Декатлон, моя первая полукопия

Сергей_Колард

Еще немного работы сделано:

Крепление - 8 винтов, в наличии пока только старые советские колеса (сами по себе весят 110 г комплект), нравятся они мне… но боюсь придется менять на современные легкие…

Ну и конечно мой “грузовой отсек”:


Не знаю, насколько он удался в габаритах… из опыта маловат, но более просторного места для него не нашлось.

Aleksandr_Laur

Прошу прощения, но руль высоты и руль направления ни у кого не вызывает ощущения что так делать нельзя?

Petja
Сергей_Колард:

В каком смысле так делать нельзя?

В смысле там не наборная конструкция а просто вырезаны окна облегчения в цельной бальзовой пластине.

Сергей_Колард

Это не цельная бальзовая пластина. Это “пирог” из слоев: бальза-бальзовая фанера-бальза (фанера в центре), сделан с учетом изменения направления волокон. Довольно прочно, просто и легко получилось. Я на этой модели пробую разные способы работы с деревом, нужно многое освоить, выработать так сказать свою манеру, набор излюбленных технологий. Не могу конечно утверждать, что это лучший способ… мне больше нравится сам стабилизатор и киль с нервюрами и кромками, можно было так сделать и рули, но я решил поэкспериментировать))))

Получается что-то вроде упражнений: я впервые в жизни сам делал шасси, створки на петлях грузового отсека (на будущее я отработал удобную технологию изготовления лючков разнообразных), первое профилированное оперение, первый капот, остекление кабины и до бесконечности…))))
Может мне стоило конечно разместить эту тему в разделе “Новичкам”? Но я если честно в другие разделы и не заглядываю, однажды хочу создавать такие же самолеты как авторы тем: “ТБ-1 первый отечественный тяжелый”, “ЯК-1Б долгострой в масштабе 1\8”, “Воздушный извозчик”…

Сергей_Колард


Сделал “лобовое” из оргстекла 0.5мм - ничего сложного, обычным домашним феном легко размягчается и по месту уже отметил - обрезал ножницами. Стекло такое в “рекламных” магазинах купить можно. Вот теперь думаю из чего “окантовку” (или как называется то, что остекление обрамляет) сделать, пока не придумал, может кто подскажет?


Ну и обшивать начал. Обшиваю листами отдельными 2мм бальзой, буду потом обшлифовывать как следует, как можно тоньше делать. Веса набрал. Начал проверять центровку и понял что дело пахнет керосином)))) куском свинца спереди))) постараюсь этого избежать. Вес растет именно в хвосте, в крайнем случае придется в обшивке облегчения резать

spyder3

Хороший проект Сергей,
“Вес растет именно в хвосте, в крайнем случае придется в обшивке облегчения резать” - не надо резать, толку мало будет. Лучше уж двигатель потяжелее и мощнее - нет возможности - свинцом грузите, ну сколко того свинца вам надо будет - не думаю что много. Можете конечно и резать, но увидете - что мало что изменится значительно

Сергей_Колард

Тревога была ложной, с центровкой все оказалось не так уж и плохо. И с Вами я полностью согласен.


Тем временем я обшил крыло, сделал это так же отдельными “панелями” с использованием ПВА, хотел применить “горячую технологию” из темы “ТБ-1”, но до утюга дело даже не дошло. Приклеивал переднюю кромку панели, ждал 2 минуты, пробрызгивал водой с уксусом, и панель сама гнулась в нужном направлении совсем без усилий, пара прищепок и дело сделано!!

Крыло теперь приобрело хорошую прочность на изгиб, но еще не достаточна прочность на кручение, для ее обеспечения понадобится полка лонжерона.

Сейчас работаю над подкосами крыла, они будут выполнены из двух склеенных бальзовых реек 5*5мм, профилированных после. Склеивание намного увеличивает прочность и главное - жесткость, по сравнению с такой же цельной рейкой 5*10.

spyder3

Я тоже кстати с Декатлоном сеичас работаю, и как раз над подкосами может топики и объдиним?

