АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

fed

… вылупился… буковый зародыш аэромобиля😁

Вес силовой фермы в данном состоянии - 450гр.

Следующая задача - состыковаться с хвостовой балкой.
Безжалостно удаляем передний типа шпангоут балки, который выполнял технологическую функцию.
Для того чтобы плавно передать усилия от центральной части на лонжероны хвостовой балки делаются такие буковые посредники. Проушины нужно приклеивать и приматывать к жесткому буку, и бук “размазывает” усилия на уголковые лонжероны. Проушины из дюраля приклеиваются горячим способом на БФ-2 по отработанной уже технологии, и приматываются нитью СВМ с усилием, и потом окончательная просушка горячим феном. Получается очень эффективное и надежное сопряжение металла с деревом.


Собираем узлы стыковки, тщательно контролируя положение балки относительно силовой части фюзеляжа по всем осям. Ось симметрии фюзеляжа пробивается сильно натянутой капроновой нитью.

Вот такая жирная зверюка получается!😛


Вроде все ровно и симметрично, завтра посмотрим, что получилось…

Horizont

Да ! Вот это я понимаю - мастерство ! Не на такое смотреть мне опасно, подхвачу до кучи заразу какую !

fed

Это технологический разъем, в соответствии с прототипом. Хвостовая балка имеет излом по лонжеронам относительно центральной по всем осям. Так удобно стыковать эти секции.
И на прототипе, по всей видимости технологично было делать агрегаты раздельно, что подтвердила и работа с моделью.
Фюзеляж будет окончательно скручен на каком-то этапе, когда дело дойдет до гаргротов, а пока будет удобно работать над частями отдельно, так как длина фюза уже подбирается к двум метрам.

vlad_den

Не исключено, что одной из причин такой конструкции прототпа было - цитата: "Потом получили уголок сборочного цеха и отгородили его платяными шкафами.
Во время сборки самолета, когда пришлось навешивать крыло, оперение, ставить мотор, отведенная площадь оказалась мала.
"

fed

… Хвостовая балка стала на свое место вроде без перекосов.
Теперь можно делать передний шпангоут балки:


Заодно примерил миниАИР-5 к его “большому брату” Интересно, что фюзеляжи сейчас, примерно, в одинаковых стадиях постройки.
Очень интересно смоделировать все сначала на маленьком … но все пойдет примерно параллельно

Chirebilli

Случайно наткнулся на описание интерьера АИР-6, может встречали а может и нет… На полу трехместной кабины лежал ворсистый серый коврик, сиденье летчика и пассажирский диванчик обиты сереньким вельветом с аккуратными синими окантовками, стены и потолок отделаны светло-серой байкой, а по стыкам панелей пущены фанерные штапики, полированные под красное дерево. Даже головки шурупов были отникелированы и отполированы, а на задней стенке кабины, над диванчиком, красовалась овальная виньетка, тоже в полированной рамке, набранная из вертикальных складок серого блестящего шелка. Изящная дверца с раздвижными стеклами при открытии автоматически фиксировалась к подкосу крыла пружинным стопором (с музыкальным звоном).

ANT53

Яковлев умел навести “шик” и внутри и снаружи 😃

12 days later
fed

Приветствую, коллеги!

Наконец-то добрался до моделки! Удалось полноценно поработать первый раз после новогодних праздников над большим АИРом…

Меня тормозила моторама, без которой я не могу ничего дальше делать с фюзеляжем, так как для моторамы еще нужна загрузка в стапель силовой части и соответственно нельзя ничего добавлять к этой самой силовой части.
А для моторамы нужно время, вот и получилось, что только сегодня удалось сделать прорыв на оперативный простор…

По изготовлению моторамы были всякие разные идеи, в том числе и фрезеровка на 5-координатном ЧПУ. Но нет ничего лучше простых, осязаемых методов…
Моторный шпангоут позволит крепить JC-60 непосредственно за картер без проставочных втулок.
В моторном шпангоуте, из качественной 7мм фанеры, сделано 8-мь отверстий для буковых стержней. Направление отверстий сделал по месту круглым напильником , что оказалось совсем не сложно.
Первая фаза сегодня завершилась склейкой на стапеле, на смоле ЭД-20 с пластификатором.
Потом будут еще дополнительно усиливаться все узлы.
Моторный шпангоут сразу смещен на 4мм влево-вверх, с учетом дальнейшего выкоса мотора на 2град. вправо и вниз.

