Контроллер бесколлекторного двигателя

wlad

Народ, кто собирал регули под софт BLUE при работе на токах свыше 16-ти ампер интерисует мнение. Просто приходили письма о том, что регуль wladislaw-sl.narod.ru/…/bl-blmc-sl30a.html неоднократно отсекал мотор при работе на токи более 16-ти ампер с моторами 9N10P намотка АаАВвВСсС с большим Кv 1200-1500 об\вольт для аутренера. При работе на 12N14P 12N16P с вероятным Кv до 1000 об\вольт вроде проблем нету, но боязно. Известно, что исходником регуляторов под BLUE с моего сайта стала стандартная схема ВВ13 (Конзе), но прога закачена Фабиана Феслера BLUE 7.9, переработанная под разводку ВВ13. В оригинальной схеме ВВ13 используется шунт (0.001 Ом). Замер напряги АКБ с помощью делителя 68К-12К. По софту Феслера не известно насчёт шунта, зато очень удобное меню, замер АКБ делителем 10К-3.3К.

Я недавно специально взял мощный АКБ и мощный мотор с винтом 13*7 где-то и прогнал регуль, и как в письмах писали мотор резко дёрнуло, т.е это даже не отсечка, а какая-то резкая остановка. Пробовал подбирать резисторы в ОС. Пытался подцепить ёмкости параллельно 3.3К от 1 до 10нф - результат одинаков, в итоге даже было вероятно открытие 2-ух транзисторов в одной фазе, хорошо сгореть не успели. Цеплял на минус pin 19 - вероятный “нюхатель” шунта (47К). Менял настройки ШИМ, фиксированный тайминг под двигун - не помогло короче.

Вывод: возможно касяк в самом софте, был бы комментарий к проге “чё там да как” было бы проще… Пока не появится информация о софте более подробная - пользовать на мощных моторах не рекомендую. До токов 15А вообще никаких нареканий не было, т.е регуляторы wladislaw-sl.narod.ru/…/bl-blmc-sl10a.html и wladislaw-sl.narod.ru/…/bl-blmc-sl15a.html работают великолепно.

Выход из ситуации: так как плата у многих сделана, и деньги потрачены не стоит расстраиваться - плата-то под стандартную разводку ВВ13!

Значит софт от ВВ13 туда точно подходит. Сёдня уже экспериментировал - имеется в наличии следующие проги:
HEX file BB13_600_REV.hex
EEprom file BB13_600_REV.eep

HEX file BB13_600.hex
EEprom file BB13_600.eep

bb13_306_NoBrakes

BB13_START_OK9

bl_boost_bb13

К Вам всем вопрос, поясните поподробнее о работе софта с индексом 600 - как там менять настройки, а то что-то разобраться не могу. Особенно как программить реверсный вариант вв13-600. Так как в реверсном режиме он работает очень глючно. Если с ВВ13 лучше не станет, то закачаю прогу bl_boost - она то точно проблему решит, хоть и и не такая удобная как blue 7.9.

О результатах будет выложен комментарий на моём сайте позже.

Регулятор хода BLDC-HV с сайта rmmx.gmxhome.de/bldchv/english/start.html

Пока имеется возможность продолжаю искать надёжную прошивку для работы на токи более 20-ти ампер. Примером такого регулятора в принципе можно назвать вот этот : rmmx.gmxhome.de/bldchv/english/start.html

Я уже изготовил плату, пока предварительный вариант, но под низкое питание 2-3 ли-по. Особенностью этого регулятора является несколько иная схемотехника по использованию одновходовых драйверов верхнего и нижнего ключа IR2104 (IR2184).

При нарисовке схемы своего варианта я просмотрел один важный момент: на схеме автора rmmx.gmxhome.de/bldchv/eagle.html на входе стоит оптопара, а сигнал с неё идёт с коллектора, т.е инвертированный - я это не учёл и пришлось сверху ячейку ЛА-3 привинчивать - сигнал перевернулся. Также на сайте выложена тестовая прога: rmmx.gmxhome.de/bldchv/data/rc_impuls_test.hex и загрузив её в контроллер можно пронаблюдать перемигивание комбинации светодиодов в зависимости от канального импульса. Так вот перемигивание вроде как положено, а основная прошивка регуля не пашет, и светодиоды как-то странно включаются, как будто канальный импульс вообще не такой который должен быть. Если кто пробовал смакетировать этот регулятор помогите вкурить что там да как.

