ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8
Но при этом типе гофрирования металл будет деформироваться так, что потом панель вряд ли будет корректно без складок изгибаться по профилю.
Ну это только опасения. Зато можно одновременно приклеивать фольгу и формовать. Почему нет?
Почему нет?
Да! С удовольствием бы попробовал, если бы был такой станочек… У меня пока нет возможностей заказать такие вальцы. Едва удалось поперечные заказать, посмотрим, когда их сделают…
Приступил сегодня к сборке левой консоли. Размерчик уже начинает чувствоваться. Нужно было закрепить центроплан нижней плоскостью на столе, чтобы консоль собиралась на этой единой плоскости. пришлось немного перегородить моделку.
В отличие от центроплана полки нервюр решил сделать бальзовые для уменьшения веса. Верхняя полка - ламинированная из трех слоев бальзы, склеенная на оправке, согласно верхнему обводу профиля.
Продолжаем “консольные” работы
Вот собственно бальзовый ламинат на верхние полки нервюр. Из такой заготовки после распила получается три полки
После снятия со стапеля, консоль уже имеет достаточную жесткость. Добавляются промежуточные бальзовые стрингера. Их главное назначение - поддержка панелей гофра, ну и конечно они тоже работают на прочность и жесткость консоли
Валера Орлов как то рассуждал, что всегда начинает с правой. Действительно, с годами в моделизме, вырабатываются стойкие привычки последовательности сборки. Так у меня почему-то левые всегда вперед делаются.😁 Но я решил параллельно и правую консоль растить. Проще однотипные операции делать.
Вообще этот метод сборки крыла “наизнанку” очень мне понравился.
Фактически собранные пояса лонжеронов являются внутренним стапелем, а нервюры рождаются по месту из полок, потом превращаются в фермы. материал везде работает “по-честному”, без лишнего веса.
Нивелировочные процедуры по выставлению фитингов. Здесь видно что ответная часть фитинга консоли еще не обработана до конца. Его конфигурацию задает выставленная ферма лонжерона.
Зарождение правой консоли
Не удержался от соблазна посмотреть на весь ТБ-1 с растущей левой консолью😒
Сборка правой консоли заняла на порядок меньше времени. Уже все конструктивные решения ясны. Повторяем…
Вот фитинги навески заднего коробчатого лонжерона. Дюраль приклепывается к фанерному “посреднику”, а тот в свою очередь приклеивается к стенке лонжерона
Собираю аналогично на плоском стапеле, но с неснятой левой консолью. Это необходимо для нивелировочных процедур. Хоть чертеж и зеркальный, но нужно подстраховаться дополнительными замерами, чтобы обеспечить симметричность консолей. Особенно это касается симметричного угла в плане расположения заднего лонжерона.
Здесь немного видна нивелировочная нить, соединяющая подобные точки на консолях. По ней легко увидеть геометрию и возможные отклонения. Ну и конечно глаз - наивернейший нивелировочный инструмент. Наверно час вокруг крыла обходил, со всех ракурсов оценивая симметричность…
… Даже с птичьего полета…
… в смысле с высоты полета “Ильи Муромца”😃
И как у вас, Андрей, терпения хватет - ведь каждую нервюру по вашей технологии и нервюрой то назвать нельзя 😃. Ето мне, а может кому то ещё, напоминает наше детство- резиномоторную модель самолёта (кит), которую я так и не завершил 😦
Успеха Андрей - супер проэкты!
Андрей, я правильно понимаю из снимков, что ферменную конструкцию имеют только нервюры центроплана (сообщения 223, 224), а на консолях у Вас полки нервюр укладываются на лонжерон и немного подпираются стрингерами? И ещё. Я правильно понял, что третий лонжерон консоли - коробчатый?
С Уважением.
Да, Константин, все абсолютно верно!
Консоли сняты со стапеля и центроплана. Вот такой они сейчас имеют вид. Основной конструктив пока только наживлен. Теперь предстоит создать внутреннюю структуру каркаса, обеспечить необходимую жесткость и подоснову под гофр. Нервюры будут ферменные, как и на центроплане.
На данной стадии вес каркаса консоли составляет 120гр.
Для завершения внешнего формообразования консоли нехватает передней кромки, лобика крыла и законцовки. Тут все не просто. Передняя кромка и лобик абсолютно зависимы от аналогичных элементов на центроплане, так как консоль органично продолжает поверзность центроплана. А это значит, что надо основательно занятся лобиком центроплана.
