Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски
Погоды превосходные у вас.
Погулять, да. А биплан-копию пару часов под открытым небом собирать, потом полетать, и опять разбирать-😦. Все-таки для копии надо хорошую погоду.
На тренировочном полетать - да, еще можно в любую, но тоже без радости.
Но проводить чемпионат по F-4C в самом начале сезона не стоит
Календарь, календарь… Видимо в другое время не воткнуться. Все лето практически расписано. Классов моделей-то много.
Добрый день всем! Решил немного оживить тему. Дело идет помаленьку. Разные копийные мелочи, причем много сразу , понемногу. Что-то делаю на даче, куда выезжаю по выходным, что-то в городе, поэтому пока окончательно не доделано. Поэтому выкладываю промежуточные результаты
что-то сфотографировал, что-то нет.
Металлические детальки, которые крепятся с наружной поверхности фюзеляжа: воздухозаборники, хотя правильнее правильнее - “воздуховыпускники” и , как-бы правильнее сказать, “нащельники” - козырьки, которые прикрывали щели в фюзеляже, через которые выходят тяги элеронов в верхнее крыло (чтобы пилоту " ноги не надуло"😁)
Детали парные поэтому сделал формы и отформовал из стекла корки.
Напилил пластин для копийного пропеллера. 7 слоев по 4 мм толщиной каждый. Диаметр пропеллера будет около 60 см.
Ну и, наконец, сделал нижнюю часть капота. На данный момент в такой стадии
Уже стоит вплотную вопрос установки мелочевки в кабину.
Напомню, что планируется вариант, как озвучил в посте
rcopen.com/forum/f82/topic312886/65
Немного погуглил по приборам
Попалась одна интересная картинка, два французских WW1 тахометра - крупным планом. С темной шкалой - это мой вариант (шкала - аля часы 12\24 часа😂), со светлой шкалой - такой стоит на музейном итальянском самолете
Сделал копийный (стендовый) пропеллер. Переклей буковых и березовых пластин.
За свою жизнь переделал много пропеллеров, но такого размера-впервые. Лопасти раньше выстругивал ножом. Сейчас попробовал, - ножом как-то не идет, видимо модельный ножик маловат будет. Достал злектрошлифовальную машинку, поставил самую крупную шкурку- и дело пошло.
После доводки- слой нитролака и затем алкидного лака - 2 слоя с добавлением совсем немного коричневого пигмента для придания общего оттенка как на прототипе. Без пигмента “зебра” пластин бук- береза получалась слишком контрастной.
Начал делать приборы (те, которые со шкалами).
напечатал нужные шильдики. Вначале самых двух больших приборов. Самый большой- тахометр, вот такой он на прототипе:
Попробовал по-разному упростить, нарисовать шкалу со стрелкой вместе. Не понравилось. Плоское все получается, как икона. Не нравится.
Пришлось помучаться- сделать стрелки отдельно. Из листовой бронзы. напаял на оську-булавку. покрасил. Корпуса приборчиков покрасил под глянцевое никелированное покрытие
Каждый приборчик в результате имеет такую конструкцию:
Хорошо получается!
А из чего стаканы приборов и ка сделаны?
А из чего стаканы приборов и ка сделаны?
Там сборная солянка. Некоторые, которые подошли по диаметру, взяты от заказанных на стороне приборов, перепотрошенных и доделанных. Некоторые делал с нуля из дюраля. Самое муторное тут было точно подобрать по диаметру (или сделать) внутреннее кольцо-сепаратор, обеспечивающее пространство между стеклом и шкалой. Как раз это пространство и делает прибор похожим на настоящий а не на нарисованную картинку в оправе.
Сделал обрамление кабины пилота. Передняя часть - кожаная. Напилил колец - пистонов, через которые кожаный материал “швартуется” к дереву фюзеляжа: из пружины, вдоль, дремелем.
Пришлось поработать скорняком: давно запасенную для этих дел кожаную перчатку распустил по швам для получения заготовок, их которых уже выкроилось кожаное покрытие.
Заготовки прогладил утюгом, тонкая кожа хорошо гладится и легко формируются складка для кожаного фланца под пистоны. Затем кожей аккуратно обклеил пластиковую “колбаску”, установленную на передний обрез кабины. Затем приклейка пистонов, сверление отверстий под тросик “швартовки”. Это за один вечер работы. Зато тросик пропихивал и натягивал почти столько же.
