Самолет из вертолета Solo Pro

mihail-as

Отложив в сторону тушку для просушки, принялся за реализацию системы управления. Как и говорил ранее, плата от микровертолета Nine Eagles Solo Pro V2 не первой свежести, но это пол-беды; основная проблема в том, что сервоприводы расположены на плате. То есть поменять направление движения, и место крепления не возможно. И тут я столкнулся с первыми трудностями. Так как схема управления предполагала управление элеронами на верхнем крыле, то мне пришлось устанавливать качалку (ну устанавливать-это громко сказано; временно прилепил на армированный скотч) и делать жесткий привод от бегунка с платы. Проделал в шпангоутах отверстия для тяг, и навесил элероны на скотч.
[IMG][/IMG]

Затем занялся усилением конструкции, по центру фюзеляжа приклеил полоски от бамбуковых палочек и вклеил куски подложки между шпангоутами.
[IMG][/IMG]

Крепление шасси подглядел в сети. Использовал для изготовления пластиковые карты, склеил сендвич из 3-х слоев, оставив в центре прорезь, клеевой шов просыпал содой. Стойку выгнул из проволоки, пробовал кидать на пол- пружинит и не вываливается.
[IMG][/IMG]

Тягу на РВ прокинуть и отрегулировать не составило проблем, руль слушается, для обеспечения жесткости приклеил по линии разреза стабилизатора бамбуковые палочки. РВ н весил на армированный скотч, сверху затянул полоской скотча, чт, единственное, по-моему, слишком большое отверстие просверлил, оставив тонкие стенки, выглядит как-то ненадежно.
[IMG][/IMG]
[IMG][/IMG]
В виду того, что сборка производится в основном по принципу “я его слепила из того, что было”; то на данном этапе сборки было решено установить имеющийся в наличии двигатель. БК моторов под 1s, да и вообще такого миниатюрного размера в нашей деревне днем с огнем не сыщешь, я уже молчу про то, как все это к плате Solo Pro законнектить. Опыта в таких делах у меня нет.
Так же на данном этапе абсолютно не понятно какой винт использовать, но с этим буду определяться параллельно с двигателем.

mihail-as

В общем, не заводя рака за камень, нашел трехлопастной винт от какого-то квадрокоптера, приделал его на ось двигателя, а чуда не произошло. Не развивает нужных оборотов двигатель, тяги минимум, хватает, чтобы только по столу еле-еле передвигаться.Мечты, разбитые о скалы законов физики, не давали покоя.
Кстати, про передвижение ероплана по столу, для этого нужно было изготовить колеса. Сколько крови (в прямом смысле этого слова) выпили у меня эти 2 кругляшка. Начитавшись в сети статей, и помня про то, что мне нужно все максимально легкое, приобрел в мебельном магазине подкладки под мебель и бытовую технику, они с клеящим слоем, в наборе есть и круглые элементов, правда их не много. Склеил по 3 штуки вместе, и, как мне показалось, наметил центр. И началась игра с поиском центра. Это доложу я вам игра на выживание. Ну ни как не хотело колесо на проволоке вращаться без люфтов и биений В качестве оси колеса использовал, вытянутую над огнем трубочку, но даже она давали биение колеса. Пробовал наращивать ось термоусадочной трубкой, ни в какую. А под конец, когда я решил укоротить ось колеса строительным ножом, произошел небольшой упс. В общем- берегите пальцы, господа!
[IMG][/IMG]

mihail-as

После этого, повертев в руках тушку поделки и не обнаружив в ней чего-то более-менее летабельного, решил немного пересмотреть подход к постройке (спасибо за совет Максим Товаренко)))).

