Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)
Болванка для кейта пролежала у меня без малого три года. Всё никак руки не доходили…
Фюзеляж кейта чуть короче, чем у Ила (делается не из пяти, а из 4-х бутылок), но морда у него широкая (звездообразный мотор у прототипа), и поэтому мордаха у него получается хлипковатая. Поэтому принял решение усилить её, сделав её двойной. Такое решение, помимо повышения жёсткости морды, даёт хорошую возможность сделать имитацию «юбки» капота:
Это решение неоднократно реализовывалось на «Зеро», а у зеро и кейта очень похожие морды.
фюз на весах. Двойная морда добавила 7грамм:
Получилось 80 грамм. У Ил-2 фюз весил 81 грамм. Пока ничего не отыграл…
Обтянутое крыло на весах:
122 грамма. У Ил-2 было 132г (без гондол) .
Та же самая трубка для утепления водопроводных труб:
Если внимательно рассматривать фотографии японских самолётов, то бросается в глаза следующий факт: начиная где-то года с 43-го многие из самолётов приобретают довольно потёртый, ободранный вид. К 44 году потёртость становится всеобщей. А к 45-му просто тотальной. Вот фото стендовой модельки “Кейта” с имитацией “потёртости” краски:
Объяснений этому может быть много: некачественная краска, отсутствие но-
вой техники в частях, нехватка времени (и краски) для покраски старой.
Родилась свежая мысль: а можно ли эту ободранность как-то сымитировать на модели? Да легко! Надо всего лишь обеспечить имитацию голого дюраля под краской, а потом эту краску принудительно и художественно ободрать, обнажив «голый» металл.
В 2007 году я делал Ме-110, и для его фюза использовал серебристые бутылки из под пепси лайт – получилась неплохая имитация. В этот раз таких бутылок под рукой не оказалось – взял да и задул готовый фюз с внутренней стороны серебрянкой:
С крылом и оперением ещё проще: специально для этих дел я обтягиваю их металлизированным скотчем. При долгой эксплуатации модели это даёт интересный эффект – кромки крыла неизбежно обдираются, и на месте обдирания краски «серебрится металл», придавая самолёту вид заслуженного ветерана.
Но есть одно НО – при обширных обдирах краски получается всё же несколько неестественный вид, так как поверхность такого скотча смотрится как полированная, чего явно не бывает у потёртых жизнью и эксплуатацией ветеранов. Там дюраль гораздо тусклее. Добиться подобного эффекта, опять же, несложно – надо всего лишь пройтись мелкой шкуркой по скотчу. Для того, чтобы «почувствовать разницу» я фоткнул наполовину прошкурённое крыло:
Киль с вырезом для соединения половинок стабилизатора:
Стабилизатор. Видна угольная пластинка, соединяющая половинки стаба:
Для увеличения угла отклонения стаба вниз пришлось пойти на хитрость – тоненькую алюминиевую пластинку пришлось изогнуть интегралом:
40 минут работы маникюрными ножницами – и переплёт фонаря готов. Плюс ещё 40 минут – на шаблон (наверняка ещё надо будет кейты строить):
…начиная где-то года с 43-го многие из самолётов приобретают довольно потёртый, ободранный вид. К 44 году потёртость становится всеобщей. А к 45-му просто тотальной…
сейчас не найду ссылку, но где то встречал, что при общей обшарпанности лкп самолетов, хиномары старались максимально обновлять и подкрашивать.
на стендовой модельке это тоже заметно.
Понятное дело, старались. И подкрашивали кое-что, но видать, не на всё краски хватало. Да и не все самолёты имело смысл красить. Ну, в самом деле - зачем обновлять краску на старом латаном-перелатанном аппарате с ушатанным дымящим движком, которому не сегодня-завтра всё равно капут?
Вот характерный снимок (по поводу ободраны или неободраны):waralbum.ru/57698/
на переднем плане обшарпанный Зеро, а остальные -ничего, малопоюзанные.
Думаю, разгадка очень проста: в условиях тотальных бомбёжек и развала промышленности поступление новой техники в строевые части почти прекратилось и самураи воевали на том, что было в наличии, до полного израсходования ресурса. Честь и хвала самураям.