Начинаю с центральной части лобика (между моторами) Он здесь постоянного сечения, а вот начиная от мотогондол пойдет сужение, продолжающееся на консоли.
По плазу теоретической поверхности крыла строятся шаблоны полунервюр лобика с учетом толщины обшивки(гофра), которая у меня будет составлять 2.5мм.
Полунервюра носика будет состоять из двух частей верхней и нижней для экономии бальзы, так как профиль толстый(100мм) и для расположения слоев бальзы по хорде кривизны профиля
“лазерная” резка😁
“лазерная обработка”…😁
“лазерная” прорезка пазов под стрингера (кстати, очень удобно делать калиброванный пропил, используя несколько ножовочных полотен в пакете. Стрингер должен входить в паз с очень слабым нажимом)
… и через десяток минут удовольствия, имеем “лазерный” кит-набор идентичных полунервюр для лобика центроплана
Первичная сборка лобика с использование цельной технологической передней кромки для идентичности поверхностей лобика
Вид снизу на собранный лобик центроплана с уже удаленным фрагментом передней кромки под носовой отсек и проложенными стрингерами
Холодновато в моделке (около +12)… Даже ПВА белесый становится
Вид сверху на центральные части лобика центроплана
Андрей,я бы вместо гаек для винтов крепежных приклепывал бы анкерные гайки ( ушастые такие ),так проще собирать будет .только винт и попасть…Но винт еще можно конусом заточить.
Спасибо, Евгений, за хороший совет.
А есть такие маленькие, на М3? У меня там места не так уж и много, куда клепать.
На фюзеляже у меня на стыковке секций один из фитингов более толстый, с резьбой. (правда есть опасения, что ее не надолго хватит)
есть м3 ,м4,м5 авиционные с двумя ушами и одноухие для крепежа ,но пройтись метчиком перед тем как…
Извините, немного не в тему. А какие-то прогнозы насчёт взлётного веса уже имеются? Самолёт-то не маленький, а если речь идёт об F-4C, то Gвзл должен быть не более 15кг. Это реально?
Не взлетный - сухой ,без топлива,но с парашютистами ,бомбами и прочими желающими выйти в свободный полет…
Если верить предварительной развесовке Андрея, а я верю, наблюдая его старые проекты то в 13килограмм должен вложиться.
Спасибо, Автандил!
Действительно, предварительный прогноз по весу я делал на начальных стадиях проектирования. Насколько удастся его реализовать - покажет время.
На данный момент по каркасу:
Центроплан - 1325гр.
Консоли 120 х 2шт. = 240гр.
Стойки шасси 200 х 2шт = 400гр.
Носовой отсек - 245гр.
Хвостовой отсек + киль + стабилизатор = 495гр.
итого вес каркаса = 2705 гр.
Конечно, вес каркаса еще увеличится, но не очень сильно, так как основные элементы уже установлены.
Думаю реально уложить каркас в 3000 - 3200гр.
На обшивку (гофр+ пенопластовая подооснова + покраска) резервировал в районе 2800гр.
Таким образом, планер, по оптимистическим прогнозам должен попасть в прогнозируемый вес, надеюсь, что будет меньше.
Лобик консолей
Передняя кромка консоли и центроплана должна быть единой и иметь один характер сужения. По плазу крыла взял ключевые сечения и делается проверочная нивелировка передней кромки
В пакете получаем два набора полунервюр на левую и правую консоль
Левая консоль с лобиком в сборе. вид сверху. Устанавливается технологическая передняя кромка и стрингерный набор
Вид снизу
параллельно собирается и лобик правой консоли
И еще новости по гофру:
Получил заказанные вальцы под мой прокатный стан! Радость неописуемая!!! Вещь!!!вот они, родимые( Пока под профиль гофра ТБ-1, но будут и под ТБ-3) Точность и сопрягаемость очень порадовала
первые прокатки. Было немного типографского алюминия (0.15мм). пришлось повозится с зазорами. при тонком зазоре как ножницами режет металл. Но приспособился. Катает без проблемм!!!
