Первая настоящая легенда в моём авиопарке или строим Fokker dr1 для F4F
Приветствую, Владислав!
Здорово ,что взялся за такой проект. Да уж… Прототип классный , в смысле легендарности.
Но для микро резинки… Это жесть!
У меня с “Красным бароном” свои отношения 😃
Три было. 1/8 электро - строил мой воспитанник Макс под тщательным присмотром моим.
Летал превосходно! В том числе и на чемпионате .
Я строил и летал на бензиновом 1/4 - душевнейший самолёт. Смотрится в воздухе, особенно с 4-х тактным бензином завораживающе!
Народ был в восторге на чемпионате.
Был и "peanut’ - Макс строил, как я его не отговаривал, как не убеждал, что это архисложно и почти не реально…
Постройку максимально контролировал и советовал… Построил… Смотрелся чудненько
Строили из легчайшей 0.076 г/см3 бальзы . каркас до невозможности лаконичный. Обтяжка из крашенной конденсаторки.
Все равно превысили 9гр. …
Тут вот какая штука… Я очень давно пришёл к выводу, что "peanut’ должны быть до 7гр. Тогда реально лететь на двух нитках 1х2 мм резины.
Как только превышаем этот взлетный… А биплан даёт прирост сопротивления, адекватный + ещё типа 5гр…
А триплан… - это ещё коэффициентик к взлетному…
Нет, это все полетит конечно при ювелирной настройке… И с соответствующим сечением резины…
Которая будет уже на пределе сжимать лонжероны фюза, неплохо себя чувствующие на сечении 1х 2мм, тут уже начинается экстрим с заводкой мотора на полетные обороты… Если 1х2 резину мы обычно крутим на 1000 -1200оборотов, то большие сечения уже этого не позволят
Обрыв мощного мотора - это почти верная смерть фюзу. 1х2мм рвётся не сильно разрушая фюз. Ну пару стоечек, частично обшивка, но лететь ещё можно…
Это только один маленький аспект проблем, не трогая настройку.
Каждый лишний грамм для микро резинок - это лавинообразное увеличение проблем.
Мощный мтор даёт жуткий реактивный момент винта , который надо компенсировать всем - круткой крыла, перекосом стабилизатора, рулём направления, выкосом мотора. И все должно быть ювелирно согласовано , бить в одну точку - обеспечение правильного виража с наименьшими потерями мощности.
Но… Тем ценнее и слаще победа, когда это микрочудо летит, ввинчиваясь правильным виражом и каждая секунда полёта, добытая регулировкой… С чем это можно сравнить? Да , пожалуй не с чем.! Это НАСТОЯЩИЙ моделизм!
Успеха и вдохновения! Все получится! Начало отличное. Очень интересно…
очень приятно, что на мою скромную пэрсону обратили вномание два человека.ю коих считаю великими мастерами в этом классе))
по поводу веса - да, всё понимаю, но боюсь что будет тоже около 9-10 грамм, увы, но у меняуже есть один пинат с таким весом (правда монопланчик, вес у которого таким стал исключительно после центрования) - м.б. бис (о всех моих уже готовых F4F расскажу-покажу немного опосля)
так вот, летал я на нём вполне стабильно 30-35 секунд, но так как шасси я сделал копийными, а винт архибольшого диаметра, взлёт с земли осуществить не удалось (а это аж 10 секунд плюсом)
про лобовое сопротивление тоже думал, так что пока сделал “колбасу для нарезки нервюр” потоньше оригинального профиля (фото прилагается), в связи с чем вопрос - будет ли хорошо или стоит делать хороший 3мм профиль и плевать на копийность?
к слову, толщина профиля уменьшена с 6.5 до 4.5 с сохранением оригинальной срединной линии, вследствие чего профиль стал более изогнутым чем на оригинале.
Андрей, вопрос лично к вам - а вы лобик на крыле делали? если да, то какой - арочками, как на большинстве чертежей, зигзагом или вообще без оного? до чего мы с товарищами додумались, это что в оригинале этот лобикбыл из ткани/кожи и слегка поднатянут, и изначально он был зигзагом, но при натяжке начал провисать, вот его арочным и сделалию
кста, на моделке ещё один фрукт начал делать эту модель - сфоткал наши стабилизаторы для сравнения
По идее на копийность должно быть чуточку наплевать в пользу лётных свойств модели. Профиль чем тоньше ( и не только для данного проекта) тем лучше.Скорее всего придётся всю крыльевую коробку сдвигать назад, иначе проскочите дедлайн в 7 гр. Резать нервюры из ,колбасы, - хороший подход. Сделайте строгалку из натянутой бритвы и будете получать нервюры 0.2 При желании сможете поставить копийное их число( хотя законы поощряют этот факт не так щедро, как длительность полёта), при условии микросклейки. Нервюры прекрасно имитируются серым и коричневым карандашами. Ваша задача- не вылететь за весовые пределы, и экономить десятые грамма. В куполе зонтика достаточно иметь три спицы, чтобы вас не промочил дождь(китайская мудрость). Остальное для красоты.