Вот захотелось мне сделать красный хвост у Кейта! А на таком летел коммандер Мицуо Футида, возглавлявший первую волну, атаковавшую Пёрл-Харбор:
Но там не просто красный хвост, там ещё и бортовой номер и полоски. А они жёлтые.
«На коленке» такие вещи решаются просто: жёлтая самоклейка, малярный скотч, маникюрные ножницы:
Снизу крыла – бутылочные накладки под резинки
Вес перед покраской: 222 грамма.
По отдельности:
Крыло – 122г
Фюз – 81г
Хвост –19г
Покраска.
Японцы красили свои самолёты тёмно-зелёной краской и хотелось намешать именно
такой оттенок. Недолго поэкспериментировав, получил нужный колер путём смешивания просто зелёной краски и так называемой «бурой бурды»(серьёзно, ничего другого мне не пришло в голову, когда я делал надпись на банке). Бурая бурда – это, в свою очередь, смесь чёрной и хаки.
Короче: чёрная + хаки + зелёная. Вот рецепт той каки, которая набодяжена в маленькой баночке:
Пилоты.
Есть немало фильмов про войну на Тихом Океане, где в кадре присутствуют японские пилоты:
Комбинезон, как правило – коричневый, шлем – или тёмно-коричневый, или чёрный. Шлемы изнутри подбиты мехом (если точнее, изнутри подбиты овчиной, а по краю обшиты кроличьим мехом – О, как! Вычитал в тырнете ).
Что имеем? Есть «стандартный дешёвый» пилот с Хобби Кинга в попугайской раскраске. Надо сделать его хотя бы немного похожим на японского лётчика. Причём минимальными усилиями. Шить шлемы, подбитые овчиной, времени нет, просто покрасил в соответствующие цвета:
Начинка.
Крепление мотора:
моторчик взял серии 2830, с высоким кв (1480), да плюс лёгкий 2-х баночный аккумулятор.
Серва на руль высоты стоит внутри фюза, приклееная к борту. Угольная тяга от неё идёт дальше в хвост:
С рулём направления чуть проще: там лёгкая 4-граммовая машинка, и её можно поставить непосредственно рядом с килем:
2-х баночный аккумулятор 1,2А/ч в батарейном отсеке:
при желании туда можно впихнуть и гораздо больший акк - места там с избытком.
Ну, и юбка на капоте; удалась:
Согласно первоначальному замыслу принялся за обдирку краски с самолёта. Для начала разметил шаблон крыла – нарисовал на нём линии расшивки, в их пересечениях просверлил отверстия. Через них сделал разметку крыла. И попробовал сдирать краску….
Как ни странно, никаким острым предметом это нормально сделать не удалось. Пораскинув мозгами, применил старое проверенное средство – СКОТЧ. Вооружился двумя мотками скотча: обычным и узеньким канцелярским. И пошло – поехало! Одним глазом – на изображение на мониторе, другим – на крыло (чтобы ободрать не абы как, а там, где надо). Прикладываю узкую полоску скотча по отмеченной линии расшивки, приглаживаю скотч, отрываю. С краской. Как пригладишь, так и оторвёшь. Процесс регулируемый.
На фюзе этот метод не работает – там пришлось просто тереть до «голого металла» тряпочкой с растворителем.
Облетал. Ощущения феерические. Чесс слово. Не ожидал. Уж на что Ил-2 в этом масштабе хорош «на ручке», а этот ещё интереснее. Ощущения от полёта – только положительные. Из основных положительных моментов:
- может ходить буквально «пешком»
- прекрасная маневренность (и горизонтальная и вертикальная) – виражит на пятачке, петли – очень маленького радиуса
Да, самое главное: полётная масса.
Я уложил его в 500 грамм. И это при размахе 132 см.
Ежу понятно, что прекрасная маневренность и способность ходить пешком – следствие малой нагрузки на крыло. Она меньше 20 г на квадратный дециметр. Если точнее: 500:26=19грамм. Мотор вытягивает без проблем, даже на старых батарейках. Тяга около 600 грамм при токе 13А. Это на 2-х баночной батарее.