Вот такой настоящий гофр получается
Теперь и клепать его можно (имитировать)
Смотрится конечно классно, что там говорить. Единственное вес смущает. по моим замерам 380 г/м2. Надо бы попробовать из 0.1мм,если достану такую фольгу. А так 0.15мм гофр очень крепкий по ощущениям. Конечно еще и с приклейкой к деревянному каркасу алюминия надо определиться. Начал эксперименты…
Одним словом, уже две реальные технологии гофра у меня есть! Вполне возможно, что буду применять комбинированный гофр для экономии веса. Спереди на передних кромках, носу фюзеляжа - алюминий, а на хвосте и середине крыла - пенопластовый с фольгированной пленкой.
Однозначно алюминий пойдет на задние кромки, так как там гофрины склепывались на прототипе.
Попробовал и алюминий от пивной банки катать на гофр. его толщина 0.1мм Самое то! Но пока не очень удачно. Жесткий - рвется при малом зазоре, а при большем - невыразительный. Попробую еще его отжечь.
А так неплохое решение. Размер листа вполне меня устраивает, вот только проблема, куда столько пива влить?😍
Хм, смотрю в Украине шикарные вещи делают …
Кстати, материал на пивных банках бывает разный. Есть мягче и жестче.
Ну, насколько я пива перепробовал 😃
а там всегда шикарные вещи делали… в Москве таких не делают…
Да че там не прбедняйтесь! Да пребудет с Вами Сила.
неее дядько, як у тебе мы ще нэ можем )))
неее дядько, як у тебе мы ще нэ можем )))
Да какие Ваши годы! У Вас все еще спереди. Да пребудет с Вами Сила.
Получил заказанные вальцы под мой прокатный стан! Радость неописуемая!!!
Здорово,Андрей!!! Как далеко ты уже продвинулся в своих изысканиях по гофру. Хорошая у тебя теперь “лапшерезка”, можно гофр на поток ставить. По-моему ,дюралевый гофр 0.15 по виду самое то . А на пив.банки давно гляжу,как бы их приспособить для обшивки ,вернее попробовать… хоть на И-15 испытывай😒 Есть типографские пластины 0.3 ,немного толстоваты ,но можно сошлифовать. Но есть участки с двойной кривизной,придётся выколачивать ,если осмелюсь. До своего текущего проекта стоял перед выбором - строить прототип с гофром … АНТ-9 ( Юра ,Kuz тоже на него глаз положил) ,либо истребитель АНТ-4 . Уже и расчёты все провёл ,но не решился объявлять войну гофру.Я сторонник бальзово-стеклопластикового гофра …
Спасибо,Андрей, ты наш ЛЕДОКОЛ ,ведущий весь караван ,проторяя тернистый путь в торосах.
Спасибо, Валера!
По гофру действительно много перепробовал всякого и вот похоже прихожу к самому очевидному - натуральному алюминиевому гофру. Много еще технологических проблем надо решить в связи с его использованием, но это того стоит. Надеюсь и для ТБ-3 задел хороший технологический получится.
Весовой анализ не так уж плох - собственно сам гофр будет весить где - то 1500гр. Из резервированнных 2800гр. еще есть запас на создание бальзовой подосновы под гофр.
Формируется оставшаяся часть лобика на центроплане…
… и ламинированная технологическая кромка законцовки
Таким образом можно сказать, что почти достигнута первая контрольная точка проекта - формирование основных каркасных форм.
Немного пересматривается вся концепция обшивки!!! А это значит, что именно такой каркас крыла мы сейчас видим последний раз.😎
Нет, я не собираюсь его разламывать, но он будет модифицирован (абгрейт типа)
Решил тоже в сборе каркас весь показать на сегодняшний день. Не так часто собирается весь ТБ-1, да и для дальнейших работ в этом нет необходимости.
Работа плавно перетекает в “невидимую” стадию. Т.е. работы над каркасом еще предстоит много, но она будет практически не видна. Это внутренние раскосы, уголки, полочки, кницы, усиления… Но это ключ к надежности, жесткости, долговечности, износоустойчивости корабля.
Итак на память, пару общих видов ТБ-1:
Заодно померял центровку с установленными движками. Получилось 30% САХ. Примерно с такой и летал протототип. Неплохо, но радоваться пока рано. Еще рули, гофрированная обшивка сзади…
Хотелось и сервы рулей сзади поставить, но скорее всего это вряд ли получится из-за центровки.
Имеем сейчас примерно 4100гр. с двумя Saito-100, при 3.5метре размаха