Самолет из вертолета Solo Pro

mihail-as

Доброго дня всем. Я здесь совсем дилетант, поэтому и решил написать,с целью получения дельных советов. В общем, не так давно перешел на микро пенолеты после вертолетов (в основном микро: Solo Pro, XK K100), был так же не особо удачный опыт с Вlade 400 3D, но сила земного притяжения победила. После вертолетов полеты на самолете для меня просто кайф, даже никакая стабилизация не нужна. Увлекаюсь я от случая к случаю: есть время и погода- полетали; нет-ну и ладно. И вот с таким подходом я и подумать не мог, что додумаюсь до сборки самолета своими силами. А тут намедни, хоть волком вой- руки чешутся, время свободное есть. В общем, решил собрать ероплан на базе остатков микровертолета Solo Pro. Прототипом выбрал Ан-2 (чего мелочиться и тренеры какие-то не красивые лепить, нам сразу полукопию нада! B-)😎
До начала эпопеи я как бизон по кукурузе ломанулся в строительный магазин, где приобрел упаковки подложки 2 мм, клей прозрачный “Мастер” и пару листов наждачки.
Первым делом реанимировал плату, пришлось немного повозиться, ибо часть проводов оторвана, один сервопривод не подавал признаков жизни. Решил прочистить изопропилом и продуть воздухом. Полчаса танцев с бубном и привод ожил.

ibb.co/xMkSVhm
[IMG][/IMG]

Сборку начал с подбора информации, благо ее здесь с достатком. Распечатал чертежи, с учетом возможностей имеющегося у меня принтера, чертежи распечатал в масштабе 1:48. Прикинул размах крыла, по моим подсчетам он должен быть в районе 400-450 мм. Разложил и принялся выпиливать детали тушки из подложки под ламинат толщиной 2мм. Основную деталь фюзеляжа усилил расщипленной бамбуковой палочкой для суши.
Данный верт имеет 4 канала управления, но рулевой винт был со своим мотором, на плате есть коннектор на 2 контакта, и на сколько я понимаю на нем будет питание постоянно (в зависимости от положения гироскопа больше, либо меньше) . Собственно назрел первый вопрос: получится ли подключить хоть что-то на руль направления? Пока схему упаравления вижк по трем каналам: 1- двигатель; 2-РВ; 3-элероны

[IMG][/IMG]

mihail-as

[IMG][/IMG]

Прикинул по размеру внутренности к тушке.Двигатель родной помер безвозвратно, для подключения и проверки решил воткнуть какой-то из запасов. Скорее всего такой двигатель не раскрутит винт (мне почему-то именно так кажется). Но есть вариант “В” установить в пару к этому двигателю шестерню НВ от вертолета, шестерня и ось остались целые. Хотя винт я еще и не пробовал даже искать. Кстати, если кто владеет информацией об изготовлении воздушных винтов из подручных средств, я весь внимание. По моим прикидкам винт должен быть 65-75 мм, я думаю двухлопастной.

mihail-as

В недрах форума нашел информацию об изготовлении крыльев, решил попробовать сделать методом сгибания, линию сгиба усилил скотчем и прокатал несколько раз CD-диском. Постепенно начал загибать, для жесткости вклеил карбоновый пруток, разрезанный пополам. Пролил швы клеем и придавил по всей длине коробкой с книгами. Крыло вырезал с небольшим припуском по краям, чтобы в дальнейшем можно было сточить наждачкой до нужной формы.

[IMG][/IMG]

Вклеил шпангоуты фюзеляжа, прикинул нижнее крыло, чтобы лучше склеилось провел “статические испытания конструкции” держит на удивление полную банку клея.
[IMG][/IMG]

Как правильно устанавливать крыло я не знаю, поэтому нижнее крыло установил, опираясь на чертеж. Возможности двигать крыло в дальнейшем у меня не будет, и если нужно будет двигать ЦТ, то скорее всего придется двигать аккумулятор и двигатель.

Макс_Товаренко

Вангую заднюю центровку. Для первой самодельной модели все ж стоит брать что то с уже готовыми чертежами и инструкциями по сборке, либо быть готовым к неудаче 😃
Неплохо бы вес модели знать и тягу двигателя еще

nn
mihail-as:

для жесткости вклеил карбоновый пруток, разрезанный пополам.

зачем разрезали пополам?!

mihail-as
nn:

зачем разрезали пополам?!

Чтобы массу снизить- это раз. А так же в виду малого количества материала в наличии- это два.

Макс_Товаренко:

Вангую заднюю центровку. Для первой самодельной модели все ж стоит брать что то с уже готовыми чертежами и инструкциями по сборке, либо быть готовым к неудаче 😃
Неплохо бы вес модели знать и тягу двигателя еще

К сожалению, или к счастью человек устроен так, что верит в основном своему опыту, не без шишек))) Но обо всем по порядку.