Весовая раскладка:
Пустой планер……………….260 грамм
Начинка:
Батарея (2S 1,2А/ч)………….67 г
Мотор (2830)……………………55г
Регуль…………………………….25г
Приёмник…………………………10г
Сервы (3х9г +4г)………………31г
Винт + пропсейв…………………15г
Начинка, всего………………….203 грамма
Прочее:
Удлинители для серв………….10г
Резинки……………………………6г
Тяги…………………………………10г
Моторама+крепёж….……………10г
Прочее, всего……………………36 грамм
Всего: 260 + 203 +36 = 499 грамм.
Это без экипажа. Посадил трёх японцев, добавилось 7 грамм.
Полноценного кино пока нету, есть коротенький ролик, но и его я пока не смонтировал. Выложу позже.
Преклоняюсь перед героической работой . У меня “Кейт” от Якимчука ( по мнению большинства европейских пилотов , лучшая бойцовка сезонов 2010-2012 в АСЕS ) , весил 1240 грамм и крутился как бешеный на 25-м FX- е от Хаткевича . Могу только представить , как летит модель с втрое меньшей нагрузкой , правильными плечами и профилями ! Одно только жаль - практическое применение сего аппарата в качестве модели для воздушного боя вызывает слёзы сожаления . В “Союзе-500” это будет мишень в ветреную погоду (характерную для средней полосы России в соревновательный период) , в АСЕS это тоже будет мишень в силу низкой энерговооружённости . А самолёт - невозможно красивый . Хотел бы такой у себя на стенке в квартире , сыну о нём рассказывать .
…
Согласно первоначальному замыслу принялся за обдирку краски с самолёта. Для начала разметил шаблон крыла – нарисовал на нём линии расшивки, в их пересечениях просверлил отверстия. Через них сделал разметку крыла. И попробовал сдирать краску….
Как ни странно, никаким острым предметом это нормально сделать не удалось. Пораскинув мозгами, применил старое проверенное средство – СКОТЧ…
Денис, конечно щенячий восторг от модели 😒и мои поздравления
По поводу облезшей краски. Есть у стендовиков такая технология: первым делом наносится покрытие, которое должно проступать из-под краски (у Вас метал. скотч). Потом в “нужных” местах смазывается насыщеным солевым раствором, сушится. Сверху основная краска. После высыхания кристаллы соли легко удаляются с поверхности вместе с верхним слоем краски.
На самолетах на делал, но на кошке вышло так (ржавчина на кожухах выхлопных труб):
Потом в “нужных” местах смазывается насыщеным солевым раствором, сушится. Сверху основная краска. После высыхания кристаллы соли легко удаляются с поверхности вместе с верхним слоем краски.
Андрей, спасибо за хороший и полезный совет. Думаю, пригодится.
Три недели назад обещал написать про то, как я точу коки. Сподобился только сейчас. Выложил в радиобое:
rcopen.com/forum/f84/topic348432/768
Сегодня пытался снять кино про Кейт. Опять не получилось, так как хотел. Такая пасмурная гадость в небе, что ничего толком не видно: ни контрастности, ни цветности - один серый крестик в небе. Будем ждать солнышко…
Слежу (не КГБ) за Вашим творчеством: Нет СЛОВ, классно, дальнейших творческих успехов!
Дуглас “Скайрейдер”
Я уже писал, почему я стал делать именно «Кейт» - это известный японский самолёт, на котором лётчики морской авиации перетопили кучу американских кораблей. Его боевые заслуги неоспоримы. Поэтому мне его и было интересно сделать.
Если подобным образом рассуждать насчёт американского прототипа, то сами собой просятся «Донтлесс» и «Хеллдайвер» – воинской славы им не занимать.
Одно время даже подумывал насчёт «Эвенджера» – уж больно приколен этот беременный толстопуз.
Мои сомнения разрешил «Скайрейдер», сделанный Олегом из Петергофа (коллега, земляк и просто хороший человек).
Да, это он! Сказал я себе. Хочу такого же. В конце концов: американец? Чистокровный. Красив? Чертовски красив. Не повоевал во Вторую Мировую? Просто не успел. Зато по полной оторвался в Корее и даже во Вьетнаме.