Буду очень признателен.

wlad

Все прошивки перепробовал заново, и остановился как и ожидалось на bl_boost, по качеству работы она меня больше всего устраивает. Это касательно регуля wladislaw-sl.narod.ru/…/bl-blmc-sl30a.html
Погонял на моторе от винта 4 часа в режиме автоматического изменения длительности PPM, т.е разгон - остановка - разгон - остановка. Завтра попробую на мощном 9-ти полюсном моторе, и если всё будет гут, то проблема решена. Но жалко, что у софта blue 7.9 касяк такой всплыл с отсечкой странной…
По результатам испытаний bl_boost в регуле ВВ13 сделаю изменения на сайте, там же выложу эту прошивку и под неё еепром.

А по поводу регуля bldc-hv, то пока он не ожил от родного хекса с сайта. Фузы я выставил под 8 мгц. Как писал выше тестовая прога для инициализации PPM работает. Изначально я собрал регуль с делителями в ОС и замера АКБ как у автора. Регуль не ожил, тока дёрганье мотора была на 1-2 сек, типа попытка стартонуть. Непонятно ведут себя светодиоды при этом, да и не только при этом. На сайте автора было упоминание типа “Измерение rc_pulse (1 миллисекунда. 1.5 миллисекунды. 2 миллисекунды)”, но как он измеряет - непонятно. Я подключал и на таймере сервотестер - результат тот-же (хотя у него диапазон 0.7-2.3мс)

Буду копаться дальше, попробую заново скомпилировать прогу, надеюсь прокатит…

wlad

Прогу скомпилить почему-то не удалось, в 7-ми строках ошибка касательтно минимального и максимального старт_шим Прогу и инки прилагаю, мак файл в архиве имеется (вроде правильно создал), на работе тока был win_avr 20080610. Надо попробовать более ранними версиями или другой прогой.
Просьба кто может попробуйте у себя скомпилить, плиссс😇

Есть подозрение, что параметры минимум старт шим и максимум надо было вручную установить…

А вот такую фигню мне вин_авр выдаёт:):

> “make.exe” all

-------- begin --------
avr-gcc (WinAVR 20080610) 4.3.0
Copyright © 2008 Free Software Foundation, Inc.
This is free software; see the source for copying conditions. There is NO
warranty; not even for MERCHANTABILITY or FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE.

Compiling C: bldchv.c
avr-gcc -c -mmcu=atmega8 -I. -gdwarf-2 -DF_CPU=8000000UL -O0 -funsigned-char -funsigned-bitfields -fpack-struct -fshort-enums -Wall -Wstrict-prototypes -Wa,-adhlns=./bldchv.lst -std=gnu99 -Wundef -MMD -MP -MF .dep/bldchv.o.d bldchv.c -o bldchv.o

Linking: bldchv.elf
avr-gcc -mmcu=atmega8 -I. -gdwarf-2 -DF_CPU=8000000UL -O0 -funsigned-char -funsigned-bitfields -fpack-struct -fshort-enums -Wall -Wstrict-prototypes -Wa,-adhlns=bldchv.o -std=gnu99 -Wundef -MMD -MP -MF .dep/bldchv.elf.d bldchv.o --output bldchv.elf -Wl,-Map=bldchv.map,–cref -lm
bldchv.o: In function `__vector_6’:
C:\bldchv/include/commutation.h:44: undefined reference to `stop_pwm’
C:\bldchv/include/commutation.h:71: undefined reference to `start_pwm’
bldchv.o: In function `stop_commutation’:
C:\bldchv/include/commutation.h:110: undefined reference to `stop_pwm’
bldchv.o: In function `rampstart’:
C:\bldchv/include/rampstart.h:80: undefined reference to `start_pwm’
C:\bldchv/include/rampstart.h:84: undefined reference to `stop_pwm’
make.exe: *** [bldchv.elf] Error 1

> Process Exit Code: 2
> Time Taken: 00:01

bldchv.rar

vadimxg

впиши

#define inline void stop_pwm(void);

