Первая настоящая легенда в моём авиопарке или строим Fokker dr1 для F4F
Вот ссылка на чертеж модели ПО-2 Филлона:www.outerzone.co.uk/download_this_plan.asp?ID=4131
сегодня понарезал бумажки и затарился цапончиком, на следуйщей неделю начну обтягивать. Сегодня был очень бездельный день, так что на этом мои достижения закончились, а самое обидное, что выходные тоже пройдут вдали от родного края - лечу в Лондон на три дня.
так что сорру.
пока пара фоток антиресных
у нас на моделке повальная любовь к Pilatus’ам… это как? а вот так! (и это ещё не все имеющиеся!!)
а вот всё что на данный момент вытащено из коробок (мои шесть моделей дома, как и у многих других)
нервюр думаю делать копийное количество всёже, про опорный шпангоут категорически не согласен (хотя если сможете переубедить - буду только рад), ведь Вы, Константин, предлагаете укоротить мне мотобазу почти вдвое (!), так шо низнаю-низнаю… стабик получился довольно лёгкий, но про замену нервюр подумаю, резачёк сегодня доработал, а мотор пока облегчать не буду (так категорически, как Вы предлагаете) ибо не знаю как там с центровкой будет…
Кстати, очень интересный вопрос - а где центровка должна быть у многопланного самолёта? мерять треть от САХ среднего крыла? или как?
И ещё. Константин, можете поделиться секретом, чем делаете “кожанную обивку” прорези кабины?уж очень красиво получается…
заранее спасибо
Лобик влечёт клеевой шов, а это вес, так что рацональней толстая кромка из лёгкой бальзы, можно ещё внутри выбрать, и арками на виде сверху облегчить.
А мне эта идея нравится. Можно сделать лобик из цельного куска лёгкой бальзы. Сделать его раза в полтора уже чем у оригинала. И внутри выдолбить. 😃
На У-2 лобик был гнутый. Если вышкурить полоску шириной около 20мм. прямослойной бальзы до 0.2 мм… хорошо размочить, то на линейке отлично и без трещин согнётся продольно пополам.
Я так делал лобик на По-2. (Это тот, который на фотке выше) Но пионеры такое повторить не могут. 😉
Можно сделать оба варианта и посмотреть, что будет легче.
О! Вот и сенсей мой проявился))
Сергей, забыл уточнить, а крутку сделать на всех трёх крыльях (ну типа левую консоль на 3 мм заднюю кромку вниз)
Отличный авиапарк у вас в клубе! Замечательно, что Рига держится на плаву в классе F4F. Будет кому ездить на ЧМ со временем.
Немного философии… Есть несколько величин, которые невозможно изменить: плотность (масса) обшивки без покраски.,плотность резины(масса).,металл винтомоторной группы(масса). Дальше рассуждаем так. Если бы обшивка имела способность самостоятельно держать форму модели без каркаса и выдерживала бы напряжение от натянутой резины, то мы бы каркас без сожаления исключили из конструкции. Или оставили бы под обшивкой минимум. И это была бы чемпионская модель. Но! Есть вторая константа-натяжение мотора.Она требует от фюзеляжа определённой прочности. Усиливаем моторную зону ровно на столько, сколько требуется для компенсации натяжения мотора. Вес немного подрос и требует незначительного подкрепления всего каркаса, ровно на столько, сколько требуется для сопротивления удару модели о препятствие. Это не касается хвостового оперения. Тут же помним, что триплан - плохой планер и набирать скорость при планировании не станет и не так подвержен поломкам при падении. Так…поехали дальше. Сколько резины?..Ответ-сколько весит модель? Чем меньше масса модели и меньше её лобовое сопротивление, тем меньше( короче) мотор…С массой мы разобрались(поклялись на своде правил FAI экономить во всём) Что с лобовым сопротивлением?..Заглядываем в правила F4F и видим в разделе оценки копийности некоторые послабления,косающиеся точности сечения фюзеляжа, профиля крыла и прочих конструктивных сечений. Смотрим сколько за это снимают\сравниваем с результатом предположительного времени полёта+коэффициент за третье крыло. Можно на голубом глазу уменьшить л.сопротивление фюзеляжа и консолей. Летучесть повысится заметно, а с ней может появиться возможность старта с пола! Так сколько же резины? Теперь уже её надо меньше по длине и массе. Здорово! Значит прочность конструкции можно уменьшить??? Ну конечно!..Так сколько же этой самой резины?😈
