Ugly Stick 0.40

75777

Что-то все замолчали. Немного из жизни стиков.
“Паркетник” потерпел первую серьезную аварию за год эксплуатации. В полете открутился винт крепления тяги РВ. Аппарат вошел в землю при полной тяге под 30 градусов к горизонту. Не морковка, но что-то близкое. И вот смотрим отличие “маде ин чайна” от самодела. Передний шпангоут сорвало с боковин, оставив оные практически без повреждений (это в носу-то). Мотор с треснувшей моторамой (китайская😁😁) откапывал с 20 см глубины. На китайском тандер тайгере два года назад при меньшей силе удара передняя часть фюза превратилась в пазл.

Самик при касании земли был почти без крена, зацепил землю правым концом крыла, которое и разрушилось с краю где-то на 20 см. Центроплан цел. Из него вырвало передний узел с двумя штифтами.
Нейлоновые болты крепления крыла по задней кромке: один срезало, другой вырвало с небольшим куском боковины фюза. Электроника без повреждений. Аккумулятор снес все внутренние бальзовые переборки на пути ко второму шпангоуту (это было запланированное пространство на случай краша, там ничего установлено не было, кроме поролона). Внутренние сервы вылетели вместе с ложементами.
И фсе 😃.
Вначале думал не восстанавливать (Уже новый проект готов). Но подумав, решил поставить на поплавки. Предстоит, по большому счету, ремонт законцовки крыла и вклейка нового переднего шпангоута. Остальное по мелочам. Да, увеличу площадь элеронов и РВ.

LUX

Все быстро почините. Главное -желание.
Мой получил новый мотор, АСП 46. Пришлось укоротить нос, сделал новое шасси. Винт 11.5 х 6. Летает нормально, в небе очень красиво смотрится. Моделью доволен. 😃

75777
LUX:

в небе очень красиво смотрится

Это да, стик в немецкой окраске WW1 в небе бесподобен. Наверное, поэтому модель и пользуется популярностью. Другой самолет и восстанавливать бы не стал, а к этому уже как-то привык , можно сказать сроднился. Да и весь своими руками сделан.

21 days later
Д_Заточник

ЗачОтный самолет, тем более если учесть что он разработан и совершил первый полет почти 50 лет назад. Первые чертежи датированы 1966!!! годом. Если вешь настоящая, то время над ней не властно! Вот тут можно почитать, правда на аглицкой мове, но с картинками 😃 Так что Ваша самолетка можно сказать юбилейная!

runryder.com/helicopter/gallery/…/UglyStik.pdf

Д_Заточник

Почему-то моя ссылка приводит на главную страницу 😦 Правильная ссылка должна быть вот такой:

runryder.com/helicopter/gallery/51342/UglyStik.pdf‎

7 days later
Vorona_z_Handicraft
Д_Заточник:

Почему-то моя ссылка приводит на главную страницу 😦 Правильная ссылка должна быть вот такой:

runryder.com/helicopter/gallery/51342/UglyStik.pdf‎

Не помню показывал или нет самые крутые стики здесь:

airfieldmodels.com/gallery_of_models/…/index.htm

airfieldmodels.com/gallery_of_models/…/index.htm

на обе модели есть фото и видео галерея.

1 month later
75777

Восстановил после краша. Облетал. Ввиду того, что стик из утратил свойство главного тренировочного самолета (из-за появления других, более крупных), переделываю его для полетов с воды, так сказать, для души, чтобы не вешать как “отработанный материал” на стенку.
Поплавки купил на хк. Стеклопластиковые. Окрашены очень даже недурно. Неожиданно приятно, что в комплект кита поплавков входит и водяной руль и тяги (аж 2 штуки) ! Хотя на сайте про это ничего не написано и на фотках только поплавки и две стойки их крепления. Хорошо, что не заказал отдельно 😁.
Вес поплавка 300г. Самолет потяжелел с 2100 до 2900. Немного было геморроя с соблюдением правильной геометрии и физики гидро и авиа. (Надо , чтобы редан был в полудюйме позади цт модели). А хотелось сохранить основную (карбоновую) стойку шасси на своем месте. Ну вот в первом приближении получается так

Alx1m1k

Петр,а вы когда будете пробовать по водной глади,то увидите образование “редана” и куда он смещается и примите решение-поднимать модель или смещать конструкцию.а получилось приятно-симпатично.когда планируете испытания?

