Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.
Немного отвлёкся на прочие мелкие проекты: rcopen.com/forum/f81/topic514428
Возвращаемся к Ил-4.
Крыло и оперение.
С самого начала было решено делать крыло для Ил-4 по той же самой технологии, что и крыло моего Пе-8: ядро из шарикового пенопласта малой плотности и обшивка из потолочки, приклеенная на «титан».
Но сразу были внесены и коррективы:
- Крыло не разъёмное, как на Пе-8, а складное, как на ФВ-189 (rcopen.com/forum/f82/topic475196)
- Лонжерон не алюминиевые трубы, а полоса из стеклотекстолита.
Начинаем…
В ближайшем строймаге был куплен лист самого рыхлого пенопласта (ПС-15?). После контрольного взвешивания была определена и его плотность: что-то около 9 грамм/литр.
Самое то.
Профиль был взят плоско-выпуклый кларк. Режем консоли:
Режем первую половинку центроплана:
Режем вторую…
Упс…неудача! Кривые руки - кривая половинка центроплана… Пришлось переделывать.
Готовые, отрезанные детали крыла:
Удивительно, но взвешивание показало одинаковый вес и консоли, и половинки центроплана – по 31 грамму.
Итого = 124 грамма.
Сочиняем и приклеиваем усиления законцовок из экструды (гнём её с помощью фена):
Большое получается крыло, в рост человека. Для сравнения: крыло Ил-4 рядом с крылом от «Кейта» и от Ме-109 (все трое в одном масштабе 1:12):
Теперь займёмся лонжеронами и узлами фиксации крыла в разложенном состоянии.
Алюминиевые уголки – заготовки для узлов фиксации:
Семь раз отмерив, один раз отрезаем. Крыло. По линии складывания:
Перед вклейкой в крыло взвешиваем лонжероны с узлами фиксации:
133 грамма.
Режем центроплан:
Тоже самое делаем и с консолями.
Вклеиваем лонжероны и кладём на весы. Две консоли с вклеенными лонжеронами – 86 грамм, а центроплан – 174 грамма:
Примерка и узел фиксации крупно:
Последний аккорд перед обклейкой потолочкой – наклеиваем на законцовки ещё три слоя потолочки поверх экструды:
Обрезаем и ещё раз взвешиваем:
88 грамм – две консоли. 44 грамма – одна. Сколько ещё нам добавит потолочка? Ой, много… 😃
Продолжение следует 😃
Добрый день!
«Есть у меня глубокое убеждение, что модель (тем более, летающая) – это своеобразный памятник самолёту».
Вот уже год мы (я и парни 12 и 7 лет) мечтаем о ИЛ 4.
Но для нас это не только памятник самолету…
В прошлом году умер близкий и дорогой нам человек.
Настоящий человек, человек удивительной судьбы и невероятной скромности и доброты.
Глеб Борисович Удинцев.
Его рассказ об одном боевом вылете:
www.world-war.ru/moya-nezazhivayushhaya-rana/
Краткая биография:
<font color=“#E4AF0A”>www.biograph.ru/index.php/…/1285-udintsevgb</font>
Небольшой фильм:
Это только толика того, что сделано Глебом Борисовичем.
А про фильм «Торпедоносцы» Глеб Борисович говорил:, что удивительно, как женщина смогла так точно передать, как они воевали и жили.
Личная просьба к Денису – в личку.
Простите за многословие.
Способов обеспечить ровную, гладкую поверхность пенопластового крыла – множество. Плюс всех этих способов – кратное повышение прочности всего крыла в целом, в следствии того, что обшивка в данном случае получается работающей, т.е. обеспечивающей основную прочность всей конструкции.
Конечно же, все способы я не знаю, опишу лишь те, что пробовал сам, и плюс ещё некоторые…
Начнём с самых простых:
-
Рекордсмен по простоте и популярности – обтяжка скотчем.
