Tech One Katana EPO Aerobatic Plane Kit

S_A
Abe:

Что касается моторамы, то проблем с ней я не углядел пока.

…Попробую для начала какая есть (2216/1500kV заказал уже). В случае чего организовать из фомакса прямой крепеж - минутное дело. Честно говоря просто “обратный” крепеж не очень люблю из-за цанги.

Abe:

Компенсаторы на элеронах теоретически будут только вредить.

Это роговые компенсаторы, для того что бы уменьшить нагрузку на РМ. Навредить они не могут. Можно было их сделать даже поболе, учитывая невысокую скорость.

Коль уж начали полеты, периодически извещайте о процессе эксплуатации…Отзывы по самолету есть только у америкосов, да и то достаточно скудные.

Abe
S_A:

Это роговые компенсаторы, для того что бы уменьшить нагрузку на РМ. Навредить они не могут. Можно было их сделать даже поболе, учитывая невысокую скорость.

При небольших углах отклонения они не выходят за пределы собственной толщины профиля. Соответственно, и не компенсируют нагрузку на шестерни, так как не возникает противодавления на эти рога. Они только тормозят и портят всю картину с потоками на законцовках. Теоретически…

S_A:

Коль уж начали полеты, периодически извещайте о процессе эксплуатации…

Так а ничего нового я и не напишу. Ну летает, летает правильно. Что ещё Вы хотите? 😉

Abe

Вот я о чём - при таком или меньшем отклонении компенсирующий момент ещё не возникает, а всякой нездоровой ерунды уже создаёт прилично:

sashkin
Abe:

Вот я о чём - при таком или меньшем отклонении компенсирующий момент ещё не возникает, а всякой нездоровой ерунды уже создаёт прилично:

а как тогда у реальных самолетов это работает?

Abe

А хрен его знает, ваще-то…
Там другие скорости, да и всё там “не такое”. Например, нет таких мясистых элеронов, соответственно, эффективность рогов проявляется при гораздо меньшем отклонении рулей. На пилотажках используют вынесенные за плоскость противовесы, например. Как некую альтернативу аэродинамическому компенсатору.
Меня на данном конкретном самолёте более волнует именно видимый/осязаемый негативный эффект от таких компенсаторов. Которого пока не наблюдается. И это волнует ещё больше 😉

Alexander53
Abe:

при таком или меньшем отклонении компенсирующий момент ещё не возникает

Уже возникает.

Abe:

Меня на данном конкретном самолёте более волнует именно видимый/осязаемый негативный эффект от таких компенсаторов. Которого пока не наблюдается. И это волнует ещё больше

Это потому что негативный момент отсутствует. Не волнуйтесь, кроме разгрузки сервоприводов ничего не происходит. Правда наибольший эффект компенсации достигается на больших скоростях полёта, когда сервы могут и не справиться с отклонением элеронов. Нужны ли компенсаторы для данной конкретной модели - сказать трудно, но они не помешают.

kinshas

Интересный самоль, Abe а можете сделать пару фото общего плана, интересно посмотреть, цена конечно!!! интересно с RC-Factory есть смысл сравнивать, у меня есть Tech One Sbach, сделан отлично, действительно отлично, фурнитура отличная, летает хреново(сравнивая с RC-Factory Sbach) потому как вес 600г, причем я ему крыло до 1000мм до точил, изначально 900мм было.

Abe
kinshas:

пару фото общего плана, интересно посмотреть, цена конечно!!!

Фото и цена во Владике здесь. Сам самолёт + доставка до Питера + почтовый сбор (отправили наложкой) = 3450р. Что интересно, отправили мгновенно и без требований каких-либо гарантийных обязательств с моей стороны.

kinshas:

с RC-Factory есть смысл сравнивать, у меня есть Tech One Sbach, сделан отлично, действительно отлично, фурнитура отличная, летает хреново

Сравнивать с ЕППшными TechOne я бы не рискнул, т.к. мой Як-54 (который из ПЖ) летал не просто хреново, а неприлично хреново! Эта же птичка на любых режимах ведёт себя “правильно”.
Если смотреть в сторону RC-Factory, то даже не знаю. У меня был Флэш, но ощущения от него я уже не помню…

Alexander53:

Уже возникает.

Это потому что негативный момент отсутствует. Не волнуйтесь, кроме разгрузки сервоприводов ничего не происходит. Правда наибольший эффект компенсации достигается на больших скоростях полёта, когда сервы могут и не справиться с отклонением элеронов. Нужны ли компенсаторы для данной конкретной модели - сказать трудно, но они не помешают.

Просьба к вам огромная: начертите на фотке, пожалуйста, векторы сил, приложенных к компенсатору. Может, я тупо не вижу чего-то…

kinshas

Да, отличный самоль, вес конечно смущает, распорки на крыло там совсем не нужны, EPO в размере 1м держит нагрузку спокойно, проверено.

Alexander53
Abe:

начертите на фотке, пожалуйста, векторы сил, приложенных к компенсатору.

Вот схема

Abe

И что, нижняя образующая компенсатора создаёт противодавление от набегающего потока, даже находясь в тени от крыла?
На моей фотографии уж скорее интерцептор получился. Вы же привели формулу, которая мне не дала ответа на вопрос…

Alexander53
Abe:

создаёт противодавление от набегающего потока, даже находясь в тени от крыла?