75777

Надо закончить кое-какие мелочи по предотвращению попадания воды куда ненадо. Загерметизировать сервы наружного крепления (особенно ту, что в хвосте), переместить выключатель внутрь фюза. Смонтировать тягу водяного руля. Она пойдет от кабанчика РН прямо поверху фюза и опор поплавка. Производители поплавков так придумали.
И в полет! Может быть на следующей неделе.

Vorona_z_Handicraft

Привет Стиководы! Давненько к вам не заходил. Вот принес вам роилик из сети! Стик - он и есть стик))))))) чтоб всем такого рано или поздно - но построить!

10 days later
75777

ГИДРОСТИК: ВОДЯНОЕ МНОГОБОРЬЕ
Ну вот и настал день облета моего паркетника поставленного на поплавки. Самолет обретает уже третью (морскую) жизнь. Опыта в модельной гидроавиации у меня не было, поэтому все сделал на самолете по рекомендациям “учебников” Ждал теплого и безветренного дня, чтобы не было проблем с направлением взлета и солнца “в глаз”, так как решил лететь с местного пруда, недалеко от дачи, а там всего три-четыре “порта” - мест подхода к воде по берегу, заросшему камышом. Теплый день нужен был для того, что если вдруг придется поплавать ( и это оправдалось на 300%)

Перед облетом провел "гидроизоляционные " мероприятия. Наружные сервы (элеронная и РВ) обработал герметиком по швам крышек и винтов их крепления. Выходные оси качалок замазал литолом. Приемник засунул в презерватив. Выключател переместил с борта внутрь переднего отсека (где бак).
Первое, что проверил, когда опустил модель на воду - как она рулится. Вполне нормально. Но это в безветрие. Хотя знатоки говорили, что именно поэтому ( в смысле в ветер) нужен водяной руль. Перед первым взлетом пришлось еще потренироваться выключать двигатель в нужное время. Когда самолет плывет к берегу, чтобы не лезть в воду лишний за ним раз нужно “гасить мотор” не дальше 1 метра от берега. Иначе не доплывет. Втыкать в берег с работающим винтом было опасно для винта, так как берег был крутой и скользкий.

Далее пошли пробежки по водной глади, с намерением определить длину разбега. “Посадка” модели на воде ,как оказалось, имеет три фазы, зависящих от скорости. Первая (минимальная скорость) небольшой угол тангажа, вторая (скорость где-то на 30-40% газа) тангаж возрастает так , что стаб почти касается воды, модель глиссирует, будто-бы пытаясь взобраться на волну которую сама создает. Задняя часть самолета в фонтане брызг(и хвостовая серва тоже). Третья фаза- 70-100% газ модель выходит “на редан” и движется почти с нулевым тангажом.
Ну все, пора взлетать. Не взлетает. Так и бежит на редане. Гашу мотор, рулю к себе ( в “порт”) , делаю поворот к “порту”. Не поворачивает.Пык-мык - в камыши. Треск. Мотор заглох. Купание №1. Осмотр. Все тяги на месте. Почему не рулился, не понятно. Ладно, попытка взлета вторая. Результат тот-же.
Третья попытка взлета: где-то в 70 м от меня на взлетной скорости самолет резко виляет вправо, чудом не переворачивается. Гашу газ рулю в “порт” . Настроенине- сматываться. Думаю, надо двигать поплавки реданом назад за ЦТ (*сейчас редан по ЦТ ровно стоит) иначе не оторваться от воды.

75777

Последний раз, решаю. Была не была. Меняю направление взлета - сторого от себя , чтобы рулем легче прямую было держать( до этого разбег делал по треверзу к себе, как на соревнованиях). Газ в “пол” - когда уже побежал на редане, сильно РВ на себя и …он взлетел. Сразу чувствую- по сравнению с сухопутным вариантом уменьшилась устойчивость самолета по тангажу. Будто-бы отрицательную экспоненту на ручку РВ включили. Немного оттремировать пришлось. Немного покружил, теперь сесть надо. Первый мой гидроLanding прошел как на картинке. Легкое касание реданом воды - и вот уже рулю в “порт”. Ура! день прошел не зря. Мысли - почему же так странно взлетает? Надо еще раз попробовать. Дозаправка. Газ в пол, взлет от себя по прямой -ой -ой! Опять на этих же 70 м удалении самолет непостижимо виляет вправо, чуть не перевернувшись. Рулю в “порт” подруливаю, не поворачивает… камыши, треск, заглох… Купание №2. Приплыв в “порт” с моделью, понял , почему не рулился. За водяной руль прицепился кусок камыша около метра длиной. Ну да ладно , взлетаем опять. Взлетел, полетал посмотрел на повадки утяжеленного поплавками стика. Ничего, даже фигуры делает. Потренировался с заходами на посадку. Сел. Один полет еще таким макаром сделал. Гидропосадки в принципе не сложны, только с касанием воды надо аккуратно, иначе отскакивает как мячик от воды обратно. А поплавки издают звук как удар по барабану.