Сергей_Колард

В любом случае хотелось бы видеть фото вашего самолета! У вас сейчас 2-х метровый? “Большой Брат”))))) Давайте объединятся!

spyder3

Я вообщем то не делал с 0 или даже не из кита (нет места и возможности пока). У меня Сигал Декатлон 120. Задача была из того, что обычно идёт как АРФ, в не зависимости от произвадителя (у всех д…мо) сделать более мене приличный самолёт. Купил, проклеил, перетянул и изменил. Причём я не слепо подражал копии, а как бы смотря на самолёт если бы он был настоящим и моим. Те что бы я в нём переделал как бы под меня. В этом я с вами Сергей полностью согласен, когда вы решили делать профильнуй стаб. Зачем следовать “ошибкам” Белланки, Американ Чемпион итп. Изменино конечно мало - стойка шасси, обтекатели, форма подкосов (оригинал имеет 2е крепление к крылу, что мне не нравится). На удивление (редко для меня) мне раскраска оригинала понравилась, и я её повторил. Кабина пилотов итп меня совершенно не интересует что в ней и как - мне главное внеший вид, поэтому с кабиной я не заморачивался.
Самолёт укомплектован дым сыстемой на базе бензин (не дым) помы от Сёливан. Центровку пока делаю 26% потом увидим.
Оборудование:
Сервы (по кругу) Хайперион ДС20ФМД
А на РН ДС20УМД
Гиро Футаба 350
Борт Хайперион ЛиПо 1600ма/ч
Стабилизатор: Линейный убек на 5.2в (Хайперион не любит 6в и более, проиверено практикой)
Мотор Саито 125А

Сергей_Колард

Как ты делал подкосы? Отлично смотрится. Я начал стеклоткань наносить на бальзовый подкос - оказалось, не так все и просто)))) решил повременить, чтобы не испортить, узнать как это обычно делается. (У меня тоже 1 точка опоры на крыле.)

Посмотрел тут по форуму, может стеклоткань и не нужна, обойдусь пропиткой смолой - прочности много здесь ни к чему… С креплениями вроде понятно…

spyder3

Не надо смолой/тканью, оклей бальзу потом Ултракотом/Ораковером. Там ничего не сломается - чистая декорация. Делать проще, краску не надо подбирать - итп
Я делал из этого (может подобного)
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXR855
склеены на
www.comdens.com/blog/…/jbweld2-755902.jpg
и стык у основания усилен алюминиевой жестью от пивной банки. Приклейка на тем же Джей-Би Уелд. Деревянная распорка на эпок смоле

PS
Раз уж пропитал смолой - то шкурь и крась без стекло ткани. Ултракот на смолу не ляжет нормально, - пузури будут. Воздуху при натяжке некуда выходить ты поры бальзы смолой закрыл

Сергей_Колард
spyder3:

стык у основания усилен алюминиевой жестью от пивной банки

spyder3:

Раз уж пропитал смолой - то шкурь и крась без стекло ткани

Так и сделаю

Сергей_Колард

Тем временем наступила “черная полоса”, все из рук вон плохо. Делал вроде бы простые вещи (законцовки). То не одинаковые, то не такие, то клей не сохнет…😃. В такие дни наверное лучше ничего не делать, либо будешь ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ. Это страшное слово!)))))
Но в этом-то и суть, сделать как надо, несмотря на обстоятельства

Кроме этого, опробовал “триангуляцию”, вычитанную в теме “ТБ-1”—невероятная штука!😃

Крыло стало намного жестче, зафиксировалась крутка, прибавка в весе 5 грамм!!!😆
Я бы вклеивал пластинки бальсы, никогда бы не додумался, что просто треугольник их вполне заменит.

