Фоккке-Вульф-189 «Рама» - полукопия по бутылочной технологии. Масштаб - 1:12. Размах - 1,53м.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Время заняться хвостом.
У хвостового оперения данной модели обозначились две особенности:

  1. на килях не будет рулей направления – рулить будем моторами, замиксовав их с 4-м каналом.
  2. Стабилизатор должен быть достаточно толстым, чтобы в него поместился маленький ретракт на хвостовую стойку.

Начинаем ваять.
Заготовки на кили:

Взвешиваем, вклеиваем уголь, снова взвешиваем:

Стабилизатор с вклеенными лонжеронами (бамбук):

Обтягиваем скотчем:

Режем руль высоты:

Готовый стабилизатор на весах – 20 грамм:

Обтягиваем кили и взвешиваем – 11 грамм:

Весь хвост на весах – 31 грамм:

Примеряем хвост:

Хвостовой ретракт.
Для этого дела был заготовлен самый маленький ретракт весом 18 грамм:

Примеряем ретракт и серву для Р.В:

Делаем нишу под хвостовое колесо:

Также оформляем нишу, закрывая корявый пенопласт по периметру ПЭТ-полоской (кусочек бутылки).
Ещё один вид на пресобранный хвост:

Стабилизатор снизу:

Серва закрыта скотчем (подготовка к покраске), кабеля уложены.

Стабилизатор сверху:

Ретракт, серва и ниша под хвостовое колесо закрыты ПЭТ-накладками.

В процессе работы родилась мысль о туевой хуче кабелей, которые надо протянуть туда-сюда.
В самом деле:

  1. Кабеля серв от элеронов тянем по всему крылу в центральную гондолу
  2. Сигнальные кабеля от регулей тянем от балок в гондолу
  3. Опять же, от балок к гондоле тянем кабеля основных ретрактов
  4. По всей длине одной из балок и потом до гондолы идёт кабель от сервы Р.В.
  5. Точно также, по другой балке идёт кабель от заднего ретракта.
  6. И до кучи – силовой кабель, соединяющий батареи (из балки в балку).

Поехали…

Соединительный кабель:

Его сечение 2х0,75мм. Думаю, хватит.

Укладываем:

Укладываем кабеля от элеронов и выводим их наверх:

Укладываем всё остальное:

Кабеля уложены и закрыты ПЭТ-накладкой:

Створки основных стоек шасси:

Готов к покраске:

15 days later
Денис_из_Петергофа

Один из самых интересных этапов
это покраска.

Решая, как покрасить этот самолёт, разрывался между двумя вариантами:

  1. Типичный немецкий камуфляж (оливковый+бурый)
  2. И он же, но покрытый зимними белыми разводами.

Изначально склонялся к первому, как к более «классическому» и простому. Держа в уме возможность нанести поверх него зимние разводы в будущем.
Прикол второго варианта в том, что зимний камуфляж наносится именно поверх летнего, который при этом должен хоть как-то, но просматриваться – достигается очень интересный, «всамделишный» вид самолёта.

Кое-какие эксперименты я в этой области проводил, стараясь, как мог, приблизиться к оригинальной окраске прототипов.

Немцы во многих случаях особо не заморачивались, закрашивая на зиму весь самолёт белой краской, но иногда и оригинальничали.

К примеру:

Вот мой ФВ-190, так же покрашенный:

Или зимний камуфляж «спагетти», состоящий из множества белых полосок, нанесённых поверх летнего камуфляжа. Тоже пробовал:

Вроде ничего сложного…

Так и решил красить, тем более, что ФВ-189 реально летали в такой раскраске:

Есть одна тонкость – если мы наносим подобный зимний камуфляж из полосок поверх летнего, то контуры летнего становятся почти неразличимы, теряется контраст, не видны переходы между полями. А хочется, чтобы это всё было видно. Поэтому желательно, чтобы летний камуфляж изначально был чуть более контрастным, чем положено.

Итак, поехали.

1 этап – красим низ в светло-серый цвет. Проблема покраски большого самолёта в том, что он не влезает в малярку:

Покрашен снизу:

Отдельно красим гондолу:

Вид в нос через верхний блистер и вид в хвост с места пилота:

2 этап – красим в базовый цвет – оливковый.

