Тренер Кальмато 40
Большое спасибо мужики !!!
любой ответ - это хорошо
еше раз спасибо
буду читать дальше
а я бы поставил вторую машинку на элероны в штатное место (расширив естественно). А режим флаперонов можно и не использовать в первых полетах, зато потом переделывать ничего не придется, а фича уже будет…
зато потом переделывать ничего не придется, а фича уже будет…
Согласен, правильное, по сути,решение! Главное что б до фичи дожил…
Согласен, правильное, по сути,решение! Главное что б до фичи дожил…
Это не наш подход 😃😃😃
У таких самолетов обычно дольше всего живут как раз крылья 😅
Это не наш подход
Согласитесь, коллега, без фюза как то грустно- придётся взлетать только “с руки” 😂
А чего б крыльям не жить? Там же пенопласта тонна… так что ставим 2 сервы - если что, крыло на другой тренер! 😒
… если что, крыло на другой тренер! 😒
от именно это и имелось в виду 😃
Это самодельный мод? Или новая модель в линейке calmato?
Зашибись! А сколько ж времени ушло на такую доработку?
Это самодельный мод? Или новая модель в линейке calmato?
Самодельная модификация стандартной Calmato 40 trainer. Новые элероны и закрылки.
Зашибись! А сколько ж времени ушло на такую доработку?
Три по пол-дня. Каркас элеронов и закрылков - простейший, без раскосов, петли навески - пластиковые, плоские, установка машинок - стоячая, для экономии времени. По-хорошему, конечно, машинки надо было положить на бок- было бы гораздо аккуратнее, но не было времени лючки делать.
Суперский мод!
mrjet, почему бы вам не оформить мод в виде статьи с черчежами и пошаговыми действиями? Я, как владелец calmato, сделал б такой мод, а без мануала, самому придумывать боязно…
+1 Думаю это будет интересная информация, и заодно полетные ощущения.
Calmato-КВП
1. Проектные оценки
Без закрылков
Взлётный вес модели – 2.85 кг.
Площадь крыла - 0,42 кв.м
Удельная нагрузка на крыло 67 гр/дм.кв
Макс. коэффициент подъемной силы Cya=1,2
Скорость сваливания – 34 км/ч,
Скорость захода на посадку 1,3*34 = 44,1 км/ч
С закрылками
Взлётный вес модели – 3,00 кг.
Площадь крыла - 0.512 кв.м
Приращение Суа от простого закрылка - 0.9
Отн. площадь, обслуживаемая закрылками - 0,66
Нагрузка на крыло 59 г/дм.кв
Скорость сваливания – 26 км/ч,
Скорость захода на посадку 1,3*26 = 33,8 км/ч
Взлётное положение закрылков – 17 градусов, посадочное – 50…60.
2. Особенности пилотирования с закрылками
Отрыв при взлёте с травы с закрылками происходит заметно раньше, чем без закрылков. Скорость отрыва получается меньше, колёса при разбеге быстрее разгружаются подъёмной силой и разгон становится более энергичным. Длина разбега по короткой траве получается метра 3…4.
Несмотря на уменьшение площади элеронов, эффективность остаётся практически неизменной. Сказывается увеличенный угол отклонения и большое плечо новых элеронов.
При выпуске закрылков появляется дополнительный продольный момент, в данном случае он кабрирующий вследствие изменения скоса на оперении. Момент парируется отклонением руля высоты от себя на 3 (взлётные закрылки) и 8 (посадочные закрылки) градусов. Выпуск закрылков должен быть сблокирован с переставкой нейтрали руля высоты. Отклонение закрылков в посадочное положение заметно тормозит модель, поэтому обороты двигателя на глиссаде должны быть чуть выше, чем в гладкой конфигурации. За счёт того, что выпуск закрылков увеличивает (по модулю) угол атаки при нулевой подъёмной силе, горизонтальный полёт происходит при заметном отрицательном угле тангажа. При удерживании поступательной скорости чуть-чуть выше скорости сваливания и заходе на посадку против ветра угол наклона траектории на глиссаде можно довести градусов до 30…40, то есть загнать модель практически в парашютирование. Руль высоты при этом до упора отклонён на кабрирование, скорость снижения регулируется оборотами двигателя. После посадки на траву пробег составляет 2…3 метра.