Вот это мастерство ! Железяки как живые !
Железяки как живые !
От мастера слышу! Которого все равно не обманешь:
как живые !
Распределитель давления (паук)- деревянный, насос подкачки - шприц 2-х кубовый.
Сделал козырек кабины. Деталька мелкая, спрятана от хорошего обзора под верхним крылом, но в то же время пришлось делать всю мелочевку! Вначале выгнул из тонкого оргстекла стеклянную часть, затем обшил ее “деревянной рамой” с двух сторон , времени на это ушло почти 2 дня. Ну и крепеж - это уже мелочи!
Долго не мог понять что это и зачем металлическая рамка на деревянной раме. Ключ к пониманию дала эта фотка музейной Балиллы до реставрации
Крайние сегменты козырька сделаны, скорее всего, из целлулоида, он сильно пожелтел со временем. Центральное “окно” - не пожелтело. Понял, что оно стеклянное. И металлическая рамка как раз и служила для установки этого стекла в “тело” деревянной рамы. Смотрится как лобовое бронестекло на самолетах WW2.
Причина такой “мозаики” кроется, скорее всего, в том, чтобы уменьшить оптические искажения , вносимые козырьком на линии прицеливания. Все-таки натуральное стекло менее всего подвержено этому.
Классно !
ушло почти 2 дня
Не удивительно, козырек то МАЛОСТЬ навороченнный !😃
Сегодня состоялся первый полет. В плане подготовки к сезону планировал участие на Балилле на ЧР и на кубке F4C в Питере 14 мая. Но обо всем по порядку.
Самолет готовил к облету последние 2 недели в форсированном режиме. Мелочи просто заедают. Одних только винтов М2 несколько десятков нужно было зафиксировать от откручивания и это с учетом того, чтобы их не пришлось опять откручивать\перекручивать во время рутины сборки машины. Наконец, сегодня утром все , вроде бы , было готово. Здорово помог сын, который приехал на выходные на служебном фургоне. Быстро принял решение везти модель на поле целиком, собрав все дома. Надо заметить, что это сэкономило много времени в поле, тем более, что там надо было устранять возникающие полетные “нюансы” .
На нашем летном поле сегодня было мероприятие - открытие сезона, куча людей приехало. Меня это для облета модели мало устраивало, тем более что летать там нужно было против солнца. Поехал на соседнее поле, где солнце в спину и никто не мешает. Поэтому, сразу скажу. что снимать меня было некому, фоток и , тем более видео, нет.
Вначале погонял мотор на предмет перегрева, затем “порулял- погонял” по газону опять же ожидая разные неожиданности в работе мотора. Все вроде бы шло хорошо, принимаю решение взлетать, заправляю бак, заводимся, и тут… Обороты мотора начинают “гулять”, появился “рычащий” звук, из кабины пошел дым (выхлоп). Глушу, вначале непонятно что. Еще раз завожу. Звук еще
Еще раз завожу. Звук еще
А дальше? Интригуешь?
Продолжим… "Рычащий звук"еще усилился. Оказалось, открутился осевой фиксирующий винт глушителя Сайты. Выхлопная система “располовинилась” , мимо выходного фланца глушителя, повисшего на выхлопной самодельной трубе, выхлоп попадал в моторный отсек и , далее, в кабину.
Пришлось разбирать всю нижнюю часть моторного отсека, чтобы установить на место фиксирующий винт, который благополучно был найден в траве.
После очередных опробов двигателя поднимаю модель в воздух. Летит легко, но медленно. Обороты мотора лучше держать макимал, чусвтвуется, что лобовое сопротивление приличное. Триммировать пришлось только РВ , немного вверх. На виражах Балилла показала свой норов - задирает нос, стремясь свалиться, обязательно надо подруливать РН. Дифференциал элеронов я сделал перед полетом, но на будущее еще - нужно вводить доп. микс элероны- РН. Полетал, привык слегка, надо попробовать садиться. При заходе на посадку и сбросе газа пришлось поддавливать, давая РВ вниз, иначе было подозрение, что зависнет. Возможно надо будет уменьшить выкос двигателя вниз.
Как ведет самолет на посадке, мне понравилось, медленно так, спокойно, но при касании, которое мне показалось не сильным, модель подпрыгнула как мячик (козлянула) , но благополучно затем села. Наверное, еще придется привыкать еще к этим шасси.
