Контроллер бесколлекторного двигателя

alex_grach
wlad:

Вопрос к Alex grach! Заработал ли у вас регулятор?

Здравствуйте, Владислав!

Еще ничего не пробовал сделать, поскольку просто некогда, работа замучила 😵
Как только будут какие-нибудь результаты обязательно отпишу 😃

alex_grach

Наконец добрался до утюга с паяльником 😃 Сделал макет силовой части: 6 N-канальных полевых транзисторов, 6 оптопар (пока 4N35), удвоитель напряжения на icl7660 + 2-а конденасатора + диодная сборка BAV99 и 12 токоограничивающих резисторов. Во вторник попробую подключить вместо силовой части регулятора 1n1p.

Что получилось:

wlad
alex_grach:

Наконец добрался до утюга с паяльником 😃 Сделал макет силовой части: 6 N-канальных полевых транзисторов, 6 оптопар (пока 4N35), удвоитель напряжения на icl7660 + 2-а конденасатора + диодная сборка BAV99 и 12 токоограничивающих резисторов. Во вторник попробую подключить вместо силовой части регулятора 1n1p.

Алексей здравствуйте! Почему Вы выбрали оптовариант?, здесь загвоздка есть одна. “Нижние” транзисторы работать будут полюбому, их в счёт принимать не будем (поясню: относительно истока затвор с “общим” связан), НО начинает работать программа контроллера: открыт например транзистор верхний фазы А и 2 транзистора нижних фазы В,С мотор делает поворот (дёргается), и т.д по циклу, это я к чему: Вам надо обеспечить связь затвор-исток на всех 6-ти транзисторах, а получается, что связь такую имеют лишь транзисторы “нижние”, а “верхние” получаются как бы подвешенные (исток верхних транзисторов при схеме N-N связан со стоками нижних), и получается что затвор никак не связан с землёй! Ведь для этого и придуманы драйвера Верхнего и Нижнего ключа: нижний питается через усилитель напрямую (связан непосредственно с землёй), а верхний питается от ёмкости когда транзистор нужно открыть, а ёмкость эта в свою очередь заряжается через нижний тр-р когда он открыт. Но чтобы открыть верхний тр-р оптопарой правильно вам нужно чтобы был открыт нижний, а это КЗ аккумулятора! Ещё раз поясню цикл работы программы такой: внизу картинки векторных диаграмм:
И посмотрев эти картинки видно, что никогда транзисторы в одной фазе не открыты, “общий” для питания верхнего тр-ра вы даже через обмотку двигуна нормально не получите, мусор будет. По цифровому осциллографу вообще всё видно при этом. Просто чтобы вы не разочировались в результате ставьте драйвера, тем более что вы из Москвы, у вас тот же IR2181S достать труда не составит, а ведь этот драйвер в корпусе SO-8 может обеспечить импульсный ток 1.5А как для верхнего так и для нижнего ключа (при цене в Москве 60-70р штука), т.е ёмкость затвора порядка 3nF он заряжает отлично. Если вы ставите тр-ры, такие как IRL1404, 3713, то у них ёмкость затвора уже под 6nF - соответственно ток для нормального открытия этих тр-ров должен быть не менее 2 Ампер (тут уже необходимо применить IR2110 или 2010 (3А\3А).

