Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.
Продолжаем.
Про Ил-4 нельзя сказать, что это - долгий проект. По трудоёмкости он однозначно в десятки раз проще, чем Пе-8, но с другой стороны, это и не проект “на пару недель”. По субъективным ощущениям, десяток-другой истребителей типа Ла-7 (в масштабе 1:12) отняли бы у меня времени меньше, чем один этот Ил-4. Очень много закавык. К примеру - шасси, или те же зализы. И с первыми, и со вторыми придётся помучиться…
Вот поэтому работа по Ил-4 идёт рывками: что-то сделал, отдохнул, опять что-то сделал…
Болванку на фюз начинал делать осенью 2015-го, а болванки на фонарь и мотогондолу - аж через год. Закончил их в декабре 2016-го.
Вот как это было.
Болванка на мотогондолу:
По ходу пьесы было принято решение, что будет полезным профиль крыла сделать потолще, чтобы повысить несущие свойства.
Выпиливаем ещё маленько дерева под новый профиль:
фонарь отшлифован, но ещё не отшпаклёван:
И до кучи пара фоток. Все три болванки вместе, и селфи с “Ишачком”:
(“Ишак” в том же масштабе)
Продолжение следует…
Начинаю смотреть очередной, замечательный проект! Удачи!
Ох, и намучился я с натяжкой! С первого раза ничего не получалось, и почти все элементы пришлось натягивать по два, а что-то и по три раза…
Проблема в том, что в месте выреза под крыло очень большой перепад сечения болванки, и очень сложно обеспечить такую сильную утяжку толстостенной 6-литровой бутылки.
Тем не менее, всё получилось. Вот основные этапы:
Подготовленные бутылки:
На самом деле, бутылок было заготовлено гораздо больше, дальше по ходу дела станет ясно, почему.
Здесь уместны комментарии. Бутылки закрепляем на болванке гвоздиками, утягиваем над газовой плитой. После остывания поверхности бутылки (примерно через 1 минуту), сковыриваем гвоздики и сдёргиваем скорлупку с болванки. В случае носа или хвостовичка это делается с помощью мощных тисков: зажимаем горлышко бутылки в тиски и покачивая болванку, вытаскиваем её. С хвостовичком, который идёт на конус, это сделать очень просто, а вот нос надо разрезать вдоль, на 2/3 длины. Разрез делаю снизу, потом он будет заклеен.
Примеряем вторую бутылку с хвоста:
Блин, хвостовичок короткий! Тянем его заново (уже с 1,5-литровки):
Опять не получилось!
По результатам оказывается, что ни фига не сойдётся – не получается фюзеляж из шести бутылок (как задумывалось), а это плохо – надо переделывать. Хвостовичок надо делать ещё длиннее, тогда и следующая за ней, вторая с хвоста, бутылка выдвинется чуть ближе к носу, и тогда всё должно сойтись!
И сразу за ним, опять же, аж в третий раз, тянем бутылку №2 с хвоста (опять 6-литровка):
-
С носом тоже беда: плохо утянулась носовая часть скорлупки, пошли морщины, которые никак не удалось убрать (на фото они незаметны). Тянем нос ещё раз:
Почему скотчем, а не гвоздиками? Очень просто: при её натяжке две соседние скорлупки должны оставаться на своих местах, а как в них гвоздики-то бить? Лишние дырки нам не нужны!
Хуже всего то, что прогорела и часть соседней скорлупки, приходится ампутировать и её:
- Примеряем ещё одну бутылку. Теперь расстояние, которое она должна «закрыть своим телом» увеличилось. Понимая, что история с прогаром повторится, иду на иезуитскую хитрость: разрезаю 6-литровку вдоль, максимально оборачиваю её вокруг болванки и по-максимуму фиксирую её края гвоздиками. Должно получиться:
И крепко-накрепко опять приматываю скотчем:
Барабанная дробь!
Утягиваем!
Вуаля(бля)!
Получилось!
Шесть скорлупок, из которых и будет сформован фюзеляж для Ил-4:
Фу-у! прямо триллер получился!
Продолжение следует….
Подписываюсь на тему. Сам хочу построить такой, все хожу вокруг да около более 15 лет, да не решаюсь взяться.
Продолжаем.
Прикладываем скорлупки к чертежу:
Рисуем окошки в носовой секции фюзеляжа:
Полоски из бутылки для склейки швов на скорлупках:
Здесь надо сделать небольшие пояснения. Практически все скорлупки (за исключением хвостовичка) без продольного разреза с болванки не снимаются.
Места склейки шва и сама бутылочная полоска (заплатка) тщательно зашкуриваются и обезжириваются. Клеятся на обычный жёлтый момент. Выдержка перед склейкой небольшая – минуты 3…4. После этого они должны отлежаться, чтобы клей окончательно встал. Как правило, сборку фюзеляжа я делаю уже на следующий день.
Готовые секции с заклеенными швами на весах:
37, 24, 30, 48, 43 и 16 грамм соответственно.