Даёт гладкую, ровную поверхность. Широко применяется при изготовлении полукопий-бойцовок. Минусы: если пенопласт мягкий, крупношариковый, плотностью 9…10 грамм/литр, то поверхность крыла получается не идеально гладкой, и со временем имеет тенденцию морщиться (при интенсивной эксплуатации). Этот эффект можно уменьшить, если брать более плотный мелкошариковый пенопласт плотностью 14…15, а лучше 20…25грамм/литр. Наиболее гладкая поверхность получается при использовании экструдированного пенопласта плотностью 30…40грамм/литр. Но здесь есть обратная сторона медали – на экструде, в отличии от шарикового пенопласта, навсегда остаются вмятины и следы от пальцев и прочих предметов. Т.е новое крыло выглядит, как конфетка, а уже «юзанное», очень и очень грустно… -
Обтяжка бумагой на ПВА. Способ древний, многими пройденный. Обеспечивает ровную, слегка шершавую поверхность. Минус – в отличии от крыла, обтянутого скотчем, при больших нагрузках не мнётся, а ломается. Порой с треском. Именно поэтому крылья у бойцовок сейчас не обтягивают бумагой: при таране такое крыло красиво и эффектно разлетается в воздухе с выбросом кусочков пенопласта в атмосферу.
Перейдём к более сложным:
-
Комбинация: бумага на ПВА+скотч. Я о таком слышал, но сам не пробовал. По идее, должно быть неплохо.
-
Комбинация: шпон+скотч. Тоже слышал, видел, но сам не пробовал.
-
Комбинация: тонкие пластины экструды, приклеенные на 2-х сторонний скотч +скотч поверх экструды. Сам лично видел такое крыло на почти 2-х метровом Р-6 Вадима Книжникова. Мне эта идея тогда так понравилась, что я положил её в основу крыла моего Пе-8 (rcopen.com/forum/f82/topic178430).
Суть идеи Вадима следующая: внутреннее ядро делается из рыхлого пенопласта малой плотности (9…10грамм/литр), а поверх него на тонких полосках 2-стороннего скотча приклеиваются нарезанные тонкие (1,5…2мм) пластины из экструды. Потом всё это обтягивается скотчем. -
Отсюда и родилась следующая комбинация: оставляем ядро из мягкого, рыхлого шарикового пенопласта, и обклеиваем его не пластинами экструды, а потолочкой (дело в том, что когда Вадим Книжников делал свой Р-6, потолочка, как товар, пока ещё просто не продавалась в магазинах). И клей Титан тоже тогда не продавался, поэтому Вадим использовал 2-х сторонний скотч. Но скотч имеет тенденцию через несколько лет высыхать. Поэтому я и решил тогда применить Титан. Хотя, надо признать, что вариант «4мм потолочка на титане» проигрывает по весу варианту «1,5мм экструда на 2-стороннем скотче». Но выигрывает (как мне кажется) в долговечности, и во внешнем виде при интенсивной эксплуатации: на потолочке, так же, как и на шариковом пенопласте следы практически не остаются, а на экструде – остаются. И даже очень…
Поэтому я и избрал для Ил-4 вариант №6: лёгкое ядро, титан, потолочка, поверх всего этого – скотч.
Пробуем гнуть потолочку (если её загибать на лобик малого радиуса, она, конечно, не лопнет, но помнётся):
для этого место сгиба греем феном.
Обклеиваем, и взвешиваем свежеобклеенную консоль:
Ого! Было 44 грамма, а стало аж 93! Нехило добавили веса потолочка и клей. Правда, он ещё мокрый, подсохнет – будет полегче.
Ещё раз взвешиваем центроплан до обклейки:
174 грамма. Это уже с лонжероном.
Обклеиваем, обклеиваем, обклеиваем…
Делаем промежуточное взвешивание (ещё не вся потолочка наклеена):
Уже набрал 292 грамма…
Заклеиваем все оставшиеся участки… взвешиваем…. 358 грамм!
Плюс две консоли по 93 грамма. Итого: только что обклеенное крыло: 358+93+93=544 грамма.
Из них: Пенопласт (ядро) – 4 х 31г = 124 грамма
Лонжероны – 133 грамма
Клей Титан, приклейка лонжеронов – 5 грамм.
Промежуточный итог: 262 грамма (крыло до обклейки потолочкой)
Плюс к этому:
Потолочка на всё крыло – 145 грамм
Клей Титан, приклейка потолочки – 137 грамм.