Вообщем рассмотрим пример на базе IR2181S (Я картинку выходного каскада снизу прилагаю (ir2181s out kaskad + даташит на 2181))работы трёхфазного моста: резисторы R1-R6 подтягивающие номиналом 24-47кОм , конденсаторы С1,С2,С3 электролиты (при разводке печатной платы рекомендуется установить поближе к каждой из имс-драйверов и номиналом 2.2мкФ(тантал) С4,С5,С6 неполярные К10-17в номиналом 0.1мкФ (обязательно установить поближе к корпусу каждого из драйверов), диоды D1,D2,D3 Шотки (я применяю 10BQ100 (10MQ100) для поверхностного монтажа) С4,С5,С6 это-то и есть тот самый “временный источник для питания выходного каскада драйвера верхнего ключа” когда нижний транзистор закрыт.
Ещё раз:
При работе программы контроллера по циклу предположим что сейчас нижний транзистор в фазе А открыт (он получил импульсы (шим) на затвор через цепочку: выходной каскад драйвера нижнего ключа + резистор в цепи затвора+ затвор- исток (ёмкость затвора). Теперь через открытый нижний транзистор мы получаем “чистую” землю и начинает заряжаться конденсатор С4 (+ поступает через диод D1 c клеммы Vсс на положительную обкладку С4 И далее на ногу имс ir2181 VB (это положительный источник питания выходного каскада драйвера верхнего ключа) а общий “земля” у нас поступил на ногу VS ir2181 и отрицательную обкладку конденсатора С4) т.е ЁМКОСТЬ С4 - ЗАРЯДИЛАСЬ за время открытия нижнего ключа.
Теперь по циклу (см. векторные диаграммы внизу) у нас поступает импульс на открытие верхнего ключа и что? Нижний то у нас закрыт! Так вот теперь ёмкость С4 у нас является источником питания выходного каскада драйвера верхнего ключа (диод D1 ЗАПЕРТ) И нога драйвера ir2181 VS то теперь и служит тем самым “общим” для того чтобы исток верхнего тр-ра был связан с затвором.
Вот собственно и всё! Ничего здесь через чур сложного нет, Номинал конденсатора С4,С5,С6 определяется исходя из того какой ток нам необходим (импульсный имеется ввиду) для нормального “надёжного” открытия тр-ра, а ток в свою очередь от ёмкости затвора (я ставлю тантал 2.2мкФ 50В + желательно в параллель к нему неэлектролит (давить пульсации) всё-таки на индуктивную нагрузку работаем.
Но вообщем вроде понятно пояснил всё выше изложенное.
Желаю удачи!
P/S Кто-то скажет а на х-а это всё надо, есть же n-p пара, деталей с гулькин фиг, но ребят: даже для нормальной работы p-n пары тоже ведь необходимы драйвера при использовании на мощных нагрузках, что в свою очередь ведёт к установке в выходном каскаде мощных тр-ров (заметьте к этому всё катится, уже пилотажки 2-ух метровые гоняют на литии) Да и не сильно дорогие конструкции с драйверами получаются (1100 рублей (на ток импульсный 70А (длительный 30Ампер)). А при использовании в выходном каскаде только N каналов (1400р) вообще можно и 60 Ампер длительно снимать (тут уже какой у кого карман и аккумулятор…)))))
Ну вообщем кому надо пишите на почту или в личные сообщения, чем смогу помогу (чтобы ошибок не повторять через которые я сам прошёл).
И мужики а поддержку лития в 4 банки в 1n-1p с помощью делителя можно реализовать? или он в проге прописан (делитель)?

slawan

Всем доброго времени суток !
собрал BB13FLOH (2n2p) на IR7416,7413 т.к. в чипинфо получилось гораздо дешевле чем д-паки и драйвера.
скока промучился пока запустил… калибровочный байт прошитый в меге был 0xC0, у конзе обнаружил что часто он 0xAB, заработало, с прошивками на BB13 пропорхался, никакие не пашут кроме 306 с этого форума хорошо что с исходником 😃 не очень нравится старт - тока много порет, зато крутит что угодо, перемотанные, неперемотанные, от сидюков, винтов, - всё стартует и вертится, смотрю здесь все хвалят 1n1p, нашел исходник - посмотрите, там нет преобразования ацп питания, ну думаю попробую 410-ю версию (2n3p) - переделал под BB13, оттранслил, на перемотанном старт уверенный, без скачка тока, не понравилось: {нет контроля питания и тока 😦 - посмотрите исходник, в инк файле есть назначение ацп, а попробуйте найти в асме…}, { срывы синхронизации в 100 разчаще чем 306}, { шим не переходит в безимпульсный режим на максимуме}, { не стартуют неперемотанные }, контроль питания и тока я прицепил от 306, теперь оно пашет, если кому нужен поект под вв13 - намылю. файл прицепить не могу, наверно ещё не заслужил 😉 ещё про движки: тока сёдня столкнулся: на перемотанном(как тока не мотал) от сидюка с ниодимами срывается синхронизация, с родными кольцами тоже, парился парился с резисторами на делителе - нифига а сёдня от другого сидюка поставил с родным кольцом и срывы на высоких оборотах исчезли 😦 оказалось что на этом кольце 3n-3p полюса и работает как часы 😃 сёдня попробую 6 ниодимов… и ещё вопрос к добрым людям: где взять исходник от BLBoost1n1p оч. хочется посмотреть что за зверь…

alex_grach

Всем добрый день!