Все вместе на весах – 197 грамм:
По ходу дела обнаружилось несоответствие формы хвостовичка изображению на чертеже:
Пришлось чутка подстрогать хвостовую часть болванки, и натянуть ещё один, новый хвостовичок:
Старый и новый хвостовички, сравнительное фото:
Далее…
К сожалению, первая фаза склейки фюзеляжа в кадр не попала, а фоткал его уже чуть позже, когда начал вклеивать в него пенопластовые шпангоуты:
Также хорошо видны деревянные рейки для крепления крыла к фюзеляжу.
Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.
Пенопласт к бутылке клеил на ухупор, сосновые рейки – на момент, плюс на маленькие саморезики.
Прорезанные окошки в кабине штурмана:
Вид с носа в сторону носового шпангоута:
Вообще говоря, готовый, склеенный фюзеляж внушает уважение. Этакая здоровенная бутылочная сигара, очень похожая на Цеппелин.
(Вот оно что! Вот откуда, наверное,
Ильюшин тогда черпал вдохновение!) Блин… стишок получился… 😒
На данный момент это самый длинный известный мне бутылочный фюзеляж. Длина – 115см! Даже фюзеляж Скайрейдера при сравнимой толщине был короче на 23см. (92см)
Для сравнения. Фюзеляж Ил-4 и фюзеляж Bf-109 (оба в масштабе 1:12):
Продолжение следует…
Сколько по весу получается?
Сколько по весу получается?
Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.
Денис поправьте если ошибся.
Спасибо, Олег, успели раньше меня.
Да, действительно, на данном этапе - 250 грамм.
Но ещё добавятся: фонарь с гаргротом и батарейный отсек. Да и остекление кабины штурмана.
Плюс ещё всяко-разно по мелочи. Думаю, грамм 300 с гаком получится…
Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.
на данном этапе - 250 грамм.
Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.
Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.
- Да, только переплёт. Но остекление будет выполнено не в виде единой бутылочной скорлупки, как на Пе-8 (там удобно - снял весь нос, и вставил остекление), а в виде пяти отдельных фрагментов. Полоса на левый борт, полоса на правый, полоска вверх, полоска вниз, и плюс носовая пипка.
- Метод хороший, спасибо, Вадим!
Но в данном случае он мало применим: хвостовичок имеет сильное сужение, поэтому соскакивает и так, носовая же скорлупка имеет сильно выраженный завал под лобик крыла - тут только разрез, никакие компрессоры не помогут, а все остальные скорлупки вообще не имеют горлышка - оно отрезано.
Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.
Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный. Это если планируется серия из хотя бы 3…4…5…6 одинаковых самолётов, тогда да, чувствуется, что болванка делается не зря: она себя окупит. А вот решиться на изготовление болванки для единственного самолёта - это должны быть веские основания. Не стал же я делать целиковую болванку на фюзеляж для Пе-8 (ограничившись только некоторыми фрагментами: нос, хвост фюзеляжа, носовые части мотогондол и т.п.)
Но с другой стороны, для меня есть один очень мощный побудительный мотив: феноменальная живучесть бутылочного фюза. И от габаритов она практически не зависит.
Вот здесь мной описан один из зафиксированных на видео случаев, когда при аварийной посадке бутылочный фюзеляж сложился под 90 градусов, и мгновенно отыграл обратно, а заметил я это только лишь, когда потом замедленно просматривал видео. Более подробно об этом случае вот здесь:
rcopen.com/forum/f81/topic337088/961 пост №993, в конце. Там же и видео.
Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный.
Дело в том, что я опробовал разные технологии: наборные из пены и бальзы, и 1 раз выклейка фюзеляжа методом папье-маше. В последнем случае болванка все же нужна и качество поверхности требует серьезной доводки. Но вот по весу никакого прорыва я не получил. Ко всему, требуется покупка материалов для изготовления оболочки фюзеляжа. Бутылки по 5л лежат у меня на кухне, как отходы. Выкинуть жаль, я иногда делаю из них ванночки для протравки плат для усилителей.
Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?
Что касается серии, то ремонтная серия точно будет, если самолетом начать активно пользоваться 😃 А лучше ремонтная серия, нежели ремонтное штучное производство.
Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?
Только обезжирить, и больше ничего.
Но крашу не из баллончика - эта краска держится плохо, со временем осыпается. Крашу автомобильной алкидной краской, которой полно в большинстве автомагазинов, выбор широчайший. Обычно продаётся в 1кг банках. Крашу с краскопульта, держится годами. Если нет нужного оттенка, то намешиваю “пал-литру” из нескольких цветов.
Есть ещё одна тонкость в склейке фюзеляжа из бутылок: если пользоваться клеем “момент” строго по инструкции, скорее всего, ничего не получится. Из личного опыта скажу: склеивать фюзеляж из скорлупок желательно так - мажем моментом и сразу вставляем скорлупки друг в друга, никакой выдержки 10…15 мин (как в инструкции), клеим “вмокрую”. Это даёт возможность первые 5…10 мин сдвигать скорлупки друг относительно друга.
