ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

flying_yogurt

Если плёнка на фольге - полиэтилен,то это беда.Краску подобрать будет крайне тяжело.И вопрос по радиопрозрачности тоже очень важен,Ведь этот скотч широко используется для экранирования помещений в компьютерных студиях.Его клеят по периметру.

konstk

Плёнка на фольге, скорее всего, - лавсан. А пенопласт перед оклейкой фольгой можно попробовать ещё просто ацетончиком протереть (либо каким другим растворителем пенопласта), но без фанатизма. Ацетон немного поверхность подрастворит и все “волосы” и прочую пыль прибьёт как класс. При работе с пластиковыми моделями, после прорезания расшивки, чтобы сильно не заморачиваться с многократным подшкуриванием, очень часто в линию расшивки капается совсем чуть-чуть полистирольного клея, и он весь облой и заусенки растворяет. Поверхность получается чистая и гладкая.

С уважением.

Zorand
fed:

А вообще, конечно, тема гофра для меня еще не закрыта…

Сегодня удалось наконец-то добыть вот такой замечательный девайс:

Ну очень мощная штуковина!!! Медную проволоку (2мм) раскатала до 0.1мм на раз!!! Стоматологи на ней золото катали на коронки… И как знать, может меня и попрет на крылатый металB-)

Эге! Я даже знаю, где берут такие шестерни! -Не так давно, купил такие шестеренки на вело-мото рынке в Сокольниках, стоили, кажется рублей по 200. Это венцы стартера для скутера - на рычаге секторная, а на оси вот как раз такая. Вот ссылка на альбом в фотофайле - как я ее на ось сажал: photofile.ru/users/zorand/3838338/
Т.ч. Вы вполне можете сами сделать прокатный стан такой, какой захотите;)

vik57

Всем здравствуйте. Андрей, я очень впечатлён Вашим проектом. Но решил все-таки высказать личное мнение по изготовлению гофро-листа. Есть еще и другой тип станка для его изготовления. Кстати, он по моему менее энергоёмкий.

Это аппарат для изготовления оцинкованного гофролиста. Очень похож на Ваш станок. Отличие лишь в вальцах.

fed
vik57:

Это аппарат для изготовления оцинкованного гофролиста

Есть даже станочки для модельного изготовления гофра по этому принципу. Обсуждается здесь (надо зарегистрироваться)www.rcscalebuilder.com/forum/forum_posts.asp?TID=7…

Интересный вариант, но как его изготовить или достать? Наверно все возможно, но еще не занимался этим подходом, подумать надо и над этой технологией!

Но при этом типе гофрирования металл будет деформироваться так, что потом панель вряд ли будет корректно без складок изгибаться по профилю.

При поперечном профиле вальцов панель уже будет изгибаться под профиль крыла.

Но в любом случае это касаемо металла. Я же пока решаю проблему получения максимально легкого гофра.

Но не исключен вариант экспериментов с прокаткой металла на ТБ-3, если изготовят мне точные поперечные вальцы на прокатный станочек. Может и продольную прокатку буду осваивать.

В принципе, какое-то решение по гофру уже есть. Его надо опробовать на реальном изделии.

Временно прекратил интенсивные эксперименты по гофру и принял решение вернуться к планеру ТБ-1.

КОНСОЛИ.
На них и попробуем потом реально гофр, который пока технологически получился.

Конструктив консолей будет подобен центроплану. Они будут иметь три пояса лонжеронов.
Два передних лонжерона будут ферменными из сосны с полками переменного сечения 6х4мм в корне - до 5х2 на конце консоли

Задний пояс будет коробчатым из бальзы для подвески элеронов

Собранные продольные элементы на две консоли
Узел навески консоли на центроплан - дюраль 2мм, приклееная и примотанная нитью СВМ к полкам лонжерона

Для абсолютно точного позиционирования консоли с 3-мя стыковочными узлами, относительно центроплана, делается сразу и ответная часть для центроплана
Предварительная стыковка пояса лонжеронов консоли с центропланом. Необходимо выдержать единую нижнюю плоскость обвода консоли и центроплана, что задаст угол V консоли. Применяется ровная мощная нивелировочная рейка.


Аналогично нивелируется и второй пояс лонжеронов по центроплану. Временно убираются соседние раскосы для удобного доступа к полкам лонжеронов центроплана

Задний коробчатый лонжерон будет навешиваться на одинарном болте.

Андрей Николаевич Туполев осуществляет авторский надзор за рождением легендарного цельнодеревянного цельнометаллического бомбардировщика 😎

Санек301
fed:

Андрей Николаевич Туполев осуществляет авторский надзор

… и вспоминает молодость.😃

vik57
fed:

Но при этом типе гофрирования металл будет деформироваться так, что потом панель вряд ли будет корректно без складок изгибаться по профилю.

Ну это только опасения. Зато можно одновременно приклеивать фольгу и формовать. Почему нет?

fed
vik57:

Почему нет?