Продолжил ваять поделку, опираясь толь на свои собственные ощущения, а не на опыт многих моделистов. Склеил верхнее крыло, вклеил по всей длине лонжерон из той же подложки, что и весь еропалан. Переднюю кромку усилил уже с двух сторон скотчем.
[IMG][/IMG]

mihail-as

Отложив в сторону тушку для просушки, принялся за реализацию системы управления. Как и говорил ранее, плата от микровертолета Nine Eagles Solo Pro V2 не первой свежести, но это пол-беды; основная проблема в том, что сервоприводы расположены на плате. То есть поменять направление движения, и место крепления не возможно. И тут я столкнулся с первыми трудностями. Так как схема управления предполагала управление элеронами на верхнем крыле, то мне пришлось устанавливать качалку (ну устанавливать-это громко сказано; временно прилепил на армированный скотч) и делать жесткий привод от бегунка с платы. Проделал в шпангоутах отверстия для тяг, и навесил элероны на скотч.
[IMG][/IMG]

Затем занялся усилением конструкции, по центру фюзеляжа приклеил полоски от бамбуковых палочек и вклеил куски подложки между шпангоутами.
[IMG][/IMG]

Крепление шасси подглядел в сети. Использовал для изготовления пластиковые карты, склеил сендвич из 3-х слоев, оставив в центре прорезь, клеевой шов просыпал содой. Стойку выгнул из проволоки, пробовал кидать на пол- пружинит и не вываливается.
[IMG][/IMG]

Тягу на РВ прокинуть и отрегулировать не составило проблем, руль слушается, для обеспечения жесткости приклеил по линии разреза стабилизатора бамбуковые палочки. РВ н весил на армированный скотч, сверху затянул полоской скотча, чт, единственное, по-моему, слишком большое отверстие просверлил, оставив тонкие стенки, выглядит как-то ненадежно.
[IMG][/IMG]
[IMG][/IMG]
В виду того, что сборка производится в основном по принципу “я его слепила из того, что было”; то на данном этапе сборки было решено установить имеющийся в наличии двигатель. БК моторов под 1s, да и вообще такого миниатюрного размера в нашей деревне днем с огнем не сыщешь, я уже молчу про то, как все это к плате Solo Pro законнектить. Опыта в таких делах у меня нет.
Так же на данном этапе абсолютно не понятно какой винт использовать, но с этим буду определяться параллельно с двигателем.

mihail-as

В общем, не заводя рака за камень, нашел трехлопастной винт от какого-то квадрокоптера, приделал его на ось двигателя, а чуда не произошло. Не развивает нужных оборотов двигатель, тяги минимум, хватает, чтобы только по столу еле-еле передвигаться.Мечты, разбитые о скалы законов физики, не давали покоя.
Кстати, про передвижение ероплана по столу, для этого нужно было изготовить колеса. Сколько крови (в прямом смысле этого слова) выпили у меня эти 2 кругляшка. Начитавшись в сети статей, и помня про то, что мне нужно все максимально легкое, приобрел в мебельном магазине подкладки под мебель и бытовую технику, они с клеящим слоем, в наборе есть и круглые элементов, правда их не много. Склеил по 3 штуки вместе, и, как мне показалось, наметил центр. И началась игра с поиском центра. Это доложу я вам игра на выживание. Ну ни как не хотело колесо на проволоке вращаться без люфтов и биений В качестве оси колеса использовал, вытянутую над огнем трубочку, но даже она давали биение колеса. Пробовал наращивать ось термоусадочной трубкой, ни в какую. А под конец, когда я решил укоротить ось колеса строительным ножом, произошел небольшой упс. В общем- берегите пальцы, господа!
[IMG][/IMG]

mihail-as

После этого, повертев в руках тушку поделки и не обнаружив в ней чего-то более-менее летабельного, решил немного пересмотреть подход к постройке (спасибо за совет Максим Товаренко)))).