Покрашен:

Хорошо видны маски из малярного скотча, закрывающие покрашенный низ:

Гондолу тоже не забываем:

3 этап – наносим бурый камуфляж.
Клеим маски:

Красим:

«Маски сброшены»:

И тут я понял, что допустил непростительную ошибку: ошибся в тонах краски (неправильно намешал «пол-л-литру»).
В самом деле, камуфляж получился совершенно неестественным, суперконтрастным.

Реально он должен был выглядеть примерно так:

А выглядит так:

Снизу:

Абсурд… а ведь у меня иногда и получалось.
Лаптёжника взять к примеру:

А здесь намудрил… а всего-то: бурый намешал чуть потемнее, а оливковый получился чуть посветлее.
Геринг меня бы показательно расстрелял 😃😦 перед всем люфтваффе за такой «антикамуфляж».

Что ж, я не оставил себе другого выхода, как наносить поверх этого безобразия зимний камуфляж. Получится ли заретушировать свои промахи?

А пока займёмся капотами моторов. Их надо покрасить в жёлтый цвет.

4 этап - красим капоты и законцовки крыла (снизу) в жёлтый цвет.

Примерно так:

Заклеиваем малярным скотчем:

Красим:

Смотрим, что у нас получилось:

Что ж, пора приступать к самой ответственной части – нанесении тех самых «спагетти». Для этого нужны две вещи: определённая сноровка и соответствующий инструмент. Можно аэрограф, но его у меня нет. А есть маленький краскопультик, которым я обычно малюю камуфляжные пятна. При определённых его настройках им можно рисовать и такие довольно тонкие линии, как струю выхлопа из патрубков, и белые полоски «спагетти». Понятное дело, что помимо настроек (зажать подачу краски), надо и довольно филигранно «работать пальчиком», аккуратно нажимая им на курок.

Ещё один «источник вдохновения»:

Учитывая сложность и тонкость процесса, вытащил аппарат на улицу. Там и красил.

5 этап - нанесение зимнего камуфляжа.

Поехали:

Как только нанёс первые белые полоски, сразу стало понятно, что замысел удался – летний камуфляж просматривается под «спагетти». И ровно настолько, насколько мне этого изначально хотелось. Получается, что первоначальная ошибка в цветовой гамме в конечном счёте сыграла положительную роль!
(«…твой позорный недуг мы в подвиг определим…» из х/ф «ДМБ»)

Ну вот, «спагетти» подсохли, можно пофоткать с разных сторон:

Что осталось сделать? Не так много:

  1. Установить моторы и винты
  2. Сделать тяги от рулевых машинок до кабанчиков на рулях.
  3. Поставить остекление в центральную гондолу и закрепить её на крыле.
  4. подключить все кабеля к приёмнику и настроить расходы.

Это чтобы полететь.

Потом, понятное дело, предстоит серьёзная и интереснейшая работа с внутренним интерьером кабины.

Продолжение следует…

Bob=

не могу найти вес крыла и всей модели до скотча, в скотче
до покраски, в краске

плохо искал?😒

Денис_из_Петергофа

Да, действительно, что-то я совсем упустил этот момент.

Доклад А ю:

Весовой расклад по крылу:
Пенопласт – 57 грамм.
Лонжероны – 44 грамма
Крыло с вклеенными лонжеронами – (пенопласт +лонжероны+клей) – 130 грамм.
Обтянутое крыло – 170 грамм.

Весовая раскладка по планеру:
Обтянутое крыло – 170 грамм
Обтянутый хвост – 30 грамм
Фюзеляжные балки – 2х75=150 грамм
Центральная гондола – 60 грамм
Внутреннее остекление для гондолы – 30 грамм
Элементы крепления крыла к балкам и гондоле – 30 грамм.
……………………………………………………………………
Итого: некрашенный планер – 470 грамм.

Вес планера после покраски: 516 грамм ( на краске набежало 46 грамм).

