ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

fed

Сборка правой консоли заняла на порядок меньше времени. Уже все конструктивные решения ясны. Повторяем…
Вот фитинги навески заднего коробчатого лонжерона. Дюраль приклепывается к фанерному “посреднику”, а тот в свою очередь приклеивается к стенке лонжерона
Собираю аналогично на плоском стапеле, но с неснятой левой консолью. Это необходимо для нивелировочных процедур. Хоть чертеж и зеркальный, но нужно подстраховаться дополнительными замерами, чтобы обеспечить симметричность консолей. Особенно это касается симметричного угла в плане расположения заднего лонжерона.
Здесь немного видна нивелировочная нить, соединяющая подобные точки на консолях. По ней легко увидеть геометрию и возможные отклонения. Ну и конечно глаз - наивернейший нивелировочный инструмент. Наверно час вокруг крыла обходил, со всех ракурсов оценивая симметричность…
… Даже с птичьего полета…
… в смысле с высоты полета “Ильи Муромца”😃

spyder3

И как у вас, Андрей, терпения хватет - ведь каждую нервюру по вашей технологии и нервюрой то назвать нельзя 😃. Ето мне, а может кому то ещё, напоминает наше детство- резиномоторную модель самолёта (кит), которую я так и не завершил 😦
Успеха Андрей - супер проэкты!

konstk

Андрей, я правильно понимаю из снимков, что ферменную конструкцию имеют только нервюры центроплана (сообщения 223, 224), а на консолях у Вас полки нервюр укладываются на лонжерон и немного подпираются стрингерами? И ещё. Я правильно понял, что третий лонжерон консоли - коробчатый?

С Уважением.

fed

Да, Константин, все абсолютно верно!

Консоли сняты со стапеля и центроплана. Вот такой они сейчас имеют вид. Основной конструктив пока только наживлен. Теперь предстоит создать внутреннюю структуру каркаса, обеспечить необходимую жесткость и подоснову под гофр. Нервюры будут ферменные, как и на центроплане.
На данной стадии вес каркаса консоли составляет 120гр.

Для завершения внешнего формообразования консоли нехватает передней кромки, лобика крыла и законцовки. Тут все не просто. Передняя кромка и лобик абсолютно зависимы от аналогичных элементов на центроплане, так как консоль органично продолжает поверзность центроплана. А это значит, что надо основательно занятся лобиком центроплана.
Начинаю с центральной части лобика (между моторами) Он здесь постоянного сечения, а вот начиная от мотогондол пойдет сужение, продолжающееся на консоли.
По плазу теоретической поверхности крыла строятся шаблоны полунервюр лобика с учетом толщины обшивки(гофра), которая у меня будет составлять 2.5мм.
Полунервюра носика будет состоять из двух частей верхней и нижней для экономии бальзы, так как профиль толстый(100мм) и для расположения слоев бальзы по хорде кривизны профиля

“лазерная” резка😁
“лазерная обработка”…😁

“лазерная” прорезка пазов под стрингера (кстати, очень удобно делать калиброванный пропил, используя несколько ножовочных полотен в пакете. Стрингер должен входить в паз с очень слабым нажимом)

… и через десяток минут удовольствия, имеем “лазерный” кит-набор идентичных полунервюр для лобика центроплана
Первичная сборка лобика с использование цельной технологической передней кромки для идентичности поверхностей лобика
Вид снизу на собранный лобик центроплана с уже удаленным фрагментом передней кромки под носовой отсек и проложенными стрингерами

Холодновато в моделке (около +12)… Даже ПВА белесый становится
Вид сверху на центральные части лобика центроплана

GALL

Андрей,я бы вместо гаек для винтов крепежных приклепывал бы анкерные гайки ( ушастые такие ),так проще собирать будет .только винт и попасть…Но винт еще можно конусом заточить.

fed

Спасибо, Евгений, за хороший совет.
А есть такие маленькие, на М3? У меня там места не так уж и много, куда клепать.
На фюзеляже у меня на стыковке секций один из фитингов более толстый, с резьбой. (правда есть опасения, что ее не надолго хватит)

GALL

есть м3 ,м4,м5 авиционные с двумя ушами и одноухие для крепежа ,но пройтись метчиком перед тем как…

pilot43

Извините, немного не в тему. А какие-то прогнозы насчёт взлётного веса уже имеются? Самолёт-то не маленький, а если речь идёт об F-4C, то Gвзл должен быть не более 15кг. Это реально?

GALL

Не взлетный - сухой ,без топлива,но с парашютистами ,бомбами и прочими желающими выйти в свободный полет…

avtandil

Если верить предварительной развесовке Андрея, а я верю, наблюдая его старые проекты то в 13килограмм должен вложиться.

вот его развесовка

fed

Спасибо, Автандил!

Действительно, предварительный прогноз по весу я делал на начальных стадиях проектирования. Насколько удастся его реализовать - покажет время.
На данный момент по каркасу:

Центроплан - 1325гр.
Консоли 120 х 2шт. = 240гр.
Стойки шасси 200 х 2шт = 400гр.
Носовой отсек - 245гр.
Хвостовой отсек + киль + стабилизатор = 495гр.

итого вес каркаса = 2705 гр.

Конечно, вес каркаса еще увеличится, но не очень сильно, так как основные элементы уже установлены.
Думаю реально уложить каркас в 3000 - 3200гр.

На обшивку (гофр+ пенопластовая подооснова + покраска) резервировал в районе 2800гр.

Таким образом, планер, по оптимистическим прогнозам должен попасть в прогнозируемый вес, надеюсь, что будет меньше.