  • Первое, что не удалось добиться- это тяга, её просто нет.
  • Второе, желаемая прочность конструкции и минимальная масса, даже минимальные вклейки из бамбука в конечном итоге ощутимо увеличивают вес самолета, в нужных местах, не обеспечивая требуемой жесткости. Большое количество склеенных швов тоже вносит в свой вклад.
  • Третье, схема управления. Проштудировав в сети тему мелких пенолетов и переделок из ветролётов, понял, что 3 канала вполне себе работают. Элероны- это, конечно, круто, но не для такого клопа с платой от Solo Pro.
  • Четвертое, К О Л Ё С А ; что бы я с ними не делал, не хотят вращаться ровно и все тут.
    Исходя из этих и не только моментов, решено было выпилить что-то попроще и полегче, то есть не биплан, а обыкновенный верхнеплан с управлением по 3-м каналам: РВ, РН, двигатель. Прототипом стал Piper Pa-18, тем более, что когда-то давно довелось мне собирать масштабную модель данного самолета от Revell.
    От объемного фюзеляжа решил отказаться в угоду массе. нашел чертежи, подогнал их под размер А4 и принялся выпиливать детали. Фюзель- сэндвич из 3-х слоев 2 мм подкладки под ламинат. Средний слой усилил расщипленным карбоновым прутком, разместил его на глаз, по центру. Для жесткости склейки разбавил клей спиртом, нанес тонкий ровный слой на детали, склеил и оставил на ночь под БСЭ сохнуть. На утро результат вполне меня устроил, по периметру прошелся наждачкой и сгладил углы. Крыло тоже решил переделать. Вместо объемного решено сделать только верхний обвод (явно есть какой-то научный термин, но я его не знаю); и по линии сгиба носка решено вклеить расщепленный карбоновый пруток. Он здесь исполняет сразу 2 функции: жесткость крыла по длине и держит угол отклонения носка. Центальный лонжерон выпилил из деревянной линейки для обеспечения угла установки крыла.
    Также для изготовления шасси использовал рыболовный поводок “струна” как указано на упаковке 0,35 мм. Жесткости , на мой взгляд, не много не хватает, но зато данный поводок легко гнется в нужную форму.
    [IMG][/IMG]

Размер тушшки вышел:
Длина (с учетом винта) -290 мм
Размах крыла - 400 мм
Размах стабилизатора- 137 мм
Основные пропорции сохранил, ка на чертеже, но угол установки крыла и площадь РН увеличил.
Комплект электроники демонтировал с первой тушки и установил под крылом, с возможностью двигать. Возможность двигать и менять ЦТ оставил и аккумулятору, прилепив коннектор на двухсторонний скотч.
[IMG][/IMG]

Тяги к РВ и РН изготовил из того же рыболовного поводка. Кабанчики новые выпилил из листового пластика, с учетом предыдущего опыта, отверстие сделал меньше.
Разобрал колеса, пару часов подержал под тяжелой книгой для выравнивания, для изготовления центральной части колеса (диска) использовал палочку от леденца какого-то. Зафиксировал ее супер-клеем, отпилил по ширине колеса. Маленьким сверлом в цанговом захвате просверлил на глаз центральное отверстие. Из этой же палки сделал фиксаторы колеса на оси и, о чудо- оно поехало гораздо ровнее)))

mihail-as

РН навесил на обычный скотч, только поверх обтянул еще одним слоем для прочности и защиты кромок. РВ не отделял полностью от стабилизатора, а прорезал только на половину толщины, снизу сточил линию сгиба наждачкой под 45°, а сверху усилил скотчем. Кабанчики установил на клей, которым клеил и весь самолет, после высыхания получилось жесткое соединение. РВ по верхней плоскости усилил карбоновым прутком, чтобы РВ в полете не стал нечаянно элеронами.
Небольшое кино с примером работы данного девайса ниже. На мой взгляд, углы отклонения маловаты. Но так ли это, покажет выезд в поле для пробных пусков.

nn
mihail-as:

Чтобы массу снизить- это раз. А так же в виду малого количества материала в наличии- это два.

а теперь сымитируйте нагрузку на крыло, подергайте резко держа за фюзеляж вниз и вверх, если крыло не складывется, то можно вообще не делать лонжерон, в вашем случае он все равно бесполезен, это лишний вес, суть лонжерона- задать жесткость крылу, в вашем случае жесткость есть только у консолей, но нагрузка придется на центр крыла, консоли как рычаги будут перегибать именно это место, лонжерон ломается обычно в центре крыла. и крепление крыла и фюзеляжа тоже должно быть жестким, лонжерон обычно жестко закреплен на жестком каркасе фюзеляжа, в вашем случае скорее всего лонжероны из потолочки больше бы подошли, и усиление соедениния крыло-фюзеляж можно было бы сделать потолочкой. а карбон тут неуместен и придает только вес. с тягой тоже надо было разобраться сначала, как и с подбором винта под мотор, исходя из тяги, прикинуть вес модели. расположение оборудования на модели в первую очередь связано с предпологаемым центром тяжести…

Михаил, странно, что Вы не хотите использовать опыт других моделистов, это напоминает попытку с разбега проломить собой стену, вместо того , чтобы войти в дверь, это даже не смешно уже, и врядли кому то интересно, потому как итог, всем, зашедшим через дверь, очевиден.

mihail-as

Вот здесь усиление стабилизатора видно получше. А так же видно 2 петли от стальных поводков, которые пришлосъ установить, в виду длины тяг и их гибкости, они работают как ограничители изгиба по центру.
[IMG][/IMG]

nn:

а теперь сымитируйте нагрузку на крыло, подергайте резко держа за фюзеляж вниз и вверх

Что-то похожее пытался изобразить, но изгиб конструкции списал на не просохший клей, хотя держится за консоль нормально.
[IMG][/IMG]

nn:

Михаил, странно, что Вы не хотите использовать опыт других моделистов, это напоминает попытку с разбега проломить собой стену, вместо того , чтобы войти в дверь, это даже не смешно уже, и врядли кому то интересно, потому как итог, всем, зашедшим через дверь, очевиден.