Для снятия странной манеры взлета, думаю, надо увеличить угол установики поплавов к оси фюза. У меня сейчас 1 градус. Во всех “учебниках” написано , что гидромодели должны сами отрываться от воды ( без дачи РВ).
Делаю крайний полет на сегодня. Разбег, … епрст опять на этих 70 м удаления вираж вправо, самолет переворачивается. Занавес.
Заплыв на длинную (как оказалось для меня) дистанцию. Где-то на 40 м я понял причину этих странных виражей на взлете. Водоросли и трава, которую не видно на поверхности. Цепляла зп водяной руль на правом поплавке. Путаясь в ней плыву к модели. Да, дыхалка уже не та. Тяжело. А ведь плыть еще обратно. Как -то грустно. Подплываю, переворачиваю из последних сил модель, ставлю на поплавки. Слышу - сервы жужжат. Значит, приемник не залило. Обратно я уже плыл, поддерживаемый поплавками. Как доплыл не знаю. Маресьева вспомнил.

На берегу разобрал самолет. Слил воду (ее в модели было на удивление мало). Вылил воду из глушителя. Вал крутится нормально вроде. Надеюсь, гидроудара не было. Пропеллер треснул. Это от удара то ли об воду, то ли об водоросли.
Все . Подвигов на сегодня хватит. Этот пруд - нелетное место. Поеду в следующий раз только на Финский залив летать. Он мелкий. Километр можно идти - по колено.
А вообще для гидроавиации треба лодку. А если бы день не такой теплохороший был а? Приехал домой, повесил крыло и самолет сушиться, потом проверим, все ли электрическое цело.
Вот такое оно авиамодельное водное многоборье.😃 совсем не

LUX

Да уж, экстрим!
Лодка хорошо, а вот плавательный жилет - просто и надежно. Хорошо все, что хорошо закончилось.

75777

PS Под впечатлениями (как на рыбалке) приврал слегка. 😃 Удаление 70 м следует считать как 40-50м а, соответственно, 40 м- это где-то 30 м

Итоги облета. Увеличить угол установки поплавков. Не переборщить, так как поплавки могут дать момент на прикирование по тангажу.
Уменьшить натяжение резинки водяного руля. (см фото) Эта резинка- часть механизма складывания руля в случае попадания чего-то в воде при рулении. Я натянул ее слишком сильно (из-за чего и все мои злоключения), так как не знал насколько надо и боялся складывания от водяного потока. В идеале, кажется, должно быть так: на первой и второй фазе взлета резинка должна держать руль по любому. На третьей - пускай складывается, там уже РН в хорошем воздушном потоке
Веселое наблюдение. В период между заводкой мотора и рулением на взлет желательно иметь либо помощника, либо как-то временно фиксировать самоль на воде. Так как надо еще надеть передатчик. Лезть с надетым передатчиком в воду очень чревато случайным падением (подскользнулся). Это было в позе буквы зю (одна нога на берегу, вторая в воде), одной рукой удерживая киль модели, другой надевая лямку передатчика ( не зацепив при этом ручку газа). Далее надо было правильно отпустить модель, быстро вылезти на берег, успеть принять управление.
Кстати фотки делал одной рукой руля РН, другой держал фотоаппарат-зеркалку.

Якут=
75777:

вторая (скорость где-то на 30-40% газа) тангаж возрастает так , что стаб почти касается воды, модель глиссирует, будто-бы пытаясь взобраться на волну которую сама создает.

Это еще не глиссирование. Это как раз момент преодоления порога, переход от водоизмещающего режима к глиссированию. Когда модель “переваливает” волну, которую сама же и гонит, резко снижается сопротивление воды и возрастает скорость - модель уже на редане/реданах, глиссирует.

