АВФ-10. А.С. Яковлев

Nemo

Коллеги, спасибо за мнения.
Но скорее всего сделаю по варианту “В”
Бальзовая ферма 8*8 + кницы заподлицо с рейками + армирование шпоном 0,6 (возможно).
Конструкции из бальзы большого сечения имеют достаточную прочность при низком весе. Растяжки, закрепленные в фанерных (1 мм) кницах дадут жесткость.
По весу должно быть легче, чем 8*3 сосновые уголки.
Очень хочу уложиться в 1 кг, что даст 20 граммовую нагрузку. С точки зрения аэродинамики планер далек от соверенства, посему делать его необходимо максимально легким.

Скорее бы выходные 😵

Щорс
Nemo:

Коллеги, сечение лонжерона хвостовой балки должно быть при 6-м масштабе около 6-8 мм. Вес балки должен быть минимальным ввиду короткого носа и проблемы с центровкой. Посему выполнить лонжерон из целиковой рейки не получится. Склоняюсь к наборному лонжерону с бальзовым сердечником, обшитым липовой пластиной 2 мм.

Развейте сомнения, подскажите.

Это очень тяжелые варианты. Для такой небольшой модели я-бы делал из сосны 4*1,5 по технологии, описанной недавно Андреем Федоренко. Прочность и жесткость феноменальная при малом весе - сам попробовал.
rcopen.com/forum/f82/topic422678/161 начиная со 169 поста.
или тут rcopen.com/forum/f82/topic440382

fed

Приветствую, Игорь!
Замечательно, что “яковлевская” тема развивается!
Я тоже обязательно буду делать этот планер, (может АВФ-20) в 12 масштабе для затягивания за АИР-5(1/12).

Широко известны затягивания больших моделей планеров большими моделями самолетов.
Я наименьшую пару применял - буксировщик 1800мм (ДВС 46-й) + планер 1,5м
Вообще интересно, какие самые наименьшие масштабы пары “буксировщик- планер” известны?
А вот что ждет на мелком (в районе метра) масштабе легкого буксировщика (200 - 250гр) с легким планером(40 - 50гр) ? Интересно до жути попробовать!

Думал и над 1/4 масштабом для затягивания за АИР-5(1/4)

Так что, есть предложение пересечься с твоим планером, где нибудь на летной площадке для совместных полетов!

Что касается конструкции фермы.
Я делал хвостовую балку на АИР-5 по немного измененной технологии Ф.А.Овчинникова:
rcopen.com/forum/f82/topic422678/182
Пока очень доволен весовыми и прочностными характеристиками. Еще даже без расчалок - удивительное сооружение по жесткости!
По материалу, думаю, сосне нет конкурентов по механическим свойствам. Липа - не то!
Сосна именно на изгиб отлично работает. Для балки - оптимально!

Клеевые швы при оклейке бальзы дадут вес, сыкономленный на меньшей плотности бальзы. Фанера нужна на кницах - в пролетах она бестолкова.

p.s. Упс… , Сергей чуть опередил…

Nemo

Сергей, спасибо за наводку. Читал этот шедевр. Здорово придумано и конструктив весьма хорош, технологичен и имеет достаточную жесткость.
Длины хвостовых балок у нас почти совпадают (правда мидель у АИР в 2 раза больше, но это влияет только на размеры шпангоутов). Вес пустой балки у АИР - 133 гр. Для самолета его размаха - самое оно, да и требования по жесткости у него выше.
Мне нужно получить балку с 8 мм сечением (4 мм не очень копийно. Обшивка должна быть полупрорзрачной и показывать каркас) и раза в 2 легче
Время порассуждать пока есть 😃 Работа съедает все время 😦

Андрей, с удовольствием читаю ваши темы, Спасибо за ценную информацию. Дойдем до финиша - полетаем 😃

Nemo

Провел простенькие расчеты веса конструкции в 3-х вариантах. Кницы и клей не учитывал. Это присутствует в каждом из вариантов.

Мда, принципиальной разницы в весе не получил, ну а минимально необходимую жесткость дает каждый из вариантов 😮

ANT53

Ребят,вы забываете,что на АИРе будет стоять двигатель, а планеру не нужна такая"сверхпрочность".Растяжки,обшивка +бальзовая ферма дадут отличную прочность и малый вес.

fed:

есть предложение пересечься с твоим планером

Я так и предполагал про тягач.Будет просто загляденье в воздухе!

fed
Nemo:

С точки зрения аэродинамики планер далек от совершенства

Думаю, что не совсем так…

В отчёте о состязаниях летчик Шмелев отмечал следующее:
“Почти при полном безветрии, с самым незначительным превышением места взлета над местом посадки, на этом планере удавалось за время минутных полетов проходить расстояние по прямой до 600 м… Весь планер отличается чрезвычайно удачными, в смысле аэродинамических качеств, формами. За время весьма многочисленных полетов планер проявил большую летучесть, способность взлетать при самом малом ветре, управляемость и устойчивость… Летая на АВФ-10, поневоле поражаешься, как может столь неприхотливый аппарат, взлетая при ничтожном ветре на малой возвышенности, проходить расстояние, во много раз превышающее то, которое думаешь пройти, направляясь в полет. В воздухе планер плавно и упорно идет вперед, как бы влекомый каким-то невидимым бесшумным мотором, вполне повинуясь движению рулей”.
24 ноября 1924 г. в Москве были отмечены призами и грамотами 15 планеров, участвовавших в состязании, в том числе и АВФ-10 как “одна из лучших машин переходно-тренировочного назначения”.

