Моя первая модель. ЯК-12. Пена. 1,5м.
Сегодня в силу разных причин сделал немного - закончил тяги и боудены, добавил обшивку снизу и установил пару переборок. Что то подустал сегодня, не было сил плотно заниматься моделью. Завтра продолжение. 😃
ЗЫ На фотке днище кажется кривым в хлам, но это иллюзия. На самом деле всё ровненько и после покраски будет выглядеть достойно. 😃
Всем трям. Сегодня возился с носовой частью. Не скажу, что это простая часть фюзеляжа, однако. 😃 Тем не менее малость продвинулся, но упёрся в конструкцию внутренней части носа фюзеляжа. Надо предусмотреть отсек под акк, регуль и мотораму для двигла. Стало быть, чтобы грамотно всё расположить, надо знать габариты этих элементов и их конструктивные особенности. Я уже поднимал тему выбора элементов мотоустановки, но, в общем то, так и не определился до конца. Уважаемый boroda_de в тот раз вполне обоснованно предложил сначала дойти до постройки этой части фюза и определеться полётно-массовыми характеристиками модели, а уж потом выбирать мотоустановку. Сейчас уже я могу сказать, что в заявленные мной 1200гр. тушки я умещаюсь без напряга, даже вполне вероятно, что влезу в килограмм. Поэтому ещё раз прошу совета по выбору мотоустановки, потому что без определённости в этом вопросе я не могу продолжить работу над носовой частью модели 😦. Ещё раз повторюсь - полёты предполагаются спокойные (“копийные”) с небольшими “хулиганствами” типа бочек, полётов на “спине”, петель и т.п. Требуется грамотно и без излишней избыточности пообрать:
- Акк (подумываю взять 3-cell LiPo не меньше 3000 мА/ч, а ещё лучше - 4000 мА/ч)
- Регуль
- Двигло
- Винт.
Желательно из ассортимента Hi-Model. Это не реклама!!! Просто там затаривается большинство наших моделистов и делают они это скопом - собирают бабки, пишут список чего кому надо и всё сразу заказывают на кого то одного. В результате у этого человека уже имеется довольно приличная скидка от кетайцев. А я могу к ним упасть на хвост. 😃
Заранее спасибо за помощь в подборе. 😃
Вот чего надумал. Жду конструктивной критики 😃
Движки:
himodel.com/…/HiModel_760KV_3-5S_Outrunner_Brushle…
himodel.com/…/HiModel_940KV_3-5S_Outrunner_Brushle…
himodel.com/…/HiModel_1000KV_3-5S_Outrunner_Brushl…
Регуляторы:
himodel.com/…/HiModel_FLY_Seires_Brushless_Speed_C…
himodel.com/…/HiModel_GX_Seires_45A_2_7S_Brushless…
Аккумуляторы:
himodel.com/…/HI-EC_3300mAh_11.1V_25C_LiPoly_Batte…
himodel.com/…/HI-EC_4000mAh_11.1V_3S1P_25C_LiPoly_…
himodel.com/…/3300mah_11.1V_25C_Li-poly_Battery_Pa…
Цена играет существенную роль - чем меньше, тем, естесственно, лучше. Но чтобы не сильно в ущерб качеству. 😃
ЗЫ А с винтами вообще проблема - не знаю я как их подбирать, а по этим ссылкам ничего не рекомендуют, как иногда бывает. 😦
Навскидку: первый мотор, первая батарея, по регуляторам склоняюсь к первому, но таких не пользовал и не слышал отзывов, мож кто посоветует.
13х6 винт только деревянный нашел у них, размер подходит имхо очень хорошо
Или пластиковый но они есть только 13х7
Тяга статическая ~1,5кг, поток ~19м/с, ток на земле меньше 30а, в полёте ~25A
7-8 минут полного газа, но для копийного полёта нужно будет намного меньше…
Ваши моторы (по ссылке) дают тягу 1.5-2.8кг и весят 180г. Спрашивается: на фига (прошу прощения) Як-12 такая тяга? Если взлетный вес у Вас будет 1200, то и тяги до 1500 вполне достаточно. Соответствено и мотор будет около 100г весом, и акк. можно полегче (3 банки 2100 - 2500mAh)
весят 180г
Для центровки?
😃😁
Спасибо. Значит из прошлых диалогов я всё таки кое что усвоил. 😃 На полном газу никогда не летал даже на Метройде, максимум на 2/3, чаще на половине. Не испытываю тяги к очень динамичным полётам. 😃 Однажды только пришлось дать полный - спасал самолёт. 😃 Ну вот теперь уже можно двигаться дальше. 😃 Одно немного не понятно по двигателю (не шибко силён в английском): 50mm (Length, without shaft) - длина 50мм без учёта длины вала, насколько я понял? И ещё. Если с подбором электрической части сравнительно понятно, то как выбирать винт?