вначале файла pwn32k.h

wlad

Вадим спасибо, скомпилилась прога. Хекс 11кб вместо 8 у автора. Результат одинаковый, что перемигивание светодиодов, что пуск и тут же остановка. Выходной каскад проверил отдельно раз пять, сначала при пайке тестером затвор-истоки прозвонил, затем в паре с драйверами… На осциле всё гут, пусковые импульсы для трогания мотора в норме. Думаю попробую связаться с автором, мож поможет. В схемотехнике ошибок нет, срисовал как по схеме автора, изначально пытался запустить - результат отрицательный. Заодно попробую узнать каким образом регуль подстраивается под канальный импульс. И вообще интересно что должны инициализировать светодиоды, а то есть там тестовая прога, которая в зависимости от канального импульса эти светодиоды переключает - своего рода комбинация. А в рабочей моргают тока 2 и то непонятно как-то. Буду дальше пробовать.

lomo

Подтверждаю касяк blue7. Регуляторами с драйверами и мощными мосфетами сожжено 3 мотора.
Кроме буста, еще не забываем про регуляторы от коптеров.

wlad

Сделав новый движок 9N10P AaABbBCcC 12 витков на плечо проводом 0.9мм с винтом 10*7 прогнал его на регуле 1N1P BL-BLMC-SL30A, результат отрицательный, отсекало мотор иногда даже почти сразу. Прошивка в регуле присланная bl_boost_bb13.
При этом мотор абсолютно цел, межвиткового нету, кз и касаний намоточного провода на корпус двигла тоже. Дабы поддтвердить что мотор живой прогнал его на регуле 1N1N BL-BLMC-SL45 , всё гут отпахал по полной при максимальном токе 16-18А, сбоев и подвываний не было, но это пока с прошивкой BLUE v7.9. Да и вообще с прошивкой blue v7.9 N канальный регуль на больших токах с моторами 9N10P работает без нареканий, чего не скажешь о P-N варианте… Аналогично прогнал мотор на регуле 1N1P BLMC-SL40A c прошивкой bl_boost - результат всё гут, отсечки и глюков не наблюдалось ни разу.

BlBoost_St_SL_BB13.rar

zzzzz

Не подскажите, в1N1N можно ли драйвера LM5101A запитать напрямую от аккумулятора (4S литий) по даташиту напряжение питания вроде до 18в, рекомендуемое 9-14в и какое сопротивление для затворных резисторов порекомендуете для таких полевиков?
www.irf.com/product-info/…/irfs3006-7ppbf.pdf

wlad

Сумашедшая ёмкость затвора у этих полевиков… Лучше ШИМ на регуле на минимальное значение поставить, а то чёрт его знает как себя поведёт при работе. Дрова лучше питать через кренку на 12В, раз уж пользовать будете с 4-ёх Li-Po. Тем более что опасно питать затвор - исток большой напрягой, можно попалить, тем более что транзюки вы выбрали довольно дорогие. Есть у них плохой параметр - реверсивная ёмкость затвора - ёмкость Миллера и она 0.5нф - это многовато. Надо при разводке печатной платы вводить цепочки на подавление эффекта Миллера. Я бы поставил на затворы при питании драйверов 12В резюки номиналом 24 Ома для начала, и в параллель цепочку из диода Шотки + резюк в 15 - 24Ом. Думаю должон драйвер справиться. Потом большинство регулей, которые тут на форуме рассматривали, расчитанны под питание до 3-ёх Li-Po, поэтому надо бы пересчитать входной делитель и возможно делитель в обратной связи.

По поводу напряги исток-затвор в каком-то влиятельном журнале видел статью где рассмотрены напряга на исток - затвор - КПД - внутренее сопротивление канала, и выгода лежала в работе 10-12В на управление транзюком.

