АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

ДедЮз
AirMax:

А я и не сомневаюсь в прочности, она в данном случае даже уходит на второй план. Я говорю про износостойкость и, как следствие, долговечность.

Не смотря на небольшое упрощение (нет шарниров на подиоторной плите), все элементы ферменной рамы работают на растяжение или сжатие и реакции на основную конструкцию передают распределенную.

ANT53
Kant1:

Почти полукопия )))

С таким управлением жизнь модели в воздухе будет длиной не более секунды!Взлёт и в землю!Против закона не попрёшь!😃

Kant1

Это да но переделать не проблема заново перешить и врезать элероны

vlad_den

Есть предложение Зауру: открыть отдельную тему и подробнее рассказать о нелегкой судьбе модели, планах и перспективах.

Kant1

Вы меня не поняли модель не моя я подписан на канал этого человека и мне показалось что здесь не будет лишним, извините за оф-топ

75777
fed:

узлы моторамы еще будут увязываться. Это пока только “наживка” топологии.

Выглядит вполне надежно.

Возможно, что бегу впереди паровоза, изделие еще не закончено полностью, но я бы добавил поперечные штифты (вставить в “файрвол”, в его торец , параллельно его плоскости) которые дополнительно свяжут вклейку буковых стержней. Мысль в том, что на данный момент все держится на надежности клея. По вибрациям узел очень напряженный и , вдруг со временем, от эксплуатации , клей потрескается или там, стержень вдруг отклеится (он ведь де-факто к торцевой части дерева-фанеры приклеен - это не самое надежное клеевое соединение) , так вот эти штифты предотвратят саму возможность такого развития ситуации.

ANT53
fed:

И сразу моторяку, конечно, примерил…

Моторяка вроде должен пахать как один из пяти,или это отменено?

fed:

Больше всего меня интересовал вопрос центровки со столь легким двигателем на весьма коротком моторном плече…
На самый конец хвостовой балки положил 300гр (аккумулятор) и в такой композиции центровка получилась в районе 20%САХ.

Ой-ой-ой!!Ещё бороться и бороться!(за центровку).😍

fed:

И сразу моторяку

Демпферы планируются?

fed

Стержни не в торец фанере,а в самые, что ни на есть “дырки”. rcopen.com/forum/f82/topic422678/234
Будут еще усиления этого стыка.

Резиновые демпферы я использовал на 4-х тактном бензине, на JC летал без них. Считаю. что дерево очень хорошо гасит вибрации. Но посмотрим в эксплуатации, как будет работать моторама.

3 months later
fed

Наконец-то появилось время вплотную заняться проектом АИР-5-го.
Тяжело вжиться снова в проект, поэтому решил для начала сделать боле менее независимый агрегат - хвостовое оперение.

Стабилизатор довольно большой, как крыло метровой пилотажки.
Делаем по классике. бальзовые нервюры в пакете, двухполочные сосновые лонжероны, ламинированные бальзовые законцовки.


Примерно здесь стабилизатор будет навешиваться на хвостовую балку.


Стабилизатор будет съемный и регулируемый по углу установки.

vlad_den

Андрей, там полки 10х3 сосна? А бальзовых твердых было бы недостаточно? Вес не будет смущать?

fed

Полочки переднего лонжерона 7 х 2мм, заднего 5 х 2мм. Интуитивно… на почти метровый стабилизатор. Высота профиля небольшая - порядка 16мм.
Вес - да, тут надо экономить по максимуму, чтобы попасть в центровку. Надеюсь, что получится.

а вот и передний узел навески стабилизатора: Дюралевые кронштейны приклеены и приклепаны к фанерным носикам.

Так это вживляется в стабилизатор:

вид снизу на поворотный узел стабилизатора:

Рули высоты собираются непосредственно на стабилизаторе на узлах навески руля:

А это сам узел навески: кронштейн стабилизатора из 1.5мм КАСТА.
А руль высоты имеет проволочный 2мм кронштейн, закрепляемый на фанерной нервюре руля.

Сборка второго руля высоты:

силовой каркас стабилизатора практически готов к зашивке бальзой

Там маленький АИР-5 во всю гуляет уже по воздуху, вот решил и большенького на травку выгулять:


Это центральный узел навески стабилизатора. Сзади кронштейн для перестановки стабилизатора по углу атаки:

fed

Стабилизатор готов к зашивке бальзой.
Установлены бальзовые стенки лонжеронов, кронштейны крепления расчалок и подкосов
Тесьма существенно повышает устойчивость нервюр стабилизатора.

