Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)

Денис_из_Петергофа
Константин_КИМ:

Привет.Вопрос.Зачем шпатлевать сколы на болване ,если натягивается общий контур и не охватывет,(вернее не вподает в впадины и сколы ,если не напровлять туда).

Если скол или щель находится на совершенно ровной поверхности, тогда - да, при утяжке на бутылке будет незаметно. Но болванка состоит сплошь и рядом из криволинейных поверхностей, да ещё и с двойной кривизной. На такой всё видно. Да что там говорить - даже слои древесины иногда отпечатываются на натянутой скорлупке.

Константин_КИМ:

Вы замес красок делаете на глазок,для получения соответствующего цвета.Как добится таких результатов при использовании баллонов с краской.Понимаю что глупый вопрос,но может были попытки?

При использовании баллонов - никак. Именно поэтому я и перешёл на краску в банках и компрессор с краскопультом. Скажу больше - краска из банки держится на бутылке и скотче гораздо лучше, чем краска из баллона.

Резак:

Я вот одну болванину три дня строгал.

Да, в домашних условиях так и получается. Если делать одну болванку. И не применять электрорубанок и ленточную шлифмашину.
Свои первые болванки я так и делал, по три дня, дома и врукопашную.

Продолжаем дневники Папы Карло:

День шестой:
Вторичное зашкуривание лишней шпаклёвки и частичное сегментирование готовых болванок (отпил хвостовых частей).


От радикала пока не ушёл, но превьюшки сделал чуть побольше.

Итог дня:
Затраченное время: один час (а за шесть дней – двадцать часов)

Можно подвести промежуточный итог. Довести до 100% степени готовности все пять болванок не хватило терпения. Довёл только четыре. Ил-4 отложил в сторону, тем более, что там надо делать до кучи ещё три небольшие болванки: фонарь с гаргротом, блистер турели и мотогондолу.
Для Та-152 и Ки-43 тоже надо делать болваночки на фонари.

Итого: сделал четыре болванки полностью и одну большую на 50%. Потратил на это 20 часов. Эту цифру можно смело разделить на пять. По четыре часа на каждую. В том числе и на длинное бревно для Ил-4 – оно хоть и сделано лишь на половину, но трудовые затраты на эту болванку были сравнимы с трудовыми затратами на остальные (в силу её габаритов и веса).
Четыре часа на одну болванку – много или мало? Я считаю – очень мало. До сих пор мне такое не удавалось…

Болванку для Скайрейдера, к примеру, я сделал за 20 часов. Правда, в это время вошло изготовление и трёх дополнительных болваночек (фонарь и два воздухозаборника – верхнего и нижнего).

Думаю, что суммарные затраты на болванки для Ил-4 будут чуть поменьше.

Для Та-152 и Ки-43 надо ещё сделать отдельные болванки на фонари.

Bob=
Денис_из_Петергофа:

…частичное сегментирование готовых болванок (отпил хвостовых частей)…

зачем?

Денис_из_Петергофа

Чтобы бутылка не съезжала с болванки, обычно мы её крепим к болванке гвоздиками (иногда я делаю это скотчем). Если же болванку распилить на сегменты (по количеству бутылок), то бутылку не надо закреплять гвоздиками. Просто сначала мы усаживаем тот торец бутылки, от которого мы отрезали донышко - усаживаясь, бутылка сама цепляется за отпиленный торец болванки.
Плюсы очевидны - исключается возня с гвоздиками.
Минусы тоже - для того, чтобы это всё работало, на каждый отпиленный сегмент надо сделать надставку (в продолжение сегмента). Ведь мы клеим натянутые скорлупки внахлёст. Обычно эта надставка 20…25мм. И ещё - на ней должна быть ступенька около 1мм (для правильной стыковки скорлупок внахлёст).
Геммор, короче нехилый. И сегментирую я не все болванки, а только те, на которых предполагается тянуть скорлупки не единожды.
Частичное сегментирование - полумера. Чтобы натянуть первые скорлупки, этого хватит - кое-какое облегчение процесса всё же будет.
Но скорее всего, эти болванки будут сегментированы по полной программе. Может быть, не все, а допустим, только Ки-61.

