Тренер Кальмато 40

Гаррик_052

А вообще тренер на мой взгляд-дилетанта,очень чудесный, и после очередного краша я сделал вот так .правда не взлетал ещё но хотелось бы услышать по данному решению критику,которая всегда кстати.

mrjet

Calmato-КВП

1. Проектные оценки

Без закрылков
Взлётный вес модели – 2.85 кг.
Площадь крыла - 0,42 кв.м
Удельная нагрузка на крыло 67 гр/дм.кв
Макс. коэффициент подъемной силы Cya=1,2
Скорость сваливания – 34 км/ч,
Скорость захода на посадку 1,3*34 = 44,1 км/ч

С закрылками
Взлётный вес модели – 3,00 кг.
Площадь крыла - 0.512 кв.м
Приращение Суа от простого закрылка - 0.9
Отн. площадь, обслуживаемая закрылками - 0,66
Нагрузка на крыло 59 г/дм.кв
Скорость сваливания – 26 км/ч,
Скорость захода на посадку 1,3*26 = 33,8 км/ч

Взлётное положение закрылков – 17 градусов, посадочное – 50…60.

2. Особенности пилотирования с закрылками

Отрыв при взлёте с травы с закрылками происходит заметно раньше, чем без закрылков. Скорость отрыва получается меньше, колёса при разбеге быстрее разгружаются подъёмной силой и разгон становится более энергичным. Длина разбега по короткой траве получается метра 3…4.

Несмотря на уменьшение площади элеронов, эффективность остаётся практически неизменной. Сказывается увеличенный угол отклонения и большое плечо новых элеронов.

При выпуске закрылков появляется дополнительный продольный момент, в данном случае он кабрирующий вследствие изменения скоса на оперении. Момент парируется отклонением руля высоты от себя на 3 (взлётные закрылки) и 8 (посадочные закрылки) градусов. Выпуск закрылков должен быть сблокирован с переставкой нейтрали руля высоты. Отклонение закрылков в посадочное положение заметно тормозит модель, поэтому обороты двигателя на глиссаде должны быть чуть выше, чем в гладкой конфигурации. За счёт того, что выпуск закрылков увеличивает (по модулю) угол атаки при нулевой подъёмной силе, горизонтальный полёт происходит при заметном отрицательном угле тангажа. При удерживании поступательной скорости чуть-чуть выше скорости сваливания и заходе на посадку против ветра угол наклона траектории на глиссаде можно довести градусов до 30…40, то есть загнать модель практически в парашютирование. Руль высоты при этом до упора отклонён на кабрирование, скорость снижения регулируется оборотами двигателя. После посадки на траву пробег составляет 2…3 метра.

2. Конструктивные особенности.

calmato2.zip - чертёж DWG в ZIP.

Конструктивно закрылки и элероны состоят из передней кромки, задней кромки и нервюр. Заготовки передней кромки – 10х13 мм, задней – 10х5 мм, нервюры – клиновидные, толщиной 2…2,5 мм. Удобнее всего вывести на печать чертёж в натуральную величину, и на плоском стапеле сразу собрать секцию закрылка и элерона, не разрезая её. Места установки шарниров и кабанчиков усиливаются дополнительными блоками бальзы, приклеиваемыми к передней кромке между нервюрами. После сборки панели шлифуются на клин, толщина передней кромки должна быть равна толщине задней кромки крыла (12…13 мм), задняя – около 3 мм. Носик элерона профилируется «домиком», носик закрылка можно не профилировать (после пробной установки шарниров нужно по месту подшлифовать нижнюю часть передней кромки для обеспечения угла отклонения в 50…60 градусов.

Шарниры закрылков следует располагать по возможности ближе к нижней поверхности крыла – меньше будет подрезка передней кромки закрылка. Шарниры элеронов располагаются посередине высоты задней кромки. На каждый элерон устанавливаются по три плоских шарнира-петли, на элерон – по 2. Щель между задней кромкой крыла и передними кромками элеронов и закрылков должна быть 1.5…2 мм, не больше. Закрылки и элероны обтягиваются. На смоле заклеиваются шарниры – сначала в заднюю кромку крыла, затем – переднюю кромку поверхности управления.

