Гордость русской авиации

nikolay_kornev

Андрей может быть у тебя есть это… Лонжероны были коробчатой конструкции. Высота их была 100мм (иногда 90 мм), ширина 50 мм, толщина фанерных стенок 5 мм. Толщина полок менялась от 20 мм в центроплане до 14 мм на концах крыльев. Материал полок первоначально — импортные орегонская сосна и спрус, а позже — обычная сосна. В лонжеронах нижнего крыла под двигателями полки были изготовлены из дерева гикори. Лонжероны собирались на столярном клее и латунных шурупах. Иногда к двум лонжеронам добавлялся третий — за задним, к нему крепился элерон. Кресты расчалок были одиночные, расположенные на одном уровне, выполненные из 3-мм рояльной проволоки с тандерами.

Нервюры крыльев были простые и усиленные — с утолщенными полками и стенками, а иногда со сдвоенными стенками из 5-мм фанеры, с очень большими продолговатыми отверствиями облегчения, полки — из сосновой рейки 6х20 мм с пазом глубиной 2—3 мм, в который входило ребро стенки. Сборка нервюр производилась на столярном клее и гвоздях. Шаг нервюр повсюду составлял 0,3 м. В целом конструкция крыльев была легкой.

… тут список литературы… 1ЦГВИА, ф. 369, on. 8, д. 72, лл. 1—4, 13—14, 29—37; on.16, д. 489, лл. 17—56;ф. 463 (ГВТУ), д. 4881, лл. 42, 223—228 (Технические условия на поставку самолетов ИМ); ф. 493, on. 4, д. 424, лл. 63, 66, 80, 144; д. 441. лл. 217—218; д 160, лл. 168—169; on. 7, д. 92, лл. 1—10; on. 11, д. 10, лл. 186, 202, 235, 255, 256; д. 55, лл. 60—68, 73—75; д. 2126, лл. 9, 22—24; л. 3454, л. 45. ЦГАСА, ф. 29, on. 13, д. 427.
Финне К. Н. Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского. Белград, 1930. Адлер Г. П. Развитие русских авиационных конструкций до первой мировой войны, с. 177—184.
Найденов В. Ф. Аэропланы, с. 297. “Техника воздухоплавания”, 1916, № 4—5, с. 105—107. “К спорту!”, 1914, № 5, с. 17. “Аэро- и автомобильная жизнь”, 1914, № 1, 4, 5 и 8. Косткин И. М. Записные книжки, хранящиеся в Научно-мемориальном музее Н. Е Жуковского

ссылка eroplany.narod.ru/shavrov/chr3/IM/IM_1.htm

ДедЮз
PDV:

Мы о разном говорим. Я про шпон речи не веду, а говорю о технологии гнутья древесины. Шпон можно сделать 0.1мм и при соответствующей его влажности свернуть в трубочку без всякой предварительно обработки. Да, искривить можно “любое” дерево. А изогнуть по заданной траектории с нужными радиусами по технологиям начала XX века далеко не любое.

Я привел пример конкретной работы, а вы как житель северного полушария должны знать из каких древесин делались лыжи. Крайние деревянные делались из поперечных переклеев разных сортов (не только с короткими сердцевинными лучами) и загинались пропаркой при толщине около 5…6мм по радиусу близкому к 50 мм, а армейские имели более толстые гнутые оконечности и без переклейки. Специально этим интересовался и заглядывал на фабрики в Мукачево и Кирове.

AirMax

Кстати, забыл написать, на фото этого не видно, но эти накладки прибиты гвоздями к нервюрам!

PDV
ДедЮз:

а вы как житель северного полушария должны знать из каких древесин делались лыжи.

Я не знаю из какого Вы полушария, но уверен, что у Вас водится очень много раков и Вы очень любите заводить их за камень… Нет в классической технологии гнутья древесины никаких переклеев иначе это уже не гнутье, а банальный переклей древесины и закончим на этом. Не об этом тема…

ДедЮз
nikolay_kornev:

Я думаю : для чего эти детали существовали на крыле??? Если это ответственный узел ТО ЕГО ПРОСТО НА КЛЕЙ - (что сомнительно) не могли крепить - должны быть какие-то дополнительные крепления - прошивка (не наблюдается)- гвозди???

Тут много говорим о разных способах креплений, один не упоминаем, древнейший - склейку на шеллаке. Как раз к тканным и крашеным поверхностям имеет высокую адгезию. Кроме этого могли использоваться сквозные двусторонние прошивки перфорированных накладок.

fed

Приветствую, коллеги!
Очень интересная и познавательная дискуссия по поводу гнутого дерева!
Многие вещи узнал впервые! Спасибо!
Но загадка таки осталась - как же на Муромцах делались накладки по передней кромке. Думаю, что наиболее близка к истине - версия сгибания цельной рейки по определенной технологии. Респект нашим прадедам - МАСТЕРАМ!

Ну а в масштабе 1/10 накладки выглядят вот так, после резки на плоттере в размер 1.5 х 0.6мм:


наклейка ведется на аквалаке с последующим “пришмаливанием” утюгом, в четыре руки!

