АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева
Есть предложение Зауру: открыть отдельную тему и подробнее рассказать о нелегкой судьбе модели, планах и перспективах.
Вы меня не поняли модель не моя я подписан на канал этого человека и мне показалось что здесь не будет лишним, извините за оф-топ
узлы моторамы еще будут увязываться. Это пока только “наживка” топологии.
Выглядит вполне надежно.
Возможно, что бегу впереди паровоза, изделие еще не закончено полностью, но я бы добавил поперечные штифты (вставить в “файрвол”, в его торец , параллельно его плоскости) которые дополнительно свяжут вклейку буковых стержней. Мысль в том, что на данный момент все держится на надежности клея. По вибрациям узел очень напряженный и , вдруг со временем, от эксплуатации , клей потрескается или там, стержень вдруг отклеится (он ведь де-факто к торцевой части дерева-фанеры приклеен - это не самое надежное клеевое соединение) , так вот эти штифты предотвратят саму возможность такого развития ситуации.
И сразу моторяку, конечно, примерил…
Моторяка вроде должен пахать как один из пяти,или это отменено?
Больше всего меня интересовал вопрос центровки со столь легким двигателем на весьма коротком моторном плече…
На самый конец хвостовой балки положил 300гр (аккумулятор) и в такой композиции центровка получилась в районе 20%САХ.
Ой-ой-ой!!Ещё бороться и бороться!(за центровку).😍
И сразу моторяку
Демпферы планируются?
Стержни не в торец фанере,а в самые, что ни на есть “дырки”. rcopen.com/forum/f82/topic422678/234
Будут еще усиления этого стыка.
Резиновые демпферы я использовал на 4-х тактном бензине, на JC летал без них. Считаю. что дерево очень хорошо гасит вибрации. Но посмотрим в эксплуатации, как будет работать моторама.
Для информации.
Наконец-то появилось время вплотную заняться проектом АИР-5-го.
Тяжело вжиться снова в проект, поэтому решил для начала сделать боле менее независимый агрегат - хвостовое оперение.
Стабилизатор довольно большой, как крыло метровой пилотажки.
Делаем по классике. бальзовые нервюры в пакете, двухполочные сосновые лонжероны, ламинированные бальзовые законцовки.
Примерно здесь стабилизатор будет навешиваться на хвостовую балку.
Стабилизатор будет съемный и регулируемый по углу установки.
Андрей, там полки 10х3 сосна? А бальзовых твердых было бы недостаточно? Вес не будет смущать?
Полочки переднего лонжерона 7 х 2мм, заднего 5 х 2мм. Интуитивно… на почти метровый стабилизатор. Высота профиля небольшая - порядка 16мм.
Вес - да, тут надо экономить по максимуму, чтобы попасть в центровку. Надеюсь, что получится.
а вот и передний узел навески стабилизатора: Дюралевые кронштейны приклеены и приклепаны к фанерным носикам.
Так это вживляется в стабилизатор:
вид снизу на поворотный узел стабилизатора:
Рули высоты собираются непосредственно на стабилизаторе на узлах навески руля:
А это сам узел навески: кронштейн стабилизатора из 1.5мм КАСТА.
А руль высоты имеет проволочный 2мм кронштейн, закрепляемый на фанерной нервюре руля.
Сборка второго руля высоты:
силовой каркас стабилизатора практически готов к зашивке бальзой
Там маленький АИР-5 во всю гуляет уже по воздуху, вот решил и большенького на травку выгулять:
Это центральный узел навески стабилизатора. Сзади кронштейн для перестановки стабилизатора по углу атаки:
Стабилизатор готов к зашивке бальзой.
Установлены бальзовые стенки лонжеронов, кронштейны крепления расчалок и подкосов
Тесьма существенно повышает устойчивость нервюр стабилизатора.
Кронштейн крепления расчалок и подкосов приклеивается и приклепывается к пластинке КАСТа, а та в свою очередь к полке лонжерона. Потом еще будет бандаж из кевлара, увеличивающий надежность узла. И все это скроется бальзовой зашивкой
И потихоньку начал зашивать…
Приветствую, коллеги!