Автомобильные компрессоры имеют разную конструкцию впускных и выпускных клапанов. Есть с впускным клапаном в поршне, там воздух засасывается из подпоршневого пространства и штуцер к шлангу для вакуума просто некуда прикручивать. А есть оба клапана в голове. Хочу замутить два шланга на нагнетание для снятия и вакуумирования при усадке. Может быть качество улучшится и появится возможность обжимать какие то выпуклости?
Денис, может быть вы уже это проходили? Стоит огород городить?
Автомобильные компрессоры
Может зайти в Модельные технологии, чтобы Денису успеть модель построить?
Про зализ расскажите, как вы собираетесь делать эту сложную деталь
Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом!..Не знаю! (“Место встречи изменить нельзя”)
Я тоже не знаю. Придумаю что-нибудь…
Денис, может быть вы уже это проходили?
В такие дебри я не углублялся. Отношения с компрессором у меня незатейливые: подсоединил к бутылке, накачал. Бутылку раздул феном. Всё.
Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом!..Не знаю! (“Место встречи изменить нельзя”)
В такие дебри я не углублялся. Отношения с компрессором у меня незатейливые: подсоединил к бутылке, накачал. Бутылку раздул феном. Всё.
Вот, где собака зарыта. Значит стоит огород городить.
С вакуумированием разберемся позже.
Что со стойками шасси? копийные? убирающиеся?
Да, однозначно: шасси будут, и обязательно убирающиеся.
Не совсем копийные, но полукопийные точно (как у реального Ил-4: две стойки и между ними колесо), примерно, как на моём Пе-8.
Продолжаем.
В фюзеляже осталось сделать две очень важные вещи:
- батарейный отсек
- фонарь с гаргротом
В многомоторном самолёте есть несколько вариантов размещения аккумуляторов. Основных два:
- один общий в фюзеляже
- в каждой из мотогондол
Второй вариант на больших моделях более предпочтительный, его я и использовал на своём Пе-8 (4 мотора, 4 батареи). В этом случае все силовые провода (от батареи до регуля и от регуля до мотора) получаются максимально короткими. Правда, желательно соединить две батареи одним общим кабелем, чтобы исключить аварийные ситуации при отключении одного из моторов (два даже одинаковых аккумулятора всё равно просадятся не единомоментно).
В Пе-8 у меня так соединены батареи двух внешних моторов.
Первый вариант имеет только один весомый недостаток – длинные силовые провода (толстые и тяжёлые).
Но и достоинств у этого варианта не так мало:
- один аккумулятор менять быстрее и легче, чем несколько;
- единомоментная отсечка у обоих моторов, отпадает необходимость в соединительном кабеле (тоже весьма толстом и тяжёлом);
- есть возможность выдвинуть центровку чуть более вперёд – у большинства многомоторных самолётов нос всё-таки выступает вперёд поболее, чем моторы (да, были такие короткомордые, как Як-4, Ме-410, Москито и т.п.)
Я выбрал вариант с одной батареей в носу фюзеляжа.
И одним из дополнительных аргументов (помимо трёх перечисленных) был ещё и такой: у меня есть куча прекрасных 4-х баночных аккумуляторов для Пе-8, которые большинство времени просто отлёживают бока, расходуя свой ресурс. На них и будет летать Ил-4. И намного чаще, чем Пе-8.
Решено: ставим батарейку в нос!
Так как вырезанный лючок ослабляет монокок носовой части фюза, было принято решение усилить фюзеляж в этом месте. На фото лежат две белые накладочки из коропласта.
Вклеиваем эти накладочки (на момент):
Крепим крышку на маленькую петельку:
Для фиксации крышки батарейного отсека делаем вот такой деревянный сухарик с винтом М4 (он будет приклеен на ПУР между бутылочным дном и пенопластовым шпангоутом):
Сформировать батарейный отсек было решено из… опять же, из бутылки! Из маленькой, 0,6л. Болванку сочинил буквально «на коленке» из двух кусков ДСП (ну не было у мен под рукой подходящего деревянного брусочка!). выглядит страшно и мерзко, но для наших целей сойдёт – «используй то, что под рукою…»:
Снял, склеил, сделал крепёжные отверстия:
Параллельно делаем фанерные стоечки для фонаря и пол кабины пилота. На весах: соответственно 4 и 24 грамма:
Первая примерка батареи в отсек:
Поставил стоечки. Приклеил на момент, снизу прихватил маленькими саморезиками:
Возвращаемся к батарейному отсеку. Надо же как-то крепить батарейку? Чтобы она не телепалась, как цветок в проруби! Есть проверенный способ – бутылочный хлястик на липучке:
Батарейный отсек на весах – 21 грамм:
Примеряем (наконец-то!) фонарь с гаргротом:
Ура! Уже узнаются черты Ил-4!
Прикладываем то, что получилось, к чертежу:
Ну, вроде почти и не наврал… (лоб фонаря на фото как-будто сдвинут назад, но это иллюзия, всё там ровно – ракурс съёмки такой)
Вес фюзеляжа вырос до 328 грамм.
Продолжение следует…