Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.
Не было бы счастья, да несчастье помогло…
Оказавшись под «домашним арестом», т.е в антикороновирусной самоизоляции, в которой на данный момент сидит большинство жителей нашей необъятной Родины (да что там Родины, бери выше – всей Планеты!), переделав все прочие и неотложные дела, обратил свой взор на пылящийся на шкафу недоделанный Ил-4.
Тем более, что все запланированные соревнования по радиобою отложены по крайней мере, до осени, и бойцовками можно пока не заниматься…
Всё, решено! Засучив рукава, снова берусь за Ил-4!
Итак…
Перво-наперво определил последовательность дальнейших работ по Ил-4, а именно:
- Зализы
- Шасси и моторамы
- Мотогондолы
- Установить хвостовое оперение
- Навесить на шарнирах консоли (они будут складываться для удобства транспортировки и хранения)
Ну что ж, поехали!
Зализы.
Если честно, делать я их не особо умею, увы. По крайней мере, до сих пор особо похвастать было нечем. Решил так: никаких высокотехнологичных технологий использовать и на этот раз не буду, а сделаю-ка я их, как обычно, из пенопласта, да обклею бумагой на ПВА.
Закрываем неровности снизу картонками и обклеиваем сверху слоем распущенной вдоль потолочкой:
Отрезаем длинные треугольные полоски из более плотного пенопласта, и закрываем им щели между фюзом и крылом.
Клеим на УХУПОР (для приклеивания пенопласта к бутылке, как мне кажется, наилучший вариант) :
Вырезаем бумажки и замачиваем их в воде:
Клеим их на ПВА, промазываем им же сверху.
Скотчем пока обклеивать не стал, сделаем это потом, по ходу дела.
Здесь, конечно, всё как-то быстро рассказалось/на фото показалось, а реально возни с этими зализами было… мама родная!
Но ладно, наш паравоз едет дальше, следующая остановка - шасси.
Продолжение следует…
У меня зализы по технологии с водой, ведет всегда. 😦
Ну, у меня, похоже, всё, не как у людей…
Открою маленький секрет - зализы я сделал давно, ещё тогда, 2 года назад. Зафоткал, но не выложил.
И до сих пор не повело.
А вот с шассями мучился совсем недавно, всего несколько дней назад. Вот там, я вам скажу, “была баталия у тётки Наталии”!
Сегодня постараюсь выложить фото.
Далее – шасси.
Очень ёмкая тема. И АрхиМноготрудная.
С шасси у меня тоже не всегда получается. Вернее, в большинстве случаев, вообще нифига нормально не получается…
Ну, так сложилось, что специализируюсь в основном на бойцовках, а они хоть и полукопии, но принципиально без шасси – нет там в них никакой надобности.
Случаев, когда я делал шасси на ретрактах, всего два: ФВ-189 «Рама», и Пе-8.
Ил-4 – это будет третий случай.
Ещё тогда, пару лет назад, прикупил пару ретрактов «для самолётов весом до 5кг». Так как планируется уложиться в 3кг или около того, то вроде как подходит.
Вес каждого ретракта 73 грамма:
У Ил-4 каждая нога шасси имеет две стойки:
Надо сконструировать что-то подобное, а сам ретракт использовать, как привод.
В случае, когда модель делается по классической, наборной технологии, то в месте, где предполагается устанавливать шасси, закладываются фанерные площадки. У меня крыло не наборное, и не деревянное, оно у меня – цельно-пенопластовое.
Отсюда проистекает и тот способ, которым я решил привязаться к крылу. Просто-напросто в четыре длинные щели вклеить четыре длинные пластины из стеклотекстолита, а уж к ним и крепить всю шассийную канитель.
Стеклотекстолитовые пластины толщиной по 0,5мм получились вот такими:
Стойки решил делать из алюминиевых трубок диаметром 10мм. Оно, конечно, не очень копийно, по масштабу стойки должны быть потоньше, что-то около 8мм, и переменные по толщине, ну так, у меня не копия, у меня – полу-копия, поэтому прошу простить меня за отступления. Главное, чтобы «было похоже».