Да! С удовольствием бы попробовал, если бы был такой станочек… У меня пока нет возможностей заказать такие вальцы. Едва удалось поперечные заказать, посмотрим, когда их сделают…

Приступил сегодня к сборке левой консоли. Размерчик уже начинает чувствоваться. Нужно было закрепить центроплан нижней плоскостью на столе, чтобы консоль собиралась на этой единой плоскости. пришлось немного перегородить моделку.
В отличие от центроплана полки нервюр решил сделать бальзовые для уменьшения веса. Верхняя полка - ламинированная из трех слоев бальзы, склеенная на оправке, согласно верхнему обводу профиля.

fed

Продолжаем “консольные” работы
Вот собственно бальзовый ламинат на верхние полки нервюр. Из такой заготовки после распила получается три полки
После снятия со стапеля, консоль уже имеет достаточную жесткость. Добавляются промежуточные бальзовые стрингера. Их главное назначение - поддержка панелей гофра, ну и конечно они тоже работают на прочность и жесткость консоли

Валера Орлов как то рассуждал, что всегда начинает с правой. Действительно, с годами в моделизме, вырабатываются стойкие привычки последовательности сборки. Так у меня почему-то левые всегда вперед делаются.😁 Но я решил параллельно и правую консоль растить. Проще однотипные операции делать.

Вообще этот метод сборки крыла “наизнанку” очень мне понравился.
Фактически собранные пояса лонжеронов являются внутренним стапелем, а нервюры рождаются по месту из полок, потом превращаются в фермы. материал везде работает “по-честному”, без лишнего веса.

Нивелировочные процедуры по выставлению фитингов. Здесь видно что ответная часть фитинга консоли еще не обработана до конца. Его конфигурацию задает выставленная ферма лонжерона.
Зарождение правой консоли
Не удержался от соблазна посмотреть на весь ТБ-1 с растущей левой консолью😒

fed

Сборка правой консоли заняла на порядок меньше времени. Уже все конструктивные решения ясны. Повторяем…
Вот фитинги навески заднего коробчатого лонжерона. Дюраль приклепывается к фанерному “посреднику”, а тот в свою очередь приклеивается к стенке лонжерона
Собираю аналогично на плоском стапеле, но с неснятой левой консолью. Это необходимо для нивелировочных процедур. Хоть чертеж и зеркальный, но нужно подстраховаться дополнительными замерами, чтобы обеспечить симметричность консолей. Особенно это касается симметричного угла в плане расположения заднего лонжерона.
Здесь немного видна нивелировочная нить, соединяющая подобные точки на консолях. По ней легко увидеть геометрию и возможные отклонения. Ну и конечно глаз - наивернейший нивелировочный инструмент. Наверно час вокруг крыла обходил, со всех ракурсов оценивая симметричность…
… Даже с птичьего полета…
… в смысле с высоты полета “Ильи Муромца”😃

spyder3

И как у вас, Андрей, терпения хватет - ведь каждую нервюру по вашей технологии и нервюрой то назвать нельзя 😃. Ето мне, а может кому то ещё, напоминает наше детство- резиномоторную модель самолёта (кит), которую я так и не завершил 😦
Успеха Андрей - супер проэкты!

konstk

Андрей, я правильно понимаю из снимков, что ферменную конструкцию имеют только нервюры центроплана (сообщения 223, 224), а на консолях у Вас полки нервюр укладываются на лонжерон и немного подпираются стрингерами? И ещё. Я правильно понял, что третий лонжерон консоли - коробчатый?

С Уважением.

fed

Да, Константин, все абсолютно верно!

Консоли сняты со стапеля и центроплана. Вот такой они сейчас имеют вид. Основной конструктив пока только наживлен. Теперь предстоит создать внутреннюю структуру каркаса, обеспечить необходимую жесткость и подоснову под гофр. Нервюры будут ферменные, как и на центроплане.
На данной стадии вес каркаса консоли составляет 120гр.

Для завершения внешнего формообразования консоли нехватает передней кромки, лобика крыла и законцовки. Тут все не просто. Передняя кромка и лобик абсолютно зависимы от аналогичных элементов на центроплане, так как консоль органично продолжает поверзность центроплана. А это значит, что надо основательно занятся лобиком центроплана.
Начинаю с центральной части лобика (между моторами) Он здесь постоянного сечения, а вот начиная от мотогондол пойдет сужение, продолжающееся на консоли.
По плазу теоретической поверхности крыла строятся шаблоны полунервюр лобика с учетом толщины обшивки(гофра), которая у меня будет составлять 2.5мм.
Полунервюра носика будет состоять из двух частей верхней и нижней для экономии бальзы, так как профиль толстый(100мм) и для расположения слоев бальзы по хорде кривизны профиля

