SOKO J-20 Kraguy

majoro
Horizont:

Такая технология предполагает наличие продольных стрингеров, или достаточно бальзовой скорлупы ? Поверх бальзы стеклоткань ?

Нет, это болван. По бальзе будет оклеиваться панелями из фольги с нанесенными клепочными швами. Приблизительные подсчеты показали, что на самолете около 20000 заклепок с полукруглыми головками. Фольгу тут ничем не заменить.

Horizont

Понятно, а труба через весь болван тянется ?

AirMax

Если разобраться, самолет не такой уж и простой. Грубо говоря полноценный, с точки зрения копирования. Если делать это хорошо и правильно. Тем более интересен выбор именно этого самолета как прототипа, ведь “поэзии” в нем нет никакой! Не красивый и безвестный. Будет сложно довести до конца начатое дело.
И тем не менее, я желаю удачи в постройке, терпения и прочего разного! По крайней мере радует то, что это не очередной мессер, пайпер, ла 7.

majoro
Horizont:

Понятно, а труба через весь болван тянется ?

Да, труба вдоль всего фюзеляжа

AirMax:

ведь “поэзии” в нем нет никакой! Не красивый и безвестный. Будет сложно довести до конца начатое дело.

Да, что-то в этом роде. Типа Запорожца горбатого)))
Надеюсь, коллеги поддержат и помогут с упорством и терпением. Спасибо!

Мысли вслух. Поражают взлетно-посадочные характеристики. Разбег 120м, пробег 180м. И набор высоты под углом 45 градусов. Не каждый поршневой истребитель такое мог.

Horizont
majoro:

Типа Запорожца горбатого

Нормальный самолет, мне такие нравятся ! Понятия красоты у всех разные, а самолеты абсолютно все имеют право быть сделанными в модели !😒

AirMax

Саша, ты безусловно прав!
Валентину желаю доброго здоровья и творческих сил!
Кстати, интересно было бы подробнее узнать о ТТХ будущего самолета. А то только масштаб и размах известен. Интересно знать какой мотор планируется. Ведь с этого все начинается… Кстати, есть ли “живые” самолеты этого типа, и где базируются. Истории немного не помешало бы.

majoro

Из истории: Создавался в 1962 году в Югославии как истребитель-бомбардировщик или легкий штурмовик. Состоял на вооружении Югославии, а затем Сербии с 1964 по 1984 год. В настоящий момент, как минимум, три экземпляра летающие. Есть машины на стоянках хранения, некоторые уже реставрируются. Несколько машин - музейные экспонаты, в том числе в музее воздухоплавания в Белграде.

11 days later
majoro

Прислушавшись к пожеланию Валеры Орлова, публикую хронологию. Комментировать особо нечего, но… по пеноплексу пластинами бальзы толщиной 3 мм “по корабельному”.

Построил развертки обшивки графически, но без проверки и подгонки не обойтись

“Тренировка на кошках”… Рука должна знать и помнить как это делается. Мне их 20 000 шт копировать надо будет.

Заметил, со второй попытки фотки хорошо открываются, а с первой - реклама вылазит.

Horizont

Центроплан как будет организован ? С количеством заклепок :)сочувствую !

majoro
Horizont:

Центроплан как будет организован ?

Точного решения пока нет, детали центроплана уже в работе. Когда совместим все “поделки”, то и определимся с решением. Одно точно скажу, конструктив будет максимально приближен к оригиналу. Здесь все покажем, надо подождать. Возможно, это будет не скоро, на проект запланировано 2-3 года

majoro

Задняя панель правого борта фюзеляжа

Подобных панелей на фюзеляж надо 13 шт. На крыло и оперение еще не сосчитал

Horizont

Валентин, а разрешите поинтересоваться процессом появления заклепок на свет ?

majoro

Попробую запечатлеть в фото. Сложного ничего нет, давилка соответствующего диаметра с полукруглым торцем и трубочка с внутренним диаметром, равным диаметру желаемой заклепки, для осаживания металла вокруг “заготовки заклепки”. Давим с изнанки, осаживаем с лицевой стороны. Давим на упругом основании, я использую полиуретан от сапожников. А осаживаем на жестком основании, я подкладываю стальную линейку.
Фото процесса сделаю при очередном сеансе “клёпки”.

Вот инструмент. Фотик не хочет фокусироваться, поэтому за качество извините. Но, думаю, и так все понятно.

majoro
Horizont:

Спасибо, все очень даже понятно !

На всякий случай
Итак, по разметке (не забывая, что это изнанка, поэтому получается зеркальное изображение), на полумягком основании давим давилкой

Переворачиваем заготовку и видим ряд бесформенных выпуклостей

Теперь с помощью трубочки надо превратить эти выпуклости в некое подобие заклепки. Для этого надо подложить под заготовку что-то жесткое, в моем случае это стальная линейка

В итоге получаем оформленную полусферу

Замечу, скорость нанесения клепочных швов получается выше, чем когда я на Ил-2 заклепки наносил клеем ПВА

Не терпится наклеить на фюзеляж. (Как бы торопливость не сыграла злую шутку). Клеить планируем на клей ВИСМАКОЛ

majoro

Как и подозревал, вкрались погрешности, корректировка размеров вынудила переделать боковые панели. Потеряно некоторое время, зато не в ущерб копийности.
Процесс приклеивания панелей сдвинулся с мертвой точки. Оклею хвост, а потом переключусь на нос, чтобы обеспечить копийный перехлест листов обшивки.

Вот так получается стык “внахлест”. Вроде бы, похоже

majoro

Маленькими шажками

Обшивка “встык”

AirMax

Валентин, здравствуйте!
А каким клеем приклеивается фольга?

majoro

В посте 26 я написал Висмакол, я обманул, правильное название клея ДИСМАКОЛ, полиуретановый, чаще всего пользуется сапожниками. В магазине для сапожников “Все для ремонта обуви” мы его и покупаем.
Наносим кисточкой на обе поверхности, даем просохнуть около 20 минут, накладываем проклепанную детальку, позиционируем ее и затем “пришквариваем” ее плоской насадочкой электровыжигателя.
Первые панели пришкваривал по всей плоскости, теперь пришквариваю только вдоль клепочных швов. Получается реалистичнее и аккуратнее.
В связи с такой технологией и требовался переклей из бальзы. Пенопласт сразу бы потек от выжигателя

8 days later
majoro

Вот и детали центроплана поспели. Пенопластовое ядро из-под пенорезки, оклеенное 2 мм бальзой.

Теперь будем морковать, как это совместить и скрепить, с возможностью разборки.

majoro

Теперь маленько покурочил, отсек кусок лишнего. Обрамил бальзой вырез в фюзеляже под коробку лонжеронов. Начал сборку этой самой коробки. Примерки, шкуринг, примерки, проверки параллельности и перпендикулярности, снова шкуринг и т. д. Стараюсь быть максимально копийным в конструкции.