Моя первая модель. ЯК-12. Пена. 1,5м.

Chipmaster

Всем привет. Вот я и добрался до постройки своей первой относительно серьёзной модели. Первой, потому что два Метройда, построенные до этого момента, хотя и доставили удовольствие как от постройки, так и от полётов на них, всё таки не стОят того, чтобы подробно описывать их историю. ЯК-12 1,5м был задуман давно, но я всё никак не мог решиться - опыта у меня почти никакого и, хотя руки вроде растут откуда надо и работать ими люблю, всё таки самолёт есть самолёт и специфические знания и умения нужны. И всё же решился. В противоположность обычаю начинать модель с консолей или фюзеляжа, решил начать с элементов хвостового оперения. Работу начал уже дней 10 назад и фотоотчёты постил на других форумах, а про этот благополучно забыл. Теперь, чтобы не повторяться, просто приведу здесь ссылку на те фотоотчёты, а в дальнейшем буду их публиковать как там, так и здесь. Прошу не судить строго - модель у меня первая, опыта мало, ошибок будет много, но, как писал мудрец: “закрой все двери перед ошибками и истина не сможет войти” (Робиндронатх Тхакур). С большой благодарностью приму дельные советы и рекомендации. Итак, что задумано:

ЯК-12А. Не копия и даже не полукопия, а скорее - по мотивам прототипа, но насколько смогу - буду придерживаться оригинала. Чертежей как таковых нет, работаю “по ходу дела”, пользуясь абрисами, сделанными в CorelDraw с Рыбкинских “чертежей”. Вся конструкция в голове и корректируется по ходу работы.

Электролёт.
Размах - 1,5м
Полётный вес - не более 2кг.

Что сделано: можно прочитать здесь forum.chiplab.ru/viewtopic.php?f=42&t=435&start=75 Ссылка не на первую страницу топика, но в начале, в общем то, и читать нечего.

Сейчас взялся за стабилизатор + РВ.

Пока всё. Удачи всем. 😃

air_vic

Очень рад за вас,радует,что не боитесь трудностей,конечно, чертеж не помешал бы в данной ситуации и очень выручил бы. Я вот тоже думаю,резать мне Яка-54 1200мм на лазере или из потолочки,вроде и бальзу купил и фанеру авиационную.Терзают сомнения,как грохну модель бальзовую и возись потом,собирай по кусочкам…

Chipmaster

Продолжаем работу над стабилизатором и РВ. Навешиваем РВ. Потом пойду на полетушки, а после буду красить.

Chipmaster

Итак, с хвостовым оперением закончил. Получилось вроде неплохо, но покраска всё таки несколько грубее, чем хотелось. Ну ничего - первый блин комом. 😃 В целом нормально, я доволен. Единственное, что напрягает - получившийся суммарный вес. Киль+РН+стабилизатор+РВ+дутик(заднее колёсико) весят 100гр. Тяжеловато, ИМХО. Но с другой стороны у модели размах 1,5 метра и общая задуманная квота по весу пустой тушки (без тягового акка, двигла и прочей электроники) составляет 1200-1300 гр. Так что может быть и влезу. Сейчас берусь за фюз. Сначала хотул после оперения заняться крыльями, но передумал. 😃

boroda_de
Chipmaster:

весят 100гр

Не сильно легко однако. С центровкой будете мучаться, морда у ЯКа короткая. Десять сэкономленных грамм в хвосте это ~70 грамм в носу…