Наконец-то заработал мой 1n1p 😁 ! Станислав, вам отдельное большое “мерси” за помощь! В общем что-то с силовой частью не так, придется еще раз проверять полевые транзисторы на регуляторе! С моим макет силовой части работает нормально, правда регулятор пытается раскрутить двигатель в противоположную сторону, но это уже мелочи 😃

Что получилось (фото не очень - на сотовый):

alex_grach

Ой, Владислав, прошу прощения, что-то я совсем уже 😵 “Мерси” было адресовано вам 😁

wlad

Здравствуйте Алексей! Всегда пожалуйста! 😒 А когда в чистовую делать будете? Я вот щас улучшенный вариант с irl3713 Думаю туда ещё 3-5Амперный стабилизатор запихать для рулевух на LM2576, опторазвязку ну вообщем посмотрю как с помехами будет, после и решу какой вариант предпочтительнее. Сделаю чисто судомодельный вариант, и авиамодельный для какого нить большого бомболёта… 😁, мотор пока правда надо будет сделать новый.

wlad
slawan:

… и ещё вопрос к добрым людям: где взять исходник от BLBoost1n1p оч. хочется посмотреть что за зверь…

К сожелению исходника чтото пока не попадалось, вероятно это переделанный BLUE, поиски на англицких серваках начать надобно, у Томаса (СТК) поинтерисуйтесь, он может по подробнее путь укажет, а так начните поиски пока что здесь:
www.elflein-online.de/itzlbritzl/index.html
www.huetti.info
В принципе на фотках регуляторов можно примерно посмотреть распиновку ног (какие на какие ключи работают).
И ещё вы писали что вот мол So ики дешевле, без драйверов конечно дешевле, но я же помечал специально, что вариант с драйверами предназначен для работы на мощные двигатели, а с соиками например выкинув верхние P- канальники поставьте N соответственно изменив плату и ir2101 который в Москве вообще халяву стоит. кстати с IR2101 можно смело до 4 -ёх соиков параллелить (кстати множество магазинных регуляторов именно эти драйвера и используют)

А насчёт BLBoost1n1p всёже свяжитесь с Томасом (СТК)
Желаю удачи! С уважением Влад.

slawan
wlad:

К сожелению исходника чтото пока не попадалось, вероятно это переделанный BLUE
А насчёт BLBoost1n1p всёже свяжитесь с Томасом (СТК)
Желаю удачи! С уважением Влад.

Спасибо земляк, думаю если был-бы исходник, он уже на форуме лежал-бы. попробую со временем переделать avr444, на си адаптировать легче, и контроли все заведены как положено.
с движком разобрался, просто 3 пары полюсов в 2 раза быстрее вертятся,импеллер получился… наткнулся сёдня на движок от винта - тоже 9 зубов, а пары 4 😃 нормально вертится - так что от сидирома зубы будут крутить с 3,4 и 6-ю парами - выбирай макс.обороты и момент 😉.

SGordon
wlad:

Станислав! про моторы и намотки можно говорить бесконечно, на эту тему существует и множество форумов.

Большое спасибо зв развернутый ответ …
Все-таки, можно ли уточнить параметры обмоток моторчиков, каков , примерно диапазон сопротивлений и индуктивностей обмоток у моторов?

wlad
SGordon:

Большое спасибо зв развернутый ответ …
Все-таки, можно ли уточнить параметры обмоток моторчиков, каков , примерно диапазон сопротивлений и индуктивностей обмоток у моторов?