Solo

Очередной раз убеждаюсь, гениальные решения - всегда простые !!!

vlad_den

Для стороннего наблюдателя выглядит жутковато - 60-й мотор висит на каких-то паучьих лапах!😉
Но сомневаться в правильности конструкторских решений КБ Яковлев-Федоренко не приходится!😛

AirMax

И в самом деле, может быть хоть какие косыночки поставить между стержнями. То что мотор не улетит без самолета, сомневаться не приходится. Но вот на долгую эксплуатацию такого узла не стоит расчитывать. У настоящего то же самое выполнено из нержавеющих труб, а тут буковые стержни… Сомневаюсь… Может на фото не виден размах, и эти стержни по 15 мм в диаметре?

ANT53
AirMax:

эти стержни по 15 мм в диаметре?

Восемь 8мм стержней,вклеенных под углом в 7мм фанеру–довольно мощный узел.

AirMax

А я и не сомневаюсь в прочности, она в данном случае даже уходит на второй план. Я говорю про износостойкость и, как следствие, долговечность.

Solo
AirMax:

У настоящего то же самое выполнено из нержавеющих труб, а тут буковые стержни… Сомневаюсь…

У древесины, да и у смолы … стойкость к усталостным деформациям в разы выше чем у металлов … так что за эксплуатационную долговечность, я думаю переживать не стоит 😉

В случае же “летных инцидентов” (тьфу тьфу тьфу) этот элемент сработает “слабым звеном” предохранителем для фермы фюзеляжа …

С уважением, Соло.

ПС А усилительные “косыночки” думаю вскоре появятся …

fed

Приветствую, коллеги!

Самому интересно, как будет такая моторама в эксплуатации. Согласен насчет дерева по усталостным деформациям. Я ему доверяю больше, чем металлу. Раньше всегда на пилотагах буковые моторамы делались с усами на пол-фюзеляжа. По четверть века летали на ДВС-ах…
Здесь та же история. Надо правильно разнести усилия от мотора к силовым стержням фюзеляжа и будет это дело служить вечно. Безусловно, все узлы моторамы еще будут увязываться. Это пока только “наживка” топологии.

Сегодня снял эту “паучину” со стапеля. Все замечательно запозиционировалось. Жесткость такой стержневой системы запредельная! И это еще без усилений.
Заторцевал…

И сразу моторяку, конечно, примерил…

Больше всего меня интересовал вопрос центровки со столь легким двигателем на весьма коротком моторном плече…
На самый конец хвостовой балки положил 300гр (аккумулятор) и в такой композиции центровка получилась в районе 20%САХ. Это очень радует и вдохновляет! Можно идти дальше, зная что ждет и какими весами я располагаю в хвостовой части.


вот так будет увязываться задний узел стержней между собой буковой вставочкой и потом еще это будет обматываться кевларом на смоле. Так что с задними узлами все очень просто. А передние - чуть позже покажу …

Ирбиус

Самый лучший композит создала Мать-Природа! 😃

ДедЮз
AirMax:

А я и не сомневаюсь в прочности, она в данном случае даже уходит на второй план. Я говорю про износостойкость и, как следствие, долговечность.

Не смотря на небольшое упрощение (нет шарниров на подиоторной плите), все элементы ферменной рамы работают на растяжение или сжатие и реакции на основную конструкцию передают распределенную.