п.с. Что за материал применялся в постройке мотора? Где в фюзеляже опорный шпангоут для зацепа резины?
вот я и вернулся. короче, перед продолжением бреда сивой кабылы моего повествования захотелось слегка похвастаться своими пинатами.
Pilatus pc-6 porter
материал - депрон
вес - 6.5г с резиной
вдохновлен вашим, Андрей, видео
Мессершмит бф-109
эта модель была сделана совсем в плохих условиях - я болел, мой сэнсэй уехал отдыхать в солнечную Финляндию и дабы одолеть хандру бул сделан этот мессер
jodel bebe
ещё один странный эксперимент
модель получилась непростительно тяжёлой - 10.2г, хоть и весу там набирать было негде, ну да фиг с ним
МиГ-3
эта модель была отчаянной попыткой сделать летабельный низкоплан - ох уж эта погоня за результатом))
теперь гвоздь авиапарка - Моска М.Б. бис
сказочная машина. первым моим пенатом была именно эта модель, но в пенопластовом исполнении (состояние плачевное, сегодня-завтра доремонтирую и покажу), на вторую её годовщину сделал бальзовый вариант, который на данный момент - мой любимый пенат
вес - 9.8г и всё изза оочень короткой морды
теперь по вопросам и отчётик
опорный шпангоут посередине хорды стаба (сделал для максимального удлинения мотобазы)
мотор выполнен из бальзы, потом чёрный маркер и серебрянка в нитролаке с дальнейшим покрытием нитролаком в один тоооненький слой и патрубки из проволки. муляж мотора получился ужасно тяжёлым - 2.3г, но могу успокоить:
- изнутри всё будет выковыряно
- нос катастрофически короток, так что лучше так набрать весу на насучем тупо клеить свинец
сегодня сделал станочек для нарезки калбасы на нервюры
и приспособу для нарезания арочныш дырок для лобика (всё как в оригинале)
оговорюсь, что лобик вместе с задней кромкой будут силовыми - никакого лонжерона (эксперимент)
также подкрасил морилочкой винтик
иииии…(барабанная дробь) сделал уже третий раз колбасудля нервюр (снова другую) - на этот раз цельную, не переклей, максимальная толщина 3.4 мм весь избитый дырками и с углублением под лобик
Влад, пару советов как я вижу.
Опорный шпангоут я бы передвинул вперёд все же вес штырька и резины на хвосте будут ощютимы.
Насчет нервюр, мой тебе совет сделай как на своём Моке и не выдумывай про лобик иначе на консолях веса наберешь. Та “колбаса” что У тебя толщиной в 3мм исколется вся!
Павел! про шпангоут пока сам думаю. может и подвину вперёд мальца. а про крыло - есть опыт такого крылоделанья (у Сергея), крыло получается оочень лёгкое и достаточно пластичное, так что вот так. Что за Мока? если речь о м.б. бисе, то там куча лонжеронов, задающих толщину профиля в конкретной точке и плоские пластины сверху и снизу, как на стабилизаторе у фоккера
Да да о твоём “Моска М.Б. бис” мой телефон сам перефразировал)) эээ я имел в виду крыло состоящее из передней, задней кромок и гнутых нервюр как на схематичных планерах делали раньше… А “крылоделанья” на сколько лёгкое? Я вижу набор крыльев весом за 3гр (размах около 330мм?) какой вес модели прогнозируешь?
А какие параметры винта?
спасибо за совет, про крыло вопрос пока что открытый, ток что ногами рано начали пинать))
не хочу загадывать, но боюсь получить около 10 грамм, сам себе границу поставил 8.5г, а так… поживём- увидем
про винт ничего в данный момент не скажу, был нарисован в солиде а дальше каждый раз шаг, диаметр и ширина лопасти меняются в экспериментационных целях.
а пока про винт:
вес 0.5 грамм (вот я думаю - может ещё пошкурить? вроде толщина позволяет…)
диаметр 110мм
ширина лопасти максимальная 25мм
а вы лобик на крыле делали?
Лобика как такового не было, а была толстая, (4х4мм) , потом профилированная передняя кромка из очень лёгкой бальзы и задняя. Лонжеронов тоже не было.Нервюры тоненькие 0.5мм , весьма редко поставленные (через одну) , по сравнению с прототипом.