Максим_Сафронов
Денис_из_Петергофа:

Может быть, не все, а допустим, только Ки-61.

И Ки -43 и Та -152 думаю тоже будут не единожды повторены

Bob=
Денис_из_Петергофа:
  1. …чтобы это всё работало, на каждый отпиленный сегмент надо сделать надставку (в продолжение сегмента). Ведь мы клеим натянутые скорлупки внахлёст. Обычно эта надставка 20…25мм. И ещё - на ней должна быть ступенька около 1мм (для правильной стыковки скорлупок внахлёст). …

были попытки вместо склеивания внахлест оставить по паре (десятку?) миллиметров “загибов”, которыми бутылка цепляется за сегмент, и склеить по ним? стык легко закрасится или, наоборот, будет выглядеть как “копийная расшивка”😉, а мы получим лишний элемент жесткости при том же весе.

  1. и еще
    в местах установки стабилизатора и киля делал прорези, туда вставлял фанерки.

после обтяжки

прожигал паяльником щели- вытаскивал фанерки.

Получал абсолютно точную разметку для установки стаба/киля, и, как бесплатное приложение, копийные зализы на оперении и дополнительную жесткость

  1. “Сегментирование” по передней кромке фонаре болванок, у которых фонарь заодно с фюзеляжем будет?

Если нет, то ооооочень хочется видео осаживания этого места.
У меня ни разу не получилось. Да и на чужих моделях видел это место “вогнутое” вместо “выпуклого”

Денис_из_Петергофа
Bob=:

были попытки вместо склеивания внахлест оставить по паре (десятку?) миллиметров “загибов”, которыми бутылка цепляется за сегмент, и склеить по ним? стык легко закрасится или, наоборот, будет выглядеть как “копийная расшивка”, а мы получим лишний элемент жесткости при том же весе.

Я пробовал так: оставлял загиб на той скорлупке, что идёт внутрь. Вторая шла с нахлёстом. Получался эдакий бутылочный шпангоут. Да, жёсткости добавляет, имеет смысл так делать.

Bob=:

прожигал паяльником щели- вытаскивал фанерки.

С фанерками идея интересная, я до этого не дотумкал. Можно попробовать.
Правда, я пытался делать нечто похожее, но несъёмное, а намертво вклеенное. Понятное дело, в этом случае есть проблемы со съёмом скорлупки с болванки. Иногда делаю подобное только для киля.

Bob=:

“Сегментирование” по передней кромке фонаре болванок, у которых фонарь заодно с фюзеляжем будет?

Если нет, то ооооочень хочется видео осаживания этого места.
У меня ни разу не получилось. Да и на чужих моделях видел это место “вогнутое” вместо “выпуклого”

Здесь не совсем понял. Речь идёт про то место, где нижний край лобового стекла переходит в верхнюю часть фюзеляжа?
Петя, уточни, пожалуйста.

Евгений_15

Случайно наткнулся на эту тему. Круто, очень интересно, спасибо Денис за подробное изложение процесса. Подписываюсь

Bob=
Денис_из_Петергофа:

…Здесь не совсем понял. Речь идёт про то место, где нижний край лобового стекла переходит в верхнюю часть фюзеляжа?
Петя, уточни, пожалуйста.

да. именно про это место.
у меня бутылка натягивалась между верхней точкой фонаря и примерно серединой капота

тоже самое получилось и при попытке сделать зализы заодно с фюзеляжем - не полезла туда бутылка

поэтому для фонаря пришлось делать отдельную болванку, которая уходит вниз сразу за границами фонаря.

Денис_из_Петергофа
Bob=:

да. именно про это место.
у меня бутылка натягивалась между верхней точкой фонаря и примерно серединой капота

Петь, ты не поверишь, насколько всё банально и просто!

Делается ТАК: после того, как я утянул бутылку на болване, я тут же, не теряя ни секунды, прикладываю ЭТИМ самым местом (стык лобового стекла и верхней части фюзеляжа) к краю стола и сильно надавливаю. И держу так секунд 10.
Если не получилось ровно, то снова грею этот участок и повторяю попытку.