…Если взлетный вес у Вас будет 1200, то и тяги до 1500 вполне достаточно…
Не совсем так. 1200гр - не взлётный вес, а вес планера без оборудования. Взлётный вес предполагается около 1800…2000гр. 😃
Если с подбором электрической части сравнительно понятно, то как выбирать винт?
Считать. Например drivecalc, motocalc
Про последний есть у меня в блоге, с переведённой на русский программой
rcopen.com/blogs/4504?tag=210
А вообще Владимир (kvn543) прав: можно начинку “на один размер” меньше взять, будет только лучше
Считать. Например drivecalc, motocalc
Про последний есть у меня в блоге, с переведённой на русский программой
rcopen.com/blogs/4504?tag=210
А вообще Владимир (kvn543) прав: можно начинку “на один размер” меньше взять, будет только лучше
Спасибо. На один размер меньше по тяге исходя из того же числа оборотов на вольт и рекомендованного Вами винта? Я правильно понял?
Вот ещё два варианта двигателей:
himodel.com/…/EMAX_920KV_Outrunner_Brushless_Motor…
himodel.com/…/850KV_Outrunner_Brushless_Motor_Type…
himodel.com/…/EMAX_920KV_Outrunner_Brushless_Motor…
Винт тогда тоже меньше, около 12х6
Батарейку помельче, ~2500 если с центровкой получится. если нет, то лучше батарейку побольше (~3000) возить, чем балласт
himodel.com/…/EMAX_920KV_Outrunner_Brushless_Motor…
Винт тогда тоже меньше, около 12х6
Батарейку помельче, ~2500 если с центровкой получится. если нет, то лучше батарейку побольше (~3000) возить, чем балласт
Спасибо. Но Вы уверены, что он потянет? Всё таки у него заявлен максимальный вес модели 1600 для 3-cell LiPo, а у меня около 2000 будет. То, что самоль взлетит и будет летать с этим движком - я не сомневаюсь, но не получится ли, что он будет работать на предельных режимах, что не есть гуд, на мой взгляд? 😃
Определившись с мотоустановкой, делаю мотораму. Внутри на двусторонний скотч наклеена пластинка из дюральки 0,3мм. Вырезано окно (будет доступно из-под капота с нижней стороны фюза) для монтажа и “обслуживания” двигла. Короб моторамы будет разделён на две секции. В одной будет расположен акк, в другой будут уложены провода и, может быть, будет располагаться регуль. Думаю, что вечером нос фюза будет готов. Далее буду работать над конструкцией съёмного крепления крыла и усилением стенок фюза в районе “кабины” для этой цели. На следующей неделе буду делать капот, жалюзи воздухозаборника и переднее шасси. На этом пока закончу, потому что через неделю мне снова на север - на вахту. Может быть на 2 недели, а может и на месяц. 😃
а у меня около 2000 будет
Откуда два кило?
Мы уже 200 грамм на ВМУ сэкономили. Тяга статическая с 12х6 будет около 1300гр и вход около 150 ватт на кг веса, даже если 2кг.
Откуда два кило?..
Ну как? 1000…1200гр. планер. Всё остальное - оборудование. Сервы, приёмник, акк, регуль, двигло… Ну пусть не 2000, пусть 1800гр… Насколько я понимаю, взлётный вес это вес полностью снаряженного самолёта, а не пустого планера.
Кроме прочего я беспокоюсь за режим работы двигателя - не будет ли он работать на пределе, что не очень хорошо на мой взгляд? Просто в нынешней своей финансовой ситуации я не могу себе позволить “экспериментировать” с приобретением недешёвого оборудования, как говорится, на “повезёт-не повезёт”. Мне нужно точно знать - достаточно будет того или иного оборудования для модели и насколько оно будет долговечно в том режиме работы, который ему предстоит. Потому что если не срастётся, то другой движок и регуль я не смогу себе позволить раньше чем через месяца 3-4. Вот основная загвоздка в чём. 😃
Для копийного полёта должно хватать вполне. Висеть конечно не удастся… Такого калибра двигатель у меня в ЯК-3 весом 1400 практически без обдува работает при токах до ~28А. Под капотом у ЯК-12 даже с небольшим обдувом он должен 30А спокойно переваривать.
Если хотите, то можно взять этот мотор, 20грамм больше для надёжности
himodel.com/…/EMAX_919KV_Outrunner_Brushless_Motor…
Винт и батарея такие-же
Спасибо. Насчёт обдува вопрос интересный… Надо ещё придумать как его организовать. У меня так получается, что двигатель целиком прячется в нишу из пенопласта… Как то надо придумывать охлаждение… *SCRATCH*
Так что тут думать, у Яка есть побокам жабры для протока воздуха!
Из жести делаете рёбра радиатора , они прикроют некопийные отмерстия в мотораме, ну а с боков прорежите чай. 😃
Так что тут думать, у Яка есть побокам жабры для протока воздуха!
