проект "Валькирия"

Прочнист

Андрей, давай 12 масштаб, почуствуй себя Гулливером!! (если честно, мой любимый формат, да и в модельных магазинах под этот масштаб многое подходит)

ПС. Обкатал сегодня импеллер 4,5 дюйма, выдавил 2,4 кг тяги при 2,1 кВт, надо будет воздухозаборником озадачиться. Шумит зараза, без наушников никак. Представляю как 6 фенов загудят😵

Alex_Claesz
fed:

А можно про реализации в 13-м масштабе подробней?

Посмотрите в материалах Jet Power 2009

fed
Прочнист:

давай 12 масштаб

Анализировал масштабы в самом начале проекта. 12-й соблазнителен. Пока можно сказать, что мельче 13-го точно не будет. Как спроектирую конструктив, и будет ясность по весовой сводке первого приближения не исключена корректировка масштаба. Хочу все-же влезть в F4C.

Продолжил работы по обвесу маленькой Валькирии движущимися девайсами.

Элевоны у Валькирии состояли из шести секций каждый, причем каждая управлялась своим приводом.
собираю цельный элевон но с переспективой расчленения Обшивка бальзой 0.8мм
Разрезаю элевон не полностью, а лиш до половины, имитируя эти самые рулевые “перья” Валькирии. Навеска элевона на фанерно-капроновых петлях.
Две крайние секции должны принадлежать консоли. И на прототипе они при отклонении вниз консоли не работали.
Пока решил сделать цельный элевон. Облеты покажут его эффективность.
Возможно потом разрежу, и две крайние секции подвешу на консоль с отдельной маленькой сервой или может будет управлемой только 4-е внутренние , если их будет достаточно.


Кили у прототипа тоже были хитрые. Они отклонялись по наклоненой вперед оси под углом примерно 45град. Углы отклонения были небольшие до 12 град. и весь киль наклонялся в стороны. Хочу сделать аналогичную реализацию. Интересно, как они будут рулить.
смонтирована моторама “пушера”. Пришлось с огорчением нарушить копийность заднего обвода. Ось винта поднята выше сопел для обеспечения прохода винта по условия взлетно-посадочных углов.

fed

Домоделировал мелкие аэродинамические поверхности - кили и ПГО.
профиль у них тонкий симметричный, около 5%
Немного уточнилась поверхность воздухозаборника - мотогондолы.

… И теперь можно констатировать завершение первой итерации теоретической поверхности “Валькирии”.
Крыло, кили, ПГО уже менятся вряд-ли будут, а вот поверхность фюзеляжа, особенно в носовой части будет перемоделирована, с учетом накопленного понимания поверхности.
Воздухозаборник также еще будет уточнятся. Но уже с учетом конструкции шасси.

Более менее определился с членением модели на агрегаты для транспортировки:

  1. Центроплан с воздухозаборником и шасси. Хвостовая часть фюзеляжа от сечения окончания клина также будет зацело с центропланом. Основания килей. (габарит: 2.5м х 0.8м)
  2. Носовая часть, включая клин сопряжения с крылом. Крепление штифтами по сечению и 2-мя винтами с крылом.
  3. Поворотные кили (на разьемных шарнирах)
  4. ПГО (две консоли с рулями высоты) (на штыре)
  5. Основная консоль крыла с поворотной частью и элевоном. (левая, правая)
    Консоль будет стыковаться с центропланом через ряд плоских штырей по поясам лонжеронов.
    Но это все выяснится точнее в процессе разработки конструкции.

Таким образом наступает следующий этап - разработки конструкции.

fed

…подошло дело к “начинке” малой Валькирии

Очень интересно, что получается с центровкой.
Установил движок и примерно разложил планируемое оборудование. Ц.Т. впереди от опор шасси на 30 - 40 мм. Это нормально попадает в диапазон центровок для этой аэродинамической схемы. Но еще будет обтяжка и отделка, которая больше сосредоточена в хвостовой части, за счет основной площади крыла. Поэтому успокаиваться рано. Пожалуй сервы элевонов тоже размещу впереди ц.т. с приводом боуденами.