И тут на сцену выходит его святейшество -ВИНТ… а с ним новая цепь рассуждений. Допустим я хочу иметь старт с земли, продержаться в воздухе 60 секунд, плавно приземлиться, забрать чемпионский кубок и скромно удалиться. Что для этого нужно? Нужно чтобы винт крутился 70 секунд. Из них 40% создавал тягу, способную нести модель вверх, 40% поддерживал горизонтальный полёт и снижение до пола и остаток для мягкого касания площадки. Не забываем, что наш прототип планирует не очень хорошо, а значит снижение будет происходить так же на моторе, в противном случае срыв. Значит добавляем некоторую величину к сечению мотора, или его длину. Опять по кругу пробегаемся по всей конструкции(усиливаем) попутно рассуждая: что лучше -длинный мотор, или толстый? Длинный - сместит ЦТ назад, Толстый попросит укрепить хвостовую балку. Опять обращаемся к правилам и смотрим сколько с нас снимут за некоторое смещение крыльевой коробки в сторону стабилизатора и готовы ли мы к таким жертвам.
Итак хочется иметь 70 секунд работы мотора. Тут прямой посыл к винту. При каком сечении резины наш винт способен выдать эти секунды? Я Вам не скажу. И ни кто не скажет, кроме испытательного стенда под конкретный винт. На стенде можно разобраться со всеми выше-упомянутыми параметрами будущей модели в деталях и многие вещи представить более точно,чем глядя на чертёж. F4F это борьба винтомоторных групп.
Так сколько резины?..😁
а крутку сделать на всех трёх крыльях
На всех левых консолях. но как уже говорили выше, окончательная крутка - при настройке. Поэтому закреплять их не надо. Хотя… я бы правые консоли сразу закрепил жёстко, а не закреплял только левые.
И ни кто не скажет, кроме испытательного стенда под конкретный винт.
У автора большой опыт в стендовых испытаниях ВМГ. 😂
Время работы ВМГ и тягу в статике - определить не трудно. Но как понять, что нужно? (У винтов с разным шагом, имеющих одинаковую тягу в статике будут очень разные характеристики в полёте.)
Стенд надо делать не настольный, а подвешивать к потолку на нитке. Тогда оптимальной будет ВМГ обеспечивающее отклонение нитки на заданный угол максимальное время.
У автора большой опыт в стендовых испытаниях ВМГ.
даааа… было дело… но это всё так, пыль в глаза… а правильный стенд в принципе можно и собрать, былоб время…
А все же какой винт (с какими параметрами) брать за основу? Для подбора ВМГ нужен винт- очевидно. И вопрос возможна ли взаимозаменяемость ВМГ в этих моделях?
А так же к чему нужно идти:
-затяжелять винт не давая тем самым быстро раскрутить резину-повышая моторное время
-или увеличивать число закрутки- увеличением длины мотора?
Нет, думаю, винт тяжёлым делать однозначно не стоит…
Один винт брать бесполезно, берём 5 винтов (под разную идеологию) и 10 резинок (тожн разных) и тестируем наздоровье
ИМХО
Нет, думаю, винт тяжёлым делать однозначно не стоит…
😃
Имелось ввиду, не винт тяжёлым делать, а увеличить шаг и/или диаметр так, чтобы резина этот винт еле вращала.
Порассуждаю вслух.
Надо подбирать ВМГ.
С резиной всё просто. 😃 У неё только три параметра и все можно легко измерить. Сечение, длина и моторная база.
С винтом сложнее. Шаг, диаметр, ширина/форма лопасти, крутки.
Слишком много параметров, чтобы что-то понять на стенде. Надо упрощать. Вначале плюём на ширину/форму лопасти и крутки.(Хотя их влияние может быть очень большим).