Sokolik
Денис_из_Петергофа:

Делается ТАК: после того, как я утянул бутылку на болване, я тут же, не теряя ни секунды, прикладываю ЭТИМ самым местом (стык лобового стекла и верхней части фюзеляжа) к краю стола и сильно надавливаю. И держу так секунд 10.
Если не получилось ровно, то снова грею этот участок и повторяю попытку.

А я делал оправку в виде контр-шаблона фюзеляжа из фанеры 10мм толщиной,и прогрев проблемное место прижимал бутлю к болвану…Не убирая оправку можно убрать и складки которые образовались после прижима.

Денис_из_Петергофа

Не теряя времени даром, взялся за работу (тут же так: куй железо не отходя от кассы).

Лирическое отступление:
Так как болванки на эти самолёты делались «одним махом», то также единомоментно они и будут делаться. Красить тоже предполагается всей кучей.
К чему такая спешка? Очень просто: 22 ноября будет закрытие сезона по радиобою «СОЮЗ-500» в ЦКПиО – соберётся куча «профильного» народа. Имеет смысл показать новые разработки «вживую» - дать людям потрогать руками.
Почему такой перекос в сторону «вражеских» аэропланов? Два японца с немцом против одного нашего? Ответ прост – «наших» и союзников я уже наделал и так прилично: Ла-7, Як-9, «Аэрокобра», «Мустанг», «Спитфайр», «Харрикейн». И это только те, что состоялись как бойцовки, и постоянно участвуют у нас в боях. А сколько ещё пока не участвуют! Но они есть: И-16, Ил-2, «Уайлдкэт», «Корсар».
А противников у них – раз, два, и обчёлся: Bf-109, FW-190, «Зеро».
Получается шесть против трёх. Как минимум. Вот и решил я немного разнообразить ассортимент «противников», пополнить, так сказать, ихние ряды.
Ну, а насчёт И-185 скажу так – просто очень давно хотелось сделать этого «крепыша». Думаю, И-185 это право заслужил (быть повторённым в виде бойцовки).

Теперь, когда есть болванки, можно приступать….

Начинаем с фюзеляжей:
У И-185 на капоте есть несколько выступающих элементов («выколотки» - обтекатели, ШВАКи). Имитируем их наклейкой на капот накладками соответствующей формы:

Тянем скорлупки:
И-185:

Так как И-185 достаточно “толстомордый товарищ”, да ещё и к тому же, неужатый, то и бутыли пришлось брать соответствующие - 3-х литровки.

Та-152:

Сюда тоже пошли 3-х литровки. На хвостик - 0,5 литра.

Ки-43:

Ки-61:

Скорлупки натянуты, сняты и склеены по шву:

Строгаем болванки на фонари Ки-43 и Та-152:

И натяжка на них фонарей и заготовок для переплётов:

Точно такие же операции но на болванках для И-185 и Ки-61:

продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Всё просто. Эти цифры на чертежах - это коэффициент масштабирования маленького чертежа. Ну, то есть, я сначала распечатываю маленький чертёж на листе А4, а потом на куркуляторе высчитываю, во сколько раз его трэба увеличить, чтобы получился чертёж в масштабе 1:12.

Sokolik
Денис_из_Петергофа:

Думаю, И-185 это право заслужил (быть повторённым в виде бойцовки).

Где-то читал,что он проходил войсковые испытания на фронте в количестве одного полка и летчики были в восторге от этой машины.

Bf-109
Денис_из_Петергофа:

я сначала распечатываю маленький чертёж на листе А4

Денис, предлагаю попробовать CorelDRAW - есть линейка, всё масштабируется не отходя от кассы и тут же распечатывается, софтина что надо. Проверено - работает.

Евгений_15

Интересно, после усадки, корки становятся прочнее или такие же мягкие, как исходные бутылки ?

SAMODELKIN1
Sokolik:

проходил войсковые испытания на фронте в количестве одного полка

Немножко не так. В количестве 4 штук в одном полку(728-й ГИАП).

Всеволод
Sokolik:

Где-то читал,что он проходил войсковые испытания на фронте в количестве одного полка и летчики были в восторге от этой машины.

Какой полк? Их построено то было несколько штук.

Денис_из_Петергофа
SAMODELKIN1:

В количестве 4 штук в одном полку(728-й ГИАП).