“лазерная” резка😁
“лазерная обработка”…😁

“лазерная” прорезка пазов под стрингера (кстати, очень удобно делать калиброванный пропил, используя несколько ножовочных полотен в пакете. Стрингер должен входить в паз с очень слабым нажимом)

… и через десяток минут удовольствия, имеем “лазерный” кит-набор идентичных полунервюр для лобика центроплана
Первичная сборка лобика с использование цельной технологической передней кромки для идентичности поверхностей лобика
Вид снизу на собранный лобик центроплана с уже удаленным фрагментом передней кромки под носовой отсек и проложенными стрингерами

Холодновато в моделке (около +12)… Даже ПВА белесый становится
Вид сверху на центральные части лобика центроплана

GALL

Андрей,я бы вместо гаек для винтов крепежных приклепывал бы анкерные гайки ( ушастые такие ),так проще собирать будет .только винт и попасть…Но винт еще можно конусом заточить.

fed

Спасибо, Евгений, за хороший совет.
А есть такие маленькие, на М3? У меня там места не так уж и много, куда клепать.
На фюзеляже у меня на стыковке секций один из фитингов более толстый, с резьбой. (правда есть опасения, что ее не надолго хватит)

GALL

есть м3 ,м4,м5 авиционные с двумя ушами и одноухие для крепежа ,но пройтись метчиком перед тем как…

pilot43

Извините, немного не в тему. А какие-то прогнозы насчёт взлётного веса уже имеются? Самолёт-то не маленький, а если речь идёт об F-4C, то Gвзл должен быть не более 15кг. Это реально?

GALL

Не взлетный - сухой ,без топлива,но с парашютистами ,бомбами и прочими желающими выйти в свободный полет…

avtandil

Если верить предварительной развесовке Андрея, а я верю, наблюдая его старые проекты то в 13килограмм должен вложиться.

вот его развесовка

fed

Спасибо, Автандил!

Действительно, предварительный прогноз по весу я делал на начальных стадиях проектирования. Насколько удастся его реализовать - покажет время.
На данный момент по каркасу:

Центроплан - 1325гр.
Консоли 120 х 2шт. = 240гр.
Стойки шасси 200 х 2шт = 400гр.
Носовой отсек - 245гр.
Хвостовой отсек + киль + стабилизатор = 495гр.

итого вес каркаса = 2705 гр.

Конечно, вес каркаса еще увеличится, но не очень сильно, так как основные элементы уже установлены.
Думаю реально уложить каркас в 3000 - 3200гр.

На обшивку (гофр+ пенопластовая подооснова + покраска) резервировал в районе 2800гр.

Таким образом, планер, по оптимистическим прогнозам должен попасть в прогнозируемый вес, надеюсь, что будет меньше.

Лобик консолей
Передняя кромка консоли и центроплана должна быть единой и иметь один характер сужения. По плазу крыла взял ключевые сечения и делается проверочная нивелировка передней кромки
В пакете получаем два набора полунервюр на левую и правую консоль

Левая консоль с лобиком в сборе. вид сверху. Устанавливается технологическая передняя кромка и стрингерный набор

Вид снизу

параллельно собирается и лобик правой консоли

И еще новости по гофру:
Получил заказанные вальцы под мой прокатный стан! Радость неописуемая!!! Вещь!!!вот они, родимые( Пока под профиль гофра ТБ-1, но будут и под ТБ-3) Точность и сопрягаемость очень порадовала

первые прокатки. Было немного типографского алюминия (0.15мм). пришлось повозится с зазорами. при тонком зазоре как ножницами режет металл. Но приспособился. Катает без проблемм!!!

Вот такой настоящий гофр получается
Теперь и клепать его можно (имитировать)

Смотрится конечно классно, что там говорить. Единственное вес смущает. по моим замерам 380 г/м2. Надо бы попробовать из 0.1мм,если достану такую фольгу. А так 0.15мм гофр очень крепкий по ощущениям. Конечно еще и с приклейкой к деревянному каркасу алюминия надо определиться. Начал эксперименты…

Одним словом, уже две реальные технологии гофра у меня есть! Вполне возможно, что буду применять комбинированный гофр для экономии веса. Спереди на передних кромках, носу фюзеляжа - алюминий, а на хвосте и середине крыла - пенопластовый с фольгированной пленкой.
Однозначно алюминий пойдет на задние кромки, так как там гофрины склепывались на прототипе.
Попробовал и алюминий от пивной банки катать на гофр. его толщина 0.1мм Самое то! Но пока не очень удачно. Жесткий - рвется при малом зазоре, а при большем - невыразительный. Попробую еще его отжечь.
А так неплохое решение. Размер листа вполне меня устраивает, вот только проблема, куда столько пива влить?😍

RWS85

Хм, смотрю в Украине шикарные вещи делают …
Кстати, материал на пивных банках бывает разный. Есть мягче и жестче.
Ну, насколько я пива перепробовал 😃