АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

fed

… да уж, пока это страшилище не очень на самолет похоже😍
Одним махом склеить… это я погорячился после нового года:)
Степеней свободы очень много у этой пространственной системы.
Поэтому решил двигаться последовательно и поэтапно по сборке.
Сначала склеивается центральная часть силовой части. Стапель замечательно дает возможность точно запозиционировать узлы.

Склеенный фрагмент на смоле приобрел очень серьезную жесткость даже в таком варианте:


И сегодня можно двинуться дальше. Подгоняем стыковой шпангоут хвостовой балки и узлы ее крепления. Навесил крылья для контроля положения заднего шпангоута. (забыл сфоткать) И теперь уже окончательно все фиксируем смолой.

… можно будет двигаться дальше после высыхания😇

fed

Задняя часть склеилась нормально. Вроде все ровно. 😛

Небольшая зачистка и опять грузим ферму в стапель.
Сегодня весь день ушел на подгонку передней части.
Сделал стапель под моторный шпангоут, поставил пока круг из фанеры, для его имитации. Важно расположить проушины на переднем наклонном шпангоуте в нужных плоскостях для правильной передачи усилий от моторного шпангоута на лонжероны фермы.

Здесь как раз видны фанерки, имитирующие плоскости симметрии, относительно которых будут устанавливаться силовые стержни моторамы. Плоскость проходит через лонжерон и соответствующее отверстие крепления двигателя.


Ух-ххх! 😍Пожалуй это самый сложный фрагмент сборки, если завтра все правильно высохнет, то дальше все должно пойти как по маслу. Уже можно будет привязываться к жесткой основе.

ANT53

Старый диван…он и не предполагал,какая у него будет вторая жизнь!😢 😲 😃

fed

Это точно!!!😁 А еще можно будет, если АИР-5 плохо закончит летную жизнь, буковые стержни пустить на чопики в стену под шурупы:P


Промежуточный результат склейки порадовал:

Очередной акт “марлезонского балета”:

Примерочная сборка. Задача - точно попасть верхним передним стержнем фермы в нужное место, на передней кромке крыла. Этот стержень очень на виду на виде спереди и на виде сверху. Т.е. при судействе будет оцениваться его правильное положение относительно крыла. проекции чертежей в “Моделисте конструкторе” немного спорят между собой. Построенная 3d модель также внесла определенные сомнения в местоположение этого стержня. Вопрос окончательно был отложен на реальную модель. И вот теперь, нарастив стапель, разложив перед собой чертежи, фотографии, 3d модель, и представив себя в роли судьи…😃😛 … пытаюсь точно запозиционировать этот самый стержень со всех ракурсов


Вроде положение найдено…

Подгоняем фрагмент фермы под этот стержень. Еще устанавливаем ряд стержней фермы…

Посмотрим, что получится в итоге…😍😃

FFedor

Не знаю, что такое "марлезонский балет, но неоднократно поражаюсь, как при такой грандиозной работе, да ещё и фотками нас балуете и на многочисленные просьбы отвечаете, безмерно влюблён в вашу работу, подозреваю, что не я один. Думается, что если карты удачно лягут, Юнкерс Ф13, будет кому довести до ума. Успехов Вам.

fed

… вылупился… буковый зародыш аэромобиля😁

Вес силовой фермы в данном состоянии - 450гр.

Следующая задача - состыковаться с хвостовой балкой.
Безжалостно удаляем передний типа шпангоут балки, который выполнял технологическую функцию.
Для того чтобы плавно передать усилия от центральной части на лонжероны хвостовой балки делаются такие буковые посредники. Проушины нужно приклеивать и приматывать к жесткому буку, и бук “размазывает” усилия на уголковые лонжероны. Проушины из дюраля приклеиваются горячим способом на БФ-2 по отработанной уже технологии, и приматываются нитью СВМ с усилием, и потом окончательная просушка горячим феном. Получается очень эффективное и надежное сопряжение металла с деревом.


Собираем узлы стыковки, тщательно контролируя положение балки относительно силовой части фюзеляжа по всем осям. Ось симметрии фюзеляжа пробивается сильно натянутой капроновой нитью.

