АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева
Яковлев умел навести “шик” и внутри и снаружи 😃
Приветствую, коллеги!
Наконец-то добрался до моделки! Удалось полноценно поработать первый раз после новогодних праздников над большим АИРом…
Меня тормозила моторама, без которой я не могу ничего дальше делать с фюзеляжем, так как для моторамы еще нужна загрузка в стапель силовой части и соответственно нельзя ничего добавлять к этой самой силовой части.
А для моторамы нужно время, вот и получилось, что только сегодня удалось сделать прорыв на оперативный простор…
По изготовлению моторамы были всякие разные идеи, в том числе и фрезеровка на 5-координатном ЧПУ. Но нет ничего лучше простых, осязаемых методов…
Моторный шпангоут позволит крепить JC-60 непосредственно за картер без проставочных втулок.
В моторном шпангоуте, из качественной 7мм фанеры, сделано 8-мь отверстий для буковых стержней. Направление отверстий сделал по месту круглым напильником , что оказалось совсем не сложно.
Первая фаза сегодня завершилась склейкой на стапеле, на смоле ЭД-20 с пластификатором.
Потом будут еще дополнительно усиливаться все узлы.
Моторный шпангоут сразу смещен на 4мм влево-вверх, с учетом дальнейшего выкоса мотора на 2град. вправо и вниз.
Очередной раз убеждаюсь, гениальные решения - всегда простые !!!
Для стороннего наблюдателя выглядит жутковато - 60-й мотор висит на каких-то паучьих лапах!😉
Но сомневаться в правильности конструкторских решений КБ Яковлев-Федоренко не приходится!😛
И в самом деле, может быть хоть какие косыночки поставить между стержнями. То что мотор не улетит без самолета, сомневаться не приходится. Но вот на долгую эксплуатацию такого узла не стоит расчитывать. У настоящего то же самое выполнено из нержавеющих труб, а тут буковые стержни… Сомневаюсь… Может на фото не виден размах, и эти стержни по 15 мм в диаметре?
эти стержни по 15 мм в диаметре?
Восемь 8мм стержней,вклеенных под углом в 7мм фанеру–довольно мощный узел.
А я и не сомневаюсь в прочности, она в данном случае даже уходит на второй план. Я говорю про износостойкость и, как следствие, долговечность.
У настоящего то же самое выполнено из нержавеющих труб, а тут буковые стержни… Сомневаюсь…
У древесины, да и у смолы … стойкость к усталостным деформациям в разы выше чем у металлов … так что за эксплуатационную долговечность, я думаю переживать не стоит 😉
В случае же “летных инцидентов” (тьфу тьфу тьфу) этот элемент сработает “слабым звеном” предохранителем для фермы фюзеляжа …
С уважением, Соло.
ПС А усилительные “косыночки” думаю вскоре появятся …
Приветствую, коллеги!
Самому интересно, как будет такая моторама в эксплуатации. Согласен насчет дерева по усталостным деформациям. Я ему доверяю больше, чем металлу. Раньше всегда на пилотагах буковые моторамы делались с усами на пол-фюзеляжа. По четверть века летали на ДВС-ах…
Здесь та же история. Надо правильно разнести усилия от мотора к силовым стержням фюзеляжа и будет это дело служить вечно. Безусловно, все узлы моторамы еще будут увязываться. Это пока только “наживка” топологии.
Сегодня снял эту “паучину” со стапеля. Все замечательно запозиционировалось. Жесткость такой стержневой системы запредельная! И это еще без усилений.
Заторцевал…
И сразу моторяку, конечно, примерил…
Больше всего меня интересовал вопрос центровки со столь легким двигателем на весьма коротком моторном плече…
На самый конец хвостовой балки положил 300гр (аккумулятор) и в такой композиции центровка получилась в районе 20%САХ. Это очень радует и вдохновляет! Можно идти дальше, зная что ждет и какими весами я располагаю в хвостовой части.
вот так будет увязываться задний узел стержней между собой буковой вставочкой и потом еще это будет обматываться кевларом на смоле. Так что с задними узлами все очень просто. А передние - чуть позже покажу …
Самый лучший композит создала Мать-Природа! 😃
Почти полукопия )))
А я и не сомневаюсь в прочности, она в данном случае даже уходит на второй план. Я говорю про износостойкость и, как следствие, долговечность.
Не смотря на небольшое упрощение (нет шарниров на подиоторной плите), все элементы ферменной рамы работают на растяжение или сжатие и реакции на основную конструкцию передают распределенную.
Почти полукопия )))
С таким управлением жизнь модели в воздухе будет длиной не более секунды!Взлёт и в землю!Против закона не попрёшь!😃
Это да но переделать не проблема заново перешить и врезать элероны
Есть предложение Зауру: открыть отдельную тему и подробнее рассказать о нелегкой судьбе модели, планах и перспективах.
Вы меня не поняли модель не моя я подписан на канал этого человека и мне показалось что здесь не будет лишним, извините за оф-топ
узлы моторамы еще будут увязываться. Это пока только “наживка” топологии.
Выглядит вполне надежно.
Возможно, что бегу впереди паровоза, изделие еще не закончено полностью, но я бы добавил поперечные штифты (вставить в “файрвол”, в его торец , параллельно его плоскости) которые дополнительно свяжут вклейку буковых стержней. Мысль в том, что на данный момент все держится на надежности клея. По вибрациям узел очень напряженный и , вдруг со временем, от эксплуатации , клей потрескается или там, стержень вдруг отклеится (он ведь де-факто к торцевой части дерева-фанеры приклеен - это не самое надежное клеевое соединение) , так вот эти штифты предотвратят саму возможность такого развития ситуации.
И сразу моторяку, конечно, примерил…
Моторяка вроде должен пахать как один из пяти,или это отменено?
Больше всего меня интересовал вопрос центровки со столь легким двигателем на весьма коротком моторном плече…
На самый конец хвостовой балки положил 300гр (аккумулятор) и в такой композиции центровка получилась в районе 20%САХ.
Ой-ой-ой!!Ещё бороться и бороться!(за центровку).😍
И сразу моторяку
Демпферы планируются?
Стержни не в торец фанере,а в самые, что ни на есть “дырки”. rcopen.com/forum/f82/topic422678/234
Будут еще усиления этого стыка.
Резиновые демпферы я использовал на 4-х тактном бензине, на JC летал без них. Считаю. что дерево очень хорошо гасит вибрации. Но посмотрим в эксплуатации, как будет работать моторама.
Для информации.
Наконец-то появилось время вплотную заняться проектом АИР-5-го.
Тяжело вжиться снова в проект, поэтому решил для начала сделать боле менее независимый агрегат - хвостовое оперение.
Стабилизатор довольно большой, как крыло метровой пилотажки.
Делаем по классике. бальзовые нервюры в пакете, двухполочные сосновые лонжероны, ламинированные бальзовые законцовки.
Примерно здесь стабилизатор будет навешиваться на хвостовую балку.
Стабилизатор будет съемный и регулируемый по углу установки.