Лобик влечёт клеевой шов, а это вес, так что рацональней толстая кромка из лёгкой бальзы, можно ещё внутри выбрать, и арками на виде сверху облегчить. Такая конструкция крыла на микрорезинке У-2 (от знаменитого Филона) И Константин Скачинский так кажется делал на своём микро-микро У-2
Андрей! очень приятный вариант. А есть где-нить поблизости у Вас ссылочка на у-2, который Вы упомянули?
На У-2 лобик был гнутый. Если вышкурить полоску шириной около 20мм. прямослойной бальзы до 0.2 мм… хорошо размочить, то на линейке отлично и без трещин согнётся продольно пополам. Просушить лучше под несильным гнётом между листами картона. Важно при сушке не допустить поводки заготовки. Далее по линеечке аккуратно отрезать лобик нужной ширины. Профилированная заготовка под нарезку нервюр должна иметь соответствующий профиль-шип. Толщину нервюры подберите на ощупь по свойству бальзы(на излом). Чем тоньше тем лучше.
Муляж мотора надо облегчить. Убрать металл. Согнуть из листа бальзы подходящую дугу и нарезать одинаковых квадратных заготовок с последующим округлением нождачной бумагой. Толкатели по возможности заменить на леску(?). Опорный шпангоут передвинуть хорошенько-вперёд , на следующий за треугольником обтекателя капота. Из под этого обтекателя убрать ребро. Из стаба убрать профильные нервюры и заменить их тонкими пластинами с последующим профилированием всего пакета в сборе. Инструмент для строгания нервюр выглядит, как половинка бритвы закреплённая на пластине-стапеле с проставкой из тонкого ватмана(плоскость,два пятачка ватмана,лезвие)
Вот шедевр Константина. Там же есть ссылка на чертеж E.Filona - французского копииста
rcopen.com/forum/f82/topic166604
Вот ссылка на чертеж модели ПО-2 Филлона:www.outerzone.co.uk/download_this_plan.asp?ID=4131
сегодня понарезал бумажки и затарился цапончиком, на следуйщей неделю начну обтягивать. Сегодня был очень бездельный день, так что на этом мои достижения закончились, а самое обидное, что выходные тоже пройдут вдали от родного края - лечу в Лондон на три дня.
так что сорру.
пока пара фоток антиресных
у нас на моделке повальная любовь к Pilatus’ам… это как? а вот так! (и это ещё не все имеющиеся!!)
а вот всё что на данный момент вытащено из коробок (мои шесть моделей дома, как и у многих других)
нервюр думаю делать копийное количество всёже, про опорный шпангоут категорически не согласен (хотя если сможете переубедить - буду только рад), ведь Вы, Константин, предлагаете укоротить мне мотобазу почти вдвое (!), так шо низнаю-низнаю… стабик получился довольно лёгкий, но про замену нервюр подумаю, резачёк сегодня доработал, а мотор пока облегчать не буду (так категорически, как Вы предлагаете) ибо не знаю как там с центровкой будет…
Кстати, очень интересный вопрос - а где центровка должна быть у многопланного самолёта? мерять треть от САХ среднего крыла? или как?
И ещё. Константин, можете поделиться секретом, чем делаете “кожанную обивку” прорези кабины?уж очень красиво получается…
заранее спасибо
Лобик влечёт клеевой шов, а это вес, так что рацональней толстая кромка из лёгкой бальзы, можно ещё внутри выбрать, и арками на виде сверху облегчить.
А мне эта идея нравится. Можно сделать лобик из цельного куска лёгкой бальзы. Сделать его раза в полтора уже чем у оригинала. И внутри выдолбить. 😃
На У-2 лобик был гнутый. Если вышкурить полоску шириной около 20мм. прямослойной бальзы до 0.2 мм… хорошо размочить, то на линейке отлично и без трещин согнётся продольно пополам.
Я так делал лобик на По-2. (Это тот, который на фотке выше) Но пионеры такое повторить не могут. 😉
Можно сделать оба варианта и посмотреть, что будет легче.
О! Вот и сенсей мой проявился))
Сергей, забыл уточнить, а крутку сделать на всех трёх крыльях (ну типа левую консоль на 3 мм заднюю кромку вниз)
Отличный авиапарк у вас в клубе! Замечательно, что Рига держится на плаву в классе F4F. Будет кому ездить на ЧМ со временем.