75777
Якут=:

Сообщение от 75777 вторая (скорость где-то на 30-40% газа) тангаж возрастает так , что стаб почти касается воды, модель глиссирует, будто-бы пытаясь взобраться на волну которую сама создает. Это еще не глиссирование

Владислав, я в терминах гидро и гидроавиации не здорово разбираюсь. Написал так сугубо на эмоциях:). Спасибо за корректировку

нева

Петр поздравляю с началом. Гидрашки для увеличения кругозора. Вечерком или днем на пляже. не заменимая вещь. Много лет езжу к финам с семьей , до аэродрома в Лахти 30 км , а под окном озеро 100 метров по лестнице. Живу в руме, храню в сарае,гоняю между деревьями пока внук спит, лодка принадлежность рума. В руме два этажа, три спальных места, кухонька, туалет, душ, балкон, стоянка под машину, шашлычница. Рекомендую - 120 евро в неделю. Только обращайтесь прямо к финам, через наших в три раза дороже. Фотки что-то не грузятся

11 months later
75777

Привет всем. На “паркетнике” летал много с воды в этом году. (Лодку купил ,однако 😎). Лодка, правда, ни разу не понадобилось. Двигатель не глох ни разу, нештатных ситуаций тоже не было.

По сравнению с прошлым годом изменил угол установки продольной оси поплавка относительно строительной оси фюза. Интересно при этом менялись повадки модели. Увеличил вначале, как планировал, этот угол.
Самолет перестал взлетать. Как набирает скорость, начинает прыгать, на воде как мячик. Понял, что взлетный угол атаки крыла стал великоват. Самолет не успевает набрать скорости, необходимий для взлета, при отрыве от воды (как только “вытаскивает” поплавки из воды) тут же падает в воду , тормозится , опять набирает скорость и так до бесконечности. Подбором угла установки поплавков добился нормального отрыва.

Ну а дальше - полеты с воды - одно удовольствие. Всем рекомендую попробовать:)

10 months later
75777

Прошел почти год. В жизни “паркетника” произошли изменения. Моделька летала от случаю к случаю, когда хотелось “пофестивалить” на воде. Уже к концу прошлого сезона стало ясно, что требуется заменить мотор, из-за возросшего веса в связи с установкой поплавков (+600г). Тяга была заведомо меньше 1 и это снижало комфорт от полетов в отдельных случаях. Недавно заменил ASP на Сайту 82. Это, наверное, лучший моторчик в своем весе. При таком же весе, как ASP мощность выше почти в 1.5 раза. С центровкой ничего вообще менять не надо было. Облетал


Ощущения самые благоприятные. Самолет выполняет, в общем, простые фигуры пилотажа. Без предварительного разгона. Летает на спине.
Для целей “просто полетать с воды” лучше ничего и не надо.

Правда, начали ощущаться некоторые особенности, которые говорят о том, что модель, все- таки, не является “гидросамолетом по рождению”. А именно:

Профиль крыла - не несущий (пилотажный). Чтобы посадить модель на воду нужно точно подвести на снижении глиссады к воде как можно ближе и плавной дачей РВ на себя погасить еще больше скорость, чтобы не “подпрыгнуть” от первого касания воды. На несущем профиле таких манипуляций делать не требуется, там аппарат “сам” садится

Несбалансированность тяги. При даче газа модель клюет носом, при сбросе газа- кабрирует. Устранил введением -8% микса газ-РВ. Выяснил, что это влияние обдува набегающего потока поплавков, они стоят как-бы “вниз” относительно строительной оси фюза.

Для гидроварианта недостаточна площадь оперения. Заметно при виражах (идет со скольжением - маловат киль) и отдельных фигурах пилотажа (какая-то неустойчивость по тангажу - это уже стабилизатор мелковат).

Вот такие вот “лабораторные” работы по “гидротеме”😵. Общий результат - положительный, но все-таки идеальный гидросамолет должен быть с “водоплавающим” фюзеляжем.

75777
nickoass:

Петр, а какой ASP_шник стоял раньше ?

Николай, раньше стоял четырехтактник ASP61FS. Помню, писал про это.

Начал искать, где:(. Ба, да это уже так давно было почти три года назад( а все как вчера😁). Про это пост 314. А до этого стоял МДС-6.5.

Не заметил, как “паркетник” ( слегкой руки Vorona`z Handicraft) в дедушку превращается😁. Но пока есть еще порох в пороховницах 😃! На пенсию не собирается!