Размещение движка. Под ним будут макеты сопел.
Видны боудены привода килей. Они будут заведены на одну РМ, от которой будет и привод поворотной передней ноги шасси
Навеска килей с приводом от боуденов

Orel

Замечательный конструктив у модели,Андрей ! Кажется всё так просто ,но за этим стоит не один день прикидок и компоновок😒 Спасибо,за тему! С интересом её наблюдаю ,хоть и не любитель (оп-па😍) ,хотел сказать - никогда не пытался и не строил импеллерных моделей:). Но на будущее ,что-нибудь возможно сотворю , да и без них полна коробочка незавершённых проектов.
Удачи тебе в постройке Валькирии!

fed

Спасибо, Валера!
Я тоже никогда раньше не строил импеллерных и “пушерных” моделей. Но всегда с большим интересом следил за продвижением импеллерных тем. Да и прототипов красивейших под такие движители невероятно много.
Когда-то, в старые добрые времена 80-х, RC копия с импеллером казалась чем-то вообще нереальным и фантастическим.
В качестве “вхождения в тему” я и сделал “Кавасаку”. Самое удивительное для меня, что она полетела легко и надежно , и даже на пол-газа 5кг., двухметровый монстр легко летит. И звук понравился импеллеров 90мм-х - не такой истерический, как у мелких.
Второй опыт у меня был недавно с постройкой “пушера” F-18. Сейчас это один из самых моих любимых самолетов “на каждый вечер”. Соверешенно какая-то другая динамика полета у него, по сравнению с обычными классическими.
В общем, эти два положительных опыта совершенно меня доконали.
Устоять против соблазна построить “великого монстра с головой кобры” было выше моих сил. (а в планах еще два монстроподобных проекта)

И сейчас маленькая Валькирия (правда не сказать, что совсем маленькая - 1400 х 800мм) решает двуединую задачу для меня. Это будет и “летающая лаборатория” под копию 1/13 , и второй пушер в компанию к F-18, для полетов на каждый день “до потери пульса”😁

Вот мой F-18 в NASA-вской раскраске. Кстати обалденно читается в небе и при ярком солнце и при сумерках. Летаю иногда до почти полной темноты.
Летит очень размашисто. Пилотаж одно удовольствие делать на все небо.

fed

… работы над малой Валькирией как-то незаметно перешли в “незаметную” фазу. Вроде как каждый вечер усердно что-то делаешь, а прогресса видимого нет. Кабанчики, ложементы, тяги, окантовки бальзой…

В итоге, все вроде стало на свои места перед закрытием днища воздухозаборника.
1 РМ поворачивает консоли через две тяги.
1 РМ рулит килями и передней стойкой через боудены
и еще две РМ рулят элевонами тоже через боудены.
и еще одна будет стоять на рулях ПГО.

Регулятор разместится тоже впереди Ц.Т. за счет удлинения трех фазных проводов к мотору
долгожданный момент закрытия всех потрохов днищем воздухозаборника.
вроде с Ц.Т. все получается. Аккумулятор на 2200мА хорошо размещается в носовом отсеке. Возможно и 3300мА будет использоваться. Он также помещается в этом отсеке.
И теперь наступает фаза обтяжки всего планера тонкой бумагой на жидком ПВА. Фюзеляж обтягивается крафт-бумагой также на ПВА.
цельноповоротные кили и элевоны после зачистки мелкой шкуркой уже окончательно вклеиваются на свои петли.
собственно говоря, осталось развязаться с ПГО и можно либо облетывать, либо красить основным цветом. Это мы завтра посмотрим…

ДедЮз
Cosh:

видно как летает мой треугольник! Нужно всем кто волнуется успокоиться - полетит Валькирия хорошо, особенно большая!

Получил истинное наслаждение, все остальное- виденное, уже кажется не столь интересным. Спасибо!

fed:

Эта красиво изогнутая передняя кромка дает особый шарм крылу Валькирии. Конечно надо попытаться повторить эти элегантные обводы.

Коническая кривизна ПК, то что нужно для ваших скоростей, придется чуть добавить радиус носка. На прототипе Вы это сможете отработать, даже простым многослойным обклеиванием самоклейкой (лучше, чтобы этого не пришлось делать). Удачи!

fed

Процесс проектирования копии вошел в следующую итерационную фазу.
Начал проектирование основных стоек шасси.
К сожалению, информации по шасси прототипа весьма мало.