Промежуточный итог: 544 грамма.
После недельной сушки крыло полегчало, и стало весить 480 грамм.
Таким и осталось. Простейшие арифметические действия дают вес клея Титан после высыхания: 73 грамма. Усох почти вдвое…
Готовим лонжероны на хвостовое оперение:
Взвешиваем киль отдельно и с лонжероном:
7 и 10 грамм соответственно
Взвешиваем стабилизатор отдельно и с лонжероном:
Взвешиваем киль отдельно и с лонжероном:
Разрезаем стабилизатор и киль и вклеиваем лонжероны:
Примеряем к ним потолочку:
На фото хорошо видно, что в данном случае для облегчения я использую распущенную вдоль потолочку, т.е. она тоньше вдвое.
Взвешиваем киль и потолочку:
10 и 7 грамм соответственно
Обклеиваем стабилизатор с одной стороны, с припуском:
Обрезаем по шаблону излишки потолочки, оформляем контур киля и стабилизатора:
Отмечаем контур крыла для подрезки излишков потолочки (обклеено было с припуском):
продолжение следует…
Недавно открыл неплохой способ отделки пены под окраску. СМ тут rcopen.com/forum/f40/topic509609/41 сообщ 75. Способ новый, но мне кажется, перспективный.
Почему-то не вижу ни одной картинки в этой теме.
Как побороть, подскажите, пожалуйста?
не вижу ни одной картинки в этой теме.
А в других темах на форуме видите?
Не все. Некоторые тоже не вижу.
Т.е., подозреваю, что надо что-то настроить, только не знаю, что. 😃
У меня была подобная проблема в прошлом году, мне давали следующие советы:
“Попробуйте, просто для проверки, зайти на форум через другой браузер или с другого компьютера и залогиниться. Если картинки будут отображаться, то проблема с браузером. Возможно, поможет очистка cookies и временных файлов, а возможно только переустановка браузера и очисткой реестра.
Ещё один вариант - какой-то плагин для браузера (антирекламные и т.п.) или антивирусная программа могут блокировать изображения, при определенных настройках”.
А в конце концов я оказался сам во всём виноват: мои кривые руки случайно нажали кнопочку “скрыть картинки” наверху страницы в серой полоске. Кнопочку отжал, и всё обратно появилось. 😃
Продолжаем…
Обтяжка.
Обтягивать Ил-4 решил так же, как и Пе-8 – металлизированным скотчем. Разгадка проста, я уже многократно писал про это: краска на самолёте в процессе эксплуатации неизбежно облезает, и если под облупившейся краской проявляется «голый металл» то это никак не портит внешний вид самолёта. Наоборот, появляется ощущение «бывалого рубаки»; побывавшего в разных переделках, старого, но всё ещё летающего ветерана (“… я стар, я очень стар, я - суперстар!” 😃)
Прорисовываем рули высоты,руль направления и элероны:
Получаем готовые, обтянутые консоли, и далее режем элероны:
Для крепления крыла к фюзеляжу был выбран отработанный метод: в фюз вклеиваются (и притягиваются саморезами) две деревянные рейки, а крыло крепится к ним четырьмя саморезами. А чтобы саморезы при затягивании не мяли крыло, в крыло вклеиваются четыре деревянные сухарика-бобышки, сквозь которые и проходят саморезы. Подобным образом я крепил крыло на «Уайлдкэте», «Скайрейдере», и «Раме»(ФВ-189).
Размечаем места на крыле и вклеиваем их:
Следующий важный вопрос, который пришлось решать до окончательного закрепления центроплана на фюзеляже, - это размещение приёмников на самолёте.
Вопрос оказался далеко не праздным…
Во-первых: их должно быть два, как на Пе-8, – на всякий случай (а случаи разные бывают…).
Во-вторых: разместить их в носу, как на Пе-8 не получается – слишком мало места, нос несъёмный, да ещё и короче, чем у Пе-8 – усы антенн, выведенные «на улицу», неизбежно попадают в винты.