Посмотрите здесь, может где на что нить надкнётесь, я на всякий случай архивы прилагаю (в них к тому же и ссылки и инфа, вообщем то что я скачал когда-то), потому как не уверен живы ссылки или нет.
Да и посмотреть есть что интересного! 😉
Покопаюсь у себя ещё что нибудь если найду сразу выложу.
С уважением Влад.

wlad
SGordon:

Все-таки, можно ли уточнить параметры обмоток моторчиков, каков , примерно диапазон сопротивлений и индуктивностей обмоток у моторов?

Ещё немного инфы, тут вроде какое то подобие на параметры моторов имеется.
www.flyware.de/…/macroREX-220-3-3200_deutsch.pdf
www.flyware.de/wde/shop/T-REX-20-220_deutsch.pdf
www.flyware.de/wde/shop/T-REX-40-700_deutsch.pdf
www.flyware.de/wde/…/MAX650-F5-1320_deutsch.pdf
www.flyware.de/…/miniREX-320-6-1000_deutsch.pdf
Ну а это прородители модельных бесколлекторников, (я не про изобретение, а имея ввиду их как основоположенников)
www.aerodesign.de/peter/2001/…/index_eng.html
И кстати там почти на каждой ссылке по моторам есть довольно таки подробные параметры с графиками таблицами.
С уважением Влад.

slawan

Да, хорошие моторы, особенно из архива 1.rar 😃 такого железа везде полно 😉
на сидюк 14-20 витков на зуб виток к витку 0,5 проводом или столько-же витков 0,25 в два провода - отлично вертит.

Но что-то мы от темы…

wlad
slawan:

Да, хорошие моторы, особенно из архива 1.rar 😃 такого железа везде полно 😉
на сидюк 14-20 витков на зуб виток к витку 0,5 проводом или столько-же витков 0,25 в два провода - отлично вертит.

Но что-то мы от темы…

Привет Балаковским моделистам от Саратовских! 😃 Но я по моторам ссылки выдал просто для товарища, которому нужны были параметры двигунов. (что нашёл , то нашёл), а тема продолжается… 😃

slawan

To Wlad

У нас в балаково вообще похоже моделисты перевелись, я сам-то раньше был судомоделистом а тут сыну кипил цесну в саратове (маленькую) и вспомнил молодость (пока разобрался почему она топором летает), теперь собираю побольше самолёт (пока не знаю какой) из потолочки че-нить. пока аппаратуру леплю самодельную и разбираюсь в тонкостях аэродинамики 😃 (focus128, Igva, вот теперь рег. ) может к весне полетит чё-нить кроме цесны дискретной. Саратову повезло - модельных магазинов полно, у нас похоже эту тему совсем забыли…(может я не прав а-у-у)
блин нафлудил простите.

Wlad расскажи лучше как фирменный рег работает (бывают сбои синхронизации ? как ведёт себя на low_accu и min_accu ? в 306-й версии есть параметр (Switch_off_activ = 1 ; if 1 switch motor off at Min accu) так если 1 то рег ресетится по достижении 3в на липу если 0, медленно обороты падают, а при повышении напруги опять растут. как в нормальном реге должно быть ?

wlad
slawan:

To Wlad

У нас в балаково вообще похоже моделисты перевелись, я сам-то раньше был судомоделистом а тут сыну кипил цесну в саратове (маленькую) и вспомнил молодость (пока разобрался почему она топором летает), теперь собираю побольше самолёт (пока не знаю какой) из потолочки че-нить. пока аппаратуру леплю самодельную и разбираюсь в тонкостях аэродинамики 😃 (focus128, Igva, вот теперь рег. ) может к весне полетит чё-нить кроме цесны дискретной. Саратову повезло - модельных магазинов полно, у нас похоже эту тему совсем забыли…(может я не прав а-у-у)
блин нафлудил простите.

Wlad расскажи лучше как фирменный рег работает (бывают сбои синхронизации ? как ведёт себя на low_accu и min_accu ? в 306-й версии есть параметр (Switch_off_activ = 1 ; if 1 switch motor off at Min accu) так если 1 то рег ресетится по достижении 3в на липу если 0, медленно обороты падают, а при повышении напруги опять растут. как в нормальном реге должно быть ?