Планер АВФ-10 весьма “чист” аэродинамически. Интересен его фюзеляж, не имеющий сужения к хвосту. Фактически, это несущий фюзеляж, создающий дополнительную подъемную силу за счет бокового профиля, близкого профилю крыла. (а ведь А.С.Яковлеву было всего 18лет!!!)
Аналогичные решения применялись и значительно позже, на легком любительском самолете Hiperbipe SNS-7:
и английском двухмоторном “Short SC7 Skyvan”:

Тем более интересно поднять копию яковлевского планера. Летать будет замечательно, и рули большие… Так что и пилотаж можно делать.
А у АВФ-20, после ремонта, вообще очень интересный и толковый фюзеляж в профиль :

Похоже, эти планера летали только с резинового амортизатора, но благодаря восходящим потокам в Коктебеле, могли легко набирать высоту.

Очень интересно сделать ретроспективу событий тех давних лет, и теоретически можно представить буксируемый взлет планеров АВФ10/АВФ20 за АИРами. АИР-5/ АИР-6, как нельзя лучше подходят на роль буксировщиков…

Nemo

Андрей, приветствую.
Не буду вдаваться во всякие аэродинамические расчеты (не мое), но АВФ имеет довольно малое удлинение крыла - 8, при рекомендуемых нормативах на моделях планеров 12-16
Коэф стабилизации ГО - 0,4 (хотелось бы от 0,8)
Расчалки не улучшают аэродинамическое качество.
Квадратный мидель фюзеляжа - не лучшее аэродинамическое сечение.
Посему спасением ситуации может быть только низкая нагрузка на крыло. По весу хочу уложиться в 1 кг, что даст около 20 гр/дм при нормативе 14.
НО:
Для того времени - это был один из лучших планеров, да и в Коктебеле с его потоками летит почти все 😃

AirMax

Приветствую всех!
Вы извините меня за то, что я сейчас скажу. Все авиамоделисты прекрасно знают что прекрасные летные характеристики прототипа совсем не означают преемственность этих свойств в модели. И тем не менее, каждый раз заводят подобные разговоры. Я и сам такой, грешен… Не думаю, что летные характеристики этой модели будут хоть сколько нибудь выдающимися. Хоть планер мне симпатичен. И еще… Однозначно можно утверждать одно - выбранный масштаб слишком большой. Уже на данный момент приходится “ловить” каждый грамм, проводить эксперименты с материалами. Все эти изыскания рисуют не радужную картину. Если мы говорим о создании копии, пусть даже упрощенной, то к ожидаемому (или даже к расчетному) весу следует добавить еще четверть. Я, простите за самонадеянность, советовал бы, пока не поздно, увеличить размер модели. Если выбор стоит между размахом разборного крыла в два метра или в три, при максимальной длине фюзеляжа в 1620 мм, то однозначно надо идти по пути укрупнения модели.

ANT53
AirMax:

увеличить размер

Абсолютно верно!

Nemo

Максим, спасибо за правильные мысли, но остановлюсь все же на 2 метрах по причине того, что 3 м таскать леером тяжко и трактор должен быть серьезным. 2 м я и с хай-старта заброшу. Копийности особой не предвидится. Это будет полукопия, ну а “ловить каждый грамм и экспериментировать с материалами” - это всегда интересно, в этом и есть наше хобби! 😃

Chirebilli

Здравствуй, Игорь. Такая мысль- у комнатников есть технология, когда вдоль бальзовой кромки клеится бор волокно. Бор конечно очень дорог, но ведь можно заменить угольным волокном или на крайняк стекловолокно.

Nemo

Роман, спасибо за информацию, но в композиты не полезу. Ретро - чисто деревянная модель. Нет такой задачи экономии веса, как у комнатников. Известно, что бальза заметно упрочняется при ее ламинировании иным материалом

ДедЮз

Из реальной практики. Планера с профилем Clark Y 10%, размах 1.85…2м и нагрузка 17…20 г/дм кв. Отлично зтягиваются и втыкаются в термики или динамики. Летаем от 5 до 20 мин. Аэродинамика близкая к вашей.

Nemo

Иосиф спасибо, на это и рассчитываю 😃

ANT53

Я со своим композитным мотопланером размахом 190см и весом 1450гр., как то в начале лета поймал такие термики,что часа полтора летал,можно было ещё ,но шея затекла,в пике! пробил их и приземлился.Игорь,уверен,-в термиках твой планер доставит тебе удовольствие!

Nemo

Анатолий спасибо, но до этого еще долгий путь.
А пока режу заготовки 😃

Nemo

Ну вот дело сдвинулось с мертвой точки.
В выходные собрал каркас фюзеляжа.
Каркас собран из бальзы 5/5. Узлы будут укреплены кницами
На лонжероны пошла твердая бальза 200 гр. На пояса шпангоутов - легкая 100 граммовая.
Первые три носовых пояса осина. Это силовые шпангоуты, несущие шасси и нагрузку расчалок

Каркас получился довольно жестким. Кницы дополнительно укрепят узлы
Вес - 44 гр. Думаю, что для метрового размаха и сечения 100*100 и 6 метров погонажа это нормально.

P.S.
Вспомнил себя добрыми словами, когда подключил к станку пылесос 😃

fed

Класс! Процесс пошел!
Эх, надо тоже подключаться к проекту АВФ, для маленького масштаба… Хочется!

По “Умелым рукам” - замечательное решение! Надо будет и себе такое сделать когда буду дома пилить.

ANT53

Отлично! Дело пошло и станочек закрутился!

fed:

надо тоже подключаться к проекту АВФ

Производственных мощностей хватит?😍 😎😃