Як-18ПМ по мотивам "слойки"

IrAir

Всем привет!
После небольшого опыта ремонта и помощи в постройки чужих моделей, появилось желание построить свою с нуля. Выбор прототипа и технологии посторойки за моим наставником и учителем, известным в некоторых кругах под именем Fed. За ним же остаются функции контроля проделанной работы с элементами исправления явных косяков порцией подзатыльников.😁

Итак, начинаем.
Прототип: Як 18ПМ, технология постройки - пенолет, типа “слойка”.
Из полученных от Наставника чертежей, вырезаем сначала из бумаги,

затем из потолочки детали модели.

Крыльев - два зеркальных комплекта. Резать потолочку без зазубрин удается плохо. (Есть подзатыльник!😛) Правда, некоторые удается снять наждачкой.
На фюзеляж приклеиваем “Титаном” полосы шириной 20 мм из пятимиллиметровой подложки под ламинат. Она у меня оранжевого цвета.

На хвостовой части уменьшаем полосы до 4 мм.

Все места внутренней части фюзеляжа, где будут приклеиваться разные элементы, надо пройтись мелкой наждачкой для лучшего “схватывания”.

Приклеиваем куски толстого пенопласта для будущего закрепления мотора, поперечные полосы, а также обвод фонаря.

На шпангоутах делаем два технологических отверстия.

Фюзеляж почти готов!!

fed

… как то ни разу не делал “слойку” и не видел в живую, как она летает. Но много-годичные темы про нее и восторженные отзывы о полетных качествах очень заинтриговали.
Но неоднократно делались модели типа F3P Як-55 и другие крестолеты. Много и с удовольствием на них летал 3D , в том числе и на улице. И периодически возникали желания сделать специализированный очень простой и легкий пилотажный самолет для тренировок на природе.
Тема контурных полу-копий стара, как мир. Их было построено невероятное количество в кордовом варианте. И безусловно идея быстрого воспроизведения геометрических обводов прототипа в контурном фюзеляже очень притягательна, тем более, что в полете, в динамике, при копийной окраске, восприятие контурного фюзеляжа не сильно проигрывает объемному.
Многие моделисты моего поколения наверно помнят набор-посылку фанерной кордовой модели Як-18ПМ , которые были практически в каждом авиамодельном кружке, и многие начинали с нее занятия моделизмом.
Поэтому, достаточно символично сделать и радио-тренировочную версию этого прототипа, базируясь на технологиях «слойки».
Считаю, что геометрические пропорции Як-18ПМ ничуть не хуже «екстроподобного» самолета, легшего в основу классической «слойки».
Решено геометрию вида сверху крыла, оперения и вид сбоку фюзеляжа принять 1к1 от прототипа. Берутся чертежи прототипа и векторизуются в ACADe. Немного модифицируются для модели.

Эти чертежи несколько отличаются от публиковавшихся в «Моделисте-конструкторе» пропорциями крыла и соотношением РВ к стабилизатору. Но для нашей модели это только на пользу.

MWS

И мне такие модели понравились.Сделал себе мустанга на каждый день.Доволен.Минимальная предполетная подготовка.Взлет с руки.Летал и в сильный ветер-вполне адекватно.rcopen.com/forum/f81/topic413678

IrAir

Всем привет!
Конечно же, то, что фюзеляж почти готов - это громко сказано. Просто очень приятно смотреть как из каких-то листов получается что-то осязаемое, похожее на самолет!
Продолжаем.
Склеиваем крыло из четырех частей. Прошкуриваем места нанесения клея. Как потом оказалось, мною клей был нанесен не очень тщательно на края, получились щели, за что был получен обещанный подзатыльник.😛

Пока крыло сохнет, занимаемся фюзеляжем.
Приклеиваем вторую сторону. С обеих сторон - силовые накладки на нос (наша имитация капота).

На фонаре аккуратно выравниваем края до приклеенного обвода и сверху приклеиваем еще один слой потолочки для того, чтобы была толщина для скругления.

Все вышкуриваем, чтобы было плавно, гладко и красиво!

Вот теперь фюзеляж почти готов!😉

Теперь крыло.
На 1/3 хорды крыла прорезаем щель сечение 7х3мм длиной 600мм для лонжерона. Резать такую щель проще, если сначала в краях предполагаемого разреза сделать отверстия маленьким, круглым надфилем. Лонжерон выпиливаем из прямослойной сосны. (Мне его выдал наставник. :)С сосной мне как-то трудновато работать)

Вклеиваем.