Вес «борта»:

Считаем:
Моторы – 2х45=90 грамм
Регули – 2х25=50 грамм
Винты+пропсейвы – 25 грамм
Сервы (3шт) – 40 грамм
Тяги, кабанчики – 10 грамм
Моторамы и элементы крепления – 15 грамм
Удлинители, раздвоители (очень много) – 50 грамм
Кабель, соединяющий моторы – 20 грамм
Приёмник + внешний микшер – 20 грамм
Шасси (ретракты, стойки, колёса и пр.) – 200 грамм
……………………………………………………………………………
Итого: 520 грамм.

В сумме: подготовленный к полёту самолёт весит – 1036 грамм.
Плюс две батарейки (2х65грамм - 11,1В, 0,85А/ч) – 1166 грамм.

При площади крыла около 26дм.кв. нагрузка на площадь получается около 43…45 грамм на дм. квадратный. Приемлемо. Для самолёта с размахом более 1,5 метров.

О крыле.
Вот пара снимков, поясняющих наглядно, как складываются консоли:

пока суть, да дело, поставил моторы и винты:

сделал из алюминиевой 3мм проволоки заднюю стойку:

и поставил тяги от серв до кабанчиков на рулях:

В эти выходные облетать не получилось – погода и сегодня, и завтра – дрянь.
В следующие выходные тоже не получится – будет мероприятие в парке Сахарова (Исторический Воздушный бой).

А дальше – ждём погоды.😃

Щорс

[QUOTE=Денис из Петергофа;6698853]
Вот пара снимков, поясняющих наглядно, как складываются консоли:
QUOTE]
По-моему, при такой схеме складывания кроме самой модели в багажник уже мало что влезет. Может, лучше совсем консоли отстыковывать?

vlad_den
Денис_из_Петергофа:

сделал из алюминиевой 3мм проволоки заднюю стойку:

Не будет ли она гуться при каждом взлете - посадке? Может быть лучше 2 мм стальную?

Денис_из_Петергофа
Щорс:

По-моему, при такой схеме складывания кроме самой модели в багажник уже мало что влезет. Может, лучше совсем консоли отстыковывать?

Положим в багажник - сфоткаем.
Отстыковка консолей - технически сложнее и требует ещё стыковки/расстыковки разъёмов на элеронные сервы. На Пе-8 консоли отстыковываются, и это тянет за собой кучу проблем: стыковка/расстыковка самих консолей, разъёмов на сервы, фиксация консолей. Но там я с этим мирюсь - аппарат слишком сурьёзный, можно и помучиться. ФВ-189 - самолёт “на каждый день”, отсюда и всемерное упрощение процесса подготовки к старту.
Скажу более: следующий проект - Ил-4 (размах 1,8м) тоже будет иметь такую же систему складывания консолей. Система мной достаточно отработана, и реализована на нескольких моделях (это были не полукопии, а мотопланеры и летающие крылья)

vlad_den:

Не будет ли она гуться при каждом взлете - посадке? Может быть лучше 2 мм стальную?

Изначально так и сделал - из 2мм стальной. Но беда в том, что задний ретракт - самая “сопливая” часть моего самолёта. Подломать его проще простого, поэтому и переделал заднюю стойку. Уж пусть стойка согнётся, чем выломает ретракт. И то не уверен - уж больно он жиденький.

Bob=
Денис_из_Петергофа:

…Ил-4 (размах 1,8м) тоже будет иметь такую же систему складывания консолей. Система мной достаточно отработана, и реализована на нескольких моделях (это были не полукопии, а мотопланеры и летающие крылья)…

поподробней, пжлста, про опыт эксплуатации такой системы складывания:

во всех известных мне конструкциях применяются фанерные нервюры в месте разъема центроплана и консолей. насколько понимаю, для исключения подмятия стыковочных плоскостей.

здесь нет ничего похожего.
получается, нагрузка передается по стыку текстолитового лонжерона?

насколько износостойкие петли из скотча? скотч не армированный - не растягивается ли от нагрузок- не появляются ли люфты в соединении консолей?

и перевозка получается “на спине” - киль не страдает?

ANT53
Денис_из_Петергофа:

Изначально так и сделал - из 2мм стальной.

Вот надо было сделать виток,или пару витков на стойке в удобном месте(допустим над самым колесом) и будет амортизация.А алюминиевая хороша только весом.