Удобно в гаргроте. Тем более, что он сделан съёмным. Но как быть с возможным затенением усов антенн? Крыло-то широченное, да ещё и металлизированным скотчем обтянуто! А у меня такое уже случалось с «Кейтом»: крыло тоже широкое, покрытое таким же скотчем, и усы приёмника – чётко над крылом. И в мокрую погоду, при пролётах над головой несколько раз была кратковременная (на пару секунд) потеря сигнала.
Ой, как не хочется такой «радости» на большом, тяжёлом 2-х моторнике…
Долго парил голову, пока не родил следующую комбинацию: один приёмник остаётся в гаргроте, а второй располагаем прямо под брюхом, в самом центре центроплана. Теперь как ни поверни – пара усов всегда «на связи».
Обтянутые киль и стабилизатор, пока ещё без рулей:
Взвешиваем киль и стабилизатор:
Соответственно 31 и 73 грамма. Вместе – 104 грамма.
Нехило, ну так и габариты соответствующие. Вот для сравнения рядом с «Ишачком» в этом же, 12- масштабе:
Режем рули высоты и руль поворота:
Продолжение следует…
Денис, добрый день,
Как там поживает Ваш Ил-4? Полетит ли в сезон? А может быть уже к 9 мая?
Присоединяюсь. Тоже жду с нетерпением продолжения проекта.😜
Спасибо, мужики, за то, что беспокоитесь о продолжении проекта! Смею уверить: Ил-4 обязательно полетит - ещё не было проекта, который бы я не завершил.
Просто в данный момент я действительно немного отвлёкся на параллельные работы: rcopen.com/forum/f81/topic514428
Как только “новорожденный” класс 250-граммовых бойцовок-полукопий “встанет на крыло”, и мы проведём первые для него старты (9 мая), так сразу же переключусь на Ил-4.
Денис приветствую.
Продолжение будет?
И мы приветствуем!
Спасибо, мужики, за беспокойство!
Ил-4 никуда не денется, и будет обязательно доделан. Лежит у меня дома под носом (не на чердаке, не в старом, пыльном чулане), каждый день я на него смотрю. Ждёт своего часа.
Просто так получилось, что помимо постройки авиации Второй Мировой (и Великой Отечественной!) войны, мне в прошлом году пришлось взяться за ещё одно архиважное дело: в буквальном смысле спасать полукопийный радиобой в отдельно взятом городе - Санкт-Петербурге. Иначе бы всё рухнуло - те, кто двигал эту тему до меня, в силу возникших причин (всепоглощающая работа, здоровье, проблемы личного характера) бросили это дело.
Ещё бы чуть-чуть, и всё, кабздец - поросло бы всё это мхом и лишайником и окончательно бы заглохло…
Пришлось брать дело в свои руки, создавать новый, свежий класс - СОЮЗ-250,
строить под это дело новую матчасть:
rcopen.com/forum/f81/topic514428
rcopen.com/forum/f84/topic517142
rcopen.com/forum/f84/topic533285
проводить соревнования:
rcopen.com/forum/f84/topic520921
rcopen.com/forum/f84/topic526914
rcopen.com/forum/f84/topic530744
rcopen.com/forum/f84/topic538955
rcopen.com/forum/f84/topic540757
Короче, всё это поглотило меня “по самую нехочу”. Тем более, что дело интересное и общественно-полезное.
Но вот разгребу весь этот завал, осенью закроем сезон этого года, и тогда возьмусь за Ил-4.
Обязательно его доделаю. Обещаю.
Не было бы счастья, да несчастье помогло…
Оказавшись под «домашним арестом», т.е в антикороновирусной самоизоляции, в которой на данный момент сидит большинство жителей нашей необъятной Родины (да что там Родины, бери выше – всей Планеты!), переделав все прочие и неотложные дела, обратил свой взор на пылящийся на шкафу недоделанный Ил-4.
Тем более, что все запланированные соревнования по радиобою отложены по крайней мере, до осени, и бойцовками можно пока не заниматься…
Всё, решено! Засучив рукава, снова берусь за Ил-4!
Итак…
Перво-наперво определил последовательность дальнейших работ по Ил-4, а именно:
- Зализы
- Шасси и моторамы
- Мотогондолы
- Установить хвостовое оперение
- Навесить на шарнирах консоли (они будут складываться для удобства транспортировки и хранения)
Ну что ж, поехали!
Зализы.