Дальше диаметр. Теория гласит, что размер имеет значение. 😃 Чем больше диаметр, тем лучше. Лучше с точки зрения КПД. Но чем больше диаметр, тем сильнее момент от винта. На сколько я знаю, оптимум лежит где-то на 1/3 от размаха. Т.е. при размахе 330мм, диаметр винта получается 110мм.
Как это будет работать на триплане - я не знаю. С одной стороны, тяги надо больше, момент будет больше. С другой, у него охренительная площадь и широкие концы крыльев. Вроде бы он должен быть более стабилен. Не знаю… Оставим 1/3 😃
До вчерашнего дня я считал, что моторная база должна быть максимально возможной. Почитав умные мысли - задумался, сейчас перевариваю.
В любом случае, моторная база на конкретной модели - величина постоянная.
Длина резины. При увеличении длины резины увеличивается время работы, но уменьшается тяга и увеличивается вес. Т.е. при очень длинной, модель может не полететь 😃 . Длину резины для настройки, я бы взял 1.5 от моторной базы. Хорошо полетит, можно пробовать по чуть-чуть увеличивать. Но максимум - 2 от моторной базы.
Сечение резины. Этот параметр надо подбирать. В принципе, резину по толщине можно резать. 😃 Но очень сложно получить одинаковую ширину. Конечно на помощь приходят весы, и калибровать резанную резину можно по весу. Но это очень хлопотно. У нас на Pilatus-ах стоит две нитки “стандартной” тонкой F1B резины. У автора на 9грамм МБ Бис - 3 нитки. На По-2 - четыре. Сколько надо на этот Фоккер? Вариантов только 3. Ну может 4. Хотя я не представляю, какая модель выдержит усилие 6-ти ниток. (Может фюзеляж надо делать в виде трубы, скажем, 15мм, а вокруг ажурная конструкция, поддерживающая обшивку???)
Остался шаг винта. Надо сделать один винт с изменяемым шагом, и всё. 😃 Можно делать эксперименты.
Стенд для испытания ВМГ можно сделать универсальным. Подшипник с карабином для смены винтов.
Задний зацеп логично сделать подвижным для подбора длины резины. Моторная база- бальзовая балка.
Подбираем длину резины и её сечение, снимаем показания работы различных винтов.
Делаем из листов потолочки простую профильную конструкцию прототипа на ПВА. Закрепляем ВМГ на корпусе модели и начинаем испытания. Все параметры по изменениям мощности и выкоса мотора, формы и веса планера, круток, углов, ЦТ и т.д. переносим в текущий проект. Такой стенд покажет всё сразу.
ну чтож, уважаемые господа и сэры! для началу хочу извзниться за то что так долго не писал, так уж вышло.
теперь обо всём по порядку.
АНГЛИЯ
из тех полтора дней, что я пробыл на туманном Альбионе один день я провёл в музее королевских ВВС (моооре, нет, ОКЕАН удовольствия), а полдня, что в остатке - в музее науки в зале с авиацией)), и это всё не смотря на полное неодобрение такого использования времени со стороны девушки, ну да ничего, такая уж у неё судьба. вот кучка фоток:
нашёл в музее модель фоккера
после долгих поисков среди нескольких десятков моторов нашёл его - уберурсель 2 (тот что на фоккеры ставили)
есть ишшо фоточки, но они чуть попозжее… может завтра))
так, далее. в прошлую субботу у нас были соревнования, к которым я, разумеется, нифига не успел доделать, так что участвовал так, чисто ради массы, был, кстати, один сопвич триплан, взлётный вес…(барабанная дробь!) 20.3 грамма без резины!!!
вот фоточки:
увы, в этот раз я с фотками пожадничал, ну да ничего, через неделю ЧР (к которому я ОБЯЗАН успеть всё закончить)
таак, теперь о проделанной работе.