Каркасные работы над ГО плавно идут к завершению, хотя еще много мелкой работы под обтяжку. Стабилизатор получил феноменальную жесткость на кручение. Может столько и не надо… Но вес вполне пока меня устраивает
стабилизатор - 130гр. при размахе 960мм
Рули высоты - по 30гр, итого ГО в каркасе будет около 200гр.
На РН заложен ламинат из 1мм бальзы в 7слоев на ПВА , на пенопластовой оправке.
Киль симметричный, с большой стреловидностью, прямого участка нет, поэтому я издревле собираю такие агрегаты на внутреннем стапеле, что дает возможность, без всяких внешних стапелей, получить идеально ровный каркас очень технологичным способом.
Все очень просто.
Суть в том, что полки лонжеронов собираются на бальзовой стенке в соответствии с теоретическим контуром.
Потом вырезаются окна в промежутках между нервюрами, давая возможность их вставить идеально ровно и легко собрать каркас с уклонами во всех направлениях.
при склеивании контролируются перпендикулярности и коллинеарности осей нервюр и лонжеронов. После застывания, получаем уже жесткую основу, на которую можно собирать остальные элементы. Вырезанные окна заклеиваются на свои места.
Руль поворота у АИРа огромный. И он собирается уже на киле, который является для него стапелем, позволяющим зафиксировать нервюры РН, временно приклеиваемые к задней кромке циакрином. Все быстро, просто и точно!
получаем такой предварительный каркас киля и РН.
Разъединяем и дополняем РН еще одним задним лонжероном, врезаемым по месту.
Все лонжероны сосновые, двухполочные 5х1.5мм
Практически все ВО готово под зашивку бальзой. Надо только навеску РН сделать предварительно.
Вес ВО в таком состоянии - 30гр.
Интересно посмотреть в сравнении оперения маленького и большого АИР-5-го:) :
подскажите
а каким именно пва клеите?
сильно густой? бальза не сильно пьёт пва?
и ещё вопрос почему не просто циакрином клеите ведь так быстрее?
“ПВА столяр” Хенкелевский, по крайней мере раньше так было;).
и ещё вопрос почему не просто циакрином клеите ведь так быстрее?
Циакрин со временем разрушается. На него можно детали только прихватить, но проклеивать только смолой или ПВА
проклеивать только смолой или ПВА
Еще есть нитро клеи - типа эмалита - например UHU HART.
Андрей, поздравляю с Днем Рожденья! Успехов и счастья дома, на работе и в хобби! Надеюсь, к следующему сезону один из АИР-ов будет готов!
Спасибо, Володя!
Летный сезон заканчивается. Все лето было посвящено интенсивным полетам, поддержке летного состояния моделей, и самое главное - формированию ВПП в Спас-Загорье, без которой большие проекты нет смысла делать.
Продолжаем с женой все выходные грести траву, жечь костры из нее, понемногу выравнивать вручную. Уже имеем вполне приличную полосу 100 х 35 метров. В ближайшее время надеемся, что помогут техникой выкосить еще одну полосу 150 х 25 метров под 45 градусов к имеющейся. Но ее тоже надо будет доводить вручную до летного состояния. Так что “творческой” работы еще до конца теплого сезона. В зиму хочется уйти с выкошенной и облагороженной ВПП!
Что касается больших проектов, то теперь появляется стимул их делать - есть где летать! Планы не изменны - конечно АИРы, ИМ 1/10 надо привести в летное состояние, В-2 и “летающий сарай” (SkyVan 1/5) висят, ждут рук… Так что работы выше крыши!
С Днем Рождения!
Здоровья, счастья, сделать задуманное, задумать новое…
Всего самого наилучшего!
С Днюхой,Андрей! И пусть удача,счастье полёта души и воплощённой мысли сопровождали тебя и в семье и на аэродроме. Ну и крепкого здоровья, чтоб всё задуманное воплотить и поднять в небо, в том числе и жену на руки,которая разделяет твои стремления и помогает в твоём хобби.
С Днем Рождения, Андрей! Скорейшего завершения текущих проектов и много новых на радость нам всем!😉
С Днем рождения! Здоровья и новых проектов, воплощения всех замыслов!