Взял я у Олега болванку на Скайрейдер, начал делать крыло. Сделал крыло, распечатал чертёж, стал прикладывать к нему уже натянутые скорлупки, и…. понял, что хочешь-не хочешь, а болванку-то придётся делать заново, свою – болванка Олега мне не подходит.
Почему? Всё просто: Олег делал болванку Скайрейдера под АСИС, а там в правилах - очень большие допуски (плюс/минус 2см). Там всё подчинено «достижению результата», поэтому все этим пользуются и ужимают мидель фюзеляжа по максимуму.
Мне такое не подходит.
Олег – Мастер и он делает прекрасные спортивные снаряды.
Я же делаю просто полукопии.
Взялся за инструмент…
Здесь я постараюсь максимально подробно рассказать (а, главное, показать) как я делаю болванку, тем более, что это очень приличная по габаритам болванка. Длина – 910мм, высота – 165мм, ширина – 125мм.
В гараже от прежнего хозяина остались доски-«сороковки». Пустил в дело.
Клеил на ПВА
Грубо обдираем электрорубанком:
Болванка на фонарь.
Рисуем, пилим:
Мини-болваночки на воздухозаборники:
Был у американцев такой истребитель-бомбардировщик – «Тандерчиф». К нему прочно приклеилась кликуха «Тад» (Громила). Удивительно, что такого «погоняла» не было у Скайрейдера. Самолёт действительно немаленький, и прозвище Громила очень бы ему подошло.
Вот две болванки сделанные в одном масштабе (1:12): Скайрейдер и МиГ-3.
Добрый вечер!
Денис,есть несколько к Вам вопросов.Как Вы контролируете сечения или просто сводите? И другой вопрос,чем шпаклюете
болван?
Доброго дня Денис! С огромным удовольствием слежу за Вашими проектами (не один раз обращался к Вам за советами в личку), каждый Ваш проект - это шедевр и Вы абсолютно правы, что не уменьшаете размеры модели в угоду характеристикам, как это делают для АСЕСа (не камень в огород спортсменов). Как я понял из Ваших проектов, то абсолютно все Ваши болваны не разборные? как я понимаю, это очень сильно затрудняет снятие корок с болвана, для снятия наверно подрезаете скорлупки, потом места подрезов заклеиваете? если да, то на что клеете, на Момент (просто больше ни один клей мне не дал более-менее достойного результата склейки). Сам болван вы пилите в ручную? я, вдохновленный Вашими проектами купил себе ленточную пилу, типа вот такой вот www.vseinstrumenti.ru/stanki/…/korvet_33/ , но, увы, пока так и не попробовал ее в деле, как обычно, как соберешься что-то делать, так начинается полный каллабс на службе. но очень хочу на ней выпилить болванчик. еще один момент, на что обратил внимание, Вы выпиливаете паз под крыло уже после обработки фюзеляжа, по мне, так фюзеляж уже не получится ровно выставить (он тупо будет кататься) и можно либо недопилить, а хуже перепилить с другой стороны, не проще делать вырез под крыло, пока фюзеляж еще прямоугольный в сечении и можно его достаточно ровно позиционировать (не в коем случае не хочу, чтобы это показалось указками с моей стороны, так, просто размышления). С огромным к Вам уважением Алексей!
Денис,есть несколько к Вам вопросов.Как Вы контролируете сечения или просто сводите? И другой вопрос,чем шпаклюете
болван?
- делаю полушаблоны с картона
- тиккурила спакели
Как я понял из Ваших проектов, то абсолютно все Ваши болваны не разборные? как я понимаю, это очень сильно затрудняет снятие корок с болвана, для снятия наверно подрезаете скорлупки, потом места подрезов заклеиваете? если да, то на что клеете, на Момент (просто больше ни один клей мне не дал более-менее достойного результата склейки). Сам болван вы пилите в ручную? я, вдохновленный Вашими проектами купил себе ленточную пилу
- Да, просто так не снимается - делаю надрез, потом заклеиваю. Это проще, чем делать разборный болван.
- Тоже клею на момент. Можно моментом-кристалл, можно и уху-пором.