Немного философии… Есть несколько величин, которые невозможно изменить: плотность (масса) обшивки без покраски.,плотность резины(масса).,металл винтомоторной группы(масса). Дальше рассуждаем так. Если бы обшивка имела способность самостоятельно держать форму модели без каркаса и выдерживала бы напряжение от натянутой резины, то мы бы каркас без сожаления исключили из конструкции. Или оставили бы под обшивкой минимум. И это была бы чемпионская модель. Но! Есть вторая константа-натяжение мотора.Она требует от фюзеляжа определённой прочности. Усиливаем моторную зону ровно на столько, сколько требуется для компенсации натяжения мотора. Вес немного подрос и требует незначительного подкрепления всего каркаса, ровно на столько, сколько требуется для сопротивления удару модели о препятствие. Это не касается хвостового оперения. Тут же помним, что триплан - плохой планер и набирать скорость при планировании не станет и не так подвержен поломкам при падении. Так…поехали дальше. Сколько резины?..Ответ-сколько весит модель? Чем меньше масса модели и меньше её лобовое сопротивление, тем меньше( короче) мотор…С массой мы разобрались(поклялись на своде правил FAI экономить во всём) Что с лобовым сопротивлением?..Заглядываем в правила F4F и видим в разделе оценки копийности некоторые послабления,косающиеся точности сечения фюзеляжа, профиля крыла и прочих конструктивных сечений. Смотрим сколько за это снимают\сравниваем с результатом предположительного времени полёта+коэффициент за третье крыло. Можно на голубом глазу уменьшить л.сопротивление фюзеляжа и консолей. Летучесть повысится заметно, а с ней может появиться возможность старта с пола! Так сколько же резины? Теперь уже её надо меньше по длине и массе. Здорово! Значит прочность конструкции можно уменьшить??? Ну конечно!..Так сколько же этой самой резины?😈
И тут на сцену выходит его святейшество -ВИНТ… а с ним новая цепь рассуждений. Допустим я хочу иметь старт с земли, продержаться в воздухе 60 секунд, плавно приземлиться, забрать чемпионский кубок и скромно удалиться. Что для этого нужно? Нужно чтобы винт крутился 70 секунд. Из них 40% создавал тягу, способную нести модель вверх, 40% поддерживал горизонтальный полёт и снижение до пола и остаток для мягкого касания площадки. Не забываем, что наш прототип планирует не очень хорошо, а значит снижение будет происходить так же на моторе, в противном случае срыв. Значит добавляем некоторую величину к сечению мотора, или его длину. Опять по кругу пробегаемся по всей конструкции(усиливаем) попутно рассуждая: что лучше -длинный мотор, или толстый? Длинный - сместит ЦТ назад, Толстый попросит укрепить хвостовую балку. Опять обращаемся к правилам и смотрим сколько с нас снимут за некоторое смещение крыльевой коробки в сторону стабилизатора и готовы ли мы к таким жертвам.
Итак хочется иметь 70 секунд работы мотора. Тут прямой посыл к винту. При каком сечении резины наш винт способен выдать эти секунды? Я Вам не скажу. И ни кто не скажет, кроме испытательного стенда под конкретный винт. На стенде можно разобраться со всеми выше-упомянутыми параметрами будущей модели в деталях и многие вещи представить более точно,чем глядя на чертёж. F4F это борьба винтомоторных групп.
Так сколько резины?..😁
а крутку сделать на всех трёх крыльях
На всех левых консолях. но как уже говорили выше, окончательная крутка - при настройке. Поэтому закреплять их не надо. Хотя… я бы правые консоли сразу закрепил жёстко, а не закреплял только левые.
И ни кто не скажет, кроме испытательного стенда под конкретный винт.
У автора большой опыт в стендовых испытаниях ВМГ. 😂
Время работы ВМГ и тягу в статике - определить не трудно. Но как понять, что нужно? (У винтов с разным шагом, имеющих одинаковую тягу в статике будут очень разные характеристики в полёте.)
Стенд надо делать не настольный, а подвешивать к потолку на нитке. Тогда оптимальной будет ВМГ обеспечивающее отклонение нитки на заданный угол максимальное время.
У автора большой опыт в стендовых испытаниях ВМГ.
даааа… было дело… но это всё так, пыль в глаза… а правильный стенд в принципе можно и собрать, былоб время…
А все же какой винт (с какими параметрами) брать за основу? Для подбора ВМГ нужен винт- очевидно. И вопрос возможна ли взаимозаменяемость ВМГ в этих моделях?
А так же к чему нужно идти:
-затяжелять винт не давая тем самым быстро раскрутить резину-повышая моторное время
-или увеличивать число закрутки- увеличением длины мотора?
Нет, думаю, винт тяжёлым делать однозначно не стоит…
Один винт брать бесполезно, берём 5 винтов (под разную идеологию) и 10 резинок (тожн разных) и тестируем наздоровье
ИМХО