Не противодавление, а момент, направленный в противоположную сторону от основного шарнирного момента.
А о какой тени от крыла речь? Крыло обтекается от передней до задней кромки. Даже при малом отклонении на выступающей части компенсатора создаётся дополнительное разрежение и возникает компенсирующий момент.
Распределение давления рисовать не буду, наверное это понятно.

Abe
Alexander53:

А о какой тени от крыла речь?

Так на фото видно же, что сам рог при малом отклонении находится ЗА крылом, а не НАД ним. Компенсировать нечем, всё скрыто толщиной профиля!
У Вас фото не отображается что-ли?

Alexander53:

а момент, направленный в противоположную сторону от основного шарнирного момента.

Что именно создаёт этот момент?
Повторюсь, мне непонятна роль компенсатора конкретно на МОЁМ самолёте и при ИЗВЕСТНЫХ углах отклонения.

Alexander53
Abe:

Что именно создаёт этот момент?

Может этот рисунок понятней будет. Если нет, то жаль потраченного времени - долго рисовал.

kinshas
Abe:

Что именно создаёт этот момент?

Этот момент будет со знаком минус, назовем его Мкомп и тогда Mэл=Мэл ст.-Мкомп те момент на элероне будет меньше на величину момента компенсатора.

Кстати заметил, что передняя кромка и законцовки покрыты армскотчем, тоже так делаю, после этого передняя кромка реально держит удар, законцовки в основном чтобы не трепались.

Abe

2 Alexander53:
Нууу, со скрипом, но понятно. Просто я всегда полагал, что аэродинамический компенсатор работает за счёт отклонения набегающего потока. И совершенно не задумывался над тем, что его можно рассматривать как обособленную модель крыла с собственным углом атаки.
Спасибо за науку!

2 kinshas:
Вы неверно поняли. Я хотел спросить, отчего этот момент возникает, а не на что влияет.

Alexander53
Abe:

за счёт отклонения набегающего потока

Поток тоже отклоняется, т.к. появляется кривизна средней линии профиля, а потоку надо замкнуться на сходе с задней кромки.

16 days later
Abe
Abe:

Так а ничего нового я и не напишу. Ну летает, летает правильно. Что ещё Вы хотите?

Наврал я! Есть чего написать!

Летаю я редко, но за несколько подлётов я таки понял, что в нём меня не устраивает - скорость! Уж больно он шустрый! Изначально я поставил пыжовский 2213/20 (1022об/В), сейчас поставил такой же, но /22 (924об/В). Разница, как грицца, налицо! Пешком по небу ходит! В общем, по скорости то, что нужно…
Но! Хочется моторку помощнее чуть, ибо запаса тяги нет почти. Нужно ставить рекомендованный 2216 или аналог какой.

А самолётка нравится!

6 months later
S_A

…освежу темку, тэк сэть…
Дошли-таки руки до самолетины. Как было отмечено выше все правильно, ровно и в общем технологично. В принципе сборка - дело пяти минут. Но возникла необходимость сделать самолет разборным (х…х.реново без гаража!..да и в авто можно поболе матчасти напихать). Прикинув и так и сяк остановился вот на такой схеме: в фюзеляже прорезаются углубления в которые вставляются сверху закладные с отверстиями под длинные саморезы, а снизу упорные пластины. До упорных пластин сверлится канал под эти самые саморезы. Т.е. крыло зажимается между верхней и нижней частью фюза.

Пластины 20*30 изготовлены из алюкобонда , в каналы внутри вклеена трубочка из легсана. Но тут нарисовалась небольшая проблемка - саморезы “ныряют” в канал и закручиваются хорошо, а вот процесс извлечения крепежа достаточно мучительный. Пришлось применить небольшую хитрость - обтянул шурупы термоусадочой трубкой нужного диаметра и длинны.


…теперь все легко и просто. Хотя все соединение получилось вполне жестким, всеж решил сделать съемные подкосы. На циакрине+ термоусадка вклеены проволочные колечки и соединяются в центре через пластину из алюкобонда.

Что не понравилось. В первую очередь шасси. Гламурненькие, в красивых “тапках”…подойдут разве что для праздничных вылетов на хорошей ВПП (каждая стойка отдельно, соединены через пластиковую вставку в фюзеляже. Удерживаются только силой трения). Для активной эксплуатации - не жильцы. Надо будет подумать о замене (что-то типа как на Як-ах того же производителя).
Не понравилось штатное место под батарею. Видимо рассчитано только под 1000мАч. Таких батарей в моем хозяйстве не водится, а вот имеющиеся 1300 и 1500мАч туда не очень хорошо встают, и к тому же центровка получается излишне передняя. Перенес под крыло - получается немного задняя, но в пределах нормы вроде (ежели брать по мануалу)…Проверим в небе, может и в самый раз.

Abe

Сергей, а вот просьба к Вам: опишите, пожалуйста, Ваши субъективные ощущения от самолёта. Интересна разница между ожиданиями и действительностью.
Я это к чему - тяжеловат он по-моему для порхания…