том виде, что на чертеже. Особенно если половинки руля смикшировать с элеронами, будет здОрово его скручивать. Прям хоть растяжки ставь, как у прототипа. На всякий случай на стык передних кромок стаба наклеил косыночки из фанерки 3 мм.
Ну вот, кажется все. Коллега, что думаете о стабилизаторе, нужно ли его усиливать каким либо образом?

chieff

Если есть сомнения по прочности киля и стаба-их можно усилить полосками угля.Только мне кажется лишнее это.
Мой прогресс за 2 дня:вклеил все шпагоуты и стрингера.На фото перед съемом со стапеля и после вклейки последнего (нижнего) стрингера.

Aps

Есть вопросы:

  1. Насколько прочен фезюляж в целом?
  2. Скока времени было затрачено чтоб дойти до данной стадии?
  3. Если есть возможность, то взвесте пожалуйста одельные детали.

С уважением, Арсений.

NailMan
El_Chupacabra:

Да, они еще и доступные вполне, брал по 7,50 за шт.

Итак, на Дальнем востоке воскресенье уже закончилось, выкладываю прогресс за минувшие выходные.
Не стал откладывать установку сервомашинок до того светлого момента, когда можно будет определить ЦТ. Перед зашивкой гаргрота и установки нижних стрингеров в задней части фюзеляжа необходимо было ( пока есть доступ) провести тяги для шевеления рулями 😊 и соответственно определиться, не только куда но и откуда эти тяги идут.
Совершенно монструозные размеры внутренних пространств позволяют разместить начинку без тесноты. Машинки руля высоты расположил между шпангоутами F5 и F4, а руля направления внутри F6. На каждую половинку руля высоты своя машинка и свой боуден от Great Planes
, на руль направления одна машинка и два боудена Sullivan
, последние провел внутри скрестив, где то вычитал когда то, что в этом случае обе тяги работают равномерно на любых углах перекладки руля. Думаю, прочности боуденов будет достаточно для безопасных полетов.
Для доступа внутрь фюзеляжа сделаю сьемным отдельно фонарь и часть пола в кабине. Не очень удобно и быстро, да надеюсь мне и не часто нужно будет туда лазить.
Часть пространства под стабилизатором между стрингерами 10Х10 зашил фанерой 1,5 мм для фиксации боуденов и для удобства обтяжки пленкой впоследствии.
Немного неуверен я в достаточной прочности стабилизатора в том виде, что на чертеже. Особенно если половинки руля смикшировать с элеронами, будет здОрово его скручивать. Прям хоть растяжки ставь, как у прототипа. На всякий случай на стык передних кромок стаба наклеил косыночки из фанерки 3 мм.
Ну вот, кажется все. Коллега, что думаете о стабилизаторе, нужно ли его усиливать каким либо образом?

Я стаб усилиаю двумя полосками угля 3х1мм, причем переднюю кромку уголь я не режу пополома на сгибе кромки, а гну. Зажигалкой нагреваю место и сгибаю, после застывания сохраняет полученную форму. Полоски две: одна по передней кромке вертикально, вторая по задней кромке горизонтально.
picasaweb.google.ru/nailalex/…/photo#5126866969269…
picasaweb.google.ru/nailalex/…/photo#5126866934909…

Palar

Есть пара фоток этого Питса с МАКСа , если интересуют детали, могу дать в полном формате по 3 Мб.

chieff
Aps:

Есть вопросы:

  1. Насколько прочен фезюляж в целом?
  2. Скока времени было затрачено чтоб дойти до данной стадии?
  3. Если есть возможность, то взвесте пожалуйста одельные детали.

С уважением, Арсений.