Есть одна схема, повторяющаяся на сайтах, и несколько фото шасси. Есть также серия фотографий, показывающая фазы уборки шасси.
Схема основной стойки Валькирии.

Кинематика уборки шасси была весьма непростой.
Сначала тележка принимала вертикальное положение, потом вся стойка разворачивалась на 90град., и потом только убиралась по потоку в нишу.

Фактически, нужно полностью разработать кинематику и конструкцию, базируясь на фото и этой схеме.

В начале нужно разобраться с основными движениями стойки в упрощенной кинематической схеме, но уже в масштабных размерах.
Есть известная схема уборки /поворота стойки на 90 град с управляющим рычагом. Но здесь дело осложняется тем, что ось поворота стойки значительно вынесена от оси уборки.
Большой соблазн использовать управляющий рычаг, чтобы совместить уборку стойки с поворотом ее на 90град.
Пришлось довольно долго и тщательно искать место расположения этого рычага. (оранжевый стержень), чтобы получить желаемый закон движения. Но вроде получилось. С поворотом тележки пока вопрос открытый. Можно попробовать и этот поворот засинхронизировать кинематическими связями с уборкой, но тележка находится на амортизируемой части стойки с каким-то вертикальным ходом. Возможно прийдется размещать дополнительную РМ прямо в тележке.

Анимация кнематики выглядит так: (анимационный gif)
s58.radikal.ru/i161/1109/ac/391c850c28a7.gif (1940 Kb)

И теперь, имея уже предварительную модель основных стоек шасси можно начать уточнять конфигурацию воздуховодов.
На входе в воздуховод принимается весь объем воздуха по площади сечения, в начале воздуховода. Передний клин, по идее ускоряет поток и сжимет его до площади входного сечения. И потом, желательно, не дать изменится скорости потоку, чтобы не терять энергию на замедление потока.
На входе мы имеем площадь входа, примерно равную 117% от рабочего проходного сечения импеллера. Так что нужно попытаться сохранить линейный закон изменения площади от входа до рабочей зоны импеллера.
Безусловно “штаны” не дадут равных условий работы всех 3-х импеллеров. Лучшим окажется средний импеллер, а на боковых будут потери за счет искривления потока.
Пока это выглядит примерно так:

boroda_de

Андрей, у Дениса Богаутова на Ту-154 тележка тоже складывается.
Может имеет смысл подумать над подобным приводом?
Сделано просто и надёжно:
www.rc-w.ru/2011/zagadka-kak-eto-rabotaet/

Видел вживую, но сам автор наверняка сможет пояснить, как оно работает. Тросик стальной плетёный рыболовный, меньше миллиметра в диаметре.

ДедЮз
fed:

На входе мы имеем площадь входа, примерно равную 117% от рабочего проходного сечения импеллера.

Это по нормали к потоку или по площади окон заборников? Клин на малых скоростях будет “отнимать” проходное сечение, создавая турбулентные “жгуты”, варианты выхода из положения, конечно есть. В первоисточниках не предусмотрены дополнительные окна для взлетного режима?

fed:

Есть также серия фотографий, показывающая фазы уборки шасси

По ним можно найти мгновенные центры вращения, а поворот можно осуществить с отклоняющим рычагом, если по регламенту он начинается в поздних фазах уборки, а при синхронной кинематике можно использовать и зубчатую пару. Интересно увидеть фото фаз уборки.

P.S. У меня на Груммане тележки поворачиваются по регламенту, после 15 градусов поворота стоек, кинематика как на прототипе, тоже со смещением оси поворота от оси стойки вперед, но судя по вашим данным, сильно отличаются кинематические связи

ignatoff1985
fed:

Предварительный масштаб 1/13. Это длина 4,43м, при размахе 2,46м

Ох, мой бог!!! Почти четыре с половиной метра!!! 😮
Я у себя даже рулетку раскатил на такой размер. 😮
Впечатляет!

Этим летом отдыхал у друзей в Коблево и видел трех метровый як-40 николаевских ребят.
Выражаясь словами Романа Карцева, на Украине ну прям звери какие-то 😃
Во дают!

ignatoff1985

fed, а можно напроситься к Вам на испытание этого монстра? У меня в Николаеве друзья, я б мог и к Вам заскочить, если Вы не против.

fed
boroda_de:

у Дениса Богаутова на Ту-154 тележка тоже складывается

Спасибо, Юра, за подсказку. Посмотрел видео. Впечатляет. Надо изучить вопрос. Идея хорошая.