Кронштейн крепления расчалок и подкосов приклеивается и приклепывается к пластинке КАСТа, а та в свою очередь к полке лонжерона. Потом еще будет бандаж из кевлара, увеличивающий надежность узла. И все это скроется бальзовой зашивкой

И потихоньку начал зашивать…

fed

Приветствую, коллеги!
Каркасные работы над ГО плавно идут к завершению, хотя еще много мелкой работы под обтяжку. Стабилизатор получил феноменальную жесткость на кручение. Может столько и не надо… Но вес вполне пока меня устраивает
стабилизатор - 130гр. при размахе 960мм
Рули высоты - по 30гр, итого ГО в каркасе будет около 200гр.

На РН заложен ламинат из 1мм бальзы в 7слоев на ПВА , на пенопластовой оправке.

Киль симметричный, с большой стреловидностью, прямого участка нет, поэтому я издревле собираю такие агрегаты на внутреннем стапеле, что дает возможность, без всяких внешних стапелей, получить идеально ровный каркас очень технологичным способом.
Все очень просто.
Суть в том, что полки лонжеронов собираются на бальзовой стенке в соответствии с теоретическим контуром.
Потом вырезаются окна в промежутках между нервюрами, давая возможность их вставить идеально ровно и легко собрать каркас с уклонами во всех направлениях.

при склеивании контролируются перпендикулярности и коллинеарности осей нервюр и лонжеронов. После застывания, получаем уже жесткую основу, на которую можно собирать остальные элементы. Вырезанные окна заклеиваются на свои места.

Руль поворота у АИРа огромный. И он собирается уже на киле, который является для него стапелем, позволяющим зафиксировать нервюры РН, временно приклеиваемые к задней кромке циакрином. Все быстро, просто и точно!

получаем такой предварительный каркас киля и РН.

Разъединяем и дополняем РН еще одним задним лонжероном, врезаемым по месту.
Все лонжероны сосновые, двухполочные 5х1.5мм
Практически все ВО готово под зашивку бальзой. Надо только навеску РН сделать предварительно.
Вес ВО в таком состоянии - 30гр.

Интересно посмотреть в сравнении оперения маленького и большого АИР-5-го:) :

1 month later
vvvv

подскажите
а каким именно пва клеите?
сильно густой? бальза не сильно пьёт пва?
и ещё вопрос почему не просто циакрином клеите ведь так быстрее?

8 days later
Chirebilli

“ПВА столяр” Хенкелевский, по крайней мере раньше так было;).

majoro
vvvv:

и ещё вопрос почему не просто циакрином клеите ведь так быстрее?

Циакрин со временем разрушается. На него можно детали только прихватить, но проклеивать только смолой или ПВА

vlad_den
majoro:

проклеивать только смолой или ПВА

Еще есть нитро клеи - типа эмалита - например UHU HART.

1 month later
vlad_den

Андрей, поздравляю с Днем Рожденья! Успехов и счастья дома, на работе и в хобби! Надеюсь, к следующему сезону один из АИР-ов будет готов!

fed

Спасибо, Володя!
Летный сезон заканчивается. Все лето было посвящено интенсивным полетам, поддержке летного состояния моделей, и самое главное - формированию ВПП в Спас-Загорье, без которой большие проекты нет смысла делать.
Продолжаем с женой все выходные грести траву, жечь костры из нее, понемногу выравнивать вручную. Уже имеем вполне приличную полосу 100 х 35 метров. В ближайшее время надеемся, что помогут техникой выкосить еще одну полосу 150 х 25 метров под 45 градусов к имеющейся. Но ее тоже надо будет доводить вручную до летного состояния. Так что “творческой” работы еще до конца теплого сезона. В зиму хочется уйти с выкошенной и облагороженной ВПП!
Что касается больших проектов, то теперь появляется стимул их делать - есть где летать! Планы не изменны - конечно АИРы, ИМ 1/10 надо привести в летное состояние, В-2 и “летающий сарай” (SkyVan 1/5) висят, ждут рук… Так что работы выше крыши!