  • Первое, что не удалось добиться- это тяга, её просто нет.
  • Второе, желаемая прочность конструкции и минимальная масса, даже минимальные вклейки из бамбука в конечном итоге ощутимо увеличивают вес самолета, в нужных местах, не обеспечивая требуемой жесткости. Большое количество склеенных швов тоже вносит в свой вклад.
  • Третье, схема управления. Проштудировав в сети тему мелких пенолетов и переделок из ветролётов, понял, что 3 канала вполне себе работают. Элероны- это, конечно, круто, но не для такого клопа с платой от Solo Pro.
  • Четвертое, К О Л Ё С А ; что бы я с ними не делал, не хотят вращаться ровно и все тут.
    Исходя из этих и не только моментов, решено было выпилить что-то попроще и полегче, то есть не биплан, а обыкновенный верхнеплан с управлением по 3-м каналам: РВ, РН, двигатель. Прототипом стал Piper Pa-18, тем более, что когда-то давно довелось мне собирать масштабную модель данного самолета от Revell.
    От объемного фюзеляжа решил отказаться в угоду массе. нашел чертежи, подогнал их под размер А4 и принялся выпиливать детали. Фюзель- сэндвич из 3-х слоев 2 мм подкладки под ламинат. Средний слой усилил расщипленным карбоновым прутком, разместил его на глаз, по центру. Для жесткости склейки разбавил клей спиртом, нанес тонкий ровный слой на детали, склеил и оставил на ночь под БСЭ сохнуть. На утро результат вполне меня устроил, по периметру прошелся наждачкой и сгладил углы. Крыло тоже решил переделать. Вместо объемного решено сделать только верхний обвод (явно есть какой-то научный термин, но я его не знаю); и по линии сгиба носка решено вклеить расщепленный карбоновый пруток. Он здесь исполняет сразу 2 функции: жесткость крыла по длине и держит угол отклонения носка. Центальный лонжерон выпилил из деревянной линейки для обеспечения угла установки крыла.
    Также для изготовления шасси использовал рыболовный поводок “струна” как указано на упаковке 0,35 мм. Жесткости , на мой взгляд, не много не хватает, но зато данный поводок легко гнется в нужную форму.
    [IMG][/IMG]

Размер тушшки вышел:
Длина (с учетом винта) -290 мм
Размах крыла - 400 мм
Размах стабилизатора- 137 мм
Основные пропорции сохранил, ка на чертеже, но угол установки крыла и площадь РН увеличил.
Комплект электроники демонтировал с первой тушки и установил под крылом, с возможностью двигать. Возможность двигать и менять ЦТ оставил и аккумулятору, прилепив коннектор на двухсторонний скотч.
[IMG][/IMG]

Тяги к РВ и РН изготовил из того же рыболовного поводка. Кабанчики новые выпилил из листового пластика, с учетом предыдущего опыта, отверстие сделал меньше.
Разобрал колеса, пару часов подержал под тяжелой книгой для выравнивания, для изготовления центральной части колеса (диска) использовал палочку от леденца какого-то. Зафиксировал ее супер-клеем, отпилил по ширине колеса. Маленьким сверлом в цанговом захвате просверлил на глаз центральное отверстие. Из этой же палки сделал фиксаторы колеса на оси и, о чудо- оно поехало гораздо ровнее)))

mihail-as

РН навесил на обычный скотч, только поверх обтянул еще одним слоем для прочности и защиты кромок. РВ не отделял полностью от стабилизатора, а прорезал только на половину толщины, снизу сточил линию сгиба наждачкой под 45°, а сверху усилил скотчем. Кабанчики установил на клей, которым клеил и весь самолет, после высыхания получилось жесткое соединение. РВ по верхней плоскости усилил карбоновым прутком, чтобы РВ в полете не стал нечаянно элеронами.
Небольшое кино с примером работы данного девайса ниже. На мой взгляд, углы отклонения маловаты. Но так ли это, покажет выезд в поле для пробных пусков.

nn
mihail-as:

Чтобы массу снизить- это раз. А так же в виду малого количества материала в наличии- это два.

а теперь сымитируйте нагрузку на крыло, подергайте резко держа за фюзеляж вниз и вверх, если крыло не складывется, то можно вообще не делать лонжерон, в вашем случае он все равно бесполезен, это лишний вес, суть лонжерона- задать жесткость крылу, в вашем случае жесткость есть только у консолей, но нагрузка придется на центр крыла, консоли как рычаги будут перегибать именно это место, лонжерон ломается обычно в центре крыла. и крепление крыла и фюзеляжа тоже должно быть жестким, лонжерон обычно жестко закреплен на жестком каркасе фюзеляжа, в вашем случае скорее всего лонжероны из потолочки больше бы подошли, и усиление соедениния крыло-фюзеляж можно было бы сделать потолочкой. а карбон тут неуместен и придает только вес. с тягой тоже надо было разобраться сначала, как и с подбором винта под мотор, исходя из тяги, прикинуть вес модели. расположение оборудования на модели в первую очередь связано с предпологаемым центром тяжести…

Михаил, странно, что Вы не хотите использовать опыт других моделистов, это напоминает попытку с разбега проломить собой стену, вместо того , чтобы войти в дверь, это даже не смешно уже, и врядли кому то интересно, потому как итог, всем, зашедшим через дверь, очевиден.

mihail-as

Вот здесь усиление стабилизатора видно получше. А так же видно 2 петли от стальных поводков, которые пришлосъ установить, в виду длины тяг и их гибкости, они работают как ограничители изгиба по центру.
[IMG][/IMG]

nn:

а теперь сымитируйте нагрузку на крыло, подергайте резко держа за фюзеляж вниз и вверх

Что-то похожее пытался изобразить, но изгиб конструкции списал на не просохший клей, хотя держится за консоль нормально.
[IMG][/IMG]

nn:

Михаил, странно, что Вы не хотите использовать опыт других моделистов, это напоминает попытку с разбега проломить собой стену, вместо того , чтобы войти в дверь, это даже не смешно уже, и врядли кому то интересно, потому как итог, всем, зашедшим через дверь, очевиден.