Денис_из_Петергофа
Bob=:

поподробней, пжлста, про опыт эксплуатации такой системы складывания:

во всех известных мне конструкциях применяются фанерные нервюры в месте разъема центроплана и консолей. насколько понимаю, для исключения подмятия стыковочных плоскостей.

здесь нет ничего похожего.
получается, нагрузка передается по стыку текстолитового лонжерона?

насколько износостойкие петли из скотча? скотч не армированный - не растягивается ли от нагрузок- не появляются ли люфты в соединении консолей?

и перевозка получается “на спине” - киль не страдает?

  1. да, нагрузка передаётся по стыку лонжерона. Иногда я дополнительно наклеивал на обе стыкуемые половинки тоненькие стеклотекстолитовые квадратные накладочки (где-то 15х15мм) в места стыка лонжеронов. Потом перестал. Всё и так работает.
    Прямо сейчас засомневался в своей правоте, взял свою “раму”, зафиксировал консоли в раскрытом положении, подёргал в руках. Нет, всё нормально - такое крыло по ощущениям “на руках” ведёт себя примерно также, как и неразъёмное. Никаких люфтов и болтаний - всё чётко.
  2. петли очень долговечные, работают годами, пока не высохнет скотч. Накладки из армированного скотча есть - см. пост № 10.
    Люфты со временем появляются, но только если держать крыло всё время в зафиксированном раскрытом положении. Да, это - минус, но в своё оправдание приведу практику средневековых лучников - они тоже хранили (и носили) лук со снятой тетивой, надевая её непосредственно перед боем.

Вот для примера один из моих “стрекозликов” (2008г.) с подобным складывающимся крылом:

  1. да, перевозка на спине, но ничего не поделаешь - мы часто так самолёты в багажнике возим (багажник маленький, а самолётов много, вот и пихаем их, как селёдку в бочку, и вверх пузом в том числе 😃)
ANT53:

Вот надо было сделать виток,или пару витков на стойке в удобном месте(допустим над самым колесом) и будет амортизация.А алюминиевая хороша только весом.

задний ретракт настолько хлипкий, что думаю, и алюминиевая стойка для него окажется излишне жёсткой. Посмотрим. Но, думаю, если что и сломается, то первым будет именно задний ретракт. Не нравится он мне. Но альтернативы нет.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Из всех недоделок на “Раме” остались только хитро……нутые коки с крыльчатками. Я их обещал сделать:

Денис_из_Петергофа:

Обязательно сделаю. В смысле - вертушечки, а не автомат изменения шага

И я их сделал.
В принципе, ничего сложного: точно так же, как и обычно, выточил небольшие коки и сделал в них по 8 надрезов. В надрезы вклеил на «момент» вырезанные из кусочков бутылки лопасти:

Осталось только покрасить:

И поставить на самолёт…

Потратил некоторое время на опознавательные знаки и надписи. Лепим крестики на балки:

Надписи на балках скопировал отсюда:

В минувшие выходные «Рама» впервые поднялась в небо. В воскресенье у нас случилась чудная погода (для Питера): облачка, чуть-чуть солнышка, слабый ветерок (2…3 м/с). Правда, морозец: минус 9.
Первый полёт прошёл без фото/видео. Верю в приметы. После первого полёта – пожалуйста, снимайте на здоровье!

Вот фото:

Крупно коки и надписи на хвостовой балке:

Перед первым полётом произошла заминка: «отвязался» приёмник. Предположили, что это - от холода (дома, в тепле, всё работало чики-пуки). Снял гондолу, сдёрнул приёмник, сунул в карман…. Согрел, поставил – заработало!
Но до того, как ещё успел отцепить питание с «отвязавшегося» приёмыша, один из регулей вошёл в режим программированния и что-то там себе сам «напрограммировал»…
В итоге, когда полетел, сразу почувствовал разнотяг движков – самолёт явно тянуло вправо. Да плюс к тому же, взлетел на холодных акках – до этого все они были рассованы по внутренним карманам (чтоб в тепле были), но пока возились с приёмником, те, что были поставлены в самолёт, остыли до упора (на дворе: -9). В итоге, когда взлетел, то сразу выявился недостаток тяги. Полетал, оттримировал, стал сажать. Жалко, на камеру не снимали (первый полёт – нельзя!). Сажаю на малом газу, а самолёт всё забирает и забирает вправо – а там мы с Вовкой Громоздовым стоим. Я – увернулся, он не успел. Получил консолью по ноге.
Поржали. Самолёт цел, нога тоже. Узел складывания консоли тоже не пострадал.
Пробные газовки “с пристрастием” показали, что в режиме малого газа правый движок отключается раньше, чем левый. Вот самолёт на посадке и забирал вправо, потому что на посадке работал только левый двигатель.