Если честно, делать я их не особо умею, увы. По крайней мере, до сих пор особо похвастать было нечем. Решил так: никаких высокотехнологичных технологий использовать и на этот раз не буду, а сделаю-ка я их, как обычно, из пенопласта, да обклею бумагой на ПВА.
Закрываем неровности снизу картонками и обклеиваем сверху слоем распущенной вдоль потолочкой:
Отрезаем длинные треугольные полоски из более плотного пенопласта, и закрываем им щели между фюзом и крылом.
Клеим на УХУПОР (для приклеивания пенопласта к бутылке, как мне кажется, наилучший вариант) :
Вырезаем бумажки и замачиваем их в воде:
Клеим их на ПВА, промазываем им же сверху.
Скотчем пока обклеивать не стал, сделаем это потом, по ходу дела.
Здесь, конечно, всё как-то быстро рассказалось/на фото показалось, а реально возни с этими зализами было… мама родная!
Но ладно, наш паравоз едет дальше, следующая остановка - шасси.
Продолжение следует…
У меня зализы по технологии с водой, ведет всегда. 😦
Ну, у меня, похоже, всё, не как у людей…
Открою маленький секрет - зализы я сделал давно, ещё тогда, 2 года назад. Зафоткал, но не выложил.
И до сих пор не повело.
А вот с шассями мучился совсем недавно, всего несколько дней назад. Вот там, я вам скажу, “была баталия у тётки Наталии”!
Сегодня постараюсь выложить фото.
Далее – шасси.
Очень ёмкая тема. И АрхиМноготрудная.
С шасси у меня тоже не всегда получается. Вернее, в большинстве случаев, вообще нифига нормально не получается…
Ну, так сложилось, что специализируюсь в основном на бойцовках, а они хоть и полукопии, но принципиально без шасси – нет там в них никакой надобности.
Случаев, когда я делал шасси на ретрактах, всего два: ФВ-189 «Рама», и Пе-8.
Ил-4 – это будет третий случай.
Ещё тогда, пару лет назад, прикупил пару ретрактов «для самолётов весом до 5кг». Так как планируется уложиться в 3кг или около того, то вроде как подходит.
Вес каждого ретракта 73 грамма:
У Ил-4 каждая нога шасси имеет две стойки:
Надо сконструировать что-то подобное, а сам ретракт использовать, как привод.
В случае, когда модель делается по классической, наборной технологии, то в месте, где предполагается устанавливать шасси, закладываются фанерные площадки. У меня крыло не наборное, и не деревянное, оно у меня – цельно-пенопластовое.
Отсюда проистекает и тот способ, которым я решил привязаться к крылу. Просто-напросто в четыре длинные щели вклеить четыре длинные пластины из стеклотекстолита, а уж к ним и крепить всю шассийную канитель.
Стеклотекстолитовые пластины толщиной по 0,5мм получились вот такими:
Стойки решил делать из алюминиевых трубок диаметром 10мм. Оно, конечно, не очень копийно, по масштабу стойки должны быть потоньше, что-то около 8мм, и переменные по толщине, ну так, у меня не копия, у меня – полу-копия, поэтому прошу простить меня за отступления. Главное, чтобы «было похоже».
Но по опыту знаю, что жёсткости тонкостенных 10мм трубок может и не хватить (при грубой посадке может и согнуть нафиг), поэтому решил усилить их, вогнав внутрь каждой деревянную кругляшку диаметром 8мм:
Посадил их на момент.
Но к 0,5мм стеклотекстолиту ретракт не прикрутишь, поэтому пришлось сделать несколько весьма нужных деталюшек из алюминия:
Пробуем собрать всё это воедино и поставить на место:
Ретракт имеет на выходе один-единственный штифт, к которому такую ногу, как у Ил-4 (с двумя стойками) просто так не прицепить. Надо эти две ноги на что-то навешивать. Делать, короче, две полуоси, по обе стороны ретракта, ось вращения которых будет совпадать с осью вращения привода самого ретракта. Хм… игра слов, масло маслянное.😃
Из чего делать полуоси, да ещё чтобы недорого? Взял пару копеечных отвёрток из «фикс-прайса», и напилил с них четыре так необходимых мне полуоси:
Чтобы зафиксировать их, просверлил отверстия, нарезал в них резьбу М3 и закрутил туда стопора:
в местах фиксации сточил на полуосях небольшие лыски.