И еще одна мысль. Раскопал свое первое крыло, сравнил методом “наложения”:

Хорда та же, вес тот же! Размах на 22см меньше! Элеронов нет! Дикая V-образность была! Профиль “от балды”
Как оно летать-то вообще могло???😵 А ведь и неплохо вполне - учился на нем ведь.
Я к чему, вот будет смешно, если несмотря на сравнительное аэродинамическое превосходство, новое крыло покажет себя…без заметных отличий (самолеты будут идентичны по весу и схеме)

spyder3

Мой уже вообщем то готов. Дело за погодой. Последняя проверка ЦГ, коий сейчас = 27% с пустым баком.

22 days later
Сергей_Колард

Капот стеклоткань + эпоксидная смола. Болван из пластилина на на деревянных шпангоутах-направляющих. Пластилин хорош тем, что можно корректировать болван.
i066.radikal.ru/1103/7c/bb8c972e0da4t.jpg

Пластилин удобно формовать куском фанеры, в качестве скребка, прогревая болван при необходимости домашним феном. Сверху разделитель - пищевая пленка, и 4 слоя стеклоткани. Взял стеклоткань в руки впервые и был приятно удивлен: прекрасно облегает сложную форму, всего пара небольших складок срезал ножницами.

Предварительная шлифовка и еще 2 слоя чистой эпоксидки, чтобы не наносить шпатлевку, и окончательная шлифовка.

s47.radikal.ru/i118/1103/79/4611c4288a78t.jpg

Немного мучений с извлечением. Результат неожиданный - 20 грамм, маловато, мне надо загрузить нос, а вес в виде прочного капота будет не лишним. Решение простое - два слоя марлевки со смолой изнутри капота добавили еще 20 грамм и прочность.
s55.radikal.ru/i150/1103/e1/f7a00cba2006t.jpg

Осталось прорезать отверстия.

Сергей_Колард

Пока есть время работаю над недостатками, сделал “правильные” наборные рули высоты, вес и прочность просто поразили, 6 грамм на штуку при более чем хорошей прочности на кручение даже без обтяжки.

spyder3

А где на рулях лопухи - компенсаторы? Они ведь есть у прототипа. Правда и мне они тоже не нравятся - без них может и вид будет лучше. Не всегда оправдано и интересно слепо подражать оригиналу, если толко не на соревнования по копиям его везти

Сергей_Колард

Да, рули будут именно такими, самолет в сборе мне очень нравится, все формы то что надо, через неделю обтяну, покрашу в цвета “Turkish military aviation”, оказывается у них на вооружении стояли подобные самолеты “для проведения наблюдательных работ”. В соревнованиях мне пока не участвовать)))
Дело в том, что этот самолет для меня воплощение мечты в прямом смысле.
Полтора года назад я впервые услышал о том, что существуют радиоуправляемые модели. Я придумал и нарисовал самолет ИМЕННО такой формы, даже не зная о том что существует Декатлон или Ситабрия. Следующий год я тренировался летать только для того, чтобы собрать и поднять его в воздух.
Этот самолет отличается от прототипа, но это сделано мной осознанно.

10 days later
Сергей_Колард

Доделал “морду” и заднюю стойку, не удержался и решетки поставил на воздухозаборники, сделаны из малярной шлифовальной сетки

шасси прекрасно амортизируют, мне хочется добиться плавного и мягкого покачивания при рулежке взлете с грунтовой площадки

Приступил к обтяжке. Подкладочная ткань плюс самодельный эмалит из ацетона и теннисных шариков. Из рассчета 10 шариков на 400г ацетона. Шарики попались ярко желтые, это ничего, если не красить в светлые тона.

Произвел контрольное взвешивание - вопреки ожиданиям произошла просто ДИКАЯ прибавка в весе, оперение весило 65г до и 75г после. :oОткуда вес!!???
Шарики ничего не весят, ацетон испаряется???😃
И, наконец, слышал на форуме про лак Цапон, купил для пробы:

Разочаровался, может это неправильный я купил? Но он не тянет ткань совсем!