Chipmaster

Добрый день. 😃 Я ждал Ваших комментариев как манны небесной. 😃 Вот и дождался. Да, нелёгкий хвост получается. Но я надеюсь всё таки сбалансировать модель небольшой кровью засчёт расположения всей силовой части, включая акк, в самом носу модели. Так получилось из-за покраски. До покраски и покрытия лаком вся хвостовая часть весила в 2 раза!!! легче. Не думал, что краска так сильно утяжелит детали. Но теперь отступать некуда - работа проделана немалая. Придётся бороться с центровкой и экономить вес на других элементах тушки. Буду стараться влезть в задуманные 1200-1300гр. Кроме прочего все элементы хвостового оперения из цельных заготовок, без облегчающих окон и прочех хитростей. А все остальные части самолёта будут наборными и в относительном плане будут легче. К тому же модель делается не столько для качественных полётов, сколько ради самой работы над ней - мне это доставляет немалое удовольствие 😃. Хотя, я всё таки надеюсь, что и летать она будет хорошо. 😃 Спасибо, что следите за темой - Ваше мнение для меня важно. 😃

Ещё хотел уточнить, скорее чтобы знать, а не чтобы что то переделывать. Каков, на Ваш взгляд, должен быть максимальный вес хвостовой части (имеются ввиду элементы хвостового оперения + дутик)? Можно даже в относительных величинах, например - в процентах от общей массы тушки.

boroda_de

Спасибо за хвалу. Аж неудобно стало.
Насчёт веса: Вы сами говорите, что на покраске добавилось около 50-и грамм. Вот этот вес и лишний. Аэрозольные краски из баллончика и строительные краски очень тяжелые. Гуашь и краски для аэрографа намного легче и лучше по укрывистости. Светлые тона (голубой, желтый) лучше наносить на грунтованую поверхность. Хорошо можно загрунтовать серебрянкой, или алюминиевой пудрой на аквалаке: и не очень тяжелая и закрывает мелкие огрехи или нанесённые маркером разметки. Бонусом можно поиметь “копийный” серебряный блеск на сколах краски.
Краску лучше наносить два-три тонких слоя, чем пытаться залить всё с первого раза. Аэрограф очень помогает делать однородную и лёгкую окраску.
Не знаю, сколько весит колесо, но всё оперение я-бы пытался сделать меньше, чем 70-75гр. В процентах не скажу, как-то не прикидывал 😦
Облегчением задней части много не выгадать, на моём ЯК-12 там обшивка из 6мм селитрона и три шпангоута из него-же. Что там облегчать?
П.С. Интересно, сколько весят Ваши петли (их там 9 штук кажется). Обычно такие мелочи тоже вес нагоняют здорово.
Желаю успехов

Chipmaster

Понятно. Ну вот раньше бы знать о свойствах тех или иных красок… Теперь уже не переделать. Ну да ладно, что выросло - то выросло. Будет опыт на будущее. 😃 Собственно говоря без колеса всё всесит как раз 75 грамм. Колесо с амортизирующей поворотной стойкой (то есть заднее шасси в сборе) весит 22гр. Петель 7 (три на РН и по два на каждую половинку РВ) и одна посередине - она держит торсион, соединяющий половинки РВ. Не взвешивал, но навскидку одна петля весит около 1,5гр - они сделаны из 2см карбоновых прутиков d=3мм и кусочка 1мм пластика (2х0.5см). Аэрограф давно блуждает в моих мечтах, но как то всё не всходит… Наверное всё таки разорюсь и возьму к следующей модели, учитывая опыт покраски этой. 😃

Ехаем дальше. Раскроил стенки фюзеляжа. Начал клеить с хвостовой части - вклеил пенопластовый клинышек с вырезанным в нём окном для облегчения.

pro

Интересный проект. Тоже начал делать.Правда размах у меня 1300. На сегодня
пока готово крыло.Вес с одной сервой 150г. Крыло вырезал из этого же,как у вас,
пенаплекса.Хочется посмотреть конструкцию вашего фюзеляжа.Пожалуйста, ход
работы выкладывать.

Chipmaster
pro:

Интересный проект. Тоже начал делать.Правда размах у меня 1300. На сегодня
пока готово крыло.Вес с одной сервой 150г. Крыло вырезал из этого же,как у вас,
пенаплекса.Хочется посмотреть конструкцию вашего фюзеляжа.Пожалуйста, ход
работы выкладывать.