ДедЮз:

Это по нормали к потоку или по площади окон заборников?

Да, конечно, по нормали к потоку в месте окончания клина, там где начинается замкнутый канал. Но масса воздуха (в поперечном сечении клина) также будет куда-то деваться. Она рассечется передней кромкой клина и половина пойдет в канал, ускоряя поток (по закону Бернулли). В принципе, это должно работать как губа на импеллере или футорка на двигателе. Согласен, что прямые углы в канале будут создавать интерференцию и жгут турбулентности. Надо хоть немного их зализать радиусом. Воздуховод будет делатся на первых фазах изготовления копии. Постараюсь экспериментально добиться наименьших потерь.
У протототипа был ряд дополнительных воздухозаборников на верхней поверхности крыла перед турбинами. Это меня чрезвычайно радует. Будет возможность копийно дать больше воздуха имеллерам в статике и на малых скоростях. (скоро покажу, как они выглядят)

По шасси:
Вот фотографии фаз уборки основной стойки.

ПГО.
На прототипе оно имело возможность целиком тримироваться на разные углы заклинения (до +6град. к строительной горизонтали). Основная его функция была в компенсации пикирующего момента от зависания элевонов на взлетно-посадочных режимах.

ПГО сделал цельнобальзовое из легкой бальзы.
Была мысль тоже сделать возможность глобального изменения угла ПГО в полете. Но в итоге решил оставить одну степень свободы для изменния на земле. Оперение вклеено на карбоновую трубку и заднюю кромку и по задней кромке жестко связано с фюзеляжем. А впереди оно соединено бамбуковым штифтом, который может в щели боковин фюзеляжа изменять угол стабилизатора в небольших пределах от нуля до +6 град. При облете постараюсь выяснить насколько важно изменять этот угол. И потом скорее всего просто зафикусирую в каком-то оптимальном положении. в начале стабилизатор на облет будет установлен в +3град. от строительной горизоньали. Думаю, что РВ должно хватить на все балансировочные режимы.

Наконец-то Валькирия превращается в “утку”😁

ignatoff1985:

можно напроситься к Вам на испытание этого монстра?

Гостям всегда рады!

микромонстр облетываться будет уже в эту среду, 14 сентября, где-то в 18:30, на нашем городском стадионе.
А максимонстра еще взрастить надо. И я свои большие копии обычно облетываю в первом туре какого-нибудь чемпионата😁

ДедЮз
fed:

Вот фотографии фаз уборки основной стойки.

Материалы замечательные. Судя по фото, регламент уборки шасси РАЗДЕЛЕН на фазы, благодаря наличию гидроцилиндров. 1. Открытие главной створки ниши шасси. 2. Тележка стала вертикально. 3. Тележка развернулась на 90 град на оси главного цилиндра. 4. Уборка ноги в нишу. 5. Закрытие створки выпуска ноги, синхронно с поворотом ноги. 6. Закрытие главной створки. В Вашей анимации действие происходит синхронно. Такая схема для больших самолетов нежелательна. При последовательных действиях легко бороться с шиммингом и другими проявлениями от непредсказуемого воздушного потока. Хотя на модели запас прочности и влияние внешних факторов другого порядка.
Полное соответствие регламенту можно осуществить а) разделением приводов с автовключением от концевиков или кинематически с последовательным обнулением движения рычагов или боуденов. Последнее требует проработки с привязкой к натуральным размерам будущей модели и расчетом усилий и “расстояний”, т.е. ходов.

fed

Согласен, что такой регламент был бы идеальный вариант. Но скорее всего прийдется совместить ряд кинематических операций синхронно. Посмотрим, что получится в итоге…

Итак, пипилац вчера получил летную готовность к первым испытательным полетам.
Многие свои модели, особенно экспериментальные, облетываю без окончательной отделки. Это позволяет расковано совершать облет, быть готовым к возможным повреждениям и модернизации.
А потом при окончательной отделке есть хорошая уверенность в успешности дальнейшей летной эксплуатации.
Кстати, исторически, многие экспериментальные самолеты в первый полет отправлялись некрашеными. Это и «сотка» и Ту-160…
Пока установлено упрощенное шасси с колесами увеличенного диаметра. В дальнейшем планируется основные стойки сделать с тележками на 4-е колеса и более копийными стойками и створками.