Второй полёт уже снимали.

хм… дату в титрах на ролике поставил неправильно. Естественно, что - 04.12.2016г.

Оператор из Володи – так себе. Просто практики у него нет. Но он - прекрасный товарищ и просто хороший человек (плюс инженер-золотые руки). Поэтому ему прощается многое, если не всё.
Некоторые моменты, где самолёт из кадра совсем вылетал, я вырезал.

При замене акков беда с привязкой приёмника повторилась – опять пришлось снимать, греть в кармане, снова ставить. Странная фигня – не разу таких случаев зимой не случалось ранее. Приёмников этого типа у меня 7шт. большинство из них летало и зимой. Кто что скажет про это?

Так как проблема с разнотягом осталась, сажал на пузо, без шассей. Да и не посадить нормально на шасси - скапотирует гарантированно. Снега-то сантиметров 15. Та площадка, что мы утоптали - метра три, годится только для взлёта.
Разнотяг движков в виде «биения» звука хорошо слышен на видео.
Второй полёт делал на тёплых акках. Самолёт не узнать – и тяга появилась, и скорость.
Было довольно холодно, поэтому сделал всего пару полётов.

Ну, что ж… самолёт полетел. Никаких особых проблем пока не выявлено. Отрегулирую режимы двигателей, поменяю приёмник.
Будем летать дальше, будем влётываться. 😃

vlad_den
Денис_из_Петергофа:

В воскресенье у нас случилась чудная погода (для Питера): облачка, чуть-чуть солнышка,

Иногда солнышка хватает погреть акки - машина стоит носом к светилу, акки лежат на приборной панели под лобовым стеклом.

ANT53

Судя по звуку-есть вибрация у вала двигателя(какого?),отсюда разнотяг .Проверь люфт на валу.

25 days later
Bf-109

Хороший аппаратик… Камеру туда, хедтрекер и по fpv на нём - милое дело будет.

vovan1972
Bf-109:

Хороший аппаратик… Камеру туда, хедтрекер и по fpv на нём - милое дело будет.

Да ФПВ конечно в тему…
А с хедтреккером еще круче…
НУ если кайф от видов и полета заменить адреналином борьбы за жизнь то ФПВ подойдет

tauber

С удовольствием смотрю ваши темы, спасибо за подробное изложение. Скажите, так понимаю технология такая: пеноядро из шарикпенопласта? А сверху скотч? Сразу, без потолочки и т.д.? Поверхность как то обрабатывается? Второе. Скотч красится . Тоже без обработки? Краска какая? Кажется, что краска должна отлетать сразу)))

Bf-109
tauber:

Скажите, так понимаю технология такая: пеноядро из шарикпенопласта? А сверху скотч? Сразу, без потолочки и т.д.?..)))

Если речь идёт о крыле, то в основном все так и делают… Кто-то обрабатывает перед покраской, кто-то нет (я шкурю, обезжириваю - держится хорошо). Краску в балончиках беру акриловую.

vovan1972:

Да ФПВ конечно в тему…
А с хедтреккером еще круче…
НУ если кайф от видов и полета заменить адреналином борьбы за жизнь то ФПВ подойдет

И заметьте - по прямому предназначению можно использовать (самолёт то разведчик). Я думаю Денис врядли для боя его строил. И на мой взгляд, кайф от видов и полёта можно получить и без адреналина борьбы за жизнь. При хорошей настройке, развесовке, а также балансировке ВМГ- аппарат, скорее всего будет устойчив в полёте и комфортен в управлении, что в полной мере позволит насладиться полётом.