Теперь пусть окончательно высыхает.

ZAMolet
IrAir:

порцией подзатыльников.

А это на фото будет?😃 Надеюсь Андрей найдет другие способы, как помочь исправить косяки:)
А если серьезно, то отличный вариант для первых моделей спрятать все провода, создать необходимую жесткость фюзеляжа при простом, довольно неплохом внешнем виде. Тоже так начинал делать объемные модели, постепенно переходя как можно ближе к пенолетному прототипу. Причем даже когда увеличивал размеры моделей делал все равно по этой технологии. Жаль нет фоток первых вариантов, но вот буквально следующий был таким (прошу прощения у Ирины что вклеиваюсь, просто хочется показать)

Это буквально и есть, вид сверху и снизу, все из подложки под ламинат. Немного скруглений и чуть вид уже другой.
Тема интересная буду поглядывать, интересно как полетит, надеюсь видео облета будет, уж очень нравится кино:)

IrAir:

появилось желание построить свою с нуля.

Немного упустил, а какой размах будет?

IrAir
ZAMolet:

а какой размах будет?

Размах 800мм, планируемый вес около 200 грамм.

fed

мотоустановка планируется типа 2204/1400kv

ZAMolet
IrAir:

Размах 800мм, планируемый вес около 200 грамм.

Ну тогда наверное без шасси конечно будет…

Antoni_007
IrAir:

Теперь крыло.

Ай, не удачно сделали!
Все так же, но между пластин надо было вставить “распорку” лонжерон. Крыло стало бы объемным,с кессонной силовой схемой. Очень жесткое на кручение и изгиб. И лонжерон в слойке, зло. При краше его придется как то восстанавливать. Без него, намазал клеем контур, и готово.

ZAMolet
Antoni_007:

Все так же, но между пластин надо было вставить “распорку” лонжерон.

Конечно так лучше, и не только из расчета жесткости, но и летных свойств. Скажу больше, я бы даже лучше хвостовое оперение тоже полностью сделал объемным. Вес тот же, но лучше. Как то сравнивал пенолеты, с плоским оперением из 5мм потолочки и объемным из 3мм, объемный бесспорно лучше и у меня даже получился легче, потому как усилением была леска-плетенка. Но не надо забывать Ирина же написала, первый свой самолет, а мы по-моему многие делали плосколеты. Каждый должен для себя понять как и что, разницу, авиамоделизм ведь все таки, а это круто.

Antoni_007
fed:

мотоустановка планируется типа 2204/1400kv

2206/1500kv , www.aliexpress.com/item/…/32537596393.html , получше будет.
Весит на 5 гр. больше, а тяги на 200 гр. больше. На трех банках, с винтом 8х6 бойцовки союз 500 не догоняют, правда без ленты.
И висит, меньше чем в пол газа.

IrAir

Спасибо, ребята! Очень дельные замечания, но как Алексей правильно заметил, ведь это мой первый самолет, и главный приоритет был: простота и понятность изготовления.
А так как летать я тоже только учусь, то ремонты неизбежны. 😃 Вот это и будет повод последовать вашим советам.

_______________________________________

Вот мой красавец.😁

Вклеиваем киль. Разрежем его позже

Возвращаемся к крылу. Наставник нарисовал мне профиль крыла. И я наждачкой попыталась получить нужные поверхности. На передней кромке - плавное скругление.

На задней нужен скос. Для этого нарисовали линию.

На краях крыла опять скругление.
Рисуем.

Выполняем

Вклеиваем лонжероны в стабилизатор и руль высоты. Стабилизатор разрезаем, скругляем края, скашиваем место стыка.

Отрезаем руль поворота от киля. Повторяем все операции с ним.

В хвостовой части прорезаем щель с отверстием. Честно, здесь мне помог учитель, что-то я струсила.😃

Примеряем место расположения стабилизатора и отмечаем границы линиями. Это очень облегчает жизнь при вклеивании. По крайней мере, мне.
Теперь опять фюзеляж.
Подготавливаем место для крыла, вырезаем накладки, стилизованные под “зализы”.

Обрабатываем их. Крыло село как родное!!

Приклеиваем накладки, но крыло будет приклеиваться позже.

ZAMolet
IrAir:

Приклеиваем накладки, но крыло будет приклеиваться позже.