Насчёт программирования сразу скажу не силён, а вообще на этом форуме щас актуален 1n-1p. Отсечка 2.898-3.1 Вольта на банку работает, тайминг пожалуйста выбирайте какой нужен 0-30гр. автотайминг, тормоз, поддержка лития к сожалению пока только 3 банки, но для моделей из потолочки этот регулятор вообще не заменим… 😃 На счёт срывов синхронизации - в этом регуляторе таковых не наблюдал ни разу по причине глюков программы, единственный глюк это только при использовании с драйверами IR2110 когда питание “садится” до 10В и ниже выходной каскад драйверов отключается, но эта проблема решаема - я у себя буду применять Sepic преобразователь может на LTC1624 может на LM серии 5000. Почему выбрал их - частота осцилятора у них от 200кГц (дроссель миниатюрный получается), широкий диапазон питания, да и ток с них можно от 5мА до 5А снимать. Но труднодоступны они и дороги. А так для начала можно и на LM2576 делать. Они в магазинах имеются. 52кГц но посмотрим что получится. Чем хороши подобные преобразователи в отличии от обычных стабилизаторов и Low drop в том числе, так это тем что у них “лишняя энергия” в тепло не тратится, естественно актуальны они только начиная с 3-ёх липолек, а при питании от 2-ух липолек LM2940 или подобные Low drop стабилизаторы не заменимы. А фирменный также и работает (хотя не с чем сравнивать у нас только Marcus30-сдох почти сразу, да Dualsky25 пока живой), сбои например на Dualsky не замечал, конечно если винт тяжёлый на соответствующий мотор для этого регулятора не ставить… У меня Dualsky25, ну разобрал я его, не впечатлил он меня вообще. А в 1n-1p щас защиту токовую правда на операционнике ввожу пока на макете (На sd входы драйверов IR2110 будет запирание давать, и мотор остановится), потом в виде готового девайса выложу (но опять же это для мощного двигуна) , а для аппарата из потолочки простого самовосстонавливающегося предохранителя хватит (на всякий пожарный), в зависимости от того какой вариант контроллера вы выберете. Я на 29 ой стр. свои варианты выложил (там схемы, прошивки, описанка от Томаса, настройка параметров контроллера). Я ещё раз отмечу 1n-1p с прошивкой BL_bost показывает такие же характеристики, что и подобные магазинные образцы. Пуск, работа всё нормально, в общем практика покажет.
А магазины у нас модельные опять все закрылись, затавариваемся через знакомых либо в Самаре, либо у китайца.
А по поводу продвижения темы, есть пока пара тройка разработок, но что то видимо они не актуальны у нас (C8051F330, F410, 17 и 18 версии с термозащитой) на англицком форуме обсуждаются:www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=200567&pa…

wlad

Для Станислава (SGordon)
Посмотрите ещё здесь, сёдня надкнулся, двигуны правда промышленного назначения, но параметры как вы и просили - на все представленные там двигуны подробные (можно для своих расчётов взять за основу):www.eprivod.ru/bls.htm

slawan

Добрый день !
Никак не пойму, как может работать отсечка в 1н1п, если в асме нет процедур запуска контроля accu_chec, accu_init, и вообще нет обращений к ацп кроме компараторов ? может версия у меня не та ? поделитесь у кого есть исходник с контролем, хочу сравнить процедуры с 306-й вв13, насчет 17 и 18-й версии, так там тоже никаких контролей нет, в инки вписаны, а из асма видно выкинуты…
отличаются только частотой меги и соотв. все значения в 2 раза другие. никакой термодатчик там не обслуживается…
незнаю как насчет хексов, может немчики прижимают полные исходники ? и алгоритм работы точь-точь 1н1п он-же 410-я версия.
blboost оч. похож на 600 - ю версию, тоже не нравится - после пуска пограмить надо, если ошибся - начинает пикать и из этого режима уже не выходит, видно ошибка где-то разбираться не стал, а крутит так-же как 410-я моя переделка. Вобщем решил пока остановиться на 306-й - без нагрузки она меньше всей срывается… и крутит ВСЁ что ни прицепи - хоть ВМ12 не перемотанный.

wlad
slawan:

Добрый день !
Никак не пойму, как может работать отсечка в 1н1п, если в асме нет процедур запуска контроля accu_chec, accu_init, и вообще нет обращений к ацп кроме компараторов ? может версия у меня не та ? поделитесь у кого есть исходник с контролем, хочу сравнить процедуры с 306-й вв13, насчет 17 и 18-й версии, так там тоже никаких контролей нет, в инки вписаны, а из асма видно выкинуты…
отличаются только частотой меги и соотв. все значения в 2 раза другие. никакой термодатчик там не обслуживается…
незнаю как насчет хексов, может немчики прижимают полные исходники ? и алгоритм работы точь-точь 1н1п он-же 410-я версия.
blboost оч. похож на 600 - ю версию, тоже не нравится - после пуска пограмить надо, если ошибся - начинает пикать и из этого режима уже не выходит, видно ошибка где-то разбираться не стал, а крутит так-же как 410-я моя переделка. Вобщем решил пока остановиться на 306-й - без нагрузки она меньше всей срывается… и крутит ВСЁ что ни прицепи - хоть ВМ12 не перемотанный.

Насколько мне известно ассеблер на “родной вариант” 1n-1p нигде не выкладывался, отсечка в родном варианте работает точно! В общем при вкл. рег. определяет количество аккумуляторов Li-Po (пищит соответственно 2 писка-2 банки, 3 писка-3 банки, 1 писк либо кадмий как я понял , либо всё что меньше или больше 7.4-11.1v)
Значит так… распиновка ног меги для “1n-1p” должна соответствовать этому:
Ap-28 Bp-9 Cp-24
An-1 Bn-2 Cn-26
Обратная связь фазы А-27
Обратная связь фазы В-25
Обратная связь фазы С-23
Общий обраток всех - 10 нога
Делитель вольтметра 10к-3.3к
Оригинал схемы и описанка тут rcopen.com/forum/f8/topic12183/587 да и не только… я там просто всё хотел опять расписать.

Ещё раз повторюсь, отключение регулятора происходит почти сразу при достижении 3 В на банку (это безопастно!, многие зарубежные контроллеры допускают 2.75В!) (на практике получается в диапазоне 2.89 -3.01, как резисторы подберёте )
Вячеслав, у вас точно оригинал ассемблера на этот 1n-1p есть? вроде не выкладывался он нигде. А на счёт 17-ого и 18-ого у Конзе, я имел ввиду послушать реплики от тех кто его уже делал. Заработал ли у кого иль нет?, то что видимо делать его и не стоит это похоже да. А у меня как с BB13 пошли неудачи я его сразу в угол и забросил… опять же в BB13 пару раз транзисторы в одной фазе отключались (помоему с 306-ой) и мотор останавливался на максим. газу не с того не с сего. А в 1n-1p ни разу не спалил транзисторы по причине глюка контроллера, и отсечка на литии работает, ещё бы поддержку 4-ёх банок и токовую защиту внести и вообще супер будет.
С уважением Влад.

valera_o

славану, я делал авр444, работает, подбирал константы. до вида фирменных не доводил, крутил не хуже товерпро.

slawan
wlad:

Значит так… распиновка ног меги для “1n-1p” должна соответствовать этому:
Ap-28 Bp-9 Cp-24
An-1 Bn-2 Cn-26
Обратная связь фазы А-27
Обратная связь фазы В-25
Обратная связь фазы С-23
Общий обраток всех - 10 нога
Делитель вольтметра 10к-3.3к
Оригинал схемы и описанка тут rcopen.com/forum/f8/topic12183/587 да и не только… я там просто всё хотел опять расписать.

Да Влад, распиновка соответствует, есть асм на него, помоему где-то у немцев нашел, но контроля там нет 😦( можешь сам посмотреть…1n1p.rar
заодно вставляю 410-ю под вв13 со всеми контролями… не забудьте, что в вв13 литий выбирается перемычкой (8-я нога на землю)
BB13_410_r05.ZIP

valera_o:

славану, я делал авр444, работает, подбирал константы. до вида фирменных не доводил, крутил не хуже товерпро.

Добрый день Валерий ! На чем транслил в IARe или под CVavr переделал? как организовал процедуру управления (там аналоговый вход?) Вобщем если не жалко, проект в студию…