Сервомашинки в данном варианте установлены в «стоячем» положении. В концевой части крыла прорезаны отверстия облегчения, в одно из этих отверстий на смоле вклеена бальзовая рамка-каркас с посадочным местом под машинку. Под «закрылочные» машинки в крыле выбраны колодцы (по глубине – практически до верхней обшивки). По контуру колодцев приклеены рамки их 2-мм фанеры, в местах, где вкручиваются шурупы крепления машинок приклеены фанерные усилители толщиной 2 мм. Провода от машинок проложены через каналы, прожжённые в пенопластовых сердечниках при изготовлении крыла, и выходят в плоскости симметрии крыла в штатный колодец для установки элеронной машинки.

По-хорошему закрылки должны доходить до стенки фюзеляжа и ходить вдоль неё с небольшой щелью (2…3 мм). Это дополнительно увеличит эффективность закрылков. Для этого нужно обрезать по длине бобышки, которые приклеиваются к задней кромке крыла и сквозь которые винтами крыло прикручивается к фюзеляжу. Однако эти бобышки играют роль элемента с запрограммированным разрушением– при нормальной эксплуатации прочность клеевого стыка задней кромки крыла и бобышек достаточна для передачи нагрузок от крыла на фюзеляж, а при ударе они отламываются по этому стыку. Также при ударе отламываются штырьки, держащие крыло за переднюю кромку, и крыло остаётся целым даже при полностью разрушенном фюзеляже. Если обрезать эти бобышки, то уменьшится площадь клеевого шва, и они могут отвалиться и при эксплуатационных нагрузках, поэтому их в этом случае нужно усилить – например, проклейкой шва между крылом и бобышками полоской стеклоткани по верхней и нижней поверхности. Торсионные рычаги, приводящие во вращение элероны в штатной конфигурации, устанавливаются перед приклейкой бобышек, поэтому извлечь их тоже не удастся. Их можно либо оставить, либо аккуратно отрезать маленьким абразивным кругом и вытащить.

При регулировке длины тяг закрылков нужно постараться максимально точно и одинаково выставить нейтральное положение при убранных закрылках – при таком размахе и площади закрылков даже небольшие ножницы в их установки приведут к большим моментам крена, на парирование которых уйдёт значительная часть расхода ручки.

Для того, чтобы не создавать излишнюю ударную перегрузку (за время выпуска закрылков Су возрастает в полтора раза) закрылки лучше выпускать медленно, используя сервозамедлитель или настройки передатчика.

3. Достоинства и недостатки
Достоинства варианта с посадочной механизацией.

  • уменьшается скорость отрыва, сокращается взлётная дистанция, особенно при взлёте с травы.
  • увеличивается крутизна глиссады при заходе на посадку, появляется возможность торможения изменением оборотов.
    -за счёт увеличения площади уменьшается нагрузка на крыло
    -конструкция элеронов получается гораздо более разумной и адекватной, с меньшим трением, большими углами отклонения и большей эффективностью.

Недостатки варианта с посадочной механизацией.
Вместо одной требуются четыре рулевые машинки (по две попарно одинаковые). Возможно потребуется более ёмкий бортовой аккумулятор.
Требуется аппаратура с дополнительным каналом на закрылки, 3-позиционным тумблером на закрылки («посадочный»-«взлётный»-«убраны»), и хитрым микшером, переставляющим РВ в зависимости от положения закрылков.
Усложняется техника пилотирования – при взлёте и заходе на посадку нужно не забывать выпускать/убирать закрылки. При уходе на второй круг закрылки нужно убирать или переводить во взлётное положение. Полёт на малых скоростях вблизи земли требует очень внимательного контроля за скоростью. Небольшие возмущения и порывы ветра, которые при большей скорости полёта не приводят к заметным возмущениям угла атаки и скольжения, при таких малых скоростях могут легко забросить модель на критические режимы.

4. Краткое резюме
Если вы – начинающий пилот, то закрылки на Calmato вам совсем не нужны. Всё, что требуется от хорошего тренера и даже больше того, Calmato умеет сразу из коробки, закрылки на начальном этапе будут только путать и мешать.
Если вы - авиамоделист, имеющий некоторый опыт полётов (путь даже только на Calmato), и хотите посмотреть, как влияют закрылки на лётные характеристики, потренироваться в посадках на ограниченную площадку или просто попробовать закрылки перед переходом на большую и тяжёлую модель – это очень нужная и полезная штука.