Основные характеристики Валькирии перед первым полетом:
Размах 800мм
Длина 1440мм
Площадь крыла 36,5дм2
Взлетный вес 970г
Удельная нагрузка на крыло 26г/дм2
Аккумулятор 3s 2200mA

Управление
Элевоны. Установлен режим «дельта-крыло». Микширование канала элеронов с каналом тангажа. (2 РМ)
Установлены расходы
1 режим - 60% от возможных с экспонентой 25% по обеим каналам
2 режим - 80% от возможных, с экспонентой 25% по обеим каналам

ПГО с рулями высоты. Рули высоты заведены на отдельный канал, который микшируется с каналом тангажа. При этом есть возможность отдельно управлять рулями с «крутилки» под правой рукой. Она устанавливается в среднее положение и сдвигая ее можно сдвигать «ноль» на рулях

Кили работают синхронно + передняя стойка. Два режима отклонений.

Консоли отклоняются вниз до - 50град, вверх до +5град. от “крутилки” под левой рукой

А сегодня малая “Валькирия” получила летную годность.

Выполнено 5 полетов.
“разбор полетов” скоро будет.

boroda_de

Супер! 😃
Знакомое однако поведение в воздухе. 😉
Я-бы уменьшил деградацию…

p.s. Музыку Вагнера в видео ожидал.

Cosh

Классно! 😃 Ветер какой был? Мне показалось малость раскачивает самолёт и скорость на посадке выскоковатая, хотя нагрузка на крыло маленькая.

Захтелось полёт своего почти аналога вашей “маленькой” Валькирии показать. Тоже пушер и похожей чем-то схемы с почти такой же (~ 27 г/дм2) нагрузкой на крыло! В ролике используются эффекты замедления, но посадка в реальном времени показана!

fed

Замечательное у тебя экспериментальное направление, Сергей! Давно с большим интересом отслеживаю твои аэродинамические и конструктивные опыты. Сам увлекаюсь много лет нестандартной практической аэродинамикой. Есть целый ряд проектов в разных фазах воплощения.

Облет Валькирии (масштаб 1/40).
12:30. Среда. 14сентября 2011г . Мне ровно 49 лет сегодня как раз😇.
Городской стадион. Штиль. Очень тепло и солнечно. +27град.

Пробная рулежка по беговой дорожке. Рулится великолепно на полных расходах РН. Колеса маленькие, а дорожка не ровная. Валькирия вся вздрагивает от каждой шероховатости. Напоминает чем-то старушку.😄

Первый полет.
Таймер на 4 мин. Почти полный газ. Стараюсь очень плавно ее поднять, помня о минимальном клиринсе толкающего винта. Но все же происходит «чирк» в момент отрыва. Но все нормально, пошли в набор высоты. По тангажу все хорошо. Нет никаких чрезмерных тенденций. Тянет вверх на нейтрали ручки. По крену тоже вроде пока ничего. Идет ровно. Плавно стараюсь уйти на правый вираж. Вроде рулится. Газ меньше половины – с головой на набор высоты.

Разворачиваюсь плавно на 180град. Продолжаю набор. Начинает чувствоваться самопроизвольная небольшая раскачка по крену, но легко парируемая элеронами. Еще разворот на себя вправо. Элеронов вроде как не хватает. Довольно растянутый разворот. Пробую помогать килями. Эффекта не ощущаю. Правда кили пока стоят на минимальные расходы ± 10град.
Немного триммирую по тангажу от себя. Но все равно летит пока на ручках. Есть тенденция на левый крен. Тоже подтриммирую. Но раскачка продолжается и не совсем отчетливо можно понять тенденции по крену. Летаю пока проходами перед собой с большими виражами. Тенденция к поднятому носу продолжается. Пробую осторожно правой крутилкой поднять рули вверх на ПГО. Появилась тенденция к пикированию. Страшновато как-то. Убираю назад в середину. Продолжаю триммером джойстика тангажа добиться прямолинейного полета. Пока не очень это все внятно чувствуется. Так летаю где-то минуты полторы.