Вот такая жирная зверюка получается!😛


Вроде все ровно и симметрично, завтра посмотрим, что получилось…

Horizont

Да ! Вот это я понимаю - мастерство ! Не на такое смотреть мне опасно, подхвачу до кучи заразу какую !

fed

Это технологический разъем, в соответствии с прототипом. Хвостовая балка имеет излом по лонжеронам относительно центральной по всем осям. Так удобно стыковать эти секции.
И на прототипе, по всей видимости технологично было делать агрегаты раздельно, что подтвердила и работа с моделью.
Фюзеляж будет окончательно скручен на каком-то этапе, когда дело дойдет до гаргротов, а пока будет удобно работать над частями отдельно, так как длина фюза уже подбирается к двум метрам.

vlad_den

Не исключено, что одной из причин такой конструкции прототпа было - цитата: "Потом получили уголок сборочного цеха и отгородили его платяными шкафами.
Во время сборки самолета, когда пришлось навешивать крыло, оперение, ставить мотор, отведенная площадь оказалась мала.
"

fed

… Хвостовая балка стала на свое место вроде без перекосов.
Теперь можно делать передний шпангоут балки:


Заодно примерил миниАИР-5 к его “большому брату” Интересно, что фюзеляжи сейчас, примерно, в одинаковых стадиях постройки.
Очень интересно смоделировать все сначала на маленьком … но все пойдет примерно параллельно

Chirebilli

Случайно наткнулся на описание интерьера АИР-6, может встречали а может и нет… На полу трехместной кабины лежал ворсистый серый коврик, сиденье летчика и пассажирский диванчик обиты сереньким вельветом с аккуратными синими окантовками, стены и потолок отделаны светло-серой байкой, а по стыкам панелей пущены фанерные штапики, полированные под красное дерево. Даже головки шурупов были отникелированы и отполированы, а на задней стенке кабины, над диванчиком, красовалась овальная виньетка, тоже в полированной рамке, набранная из вертикальных складок серого блестящего шелка. Изящная дверца с раздвижными стеклами при открытии автоматически фиксировалась к подкосу крыла пружинным стопором (с музыкальным звоном).

ANT53

Яковлев умел навести “шик” и внутри и снаружи 😃

12 days later
fed

Приветствую, коллеги!

Наконец-то добрался до моделки! Удалось полноценно поработать первый раз после новогодних праздников над большим АИРом…

Меня тормозила моторама, без которой я не могу ничего дальше делать с фюзеляжем, так как для моторамы еще нужна загрузка в стапель силовой части и соответственно нельзя ничего добавлять к этой самой силовой части.
А для моторамы нужно время, вот и получилось, что только сегодня удалось сделать прорыв на оперативный простор…

По изготовлению моторамы были всякие разные идеи, в том числе и фрезеровка на 5-координатном ЧПУ. Но нет ничего лучше простых, осязаемых методов…
Моторный шпангоут позволит крепить JC-60 непосредственно за картер без проставочных втулок.
В моторном шпангоуте, из качественной 7мм фанеры, сделано 8-мь отверстий для буковых стержней. Направление отверстий сделал по месту круглым напильником , что оказалось совсем не сложно.
Первая фаза сегодня завершилась склейкой на стапеле, на смоле ЭД-20 с пластификатором.
Потом будут еще дополнительно усиливаться все узлы.
Моторный шпангоут сразу смещен на 4мм влево-вверх, с учетом дальнейшего выкоса мотора на 2град. вправо и вниз.

Solo

Очередной раз убеждаюсь, гениальные решения - всегда простые !!!

vlad_den

Для стороннего наблюдателя выглядит жутковато - 60-й мотор висит на каких-то паучьих лапах!😉
Но сомневаться в правильности конструкторских решений КБ Яковлев-Федоренко не приходится!😛

AirMax

И в самом деле, может быть хоть какие косыночки поставить между стержнями. То что мотор не улетит без самолета, сомневаться не приходится. Но вот на долгую эксплуатацию такого узла не стоит расчитывать. У настоящего то же самое выполнено из нержавеющих труб, а тут буковые стержни… Сомневаюсь… Может на фото не виден размах, и эти стержни по 15 мм в диаметре?

ANT53
AirMax:

эти стержни по 15 мм в диаметре?

Восемь 8мм стержней,вклеенных под углом в 7мм фанеру–довольно мощный узел.

AirMax

А я и не сомневаюсь в прочности, она в данном случае даже уходит на второй план. Я говорю про износостойкость и, как следствие, долговечность.