Stan

Требуется аппаратура с дополнительным каналом на закрылки, 3-позиционным тумблером на закрылки («посадочный»-«взлётный»-«убраны»), и хитрым микшером, переставляющим РВ в зависимости от положения закрылков.

Это где ж такую аппу достать? 😃

З.Ы. Спасибо, отличная статья!

Александр_Иванов

1. Проектные оценки
2. Особенности пилотирования с закрылками
2. Конструктивные особенности.
[4. Краткое резюме

браво!

mrjet
Stan:

Это где ж такую аппу достать? 😃

У меня Futaba 9 CAP, там есть трёхпозиционный тумблер, используется пользовательский микшер с разными коэффициентами в разные стороны тумблера. В верхнем положении тумблера - закрылки убраны, нейтраль РВ - 0, среднее положение тумблера - взлётные закрылки, нейтраль РВ +3, нижнее положение тумблера - закрылки выпущены, нейтраль РВ - +8.

Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.

mrjet
mrjet:

Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.

Прошу прощения, коллеги, погорячился насчёт двухпозиционного тумблера и Optic - положения закрылков-то три. Так что либо делать только два положения закрылков - “убрано” и “посадочные”, либо выводить закрылки на боковой слайдер, и промежуточное положение - “взлётные” - ставить перед полётом на глаз или по меточке на фюзеляже.

9 days later
Stan
mrjet:

У меня Futaba 9 CAP, там есть трёхпозиционный тумблер, используется пользовательский микшер с разными коэффициентами в разные стороны тумблера. В верхнем положении тумблера - закрылки убраны, нейтраль РВ - 0, среднее положение тумблера - взлётные закрылки, нейтраль РВ +3, нижнее положение тумблера - закрылки выпущены, нейтраль РВ - +8.

Хотя на взлётных закрылках балансировочное отклонение РВ небольшое, можно приравнять его к полётному, а переставлять РВ только при посадочных закрылках - нужен двухпозиционный тумблер. Это вполне можно сделать и на Optic 6.

А на Futaba 7CA можно реализовать? 😃

Stan
fugitive:

А чего б крыльям не жить? Там же пенопласта тонна… так что ставим 2 сервы - если что, крыло на другой тренер! 😒

??? В крыле калмато пенопласт? У меня его нет, Calmato Trainer Red.

mrjet
Stan:

А на Futaba 7CA можно реализовать? 😃

А что мешает? 😃

Тумблер на два положения (вкл/выкл) там есть наверняка, так что “убрано” и “посадочное” положение получатся без проблем. Если есть тумблер на три положениея, то можно сделать и “убрано”-“взлётное”-“посадочное”.

Stan:

??? В крыле калмато пенопласт? У меня его нет, Calmato Trainer Red.

Я постил скан поперечного сечения крыла Calmato

rcopen.com/files/44199b0e99707300770bbdd9

там всё хорошо видно. Хотя с тех пор что-то могли и измениться.

Stan

У меня такого нет:( может у меня подделка калмато? Брал в rcmag.ru

burunduk_1

Нет это не подделка, дело в том что красные кальмато выпускаются под названием Кардинал Рэд, этот вариант, как бы сказать, для ностальгирующих опытных пилотов, то есть не предназначен для сильных падений, остальные варианты намного прочнее.
Вот я не могу найти статистику по Кальмато Спорт. Там та же ситуация или нет? Видел только опять же красный, крыло не заполнено, а вот по синему или желтому не могу найти инфу:(
А то зима, а в наличии Злинь-50 (1440 мм), Р-40 (1400мм) и пайпер (1800 мм), все самолеты специфичные, решил удариться в ностальгию и взять самолет попроше и менее прихотливый, но не могу найти инфу, хочеться попрочнее.

mrjet
burunduk_1:

Нет это не подделка, дело в том что красные кальмато выпускаются под названием Кардинал Рэд, этот вариант, как бы сказать, для ностальгирующих опытных пилотов, то есть не предназначен для сильных падений, остальные варианты намного прочнее.