Потом началась какая-то цепь загадок! Валькирия над парком и уходит от меня. Пробую ее развернуть тардиционно элевонами. Никакой реакции. Даже показалось, что в какой-то противофазе реакция. Добавляю работу РН. Она все уходит дальше. Ракурс начинает стремительно ухудшаться. Пробую дать ей возможность развернуться туда, куда она сама хочет, и поймав направления носа на себя пытаюсь как-то удержать на этом курсе. Добавляю газа. Каким-то чудом удается ее привести к себе, но она пролетев над головой, с каким-то гнусным упорством уходит в другую сторону от стадиона к домам, опять таки не очень реагируя на мои попытки ее обуздать.
Как то так очень не по себе, когда тебя не слушается самолет. Опять каким-то чудом удается ее вернуть к стадиону, но теперь она опять пытается уйти в сторону леса.
Все, нервы на исходе. Пора что-то решительно делать. Убираю газ. Высота приличная – метров 6 – 7 , до забора совсем близко… Элевоны полностью на себя. Валькирия парашютирует, но не сваливается, что удивительно! Плюхается на асфальт всем своим телом, подпрыгивает… и становится на ноги.
Наверно дрова…
Подходим, смотрим… Все цело. Никаких намеков на повреждения. Чуть-чуть подогнулись стойки и все!
Просто чудеса какие-то!
Проверяю рули. Все работает. Что это было – абсолютно непонятно.
Так и не найдя никакого рационального объяснения этому поведению Валькирии, решаюсь на второй полет.

Полетел. Все вроде нормально рулится. Еще чуть попробовал подтримироваться по тангажу и крену. Пробую лететь на большем газу. Отщелкнул РН на большие расходы. Реакция значительно изменилась. Очень интенсивный разворот по курсу с креном. Это нормальная реакция. поддерживаю ручкой тангажа и элеронами , - очень хорошо разворачивается.
Вроде таких чудес, как в первом полете пока нет. Сажусь уже штатно на поле стадиона, на малом газу. Угол атаки на посадке довольно большой получается. Хорошо гасится скорость. Посадка на основные стойки с опусканием на переднюю.

В третьем полете попробовал отклонить консоли вниз на высоте. Не почувствовал пока заметного изменения в поведении. По крайней мере хуже не стало. Вроде даже раскачка уменьшилась. Но надо это еще проверять. Несколько раз повторял работу консолями, даже рискнул кружок на малой высоте сделать. Лететь можно легко!
Раскачка, конечно, мне совсем не нравится. Вроде приспособился лететь ровно, но все равно на какой-то грани.
Попробовал сделать бочку. Элевонов не хватает. Перещелкнул на большие расходы. Бочка! Жуть! Как винтилятор крутанулась мгновенно вокруг оси. Возвращаю расходы назад. Пока страшно. Надо это по чуть-чуть усугублять.

В общей сложности сделано 5 полетов. Было еще повторение непонятных «чудес» по управлению. Был какой-то сумасшедший кульбит перед истерической 3-й посадкой. Но сел штатно на 3 ноги на каких-то рефлексах.
4-я посадка прошла штатно.

В 4-м и 5-м полетах поставил аккумулятор 3300мА. Это немного сдвинуло центровку вперед. Но особо поведение Валькирии не изменилось. Значит есть хороший запас допустимых центровок.
В 5-м полете уже летел гораздо раскованей. Пробовал пролеты на полном газу. На скорости управление вообще становится великолепным. Даже попробовал пару петель и боевые развороты. Диапазон скоростей очень хороший. На килях развороты получаются почти на месте.
5-я посадка. Зашел хорошо. Уже почти сел напротив себя, но забыл, что сзади ворота боковые. В общем Валькирия задела стойку и отрубила себе правую консоль. Но все остальное цело!

Анализ.
Окончательные заключения делать еще очень рано.
Но кое-что можно уже сформулировать по итогам первых пяти полетов.
Самое главное, самолет летит достаточно уверенно и мне очень нравится в полете своим видом.
Конечно я еще не получил полного удовольствия от пилотирования – слишком нервные и напряженные первые полеты с множеством непоняток
Валькирия пока очень необычна в восприятии ракурса и во многом таинственна и загадочна по поведению. Но в целом чувствуется очень большой летный потенциал у этой схемы.