Ну конечно буду выкладывать фотоотчёты о постройке… Иначе зачем бы мне эту тему открывать? 😃 Начал собирать фюз на английских булавках. Куски розового пенопласта - это ещё не шпангоуты, это заготовки шпангоутов и технологические проставки… В таком виде вес - 55гр.

Chipmaster

Вчера продолжил работу над фюзом, но фотки выложить не смог - на буке сдох кулер. Сегодня отремонтировал и вот очередная фотка. Перемычки, которые видны в середине я ставить не стал - и без них хорошо. Вечером буду дальше работать над фюзом. 😃

pro

А какая толщина шпангоутов? Они ведь из пенаплекса?

Александр_АГ

Чертовски напоминает моё начало! Юра, подтверди.
Правильно , что стали делать не метровый как у Рыбкина а поБОЛЬШЕ.
У меня были проблеммы с просовыванием акку через люк сверху в нос.
Видно у Рыбкина рука поменьше.
Интересно . буду следить.

Chipmaster
Александр_АГ:

Чертовски напоминает моё начало! Юра, подтверди.
Правильно , что стали делать не метровый как у Рыбкина а поБОЛЬШЕ.
У меня были проблеммы с просовыванием акку через люк сверху в нос.
Видно у Рыбкина рука поменьше.
Интересно . буду следить.

Спасибо. 😃 Однако лючок для акка я планирую сделать снизу, а сам акк подвешивать в плотную нишу из пенополиэтилена на трёх ремешках из двусторонних липунов. крышка лючка будет навешиваться на “петле” из скотча (как элероны и прочие подвижные элементы навешивают), а замком будет маленький редкоземельный магнит - только что сходил купил 4 штуки. Один на лючок акка, другой на лючок доступа к механизму стойки дутика и ещё два на лючки серв элеронов. Сегодня купил наконец то себе более или менее нормальную аппу - Optic 6. До этого пользовался Ламовской четырёхканалкой. Теперь каналов шесть (и все пропорциональные) и вот задумался я - а не сделать ли мне ещё и закрылки? 😃

pro:

А какая толщина шпангоутов? Они ведь из пенаплекса?

А пёс его знает как правильно зовут этот материал. Я его называю "строительный пенопласт. 😃 Толщина промежуточных шпангоутов выбрана произвольно - остался приличный кусок пенопласта после резки нихромовой проволокой заготовок на киль, РВ, РН и стабилизатор. Толщина 9-11мм. В задней и передней части кабины шпангоуты 25-30мм. Вчера прикинул вес того, что сделано. Получлось следующее: фюз в его нынешнем состоянии + всё что сделал на хвост + акк (Hi-model LiPo 3-cell 2500мА/ч) + движок (100гр) = 430гр. Попробовал предварительно прикинуть центровку с установленным хвостовым оперением и дутиком (в сумме 90 грамм - писал об этом выше по топику). Получилось, что даже с указанным выше акком (а я буду таки брать акк с бОльшей ёмкостью), расположенном наполовину в “кабине” наполовину впереди кабины и движком фюз получает слабо-переднюю центровку, что уже радует, потому как при получившемся весе в 430гр у меня имеется неслабый запас для подгрузки носа при необходимости. Правда ещё нет консолей и передей стойки шасси, но тенденция неплохая. 😃 Это я к тому, что были серьёзные опасения насчёт веса хвостового оперения. Однако пока всё сравнительно неплохо в этом плане получается. 😃

Chipmaster
Александр_АГ:

Вот, ну ведь похож а ?😁

Ага. 😁 Даже канавка в задней кромке киля просматривается похожая. 😃 И как - нормально летал тот ЯК? 😉