Лобик консолей
Передняя кромка консоли и центроплана должна быть единой и иметь один характер сужения. По плазу крыла взял ключевые сечения и делается проверочная нивелировка передней кромки
В пакете получаем два набора полунервюр на левую и правую консоль

Левая консоль с лобиком в сборе. вид сверху. Устанавливается технологическая передняя кромка и стрингерный набор

Вид снизу

параллельно собирается и лобик правой консоли

И еще новости по гофру:
Получил заказанные вальцы под мой прокатный стан! Радость неописуемая!!! Вещь!!!вот они, родимые( Пока под профиль гофра ТБ-1, но будут и под ТБ-3) Точность и сопрягаемость очень порадовала

первые прокатки. Было немного типографского алюминия (0.15мм). пришлось повозится с зазорами. при тонком зазоре как ножницами режет металл. Но приспособился. Катает без проблемм!!!

Вот такой настоящий гофр получается
Теперь и клепать его можно (имитировать)

Смотрится конечно классно, что там говорить. Единственное вес смущает. по моим замерам 380 г/м2. Надо бы попробовать из 0.1мм,если достану такую фольгу. А так 0.15мм гофр очень крепкий по ощущениям. Конечно еще и с приклейкой к деревянному каркасу алюминия надо определиться. Начал эксперименты…

Одним словом, уже две реальные технологии гофра у меня есть! Вполне возможно, что буду применять комбинированный гофр для экономии веса. Спереди на передних кромках, носу фюзеляжа - алюминий, а на хвосте и середине крыла - пенопластовый с фольгированной пленкой.
Однозначно алюминий пойдет на задние кромки, так как там гофрины склепывались на прототипе.
Попробовал и алюминий от пивной банки катать на гофр. его толщина 0.1мм Самое то! Но пока не очень удачно. Жесткий - рвется при малом зазоре, а при большем - невыразительный. Попробую еще его отжечь.
А так неплохое решение. Размер листа вполне меня устраивает, вот только проблема, куда столько пива влить?😍

RWS85

Хм, смотрю в Украине шикарные вещи делают …
Кстати, материал на пивных банках бывает разный. Есть мягче и жестче.
Ну, насколько я пива перепробовал 😃

Wit

а там всегда шикарные вещи делали… в Москве таких не делают…

diatcenkoVP

Да че там не прбедняйтесь! Да пребудет с Вами Сила.

Wit

неее дядько, як у тебе мы ще нэ можем )))

diatcenkoVP
Wit:

неее дядько, як у тебе мы ще нэ можем )))

Да какие Ваши годы! У Вас все еще спереди. Да пребудет с Вами Сила.

Orel
fed:

Получил заказанные вальцы под мой прокатный стан! Радость неописуемая!!!

Здорово,Андрей!!! Как далеко ты уже продвинулся в своих изысканиях по гофру. Хорошая у тебя теперь “лапшерезка”, можно гофр на поток ставить. По-моему ,дюралевый гофр 0.15 по виду самое то . А на пив.банки давно гляжу,как бы их приспособить для обшивки ,вернее попробовать… хоть на И-15 испытывай😒 Есть типографские пластины 0.3 ,немного толстоваты ,но можно сошлифовать. Но есть участки с двойной кривизной,придётся выколачивать ,если осмелюсь. До своего текущего проекта стоял перед выбором - строить прототип с гофром … АНТ-9 ( Юра ,Kuz тоже на него глаз положил) ,либо истребитель АНТ-4 . Уже и расчёты все провёл ,но не решился объявлять войну гофру.Я сторонник бальзово-стеклопластикового гофра …
Спасибо,Андрей, ты наш ЛЕДОКОЛ ,ведущий весь караван ,проторяя тернистый путь в торосах.

fed

Спасибо, Валера!
По гофру действительно много перепробовал всякого и вот похоже прихожу к самому очевидному - натуральному алюминиевому гофру. Много еще технологических проблем надо решить в связи с его использованием, но это того стоит. Надеюсь и для ТБ-3 задел хороший технологический получится.
Весовой анализ не так уж плох - собственно сам гофр будет весить где - то 1500гр. Из резервированнных 2800гр. еще есть запас на создание бальзовой подосновы под гофр.

Формируется оставшаяся часть лобика на центроплане…
… и ламинированная технологическая кромка законцовки

Таким образом можно сказать, что почти достигнута первая контрольная точка проекта - формирование основных каркасных форм.

Немного пересматривается вся концепция обшивки!!! А это значит, что именно такой каркас крыла мы сейчас видим последний раз.😎
Нет, я не собираюсь его разламывать, но он будет модифицирован (абгрейт типа)

Решил тоже в сборе каркас весь показать на сегодняшний день. Не так часто собирается весь ТБ-1, да и для дальнейших работ в этом нет необходимости.

Работа плавно перетекает в “невидимую” стадию. Т.е. работы над каркасом еще предстоит много, но она будет практически не видна. Это внутренние раскосы, уголки, полочки, кницы, усиления… Но это ключ к надежности, жесткости, долговечности, износоустойчивости корабля.

Итак на память, пару общих видов ТБ-1:


Заодно померял центровку с установленными движками. Получилось 30% САХ. Примерно с такой и летал протототип. Неплохо, но радоваться пока рано. Еще рули, гофрированная обшивка сзади…
Хотелось и сервы рулей сзади поставить, но скорее всего это вряд ли получится из-за центровки.

Имеем сейчас примерно 4100гр. с двумя Saito-100, при 3.5метре размаха

gvv1970

Да,планер просто красавчик,даже зашивать жалко!

Санек301

Да, красиво ! Тут есть чему поучиться. А как с центровкой ? Не прикидывали ?