во-первых, у меня появился капот
план действий был таков
- делаем большую хрень
2.обтачиваем снаружи до приятного глазу состояния
3.лакируем в 3 слоя нитрой - дремелем вышкуриваем изнутри всё что можем
и
вуаля - скорлупка, которая ничего не весит
далее был сделан мнойагрегат, коий представляет из себя универсальный стапель + приспосова для резки нервюрной колбасы.
крутку сделал опустив заднюю кромку левой консоли на 3 мм(на фотке нифига не видно(( если надо, потом зафоткаю под правильным ракурсом)
на такой агрегатине все 56 нервюрок нарезались очень даже быстро))
следующим достижением (сегодня) считаю доделку бобышки с настраиваемым выкосом винта
и вот только что используя заранее сделанную приспособку из оочень лёгкой бальзы 0.35мм наковыряд ажурный лобик
процесс
и
Константин! Я вот всё хотел спросить (уже два года как, наглости просто не хватало)… а из чего такого интересного и как вы делаете “кожаную” окантовку шахты кабины пилота на ваших модельках??? уж оченно интересно! (фууух, спросил)
Методика относится к фирменным блюдам и очень простая.
Готовится шаблон из бумаги под вырезку отверстия кабины.Но вырезается он с запасом примерно в 1.5мм. шире по всему периметру. По этому шаблону вырезается заготовка из бальзы 0.8 мм. Она скругляется по одной из поверхностей. Далее позиционируется по месту на кокпите и приклеивается по контуру ЦА. Далее по первоначальному шаблону( без припуска) наносится контур отверстия кабины. вырезается с некотором припуском внутрь для уверенной обработки наждачной бумагой. Вышкуриванием добиваемся эффекта тончайшей окантовки. Причём наружнее скругление готово заранее ещё на стадии обработки заготовки.
Что-то не то - я про музейный “фоккер”. Музей , вроде, престижный, Но моделька…Просто режут глаза косяки. Самые заметные: винт (не пропеллер, а весло какое-то) , диаметр пулеметов (“худые” слишком), кресты - совсем не по немецкому ГОСТу)…ну и так далее
Константин, спасибо большое, но до конца не всё понял, но концепт вроде понят)) будем стараться!
Пётр! Я тоже был шокирован. модель неаккуратная и неточна(но эта была не в музее ВВС). И вообще, на весь огромный нузей ВВС 3 (!!) немецких самолёта, в музее науки -4! а всё остальное - истинно британское… адское пренебрежение не британской техникой… не очень приятно. и это проявляется во всём, поэтому впечатления от страны смешанные.
а про неаккуратность - вот изюминка (увидел в лавке сувениров в центре)
не очень приятно. и это проявляется во всём
Да, про британцев мне тоже говорили, что в их модельной тусовке сделать гитлеровский самолет - дурной тон. Своих врагов они помнят хорошо.
про британцев мне тоже говорили, что в их модельной тусовке сделать гитлеровский самолет - дурной тон
Brian Taylor знает об этом ? 😁
да вот нет, моделисты ж всё-таки как никак братья, так что в этом проблем больших нет, тут скорее просто отношение ко всем “другим”…
ну да ладно, это уже оффтоп
Возможно немного не в тему, но очень давно хотел спросить.
Мастера ультралегкого копиестроения, посоветуйте пожалуйста ссылки на достойные внимания стройки, чтобы почитать-повдохновляться-поизучать по теме.
Само собой, кроме ссылок на АИРоМанию, которая разразилась тут недавно - за ней я и так слежу 😃 Не обязательно на 4-х граммовки, можно и потяжелей.
А то многие не подписывают масштаб, и приходится перебирать все темы в разделе.
Давно нравились маленькие модели, и только недавно рискнул попробовать двигаться в их сторону - при том со стороны любимой мной темы авиалайнеров.
Сейчас заканчиваю 1м / 300гр Ан-140, и интересно, можно ли значительно (более чем на 100 г) легче без существенной потери товарного вида.
задай в поиске free flying scale model, хорошая темка была (Андрей федоренко солировал) - много чего оттуда почерпнул и Константина (ака Flying Yogurt) темки, там тоже много чего интересного (по-2 зимний и вроде фарман, если память не изменяет)