PanzerСтанислав

Доброго времени суток!
Як-12 - замечательный самолет! Полтора года назад именно эта модель (тоже построенная по статье Евгения Рыбкина) открыла мне дорогу в небо.
Бил, ремонтировал и снова летал. Чего ему (ЯКу !) только не пришлось терпеть: посадки в тростник и на тополь, полеты в ветер более 10 м/с, и это несмотря на немаленькую “морду” , киль и 70 груз за моторамой для правильной центровки. И латала же модель! Правда в конце концов носовая часть из-за поломок стала короткой( расстояние от плоскости вращения винта до передней кромки всего 135мм.), и полеты стали проблематичны.
Автору успехов в постройке и облете! Буду с интересом следить!
Пусть число взлетов всегда будет равно количеству посадок!😁
С уважением, Станислав

boroda_de
Александр_АГ:

Юра, подтверди.

Подтверждаю. Похожи как два ЯК-12. 😁
Ну и фото моего до кучи

Александр_АГ

Летал пару раз , но плохо. Были проблеммы с мотором, отклеивались магниты причём в полёте и у фирменного нового мотора. До ума так и не довёл , теперь пылится у Юры-Бороды. 😃

Chipmaster
Александр_АГ:

…но плохо. Были проблеммы с мотором, отклеивались магниты причём в полёте и у фирменного нового мотора…

Только эти проблемы или из-за конструкции планера тоже? Поскольку как раз над планером работаю, хотелось бы побольше инфы по “подводным камням”… 😃

boroda_de

По планеру: это-же классический высокоплан. Лучшие фигуры - взлёт и посадка. Полёт на спине, петля. Бочки ессно кривые получаются. Из-за родного профиля проседает в перевёрнутом полёте. Расходы на РВ ставьте сразу небольшие, ибо рули очень большие. Подкосы я-бы делал настоящие, с привязкой к лонжерону и раме фюза…

Chipmaster
boroda_de:

По планеру: это-же классический высокоплан. Лучшие фигуры - взлёт и посадка. Полёт на спине, петля. Бочки ессно кривые получаются. Из-за родного профиля проседает в перевёрнутом полёте. Расходы на РВ ставьте сразу небольшие, ибо рули очень большие. Подкосы я-бы делал настоящие, с привязкой к лонжерону и раме фюза…

Понятно, спасибо. Насчёт подкосов я так и задумывал. На подкосы хвостового оперения (ХО) буду использовать карбоновые прутики от законцовок каркасов обычных автоматических зонтов. Их же я использовал для изготовления тяг (позже выложу описание и фотки как и что делал). На подкосы крыльев купил тонкостенную карбоновую трубку d=6мм (вес 1100мм трубки 12 грамм). Подкосы ХО будут закреплены жёстко - будут несъёмными, а подкосы крыльев будут съёмными, но крепиться будут на шплинты или маленькие винтики в муфтах, жёстко заделанных в консоли (в непосредственной близости от лонжеронов и с усилением площадками из пластиковых карт) и в фюзеляж. Сейчас заканчиваю работу над боуденами и тягами. Позже выложу фотки. 😃

ЗЫ Пока работаю над фюзом, не перестаю думать над креплением крыла к фюзеляжу. Крыло будет цельным. Идеи есть, но в тонкостях пока не продумывал. Резинки отпадают - даже не рассматриваю этот вариант.