Я, возможно, и использовал бы с радостью опыт здешних моделистов, да вот только не т у меня ни нормальной аппы с микроприемником, ни микросерв, ни бальзы; карбоновый пруток и тот один. Из линейки то еще удовольствие нервюры строгать, доложу я вам.
Я нисколько не умоляю опыт и труды моделистов,зашедших через дверь, я даже имею книжку Ермакова “Простейшие авиамодели”; но хочется попробовать что-то свое. Строить самолет по уже имеющимся чертежам, когда известны слабые места -это, конечно, правильно, и нужно. Но мне интересней пройти весь процесс, от начала. Да, пускай это не классическая, в общем понимании, модель; но она даст опыт и понимание. Свои шишки к телу ближе.

Ну, и куда же без красоты и цыганского тюнинга. И не важно, что нет понимания, что оно вообще летать способно. Оклеил немного самолет декалями от стендовых моделей, а хвостовую пяту оклеил полоской бамбука для защиты от истирания (я же оптимист, на взлете и посадке)
[IMG][/IMG]

mihail-as

В принципе, тушка подготовлена к первой прогулке на природе.
Первая прогулка выдалась экстремальной, зато она показала на многие слабые места конструкции. И так, отправились мы на некогда действующий аэродром Jesau (Йесау) он же Северный. Погода, прямо скажем не способствовала, ветер 7-9 м/с, с порывами, но кого это остановит. Первый запуск решено было сделать в ангаре. По итогам первых запусков понял, что планер собрал ничего такой, но тяги нет, от слова совсем.
[IMG]
как скинуть фото в гугл фото[/IMG]

Gera60

Ищите на Алиэкспрессе Coreless CW Motor + Propeller Combo Set

Макс_Товаренко

Двигатель холодный, после минуты работы например? Если холодный - то может стоит винт побольше диаметром поставить.
Шасси стараюсь делать такой высоты чтобы в горизонтальном положении от конца лопасти винта до земли было сантиметра 2-4 в зависимости от размера модели, а то они капотировать любят 😃
Подложку я бы рекомендовал 5мм, она не намного тяжелее, зато по крайней мере я строю модели из нее весом до 200г вообще без усилений, достаточнн обтяжки скотчем.

mihail-as
Макс_Товаренко:

Двигатель холодный, после минуты работы например? Если холодный.

Теплый, я полагаю, что данному двигателю просто не хватает оборотов, либо мощности, не развивает этот винт свою тягу. Двигатель этот скрутил из какой-то большой сервы. Сейчвс пытаюсь восстановить родной двигатель от вертолета, на сколько удалось мне выяснить, там с коллектором что-то потому , что присутствует какой-то треск при прокручивании.

Так как у нас последние дни несколько ветрено, и первый запуск решено было производить в ангаре аэродрома (а это бетонный пол), то результат очевиден)))
Выломано крепление двигателя, двигатель был посажен на термоклей. А так же подкосы, они же желтые треугольники на стойках шасси, обломаны. В остальном тушка держит контакты с планетой. Решено переделать носовую часть, добавив еще пару слоев подложки, усилить накладки на стойках шасси, ну и заменить все-таки двигатель.

[IMG][/IMG]
[IMG][/IMG]

Вот еще момент: масса поделки вышла 18,6 г, без аккумулятора, акки у меня 2х типов 120 и 160 mah, массой 6 и 7,4 г соответственно. То есть максимальный полетный вес конструкции- 26 г.
[IMG][/IMG]

На фото выше видно, сто крыло снято. Его сломало резким порывом ветра, когда самолет находился в руках, линия слома прошла по левому крылу от центра через конец усилителя по диагонали к задней кромке, лонжерон снизу оказался слишком коротки. Поэтому решено так же переделать крыло, установив сверху один длинный пруток из карбона, а не два.; при этом клеевой шов в месте сопряжения с фюзеляжем не пострадал.

nn
mihail-as:

Поэтому решено так же переделать крыло, установив сверху один длинный пруток из карбона, а не два

я бы попробовал вобще без карбона, а поставил бы, при надобности подпорки снизу из тонюсеньких бамбучин, по 0.5-1 мм

пс. убрал бы совсем шасси.

mihail-as
nn:

я бы попробовал вобще без карбона, а поставил бы, при надобности подпорки снизу из тонюсеньких бамбучин, по 0.5-1 мм

пс. убрал бы совсем шасси.