- Пилю врукопашную, правда, в этом мне сильно помогают два друга: электролобзик и электрорубанок. В придачу к ним недавно прикупил шлифмашинку. Не пожалел. С этими тремя друзьями суммарные временные затраты на болван скайрейдера составили около 15…20 часов. (распил, склейка, строгание, шкурение и пр.)
не проще делать вырез под крыло, пока фюзеляж еще прямоугольный в сечении и можно его достаточно ровно позиционировать
Обычно так и делаю. Со скайрейдером эту традицию немного нарушил, т.к. его фюз круглый только сверху, да на самой морде. Пузо и бока у него плоские, поэтому, укладывая его на бок, никаких неудобств я не испытывал.
Скайрейдер – немаленький самолёт. Этакий крепкий толстячок-здоровячок. Болванка соответствующая – на неё лезут только 5 и 6 литровые бутылки. А они чижо-о-о-лые! Чтобы хоть как-то облегчить фюз, решил хвостовую часть фюза тянуть из 3-х литровок. Их на это дело пошло 2шт, и то, пришлось их прилично раздувать феном:
Серебристую бутыль зарезервировал для морды – ежели где обдерётся, то до «голого металла».
Следующую бутылку (уже 6-и литровку) крепим гвоздиками:
Видно, как сорвало бутылку с гвоздиков…
Ещё раз тянем капот, но уже с 5-и литровки:
Последняя секция (6-и литровка):
Зачем две капота? Очень просто – морда будет усиленная, 2-х слойная. Плюс есть возможность организовать «юбку» капота, как на «Кейте».
Последний штрих – натяжка воздухозаборников на маленьких болваночках и из маленьких бутылочек:
Теперь дело за малым: заклеить разрезы на скорлупках полосками от бутылок и склеить из этих скорлупок фюзеляж.
Продолжаем про «Скайрейдер»:
С крылом всё, как обычно. Вырезка струной из пенопласта плотностью 20г/л, лонжероны – хворостины из азиатской циновки. Обтяжка – металлизированным скотчем:
Хвостовое оперение. Здесь всё тоже, как обычно – потолочка, лонжерон из угля, обтяжка тем же скотчем:
Киль + стабилизатор = 37 грамм
На последнем фото рядом «Ишачок». У обоих одинаковый масштаб – 1:12.
В хвостовую часть фюза вклеил ребро жёсткости из пенопласта:
Вот захотелось мне белый «Скайрейдер»! Да и в небе хорошо читается…
На последнем фото рядом «Ишачок». У обоих одинаковый масштаб – 1:12.
Вот это громадина!
Смотрю, руль направления сделали. Необычно для бойцовки
Ну, руль направления я делал и на Ил-2, и на Ю-87, и на Кейте. То есть на всех бомбардировщиках. Конечно, они не бойцовки в чистом смысле этого слова - в АСИСе им вообще делать нечего, а в СОЮЗ-500 они не пройдут по массе (хотя, Кейт пройдёт…).
Но как бы там ни было, любой из них, случись ему в бою встретиться с бойцовкой из СОЮЗа, способен вести бой почти на равных. Правда, Лаптёжник - только оборонительный - уж больно тяжёл и совсем хреновая аэродинамика… А Ил, Кейт и Скайрейдер, думаю, без особых проблем…
Насчёт того, что громадина - согласен. МЕГА-бутылочник.
В хвостовую часть фюза вклеил ребро жёсткости из пенопласта
Денис Вы такие ребра практикуете на других моделях?
Нет Максим, только на этом.
Дело в том, что у большинства бутылочных фюзеляжей хвостовая часть фюза получается достаточно жёсткой - фюз сужается, горлышко бутылки утягивается довольно сильно и стенки становятся толще.
У Скайрейдера все иначе - фюз плавно переходит в широкое вертикальное “весло” с тонкими стенками. Его просто не ухватить за крылом - стенки фюза вминаются под пальцами… Вот и пришлось ставить ребро из пенопласта.
любой из них, случись ему в бою встретиться с бойцовкой из СОЮЗа, способен вести бой почти на равных.
Э-э-э …Кхм … Небылбыстолькатегоричен …При всём уважении …