Chipmaster

Итак, вот обещаный фотоотчёт о сегодняшней работе. Сегодня ставил на место дутик и возился с тягамаи и боуденами. О тягах. Их я, как писал выше, делал из законцовок каркасов обычных полуавтоматических зонтов. Они из 2мм карбоновых прутиков, что очень даже хорошо - и прочные и лёгкие. Но они короткие - всего 20см. Поэтому пришлось выдумывать как их срастить просто и надёжно. Получилось следующее. Прутики имеют латунные законцовки с отверстиями для пришивания полотна зонта. В будущем они нам очень даже пригодятся, но не на всех прутиках, а только на обоих концах тяг. Промежуточные отрезки прутиков (которые вклеиваются между концевыми) должны быть без них. Обрезаем с одного из прутиков законцвку. Надфилем торцуем концы двух прутиков (один с законцовкой, другой промежуточный - с отрезанной законцовкой), стараясь чтобы торцы были как можно более идеальными. Капаем немного суперклея на торец и сразу приклеиваем к нему торец другого прутика стараясь попасть как можно точнее - без перекосов. Это не так трудно, особенно если пользоваться суперклеем-гелем - он не так быстро схватывается и даёт возможность быстро подправить косячок. Удерживая склеиваемые прутики несколько секунд, даём клею схватиться. После, отступив от места склейки примерно 5мм, начинаем намотку обычной швейной ниткой в один слой виток-к-витку в сторону стыка и захватив сам стык на 5мм дальше на следующий прутик. На концы намотки чуть-чуть для закрепления капаем суперклей. Теперь аккуратно натягиваем на намотку термоусадочную трубку, следя, чтобы стык оказался примерно по середине трубки, а края трубки примерно на 2 мм с каждой стороны были длиннее ниточной намотки. Далее феном усаживаем трубку и, пока она ещё горячая, пальцами прокатываем её вместе с прутиками (естесственно) по ровной поверхности. Этим мы добьёмся максимальной соосности склееных прутиков. Нет необходимости рассказывать об осторожности - такая склейка слишком слабая для грубых действий. После остывания трубки, она становится жёсткой и надёжно удерживает склееные прутики вместе. Помогает и то, что трубка за краями намотки усаживается сильнее, чем на самой намотке и таким образом получается муфта, глухая с обеих сторон. При необходимости (если мало длины) надо приклеить ещё один прутик тем же способом. На концах получившейся тяги должны быть прутики с законцовками. Для чего? А вот для чего: обкусываем бокорезами латунную законцовку по отверстию в ней и торцуем её надфилем до ровной поверхности. Далее, при некоторой сноровке при помощи микродрельки и 1,5мм сверла не составит большого труда высверлить в торце отверстие глубиной миллиметров 5, в которое будет вклеиваться 1мм сталистая проволочка, обмотанная в месте склейки для надёжности ниткой. Она то и будет концом тяги, который крепится к кабанчику или качалке сервы. На место склейки опять таки лучше надеть и усадить кусочек термоусадки. Вот так примерно. Получившаяся тяга обладает хорошими лёгкостью и прочностью. На фотках виден процесс изготовления за исключением сверловки торцев и вклейки проволочек - это я ещё не сделал, но уже попробовал на обломке прутика с законцовкой - получилось хорошо. 😃

Боудены сделал из пластиковых трубочек для воздушных шаров. Выпросил их у уличного продавца таких шариков. 😃. Они оказались немного коротковаты, но с помощью той же термоусадки проблема было решена быстро. 😃 Отверстия для боуденов в шпангоутах и фюзе делал подходящей по диаметру секцией телескопической антенны - получается просто замечательно. Две тяги от одной сервы (будут крепиться на двустороннюю качалку) буду рулить РН и дутиком, а третья - РВ. На сегодня всё - у нас уже полдвенадцатого ночи, а завтра рано вставать - есть дела, индикаторов кучу назаказывали - делать надо. 😃

kvn543

А какой смысл обматывать стык тяги ниткой, не проливая ее клеем? При растягивающем усилии тяга, получается, держится только на торцевой склейке …😵

Chipmaster
kvn543:

А какой смысл обматывать стык тяги ниткой, не проливая ее клеем? При растягивающем усилии тяга, получается, держится только на торцевой склейке …😵

Да, конечно, об этом забыл написать - многа букаф пришлось набивать. Спасибо за уточнение. Но, кстати, тяга держится ещё и з за счёт глухой усадки термоусадочной трубки за пределами намотки (за счёт того, что на намотке диаметр усадки больше, а за её пределами - меньше), а концы намотки проклеиваются - об этом я написал. 😃