Я, возможно, и использовал бы с радостью опыт здешних моделистов, да вот только не т у меня ни нормальной аппы с микроприемником, ни микросерв, ни бальзы; карбоновый пруток и тот один. Из линейки то еще удовольствие нервюры строгать, доложу я вам.
Я нисколько не умоляю опыт и труды моделистов,зашедших через дверь, я даже имею книжку Ермакова “Простейшие авиамодели”; но хочется попробовать что-то свое. Строить самолет по уже имеющимся чертежам, когда известны слабые места -это, конечно, правильно, и нужно. Но мне интересней пройти весь процесс, от начала. Да, пускай это не классическая, в общем понимании, модель; но она даст опыт и понимание. Свои шишки к телу ближе.

Ну, и куда же без красоты и цыганского тюнинга. И не важно, что нет понимания, что оно вообще летать способно. Оклеил немного самолет декалями от стендовых моделей, а хвостовую пяту оклеил полоской бамбука для защиты от истирания (я же оптимист, на взлете и посадке)
[IMG][/IMG]

mihail-as

В принципе, тушка подготовлена к первой прогулке на природе.
Первая прогулка выдалась экстремальной, зато она показала на многие слабые места конструкции. И так, отправились мы на некогда действующий аэродром Jesau (Йесау) он же Северный. Погода, прямо скажем не способствовала, ветер 7-9 м/с, с порывами, но кого это остановит. Первый запуск решено было сделать в ангаре. По итогам первых запусков понял, что планер собрал ничего такой, но тяги нет, от слова совсем.
[IMG]
как скинуть фото в гугл фото[/IMG]

Gera60

Ищите на Алиэкспрессе Coreless CW Motor + Propeller Combo Set

Макс_Товаренко

Двигатель холодный, после минуты работы например? Если холодный - то может стоит винт побольше диаметром поставить.
Шасси стараюсь делать такой высоты чтобы в горизонтальном положении от конца лопасти винта до земли было сантиметра 2-4 в зависимости от размера модели, а то они капотировать любят 😃
Подложку я бы рекомендовал 5мм, она не намного тяжелее, зато по крайней мере я строю модели из нее весом до 200г вообще без усилений, достаточнн обтяжки скотчем.

mihail-as
Макс_Товаренко:

Двигатель холодный, после минуты работы например? Если холодный.

Теплый, я полагаю, что данному двигателю просто не хватает оборотов, либо мощности, не развивает этот винт свою тягу. Двигатель этот скрутил из какой-то большой сервы. Сейчвс пытаюсь восстановить родной двигатель от вертолета, на сколько удалось мне выяснить, там с коллектором что-то потому , что присутствует какой-то треск при прокручивании.

Так как у нас последние дни несколько ветрено, и первый запуск решено было производить в ангаре аэродрома (а это бетонный пол), то результат очевиден)))
Выломано крепление двигателя, двигатель был посажен на термоклей. А так же подкосы, они же желтые треугольники на стойках шасси, обломаны. В остальном тушка держит контакты с планетой. Решено переделать носовую часть, добавив еще пару слоев подложки, усилить накладки на стойках шасси, ну и заменить все-таки двигатель.

[IMG][/IMG]
[IMG][/IMG]

Вот еще момент: масса поделки вышла 18,6 г, без аккумулятора, акки у меня 2х типов 120 и 160 mah, массой 6 и 7,4 г соответственно. То есть максимальный полетный вес конструкции- 26 г.
[IMG][/IMG]

На фото выше видно, сто крыло снято. Его сломало резким порывом ветра, когда самолет находился в руках, линия слома прошла по левому крылу от центра через конец усилителя по диагонали к задней кромке, лонжерон снизу оказался слишком коротки. Поэтому решено так же переделать крыло, установив сверху один длинный пруток из карбона, а не два.; при этом клеевой шов в месте сопряжения с фюзеляжем не пострадал.

nn
mihail-as:

Поэтому решено так же переделать крыло, установив сверху один длинный пруток из карбона, а не два

я бы попробовал вобще без карбона, а поставил бы, при надобности подпорки снизу из тонюсеньких бамбучин, по 0.5-1 мм

пс. убрал бы совсем шасси.