Но по опыту знаю, что жёсткости тонкостенных 10мм трубок может и не хватить (при грубой посадке может и согнуть нафиг), поэтому решил усилить их, вогнав внутрь каждой деревянную кругляшку диаметром 8мм:
Посадил их на момент.
Но к 0,5мм стеклотекстолиту ретракт не прикрутишь, поэтому пришлось сделать несколько весьма нужных деталюшек из алюминия:
Пробуем собрать всё это воедино и поставить на место:
Ретракт имеет на выходе один-единственный штифт, к которому такую ногу, как у Ил-4 (с двумя стойками) просто так не прицепить. Надо эти две ноги на что-то навешивать. Делать, короче, две полуоси, по обе стороны ретракта, ось вращения которых будет совпадать с осью вращения привода самого ретракта. Хм… игра слов, масло маслянное.😃
Из чего делать полуоси, да ещё чтобы недорого? Взял пару копеечных отвёрток из «фикс-прайса», и напилил с них четыре так необходимых мне полуоси:
Чтобы зафиксировать их, просверлил отверстия, нарезал в них резьбу М3 и закрутил туда стопора:
в местах фиксации сточил на полуосях небольшие лыски.
И чтобы стойки никуда не слетели с полуосей, сделал вот такие простейшие фиксаторы:
Взвешиваем весь узел шасси (правда, без ретракта):
136 грамм. Плюс 73 грамма ретракт, получаем 209 грамм.
Учитывая, что пластина крепления ретракта из массы-пластмассы, сделал на каждый ретракт пару усиливающих алюминиевых пластин-накладок:
Один ретракт с пластинами-накладками, второй пока без оных:
Теперь о самой хитровы… пардон, хитрозагнутой детали, той что должна соединять обе стойки с приводом ретракта. Получилось вот так:
В центральное отверстие входит «палец» ретракта, зацепы по обоим краям – цепляются за стойки. Конструкция, не спорю, не совсем оптимальная, но ничего иного мне тогда в голову не пришло…
Тут, как назло, выяснилось, что один из ретрактов хандрит: нечётко срабатывает один из концевиков. Пришлось разобрать:
Выяснилось, что развалился корпус одного из микро-концевичков. Никакие попытки поджать его обратно успехом не увенчались, пришлось идти на радикальные меры.
Кое-как собрал его, и аккуратно залил его эпоксидкой. И второй до кучи тоже:
микроскопическая работа, навроде того, что Левша с блохой сотворил…
Собрал обратно:
Работает!
В смысле концевички работают, исправно отключают мотор, но… ретракт заедает, при малейшей нагрузке верещит и отказывается двигать «палец». По звуку – стопроцентно сорванные зубы на шестернях.
Разбираю – все зубы на месте. Собираю – не работает.
Разбирал/собирал раз шесть - не работает, :)забодай его комар, и баста!
Плюнул, отложил его в сторону, заказал на АЛИ новый.
Пока едет из китайщины новый ретракт, приступаем к глобальному – устанавливаем всё это хозяйство на те места, где ему и положено быть.
А попросту говоря, вклеиваем в крыло:
Для крепления капотов необходимо сделать для них какую-никакую опору, чтобы они не висели в воздухе. В данной ситуации проще всего это оказалось сделать из пенопласта:
Для фиксации капотов на этих пенопластовых раскорячках, вклеил в них деревянные сухарики, в которые будут вкручиваться маленькие саморезики:
Продолжение следует…
Учитывая, что пластина крепления ретракта из массы-пластмассы, сделал на каждый ретракт пару усиливающих алюминиевых пластин-накладок:
Денис, по моему опыту с этими “механизмами” это не выход. Пластины очень слабые, ни о каких 5 кило речи не может быть. Только чтоб на земле красиво постоять. У меня такие с Али на 5 кг модели разлетелись при довольно мягкой посадке на траву. Надо целиком новые пластины их стеклотекстолита делать, 2,5 - 3 мм.