Положительные моменты.

  1. Диапазон центровок выбран правильно. По тангажу проблем практически нет. Элевонов и ПГО хватает эффективности на всем диапазоне скоростей сбалансировать аппарат. Но нужно тщательно исследовать углы отклонений и подобрать оптимальное их сочетание.
  2. По рысканью тоже вроде все нормально. Эффективность РН оказалась весьма высокой.
  3. Отклонение консолей вниз не внесло существенных изменений в устойчивость по крену. Вроде бы даже положительное улучшение.
  4. Несваливаемость Валькирии на больших углах атаки и малых скоростях. Исследованы режимы пока мало, но потенциал огромен в этом плане. Думаю, что будет возможен «харриер» на сверхмалых скоростях
  5. Конструктивно-силовая схема позволяет выдерживать грубые посадки и легко держать все полетные нагрузки. Значит можно еще легче аппарат делать
  6. Запас мощности громаден для уверенного взлета и горизонтального полета. Горизонтальный полет без потери высоты легко делается на 1/3 ¼ всего запаса мощности.
  7. Самолет хорошо читается в небе и распознаваем во всех ракурсах даже в однотонной раскраске. Хотя и необычен.

Отрицательные моменты

  1. Неприятная самопроизвольная раскачка по крену. Удается стабилизировать, но сложно
  2. Пока непонятные, загадочные проблемы с управлением в некоторых моментах.
  3. Было несколько, пока необъяснимых «кульбитов»
  4. По крену пока непонятна ситуация с эффективностью элевонов на разных скоростях.
  5. На взлете не хватает клиренса винта от земли для отрыва без «чиркания»
    «Загадочность» поведения Валькирии пока не дает чувства успеха.
    Отрубленную консоль на последней посадке, я бы отнес к положительным моментам, так как это обстоятельство меня раскрепощает для глубокой модернизации Валькирии.

Планируемая модернизация по итогам первого цикла испытаний.
Полная переделка крыльев.
Есть желание ввести копийный разъем крыла по мотогондоле.

  1. Добавление положительного V крыла в 3град., как это и было сделано исторически со второй Валькирией. Думаю, это благотворно повлияет на уменьшение раскачки.
  2. Изменение конструктива и геометрии крыла. Есть желание получить крыло с большей жесткостью и меньшим весом, соответственно с меньшими моментами инерции по крену, опять таки для уменьшения раскачки
  3. Геометрическая крутка будет более изысканной и близкой к прототипу. Передняя кромка получит копийную кривизну и форму, с целью получения еще лучших характеристик по сваливанию.
  4. Изменение профиля в добавлении отогнутого носика и аэродинамическая крутка по розмаху
  5. Изменение узла поворота консоли в сторону повышения копийности, жесткости, и расширения углов поворота от -60 до +20град. Раз летит на отклоненных нормально, попробую усугубить. А положительные градусы для экспериментов по устранению поперечной раскачки.
  6. Изменение конструкции элевонов. На отклоняемых консолях будет своя копийная секция.

Изменение мотоустановки.
Применение двух высокооборотистых двигателей с винтами в противофазе по вращению и меньшего диаметра (6 / 7 дюймов) Это должно дать дополнительную стабилизацию по крену.
ПГО также подвергнется реконструкции. Идеи пока только созревают.

Таким образом, начинается следующая интереснейшая фаза проекта – экспериментально-испытательная. Она по важности ничуть не меньше фазы изготовления. Ведь самолет надо научить летать! И от ее успеха будет зависеть целесообразность копийной доводки и отделки а в будущем и целесообразность проекта БОЛЬШОЙ Валькирии!
В общем, проект меня еще больше захватывает. Ну нравится она мне в полете и на земле! И
не сваливается она.
Хочу добиться комфортнейшего полета и посадок на этой.

Большой проект скорее всего будет! И масштаб будет наверно еще крупнее: 1/12 (длина
4.8м) На таком размахе, думаю, раскачка по крену должна уйти.

вот небольшой клип о взлетах и посадках Валькирии в этом первом этапе испытаний