Да, так и было: www.airpages.ru/dc/i185front.shtml

Продолжаю.
Почему всё-таки такой выбор? Ки-43, Ки-61, Та-152 и И-185?
Про расширение ассортимента я уже писал. С японцами особых проблем нет – у них было много всяких самолётов, выбирай на вкус.
Но с немцами сложнее – у них действительно было всего два основных истребителя («мессер» и «фоккер»). Плодить модификации Мессершмитта (Е, F, G, K) считаю непродуктивным: отличает их друг от друга только спец. В воздухе же они почти неотличимы. То же самое и «Фокке-Вульфом». За исключением модификации D, «Доры». Но у «Доры» есть более интересный оппонент – Та-152. Чем интересен? Во-первых, у него ещё более брутально-длинноносый вид (да-да, фюзеляжи у FW-190 D и Та-152 различаются довольно значительно), во-вторых, у Та-152 были две модификации с разным крылом: 152С – с «коротким» и 152Н – с «длинным». Так и решил: делаю Та-152 и к нему два крыла (короткое и длинное). Будет интересно попробовать в полёте.

Крылья.
Пока необтянутые, но уже с лонжеронами и взвешенные. Для Та-152 – два крыла (короткое – для модификации Та-152С и длинное для модификации Та-152Н). Там же затесалось и крылышко для «Зеро». Но этот самурай будет делаться позднее.
Очень наглядна разница в размерах крыльев. Понятное дело – все в одном масштабе (1:12):

Обтянутые:

На каждом крыле проставлен вес – два значения. Меньшее – вес собственно крыла, большее – вес пресобранного планера с этим крылом.

У Ки-61 решил сделать красный хвостик, да не просто красный со стрелкой, как у этого:

а полосатый красно-белый, как у этого:

получилась некая компиляция (хвост от одного, всё остальное – как у другого). Ну, думаю, что Ки-61 встречались и с таким вариантом окраски.

Заламинировал потолочку прозрачным скотчем и наклеил маски из самоклейки:

Хвостик на “Хиен”, и кольца на фюзеляжах Ки-61, Ки-43 и Та-152 заранее покрасил в красный цвет. На фюзеляжах покрашенные участки закрыл колечками-масками - после нанесения основных цветов они будут сняты.

На все пять крыльев заготовил бутылочную «фурнитуру» (накладки под резинки, накладки на законцовки и отрубные):

Вес пяти комплектов – 20 грамм (по 4 грамма на крыло).

На японцев заготовил красные круги на крылья ( по ихнему – хиномару) и жёлтые полосы быстрого опознавания:

Они будут наклеены ещё до покраски. Сейчас поверх них – скотч, который будет снят после покраски.

Фото склеенных фюзов я не делал, но гораздо интереснее посмотреть на всё это хозяйство в сборе.

Готовы к покраске:
И-185:

Та-152 с коротким крылом:

Тот же фюз, но с длинным:

(Фюз с хвостом – один. Крыльев – 2 шт.)

Ки-61 «Хиен»:

Ки-43 «Хаябуса:

Лирическое отступление: серебристый фюз у «Хаябусы» - начальный этап реализация идеи «японский самолёт 1945г с ободранной краской». Я это уже делал с «Кейтом» год назад. Результат мне понравился:

Решил повторить, теперь на «Хаябусе». Фюзеляж просто задул изнутри серебрянкой (не особо заботясь о ровности покрытия). Потом в нужных местах подотрём красочку тампончиком с ацетоном, и получим имитацию «голого дюраля». Это на фюзеляже. На крыльях это делается скотчем. Для усиления этого эффекта заматовал крылья и хвост нулёвкой.

Вес до покраски:
И-185: крыло – 60г. фюзеляж – 64г. хвост – 14г. итого – 138 грамм.
Та-152С крыло – 70г. фюзеляж – 112г. хвост – 13г. итого – 195 грамм.
Та-152Н крыло – 100г. фюзеляж – 112г. хвост – 13г. итого – 225 грамм.
Ки-43 крыло – 88г. фюзеляж – 77г. хвост – 13г. итого – 178 грамм.
Ки-61 крыло – 79г. фюзеляж – 88г. хвост – 15г. итого – 182 грамм.

Ки-43 и Та-152 взвешены без фонарей.

Продолжение следует…