-Насколько могу судить фюз достаточно прочен.Даже слишком,я вижу где его можно облегчить.
-Я занимаюсь сборкой неделю(вечерами после работы)
-Взвешивать пока нет смысла, взвешу чуть позже.скажу только что шпангоут F1 до облегчения весил 155г ,после выпиливания окон-105г.

chieff



Прогресс за сегодня:
-Начал собирать передний гаргрот
-принял 2 важных решения:
1)передний гаргрот вместе с фонарем делаю съемным
2)машинку на киль ставлю в фюзе с тросовым управлением а на высоту-между 7 и 8 шпангоутами,в пространстве между толстыми стрингерами.

argnew
chieff:

1)передний гаргрот вместе с фонарем делаю съемным

Как это, а “фурнитура” крепления верхнего крыла как будет располагаться?. И как собираетесь тогда добиваться необходимой жесткости в конструкции переднего гаргрота и его начинки?
Может , все-таки, съемным лучше сделать только фонарь?

chieff
argnew:

Как это, а “фурнитура” крепления верхнего крыла как будет располагаться?. И как собираетесь тогда добиваться необходимой жесткости в конструкции переднего гаргрота и его начинки?
Может , все-таки, съемным лучше сделать только фонарь?

Фурнитура будет крепиться к силовым боковинам S1 .Там у меня заложены резьбовые грибки М4.Чтобы снять гаргрот с фонарем нужно будет сначала отвернуть 8 винтов крепления кронштейнов,вытащить их вверх через щели в обшиве гаргрота,а затем только снимать всю крышку.Жесткость конструкции спереди придаст силовой набор из полушпангоутов,стрингеров и бальзовой обшивы а сзади всю конструкцию свяжет пластиковый фонарь .Кроме того в кабине сделаю фальшполик из бальзы 1.5-2 мм.
Конечно,монтаж-демонтаж верхней части фюзеляжа -трудоемкая операция,но она будет выполняться только в лаборатории для ремонта и обслуживания например топливного бака.Для текущего обслуживания самолета достаточно отверстия в месте крепления нижнего крыла.При перевозке самолета кронштейны крепления верхнего крыла будут гордо торчать вверх. 😁

El_Chupacabra

Спасибо за совет про уголь на стаб. Но пока не буду ничего добавлять. В крайнем случае добавлю растяжечки из тонкого нержавеющего тросика. За вчерашний и сегодняшние вечера склеил рули высоты и направления и зашил бальзой гаргрот.

chieff
El_Chupacabra:

Спасибо за совет про уголь на стаб. Но пока не буду ничего добавлять. В крайнем случае добавлю растяжечки из тонкого нержавеющего тросика. За вчерашний и сегодняшние вечера склеил рули высоты и направления и зашил бальзой гаргрот.

На мой взляд расчалки на моделях-вещь ненужная и ненадежная.Применять их нужно только в копийных целях.Наклей на "центроплан " стаба полоски угля 0.5х10х100 мм с двух сторон на бальзу-и ты удивишься насколько прочным он станет 😉

lyoha

На мой взляд расчалки на моделях-вещь ненужная и ненадежная.

Ну-ну…

argnew
lyoha:

Ну-ну…

Присоединяюсь. Нагрузка крыльев “на разрыв”, в полете, так высока (да и нагрузка на скручивание) что расчалки вещь не лишняя. В даном случае лучше перебд-ть, чем недо…

chieff
argnew:

Присоединяюсь. Нагрузка крыльев “на разрыв”, в полете, так высока (да и нагрузка на скручивание) что расчалки вещь не лишняя. В даном случае лучше перебд-ть, чем недо…

На биплане 1:1 без расчалок никуда.Согласен.Потому и появились бипланы раньше монопланов -невозможно было сделать крыло нужной площади(большого размаха) легкое и прочное.Потому и навешаны расчалки на бипланы,если у Питтса 1:1 убрать расчалки-крылья развалятся в полете.На модели-другое дело.Прочность каждого отдельно взятого крыла(по крайней мере на самолете,который мы обсуждаем)достаточна чтобы воспринять аэродинамические и прочие силы.Но они еще связаны I стойками.Поэтому я считаю расчалки на данном самолете-копийной опцией.Не более.Тоже самое касается и расчалок на стабилизаторе. 😁

chieff

Прогресс: зашил полик кабины,сделал фурнитуру-алюминиевые стаканчики(видны на снимке) и кронштейны.Дальнейшие планы:Мехобрабртка стрингеров по обводам и обшивка фюзеляжа бальзой. 😁

El_Chupacabra

Очень полезная ссылка. Спасибо. Много вопросов отпало.

chieff

Будет.Зашил бальзой передний и задний гаргроты,сфотаю-выложу. 😁