2. Конструктивные особенности.
calmato2.zip - чертёж DWG в ZIP.
Конструктивно закрылки и элероны состоят из передней кромки, задней кромки и нервюр. Заготовки передней кромки – 10х13 мм, задней – 10х5 мм, нервюры – клиновидные, толщиной 2…2,5 мм. Удобнее всего вывести на печать чертёж в натуральную величину, и на плоском стапеле сразу собрать секцию закрылка и элерона, не разрезая её. Места установки шарниров и кабанчиков усиливаются дополнительными блоками бальзы, приклеиваемыми к передней кромке между нервюрами. После сборки панели шлифуются на клин, толщина передней кромки должна быть равна толщине задней кромки крыла (12…13 мм), задняя – около 3 мм. Носик элерона профилируется «домиком», носик закрылка можно не профилировать (после пробной установки шарниров нужно по месту подшлифовать нижнюю часть передней кромки для обеспечения угла отклонения в 50…60 градусов.
Шарниры закрылков следует располагать по возможности ближе к нижней поверхности крыла – меньше будет подрезка передней кромки закрылка. Шарниры элеронов располагаются посередине высоты задней кромки. На каждый элерон устанавливаются по три плоских шарнира-петли, на элерон – по 2. Щель между задней кромкой крыла и передними кромками элеронов и закрылков должна быть 1.5…2 мм, не больше. Закрылки и элероны обтягиваются. На смоле заклеиваются шарниры – сначала в заднюю кромку крыла, затем – переднюю кромку поверхности управления.
Сервомашинки в данном варианте установлены в «стоячем» положении. В концевой части крыла прорезаны отверстия облегчения, в одно из этих отверстий на смоле вклеена бальзовая рамка-каркас с посадочным местом под машинку. Под «закрылочные» машинки в крыле выбраны колодцы (по глубине – практически до верхней обшивки). По контуру колодцев приклеены рамки их 2-мм фанеры, в местах, где вкручиваются шурупы крепления машинок приклеены фанерные усилители толщиной 2 мм. Провода от машинок проложены через каналы, прожжённые в пенопластовых сердечниках при изготовлении крыла, и выходят в плоскости симметрии крыла в штатный колодец для установки элеронной машинки.
По-хорошему закрылки должны доходить до стенки фюзеляжа и ходить вдоль неё с небольшой щелью (2…3 мм). Это дополнительно увеличит эффективность закрылков. Для этого нужно обрезать по длине бобышки, которые приклеиваются к задней кромке крыла и сквозь которые винтами крыло прикручивается к фюзеляжу. Однако эти бобышки играют роль элемента с запрограммированным разрушением– при нормальной эксплуатации прочность клеевого стыка задней кромки крыла и бобышек достаточна для передачи нагрузок от крыла на фюзеляж, а при ударе они отламываются по этому стыку. Также при ударе отламываются штырьки, держащие крыло за переднюю кромку, и крыло остаётся целым даже при полностью разрушенном фюзеляже. Если обрезать эти бобышки, то уменьшится площадь клеевого шва, и они могут отвалиться и при эксплуатационных нагрузках, поэтому их в этом случае нужно усилить – например, проклейкой шва между крылом и бобышками полоской стеклоткани по верхней и нижней поверхности. Торсионные рычаги, приводящие во вращение элероны в штатной конфигурации, устанавливаются перед приклейкой бобышек, поэтому извлечь их тоже не удастся. Их можно либо оставить, либо аккуратно отрезать маленьким абразивным кругом и вытащить.
При регулировке длины тяг закрылков нужно постараться максимально точно и одинаково выставить нейтральное положение при убранных закрылках – при таком размахе и площади закрылков даже небольшие ножницы в их установки приведут к большим моментам крена, на парирование которых уйдёт значительная часть расхода ручки.
Для того, чтобы не создавать излишнюю ударную перегрузку (за время выпуска закрылков Су возрастает в полтора раза) закрылки лучше выпускать медленно, используя сервозамедлитель или настройки передатчика.
3. Достоинства и недостатки
Достоинства варианта с посадочной механизацией.
- уменьшается скорость отрыва, сокращается взлётная дистанция, особенно при взлёте с травы.