Ну, самолёты вообще не предназначены для падений. 😃

Кстати говоря, может ли кто-нибудь просветить, из какой древесины сделаны деревянные детали на Calmato? Обшивка крыла и фюзеляжа там точно не бальза, раньше с такой древесиной не встречался. Может тунг? Кто-нибудь знает?

tatata

У меня синий спорт. Крыло наборное.

burunduk_1

Сапсибо! Осталось по желтому еще выяснить. Очень хочу желтенького:)

mrjet
mrjet:

В принципе, вполне возможно поставить две машинки и в месте стыка консолей, на штатном месте, и сделать привод элеронов с использованием штатных проволочных кабанчиков.
Можно разместить машинки, либо расширив паз под две машинки, либо лёжа - места там хватает, машинки выходят в фюзеляж.

Выглядеть это будет вот так:


Исходный вариант привода элеронов.


Модифицированный вариант привода элеронов.

mrjet:

Единственное - по опыту эксплуатации для первоначального обучения можно немного усилить узел крепления носовой опоры и отказаться от поворотной передней стойки, заклинив стойку в узле вращения намертво.


Исходный вариант крепления передней стойки.


Модифицированный (неподвижный и усиленный) вариант
крепления передней стойки.

2 months later
Sage_KAAAA

Вчерась тоже приобрел сей самолет в RCmag. Зеленый!
Что хочу сказать - крыло наборное, т.е. в районе стыковки двух половин есть наполнение пенопластом, а вот дальше, пенопласта нету!
Разочаровало качество обтяжки самолета - складок дольше чем дерева в аппарате, надо будет сегодян феном все это дело утягивать!
А как у вас обстояли дела с обтяжкой?

(обратил внимание, что на деталях стоит дата выпуска - 20.04.06, может из-за того что давно лежит и не правильно где-то хранилось пленка отошла и поежилась?)

burunduk_1

Ага, скорее всего просто усох, дерево дышит (температура, влажность), сколько Киошей не было все с траблами по натяжке, но легко устранимы утюгом и феном. Причем то получаю крыло гормошкой а фюз идеальный, то наоборот. Последний кальмато спортивный был с идеальными консольями а вот фюз и стабилизатор в складках (прикинул даже по доставке, он выехал из плюсовой температуры в Московии, пересек -35 в уже нашей области и прибыл в оттепель, лежал в складе не отопляемом, в итоге коробку сразу на выброс так как отсырела полностью и расползалась в руках, самолет пришлось отстаивать недельку в сухом теплом месте, пока эволюции не прошли, потом уже подтягивал, да и то через некоторе время начала морщиться немного, видимо постоянный процесс будет.

Sage_KAAAA

Не обрадовали вы меня!Ладно, будем колдовать! Вчера все распаковал, лежит пока в квартире, может подсохнет!Есть еще один вопросец, касательно также борьбы с влагой и ее действий - стоит ли внутренюю полость самолета покрывать лаком?

2 months later
Stan

Ребят, как закрепить приемник\аккумулятор на calmato trainer? Если можно, выложите фото. В инструкции нарисовано: обернуть все паралоном, положить акк на дно, сверху положить приемник. А если сделать бочку\петлю, либо просто лететь на спине, то, ведь, аккумулятор “шарахнет” по приемнику!?

Sage_KAAAA
Stan:

Ребят, как закрепить приемник\аккумулятор на calmato trainer? Если можно, выложите фото. В инструкции нарисовано: обернуть все паралоном, положить акк на дно, сверху положить приемник. А если сделать бочку\петлю, либо просто лететь на спине, то, ведь, аккумулятор “шарахнет” по приемнику!?

В принципе там правильно написано, просто надо оборачивать поролонм так, что бы вся аппаратура вставала в тушку довольно-таки плотно. Я к примеру, купил себе специальный поролоновый контейнер, оно довольно плотно встал в тушку между боуденами газа и привода передней стойки, ничего не вываливается

13 days later
SHAG

Вот меня тоже этот вопрос волновал. Не знаю, правильно или нет, но акк я приклеил на дно на липучку, а приемник обернул паролоном и просто бросил сверху. Вторую часть приемника (у меня Spectrum AR6200) приклеил на толстой самоклейке к борту рядом с сервами. Надеюсь, не подохнет от вибраций… По крайней мере кварца там нету.