Тренируемся на рулях высоты :

потом на консолях стабилизатора:

и рискнули верх одной консоли :

nikolay_kornev:

Андрей может быть у тебя есть это.

Да, конечно, это текст описания Муромца от известнейшего историка авиации и авиаконструктора Шаврова. Естественно, я его детально изучил и руководствовался им еще в 2007году при проектировании модели 1/10 Муромца.
Спасибо, за ссылку, она очень кстати в этой теме для всех интересующихся самолетами той эпохи!

PDV:

В свое время собирал информацию по Bleriot XI

Дмитрий, спасибо за прекрасные фотографии Блерио ХI ! обожаю этот прототип, когда то строил резиномоторную копию 1/10, много раз собирался строить большую RC копию… Увы пока мечты…
Это современная реплика, как прекрасно смотрятся накладки в сочетании со светлым полотном! Действительно, очень близкий аналог конструкции к Муромцу!

AirMax:

Вот тебе фото Морана

Максим, спасибо! Обалденно смотрится бамбук на крыльях! Всегда очень уважал этот материал.
Но на Муромцах его вряд ли использовали, там накладки все-же прямоугольные. А жаль. Бамбук гнется великолепно!
Кстати, очень хорошая идея накладок из бамбука для Большого Муромца 1/5 Надо будет поэкспериментировать с ним. В свое время накупил толстючего бамбука! были идеи полностью из него каркас фюзеляжа строить (который трубчатый), так как бамбук отлично точится, легкий и очень прочный.

fed

Спасибо, Анатолий за фильм в тему! Может в будущем удастся отснять более реалистичные полеты модели Муромца для использования в подобных сюжетах. Уже были предложения на эту тему…

… пока накладки заняли все свободное время… ,

интересно посмотреть на текущую фактическую весовую сводку трех Муромцев:

  • образца 2008 года м1/10 так, как он выходил на первые полеты;
  • реинкарнация Муромца 1/10 в нынешнем состоянии;
  • создаваемый Муромец в 1/5 на уровне каркасов и предполагаемого оборудования

Что радует и несколько удивляет в данной ситуации - это то что новая обтяжка полиэстером не дала увеличение веса плоскостей, по сравнению с предыдущей бумажной. Хотя еще не все слои покрытий на данный момент нанесены, но все весьма оптимистично. Увеличение веса нижних плоскостей связано с усилением моторам и дополнительных накладок, имитирующих фанеру мостков вокруг моторов , которых не было в предыдущей версии.

Вес Муромца масштаба 1/5 тоже пока весьма оптимистичен, хотя расслабляться рано, так как еще много чего будет на этих каркасах и “закон квадрата-куба” никто не отменял… Но надежды вползти в F4C на шестиметровом бомбере еще есть:), хотя и слабые… Но будем бороться!😇 Есть резерв веса силовых аккумуляторов 3.2кг, который является для меня бонусом, так как не входит в ограничение 15кг для F4C, а это очень существенный момент!

ANT53
fed:

Может в будущем удастся отснять более реалистичные полеты модели Муромца для использования в подобных сюжетах. Уже были предложения на эту тему…

Это очень интересно!И…накладывает обязательства по постройке модели,с какими,я думаю, ты с честью справишься.

fed:
  • реинкарнация Муромца 1/10 в нынешнем состоянии;

Вопрос-с чем связано уменьшение веса батареи ёмкостью в 4000ма/час на 150гр?Разве в 2007году они были тяжелее?

fed
ANT53:

Вопрос-

Веса “начинки” пока даны очень условно. Будет ряд существенных изменений. Двигатели будут тяжелее и мощнее, аккумуляторы меньшей емкости, но 4s.
Планирую существенно увеличить мощность энергетики корабля.

_________________________

… были большие, длительные раздумья по поводу судьбы старого фюзеляжа Муромца 1/10. Он получил ряд повреждений в двух авариях, ремонтировался в полевых условиях соревнований.
Пилон и центроплан полностью погибли в последнем падении. Салон так и не был сделан… Есть ряд ошибок в конструкции (накопившихся по мере исследования фотографий прототипа)
Длительная эксплуатация показала, что многие моменты можно было бы сделать по другому…
Малый Муромец 1/10 сейчас получил все плоскости очень обновленными после кап-ремонта, которые можно спокойно эксплуатировать не один год…

В общем, ремонтировать старый техкомиссия признала бессмысленным мероприятием и принято решение сделать новый фюзеляж, с учетом опыта эксплуатации старого.

Фермы собираются из сосновых реечек 7 х 1,5мм для лонжеронов и 5 х 1,5мм для стоек.


Лонжероны собираются в уголковые, а все стойки в Т-образные,
образуя удивительно прочную, легкую, жесткую ферму.

Формирование “брюха” фюзеляжа - обрешетки под бомболюк и смотровые окна

Для сравнения -носовая часть Большого Муромца 1/5.

fed

…зашиваемся…

Для нижнего крыла внедряются липовые бобышки под штыри навески крыла:

Силовой каркас носа (все скулы - липа рейки ламинат 1мм)
Нос будет съемным для удобства доступа и работ над интерьером.