И чтобы стойки никуда не слетели с полуосей, сделал вот такие простейшие фиксаторы:
Взвешиваем весь узел шасси (правда, без ретракта):
136 грамм. Плюс 73 грамма ретракт, получаем 209 грамм.
Учитывая, что пластина крепления ретракта из массы-пластмассы, сделал на каждый ретракт пару усиливающих алюминиевых пластин-накладок:
Один ретракт с пластинами-накладками, второй пока без оных:
Теперь о самой хитровы… пардон, хитрозагнутой детали, той что должна соединять обе стойки с приводом ретракта. Получилось вот так:
В центральное отверстие входит «палец» ретракта, зацепы по обоим краям – цепляются за стойки. Конструкция, не спорю, не совсем оптимальная, но ничего иного мне тогда в голову не пришло…
Тут, как назло, выяснилось, что один из ретрактов хандрит: нечётко срабатывает один из концевиков. Пришлось разобрать:
Выяснилось, что развалился корпус одного из микро-концевичков. Никакие попытки поджать его обратно успехом не увенчались, пришлось идти на радикальные меры.
Кое-как собрал его, и аккуратно залил его эпоксидкой. И второй до кучи тоже:
микроскопическая работа, навроде того, что Левша с блохой сотворил…
Собрал обратно:
Работает!
В смысле концевички работают, исправно отключают мотор, но… ретракт заедает, при малейшей нагрузке верещит и отказывается двигать «палец». По звуку – стопроцентно сорванные зубы на шестернях.
Разбираю – все зубы на месте. Собираю – не работает.
Разбирал/собирал раз шесть - не работает, :)забодай его комар, и баста!
Плюнул, отложил его в сторону, заказал на АЛИ новый.
Пока едет из китайщины новый ретракт, приступаем к глобальному – устанавливаем всё это хозяйство на те места, где ему и положено быть.
А попросту говоря, вклеиваем в крыло:
Для крепления капотов необходимо сделать для них какую-никакую опору, чтобы они не висели в воздухе. В данной ситуации проще всего это оказалось сделать из пенопласта:
Для фиксации капотов на этих пенопластовых раскорячках, вклеил в них деревянные сухарики, в которые будут вкручиваться маленькие саморезики:
Продолжение следует…
Учитывая, что пластина крепления ретракта из массы-пластмассы, сделал на каждый ретракт пару усиливающих алюминиевых пластин-накладок:
Денис, по моему опыту с этими “механизмами” это не выход. Пластины очень слабые, ни о каких 5 кило речи не может быть. Только чтоб на земле красиво постоять. У меня такие с Али на 5 кг модели разлетелись при довольно мягкой посадке на траву. Надо целиком новые пластины их стеклотекстолита делать, 2,5 - 3 мм.
На ХК есть ретракты повнушительнее: hobbyking.com/…/servoless-retract-with-metal-truni…
Я на Р-47 поставил их - там 4 кило. Но еще не облетывал.
Очень ёмкая тема.
Ай, спасибо, как раз в руках верчу, с какой стороны подходить? А, тут, Денис, спасибо. Али или кинхи, что выбрать, подожду мастеров. 😁
до сих пор не повело.
Это радует:)
Взял пару копеечных отвёрток из «фикс-прайса», и напилил с них четыре так необходимых мне полуоси:
😢 отвёртки жалко
целиком новые пластины их стеклотекстолита делать
Получается, вместо родной П образной, ставить самодельную. Так может из дюраля сразу сделать?
Стойки решил делать из алюминиевых трубок диаметром 10мм.
Денис, второй вопрос: А почему ты не хочешь взять пружинные стойки с того же ХК, например: hobbyking.com/…/alloy-110mm-straight-oleo-strut-fo… (там еще есть варианты по длине, просто эти в наличии, а так, можно обрезать, или надставить теми же трубками)
Все поменьше будут ударные нагрузки. И внешне похоже. Вверху их просверлить поперек для твоей конструкции по-моему не проблема.