К тому же при работе драйверов от основного акб у вас при максимальной мощности на моторе будет полюбому просадка в питании в виде пилы, и броски тока миллисекундные, которые тока осциллом поймать можно - это может привести к сбоям в работе драйверов и к глюкам контроллера. Чем выше питание регуля - тем больше мер по защите его от помех и прочих непрятностей надо провести. Важна правильная разводка. Желательно контроллер пускануть от кварца и на него завести отдельную кренку. Т.е получится у вас простой понижающий low drop 12v с него 5V low drop для контроллера. ВЕС выкинуть на отдельную плату, поставить опторазвязку. Можно конечно ВЕС и оставить, но типа импульсного какого-нить преобразователя… А вот понижающие кренки на 12V и 5v обязательно.

zzzzz

Влад, спасибо за ответ. А какие бы ты транзисторы порекомендовал на ток 50-100 А в течении 5-20сек. импульсы несколько сек. - 200А; напряжение 40- 60 В?

wlad

Посмотри IRL1404Z (улучшенный IRL1404, входная ёмкость 5нф, напряга перехода 40В, ток пульсирующий - 790А, постоянный 75А, кратковременный - 140, 0.0035 Ом. Эти транзюки частенько видел в разных проектах в регуляторах и видимо на такую напрягу лучший выбор от IR по цене и качеству. Есть конечно и более выгодные, но тут такое дело - чем выше напряга - тем меньше ток. Для работы с этими транзисторами за глаза хватит IR2110, LM5101, и видел L6387D. Можно посмотреть транзюки других фирм, Motorola, точно знаю есть у NEC неплохой транзюк как раз на 60В порядка 100А, но даташитика под рукой нет (после выходный скажу тип).
Можно слямзить у других разработчиков (Токао Шимитсу и т.п), кто высоковольтными регулями занимался… К примеру SUD40N100, 2SK3811… Посмотри схемотехнику регуляторов от Токао Шимитсу… у него вполне культурно сделан, я если бы делал, то по его эскизам, просто с Силабсом связываться не хотелось, заказывать надо, в нашу деревню такие вещи не возят, а атмеги и барахлишко основное у нас водится… вот что имеем из того и делаем… 😃

Oleg_i

Всем привет. Задам вопрос не совсем по теме, и я не являюсь знатаком электроники. Просто в инете не так и много иформации по бесколекторным двигателям, а на этом сайте общаются практики с немалым опытом.

Меня интересует создание бесколекторного электрического генератора. Правильно ли я понимаю: сделать электрический бесколекторный генератор намного проще, чем двигатель, так как для генератора не нужен контроллер?

dmitryu

Правильно. По сути, к бесколлекторному двигателю нужен только выпрямитель (6 диодов) - и генератор готов.

MotoVlad

Если я правильно понял , то контролёр на Тине2313 может управлять 3-х фазным движком от Сд-Ром , а вот как точно упралять оборотами ? Если соберать генератор на 555 то он будет не точным , а мне желательно точность ±10 об/мин . И какой лудше будет соберать тахометр для этих целей ? Желательно без датчика холла.

Wjachek

Меня интересует создание бесколекторного электрического генератора

В качестве генератора отлично работают шаговые движки от старых (5")флоппиков.

как точно упралять оборотами ?

Контроллером. Специально написанной прогой.

MotoVlad

Можете мне привести пример родного регулятор для управления оборотами для этого контролёра, мне то пульте р/у вовсе ненадо

Wjachek

Например-Пост №1242. Но прогу переписывать придется-моделистам точные обороты не требуются,изменения тяги хватает.А Вам можно задать любые параметры и управлять с точностью ,хоть до одного оборота! Лично я готовых прошивок такого рода не встречал.

MotoVlad

Самому изобретать не по силам , но мне удалось запустить мотор от cd-rom на родном драйвере даже с регулирование оборотов. Может кому пригодится. Драйвер был BD7902(7907) на всех выводах питания должно соответсвовать вольтаж из даташита.
Дальше на 23 ногу подаём +5 , а на 24 подключаем переменый резистор центром , а его концы на массу и +5. И так мы имеем регулятор оборотов для бесколлекторного мотора. Единственый минус этого - нужен родной мотор с 3 датчиками холла.

Wjachek

Осталось шесть мосфетов прицепить и у Ваших постов очередь соберется.
Родная МС только 2 ампера выдает,а датчики Холла особо-то и не пугают.

14 days later
z0m8ie

Всем здравствуйте. Имеется два б/к двигателя. Оба от HDD.
Первый вот такой

у него 4 ноги, а здесь везде схемы для подключения 3х ногого…))
Как его подключить?

И второй, вот такой… от SCSI диска

Он как должен подключаться, как и от обычного HDD?..
Просто интересно, а то у SCSI дисков скорость в 2 раза выше…

Хотелось бы применить один из них для катера. Кто что посоветует?😉