Интересно, что новый фюзеляж на данном этапе почти на 150 гр. легче старого, хотя достиг практически его состояния

_________________________________________
Ну а Большой Муромец живет своей жизнью
Операция по скрещиванию крыльев с фюзеляжем:)

Зачаток будущего центроплана верхнего крыла. Стыковочные балки центроплана.


Строим пилон верхнего крыла

И самая ответственная операция- определение и выставление правильных углов заклинения бипланной коробки.


предварительная зашивка пилона

Стабилизатор с фюзеляжем также стыкуются на трубке 8х1мм

Навеска киля

13 days later
fed

“Муромец” Масштаб 1/10
Фюзеляж.

Так как коробка крыльев уже существует со своими стойками, а новый фюзеляж
строится полностью с нуля, то для правильного построения пилона применяем “метод обратного инжиниринга”, т.е. ориентируем половину бипланной коробки относительно фюзеляжа и определяем углы заклинения крыльев.

Собираем пилоны:

Контролируем уже по собранному пилону ситуацию с заклинением крыла относительно фюзеляжа, проверяем установочные углы крыльев.

Теперь можно окончательно формировать центроплан верхнего крыла:


Центроплан тонируется и покрывается пару слоями лака.

Формируется верхний гаргрот фюзеляжа, ставим закладные кронштейны для крепления растяжек крыла

В качестве отдыха интересно сделать лестницу, по которой из салона пулеметчик будет забираться к центропланным пулеметам

А это уже зашитая часть гаргрота с проемом верхнего люка:

Для удобного доступа внутрь фюзеляжа, решено сделать часть гаргрота съемным , в виде большого люка:


Надеюсь, наличие съемного люка будет практически не заметно после обтяжки.

А это лестница на своем месте. Вид из центроплана.

Носовая часть уже немного оформилась и получила штатное крепление к фюзеляжу

После лестницы захотелось непременно сделать и штурманский столик:


Интерьер салона приобрел первую мебель…

bgv1

Извините, а как скачать этот прекрасный фильм?

fed
Д_Заточник:

видео про то как строили самлеты на заре авиации

Спасибо, Сергей! Замечательный фильм, очень даже в тему! Много интереснейших моментов показано. Винты делались потрясающе без всяких ЧПУ!

__________________________

Хвостовая часть “маленького” Муромца.

Делаем тщательный замер угла установки стабилизатора относительно строительной горизонтали фюзеляжа.


Крепление стабилизатора на двух 2мм штырях. В принципе, при необходимости заднюю бобышку можно будет несложно переставить потом после облета , если захочется скорректировать угол, так как она вклеена к бальзовым стойкам фюзеляжа.
Устанавливается верхний кабан расчалок стабилизатора, нижняя стойка крепления костыля и узлы навески киля. Это все “трофейные” детали от первой версии Муромца.

Стоит задача расчалить ферму фюзеляжа, для получения приемлемой жесткости на кручение. Кстати, у прототипа фюзеляж имел недостаточную жесткость, и при резком вираже стабилизатор мог перекашиваться относительно крыла до 10 - 15 градусов! Поэтому управляли Муромцем очень плавно.
Решено расчаливать нитью СВМ, пропуская ее в углах фермы.

Натягиваются каждая плоскость одной нитью, и для натяжения используется своеобразный тандер из капроновых нитей, создающий очень приличное натяжение. Нить скользит в отверстиях и таким образом обеспечивается равномерное натяжение в каждом квадранте фермы. После расчаливания всех 4-х плоскостей фермы и плоскостей всех шпангоутов, нить фиксируется в углах циакрином. После этого ферма получила колоссальную жесткость! просто поразительно! Ну и обтяжка тоже должна дать свой вклад в жесткость!

Предварительная примерка оперения к фюзеляжу. Определяем места выхода тросов управления из боковин фермы.

Внутри фермы. Видна скамейка пулеметной фюзеляжной точки

Управление рулями решено было кардинально переделать по сравнению с предыдущей реализацией, там троса шли непосредственно от рульмашинки на руль. Это не очень здорово, так как идет нагрузка на ось РМ от натяжения троса.
Решено сделать промежуточные качалки - посредники, с плечами, равными плечам кабанчиков. Вот такой узел:

В фюзеляже этот узел устанавливается на краю отсека с жесткой обшивкой, и к нему осуществляется хороший доступ через верхний люк гаргрота.

Фюзеляжная пулеметная точка. Скамейка пулеметчика и проем в ферме для люка.

Хвостовая часть практически готова к обтяжке. Осталось сделать выходы тросов управления и можно обтягивать…

Wit
bgv1:

а как скачать этот прекрасный фильм?

В адресной строке браузера добавьте буквы ss перед youtube

fed:

Решено сделать промежуточные качалки

Андрей, а качалочка не хлипковата?

Orel
Wit:

Андрей, а качалочка не хлипковата?

Виталя , это трёхметровый Илья . В самый раз … лиш бы фанерка выдержала . А она выдержит !

Wit
Orel:

В самый раз … лиш бы фанерка выдержала

чон рахмат Байке! )))

Orel
Wit:

чон рахмат Байке! )))

өтінемін, кунак !