Может не надо для первого самолета вклеивать крыло, а просто на резинках, маленько живучести прибавится. А то и так самолетик не совсем для обучения полетам… если конечно не на шнурке учиться.

IrAir
ZAMolet:

если конечно не на шнурке учиться.

Ой, Алексей - это больной вопрос, но учусь без шнурка.😁
_____________________________________________
Работаем дальше.
Выпиливаем из 3мм фанеры мотораму для крепления двигателя по размерам крепежных ушек. У меня это 30х30мм.

В носовой части фюзеляжа выпиливаем углубление под мотор и вклеиваем мотораму.

Разрезаем киль, делаем скос со стороны киля и со стороны руля поворота. Затем совмещаем, оставляя щель 1 мм.

Склеиваем скотчем с двух сторон.

Затем проглаживаем утюгом, не на полном нагрева, чтобы не расплавить пенопласт.

Так же поступаем и с элеронами.

Красим низ фюзеляжа акриловой краской. Губкой она ложится очень ровно, тонким слоем, после высыхания второй слой. Границу покраски отделяем малярным скотчем.

В щель на хвосте вставили стабилизатор и рули высоты. Стабилизатор вклеиваем, затем навешиваем рули на скотч.

Вес планера без оборудования - 75 гр.

Оборудование подобрано наставником.😛

Руль-машинки врезаем в крыло.

Руль-машинки обклеиваем малярным скотчем.

Врезаем руль-машинки руля высоты и руля направления.

Красим верх фюзеляжа.

Итог работы

ANT53

Просто замечательно!Только вот кабину в синий бы…

HSM

Руль направления в красную полосочку - Як же!!!

ZAMolet
IrAir:

но учусь без шнурка.

Ну тады, ведро с собой на полеты:) , морковку собирать…
А самолетик симпотишный получается.

IrAir

Всем привет!
Продолжаем устанавливать оборудование. Для этого прорезаем нишу в фюзеляже для установки приемника и аккумулятора. Обклеиваем ее потолочкой.

Протягиваю провода и приклеиваю крыло. Двигатель прикрутил наставник.

Изготавливаем кабанчики. Вырезаю ножницами из тонкого 0,5мм стеклотекстолита полоски 6х25мм и придаю им форму.

Из бальзы вырезаю полоски по толщине рулей.

Склеиваю их циакрином.

Для боуденов тяг будем использовать соломинки, приклеенные на полоску потолочки.

Вклеиваем кабанчики и устанавливаем тяги.

Из бумаги делаю переплет кабины.

Какой же Як без красных полос на РП!!:)Окончательная раскраска и маркировка.

Вместе с наставником настроили оборудование. Элероны зажали аж на 25% от полных расходов.
Взлетный вес с аккумулятором 800мА(2s) 237гр. (Без аккумулятора - 187 гр.)
Самолет полностью снаряжен и готов к испытательным полетам!!

ZAMolet
IrAir:

Самолет полностью снаряжен и готов к испытательным полетам!!

Кино очень сильно приветствуется, это скажем так полноценно зафиналить постройку. Удачи и мягкой посадки…

ANT53
vlad_den:

Где-то видел я эту артель заработой!

Подсмотрел на ютюбе–

Артель уже летает!Поздравляю Ирину и прошу прощения за самоуправство!

ZAMolet

Это что, я так понимаю уже облет. Ну тогда мои поздравления, супер, здорово!!!😃😃😃

IrAir
ANT53:

прошу прощения за самоуправство!

На первый раз прощаю.😛
А мне урок - не выкладывать раньше времени на ютуб.😎😁
_____________________________________________________

Да, это были вчерашние полеты. 😁 Что можно сказать…

Испытания прошли успешно.
Самолет замечательный, прекрасно управляется. Немного маловат для полетов при плохом освещении.😃
Для зимних полетов у нас есть чехол собственного изготовления. Летать в нем очень комфортно.
На нашей взлетке попадаются травинки, они побили крылья. Необходимо защитить крылья, обклеив переднюю кромку скотчем. Также стало ясно, что надо закрыть все открытые полости, так как снег сильно забивается.

Самолет передается в летную эксплуатацию!! Спасибо за то, что были с нами!! 😃

Sigis

Ирина, я восторге от Вас… поздровляю с успешном облЕтом, – Так держать-- пример другим жЕнам… (моя участвует в процесе изготовления, и даже подзказывает мои ошибки…)-- Я очень рад в етом… – в будущем научю летать тоже…