- увеличивается крутизна глиссады при заходе на посадку, появляется возможность торможения изменением оборотов.
-за счёт увеличения площади уменьшается нагрузка на крыло
-конструкция элеронов получается гораздо более разумной и адекватной, с меньшим трением, большими углами отклонения и большей эффективностью.
Недостатки варианта с посадочной механизацией.
Вместо одной требуются четыре рулевые машинки (по две попарно одинаковые). Возможно потребуется более ёмкий бортовой аккумулятор.
Требуется аппаратура с дополнительным каналом на закрылки, 3-позиционным тумблером на закрылки («посадочный»-«взлётный»-«убраны»), и хитрым микшером, переставляющим РВ в зависимости от положения закрылков.
Усложняется техника пилотирования – при взлёте и заходе на посадку нужно не забывать выпускать/убирать закрылки. При уходе на второй круг закрылки нужно убирать или переводить во взлётное положение. Полёт на малых скоростях вблизи земли требует очень внимательного контроля за скоростью. Небольшие возмущения и порывы ветра, которые при большей скорости полёта не приводят к заметным возмущениям угла атаки и скольжения, при таких малых скоростях могут легко забросить модель на критические режимы.
4. Краткое резюме
Если вы – начинающий пилот, то закрылки на Calmato вам совсем не нужны. Всё, что требуется от хорошего тренера и даже больше того, Calmato умеет сразу из коробки, закрылки на начальном этапе будут только путать и мешать.
Если вы - авиамоделист, имеющий некоторый опыт полётов (путь даже только на Calmato), и хотите посмотреть, как влияют закрылки на лётные характеристики, потренироваться в посадках на ограниченную площадку или просто попробовать закрылки перед переходом на большую и тяжёлую модель – это очень нужная и полезная штука.
Требуется аппаратура с дополнительным каналом на закрылки, 3-позиционным тумблером на закрылки («посадочный»-«взлётный»-«убраны»), и хитрым микшером, переставляющим РВ в зависимости от положения закрылков.
Это где ж такую аппу достать? 😃
З.Ы. Спасибо, отличная статья!
1. Проектные оценки
2. Особенности пилотирования с закрылками
2. Конструктивные особенности.
[4. Краткое резюме
браво!
Это где ж такую аппу достать? 😃
У меня Futaba 9 CAP, там есть трёхпозиционный тумблер, используется пользовательский микшер с разными коэффициентами в разные стороны тумблера. В верхнем положении тумблера - закрылки убраны, нейтраль РВ - 0, среднее положение тумблера - взлётные закрылки, нейтраль РВ +3, нижнее положение тумблера - закрылки выпущены, нейтраль РВ - +8.
Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.
Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.
Прошу прощения, коллеги, погорячился насчёт двухпозиционного тумблера и Optic - положения закрылков-то три. Так что либо делать только два положения закрылков - “убрано” и “посадочные”, либо выводить закрылки на боковой слайдер, и промежуточное положение - “взлётные” - ставить перед полётом на глаз или по меточке на фюзеляже.
У меня Futaba 9 CAP, там есть трёхпозиционный тумблер, используется пользовательский микшер с разными коэффициентами в разные стороны тумблера. В верхнем положении тумблера - закрылки убраны, нейтраль РВ - 0, среднее положение тумблера - взлётные закрылки, нейтраль РВ +3, нижнее положение тумблера - закрылки выпущены, нейтраль РВ - +8.
Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.
А на Futaba 7CA можно реализовать? 😃
А чего б крыльям не жить? Там же пенопласта тонна… так что ставим 2 сервы - если что, крыло на другой тренер! 😒
??? В крыле калмато пенопласт? У меня его нет, Calmato Trainer Red.
А на Futaba 7CA можно реализовать? 😃
А что мешает? 😃
Тумблер на два положения (вкл/выкл) там есть наверняка, так что “убрано” и “посадочное” положение получатся без проблем. Если есть тумблер на три положениея, то можно сделать и “убрано”-“взлётное”-“посадочное”.
??? В крыле калмато пенопласт? У меня его нет, Calmato Trainer Red.
Я постил скан поперечного сечения крыла Calmato
rcopen.com/files/44199b0e99707300770bbdd9
там всё хорошо видно. Хотя с тех пор что-то могли и измениться.