Из жести делаете рёбра радиатора , они прикроют некопийные отмерстия в мотораме, ну а с боков прорежите чай. 😃
Это понятно, спасибо. Но дело не в этом. Сама моторама так задумана, что движок получается полностью утопленным в неё… Вот в том “блине” из пенопласта 30мм, который на носу (посмотрите фотки), в центре вырежется отверстие-ниша чуть большего диаметра, чем движок, а позади неё уже приклеена пластина из тонкого дюраля - к ней и будет крепиться движок. Глядя на фотки можно представить как это всё будет смонтировано. К сожалению недостаток опыта сыграл свою роль и я при изготовлении носовой части и моторамы не подумал об охлаждении… Теперь буду что то придумывать по ходу и ситуации. Капот я буду делать с “ушами” по бокам и снизу - в этом плане проход набегающего и нагнетаемого винтом воздуха обеспечен. А вот как обеспечить обдув самого двигла - ещё буду думать. Но, убеждён, придумаю - я настырный. 😃.
ЗЫ Вот сейчас уже подумал… Передняя часть низа фюзеляжа (там, где на пятой фотке видно окно в мотораме для монтажа/демонтажа двигателя) по задумке не будет зашиваться потолочкой - её скроет капот. А эта часть капота будет сделана “ухом”, поэтому выход воздуха от двигателя обеспечивается вполне сносно… Так что, думаю, с охлаждением будет всё в порядке. 😃
Теперь о том, что сделано сегодня. Сегодня возился всё с той же носовой частью и передним шасси. На носовой части задерживаться не буду - там просто подшаманивал по мелочи. Долго искал материал на стойку шасси - ну нету у меня в закромах ничего подходящего по размерам на цельную стойку. В результате приспособил крышки от радиостанций “Турпан” - были в своё время такие 3-канальные СВ-радиостанции. Делали у нас на заводе “Магнетрон” (я на нём работал когда то). Крышки у них сделаны из 1,5мм аллюминия. Надеюсь их прочности и жёсткости будет достаточно даже для жёстких посадок. В качестве ступиц колёс использовал расклёпываемые гайки М3 (шли на те же радиостанции 😊). На фотках их хорошо видно и видно как они устанавливаются. В качестве гаек временно установил стойки от компьютерных материнок (не нашёл гаек - кончились 😃). Пять длинных винтов М3, видные на собранной стойке, будут при установке стойки вклеены в отверстия в раме фюза - для большей прочности на выдирание при касании земли во время посадки. Вообще то я не до конца уверен в их целесообразности, так что если посоветуете их убрать - уберу. 😃 Платформа, на которую закреплены обе половинки стойки, сделана из 1,5мм двустороннего фольгированного стеклотекстолита. Вся эта конструкция будет сажаться на 3М-овский двусторонний скотч + длинные винты будут вклеены на “Титан”. Хочется верить, что всё это выдержит нагрузки при разбегах и пробегах. 😃 Готов выслушать конструктивную критику и прислушаться к рекомендациям. 😃 Общий вес фюза в том состоянии, которое представлено на фотке составляет 280гр. На сегодня пока всё. 😃
Всем доброго дня (или вечера, у кого как 😃). Сегодня продолжал возиться с передней стойкой шасси и моторамой. Собственно говоря, сделал немного - вклеил перегородку в коробе моторамы - в бОльшей половине расположится акк 3-cell LiPo 3300mA/h, в меньшей - регуль. Нишу, в которой будет акк, со стороны носа заглушил и перегородку с заглушкой закрепил на “Титан” штифтами из деревянных зубочисток (замечательный материал - прочный, дешёвый и универсальный 😃). Стойку шасси оклеил синим скотчем и теперь она полностью готова. Чтобы понадёжнее закрепить шасси на раме фюза, решил сделать резьбовые втулочки, обмотать их ниткой и на “Титан” вклеить в раму фюза. А жу к ним будет привинчиваться платформа передней стойки. К тому же она будет посажена ещё и на двусторонний 3М-овский скотч. Думаю, что этих мер будет достаточно. 😃 Сейчас думаю - чем укрепить изнутри стенки кабины - они из одного слоя потолочки и поэтому хлипкие(см. фото). Кроме того на наих будет крепиться крыло, а это приличная нагрузка. Была у меня ещё не так давно тонкая (0,3…0,4мм) дюралька - лёгкая, жёсткая и прочная, но, зараза, кончилась. Теперь ломаю голову - чем усилить стенки… Может кто нибудь чего нибудь присоветует доступного?
Получается акк охлаждаться не будет.Может есть смысл отверстия просверлить в
заглушке.А как акк будет вставляться?Сейчас тоже думаю как сделать крепление для акка.Фюз я не усиливал,а по периметру шпангоутов,где будет крыло, вырезал фанерки и заклеил .Вдоль кабины пустил реечки,которые на эпоксидке клеются к этим фанеркам.Жестко получилось,правда я крепить крыло буду на резинках,поэтому к фанеркам на шпангоутах заклеил карбоновые прутки.