Планировал второй полет, но нечаянно, стукнул по элерону под нагрузкой рукой, достаточно сильно. Все. Срезались зубья сервы. Полетный день закончен.
Надо менять серву. И ставить другой винт, большего шага. Побыстрее должен летать. В принципе, облет можно считать успешным. Центровка 25% , ветер - слегка порывистый 3-5 мс (по ощущениям)
Поздравляю, классный результат!
Здорово! Поздравляю!
Каким получился полетный вес? Что означает фраза “Медленно летает” и зачем с этим бороться если, судя по описанию, самолет уверенно держится в воздухе?
А мне не понятно, почему серва с пластиком???
Каким получился полетный вес? Что означает фраза “Медленно летает” и зачем с этим бороться если, судя по описанию, самолет уверенно держится в воздухе?
Максим, взлетный вес получился около 6 кг в итоге. Пришлось грузить нос, около 300г. Без груза центровка была около 1\3 САХ.
Медленно летает, это , я думаю, из-за винта . Сейчас стоит 16х6. Я все элементы ВМГ и сервы "облетывал"на самодельном биплане, по размерам и весу схожим с Балиллой, там самолет летал тоже не быстро, но с устойчивой тягой при различных эволюциях. У Балиллы ,однозначно, выше лобовое сопротивление и я почти физически ощущал это, машина на пикировании разгонялась значительно медленнее и широкий “лопатообразный” нос вносит существенные коррективы в поведение самолета на виражах. Вертикальные маневры я в первом полете не пытался делать, надо вначале попробовать другие винты. Затем посмотреть на штопорные повадки модели. Думаю, большое лобовое сопротивление здесь сыграет не лучшую роль.
Бороться с тем что медленно летает (в общем случае например для самолетов с малым Сх) , не надо, но “большой лоб” может в этом случае быстро “гасить” скорость вплоть до скорости сваливания и это надо всегда помнить. И "подразогнать скорость " модели в этом случае будет не худшим средством. Хотя сильно и не получится, биплан все-таки. Но поэкспериментировать с винтами придется.
А мне не понятно, почему серва с пластиком???
Владимир, пока не разбирал ее, но помнится, там в редукторе одна всего пластиковая шестеренка, остальные - металл. Она, видимо и срезалась. Шуранул я по запарке по элерону достаточно прилично, хорошо что сам элерон не поломался, уж лучше серва! На замену у меня есть другие.
Последние две недели прошли в устранении проблем выявленных во время облета. И в подготовке к питерскому чемпионату F4c, который состоялся сегодня.
Ну обо всем по порядку.
Заменил поломанную серву. За время гонок мотора был выявлен очень неприятный косяк - через минут 10 работы неизменно раскручивалось все, что было связано с глушителем. Заменил жесткую выводную трубку из глушителя на гофрированную гибкую металлическую (фото). Для этого пришлось выточить новый выводной фланец “груши” глушителя.
Установил винт увеличенного шага (15х8). Уменьшил выкос двигателя вниз - по результатам триммирования РВ облета. Вввел микс элероны-РН 30%.
Полетать до соревнований не успел. Пришлось смотреть на результаты доделок, летая в туре. Был определенный мандраж, самолет-то практичеки нелетанный. А лететь надо уже на оценку. Но все опасения оказались напрасными: в полете модели появилась определенная легкость. Полетную программу заказал по-минимуму: обязательные восьмерка и снижение 360град. и половина S-образная и бочка. Все. Никаких вертикальных фигур. Отлетал 3 тура. Без эксцессов. Можно считать, что самолет облетан и можно тренировать летную программу к ЧР.
Пару слов про результаты соревнований. Было всего 4 человека. Дело в том, что изначально зарегистрировалось 10 человек, но соревнования перенесли с 14 мая по погодным условиям, и это сыграло злую шутку. По результатам стенда занял 1 место, но полеты расставили все точки над i, я в финале оказался последним. Тяжело состязаться с хорошо “влетанными” пилотами. Хотя я, в общем-то ни с кем и не соревновался😒 У меня-то цели тут были совсем другими, не спортивными, в основном.
Вот так я довел облет самолета до логического завершения со знаком +.
Вот тут фотографы выложили фотки с питерских соревнований F4C
drive.google.com/open?id=0B6AEXHr9HkbvU2psUDExZE5s…