На счет подпорок задумался, ведь не даром на настоящем Пайпере их используют. Нужно будет поэкспериментировать. А шасси, все же оставлю, ибо я оптимист, и когда-нибудь оно должно же не с руки взлететь)))

Alexander53:

здесь попробовать подобрать мотор с винтом.

Спасибо за ссылки. На данный момент стройка проходит под девизом: “Я его слепила из того, что было”, ну либо дендро-фекальным способом. Просто ждать доставку совсем не охота.

Alexander53

Если пытаться дальше пробивать бетонную стену головой, результат предсказуем. Не крутит коллекторник винт напрямую, давно уже опробовано. Нет желания заказать, тогда самому можно изготовить. Шестерёнки можно взять от старого водяного счётчика или от какого-то другого механизма.

mihail-as

Редуктор-то есть, это остатки рамы от вертолета первоначального, шестерня ОР, вот только двигатель там пока еще не смотрел, помню что помер он, а на сколько серьезно не знаю. Попробую реанимировать мотор, по крайней мере разберу его. Но ведь ставят же господа китайцы на РВ коллекторные моторы, а так же на соосниках их здоровых тоже сзади винт от коллекторника работает.

tuskan

надо БК мотор типа 1103 и регуль к нему самый чахленький.
только запасом тяги можно компенсировать огрехи конструкции

Alexander53

Соосники (и не только) крутят винты через редукторы, а РВ не для создания большой тяги - винтик микроскопический. Вертолётный редуктор может и не подойти, обороты могут оказаться маленькими.
А вообще сама затея сомнительная. Если убить время и хоть как-то поднять самолёт, а потом выкинуть и забыть, то понятно. Если планируете продолжать это хобби, то лучше приобрести недорогую аппаратуру (типа flysky fs-i6), БК мотор и регулятор и наслаждаться полётами.

mihail-as
Alexander53:

Соосники (и не только) крутят винты через редукторы, а РВ не для создания большой тяги - винтик микроскопический. Вертолётный редуктор может и не подойти, обороты могут оказаться маленькими.
А вообще сама затея сомнительная. Если убить время и хоть как-то поднять самолёт, а потом выкинуть и забыть, то понятно. Если планируете продолжать это хобби, то лучше приобрести недорогую аппаратуру (типа flysky fs-i6), БК мотор и регулятор и наслаждаться полётами.

Ну, своего рода- это новый опыт для меня, до этого довольно долго пилил пластиковые стендовые модели и старался впихнуть туда диоды, да движки всяческие, чтобы все как у большого. Позже зацепили мелкие вертолеты своей неубиваемостью, вот и решил попробовать что-то новое. Понятное дело, что если заниматься всерьез, то и аппаратура нужна (не 4 канала), и компоненты, да и сборка должна проходить не на коленке в уголке. В общем, своего рода эксперимент такой получится-не получится.

mihail-as

Вскрыл двигатель от вертолета, “+” оторван, щетка не особо хорошо себя чувствует. Пробую вывести новый контакт. Якорь вытаскивать не стал, так как мешает выштамповка на корпусе, боюсь повредить обмотку, поэтому прошелся сверху щеткой с ИПС.
[IMG][/IMG]
Так же немного решил перепаять проводку питания, чтобы сопли не висели.

mihail-as

В виду того, что силами природы крыло было сломано, решил допилить немного конструкцию, от раскоса все же отказался. Остаток карбонового прутка был как раз по всей длине крыла (400 мм). Сделал надпил по середине, чтобы выставить угол v крыла. Морду нарастил 3-мя слоями подложки, для прочности прилепил еще по одному слою сверху. Вклеил новый увеличенный лонжерон и приклеил крыло к фюзеляжу.
[IMG][/IMG]
[IMG][/IMG]

Посадочное место под двигатель прорезал чуть меньше самого двигателя, а затем не касаясь, прошелся жалом паяльника, получился округлый ложемент без особых усилий, так де на мой субъективный взгляд, поверхность в этом месте стала немного жестче и прочнее (практика покажет так ли это)
[IMG][/IMG]

Двигатель, в этот раз, не стал сажать на термоклей, а использовал тонкий двухсторонний скотч. На задней стенке “моторамы” сделал выемку под провода, для фиксации- ибо не уверен я в качестве своей пайки))). И, в принципе, как было озвучено выше от края винта до поверхности получилось 30 мм. Если своевременно убрать газ, то капотирование не страшно будет… наверное)))

PS: линейка та, из которой лонжероны вырезал