На ХК есть ретракты повнушительнее: hobbyking.com/…/servoless-retract-with-metal-truni…
Я на Р-47 поставил их - там 4 кило. Но еще не облетывал.
Очень ёмкая тема.
Ай, спасибо, как раз в руках верчу, с какой стороны подходить? А, тут, Денис, спасибо. Али или кинхи, что выбрать, подожду мастеров. 😁
до сих пор не повело.
Это радует:)
Взял пару копеечных отвёрток из «фикс-прайса», и напилил с них четыре так необходимых мне полуоси:
😢 отвёртки жалко
целиком новые пластины их стеклотекстолита делать
Получается, вместо родной П образной, ставить самодельную. Так может из дюраля сразу сделать?
Стойки решил делать из алюминиевых трубок диаметром 10мм.
Денис, второй вопрос: А почему ты не хочешь взять пружинные стойки с того же ХК, например: hobbyking.com/…/alloy-110mm-straight-oleo-strut-fo… (там еще есть варианты по длине, просто эти в наличии, а так, можно обрезать, или надставить теми же трубками)
Все поменьше будут ударные нагрузки. И внешне похоже. Вверху их просверлить поперек для твоей конструкции по-моему не проблема.
Денис, второй вопрос: А почему ты не хочешь взять пружинные стойки с того же ХК, например:
Хорошие стойки, спасибо, Владимир. Да вот беда - не попались вовремя они мне на глаза, пришлось делать без них, “на коленке” мастерить из того, что было в наличии.
Почему я не увидел на хобби-кинге эти стойки? Причина проста - я там уже года два ничего по-серьёзному не покупаю. А до этого покупал очень много.
Уж не знаю, что там с этим хобби-кингом произошло, но, похоже, там здорово “эффективные менеджеры” порезвились - сайт стал “тяжелее”, долго-долго загружается, с мобильного устройства вообще не открыть, постоянно зависает.
Перелопатили все категории, да так, что теперь элементарные вещи “лежат” в таких местах, что до них и не докопаешься.
Да плюс ко всему нормальный русский язык, который до этого присутствовал на сайте, превратили в чёрте что. Когда я читаю подобные вещи - “посадка-стоп-воротник”, “электрический-втянутых-реверсивным-горы” или “шкала-сплава-ступица”- меня наизнанку выворачивает, и ничего уже не хочется…
А стойки хорошие, спасибо за совет, для следующих проектов учту!
Гладко было на бумаге…
Стойки шасси пришлось переделывать нафиг.
Первоначальный вариант не пошёл. Но обо всём по порядку.
После того, как были более-менее сделаны стойки, и на них поставлены колёса, встал вопрос о креплении бутылочных мотогондол к крылу. Как вы помните, вместе с болванкой на фюзеляж была сделана и болванка для мотогондол:
yadi.sk/a/…/5aedbf3979baa092d51ebbcc
А вот как крепить бутылочную деталь к уже готовому, и обтянутому крылу? Вопрос.
Учитывая накопленный опыт, нижнюю часть гондол решил приклеить. Для этого из пенопласта сделал вот такие, ммм… более всего это похоже на подошвы утюгов:
Ладно, пусть будут утюжки. По форме они повторяют контур гондолы в месте стыковки её с нижней поверхностью крыла.
При попытке закрыть это место секцией гондолы сразу вылезла проблема выпирания колеса. Его надо утапливать в крыло (как, собственно, это и было сделано на прототипе).
Делаем выборки-ниши для колёс с крыле. Работёнка грязная, пыльная:
И всё равно не накрывает гондола шасси! Теперь упираются сами стойки. Вернее сказать, их концевые части, к которым как раз и крепятся колёса. Ведь как получилось-то? Стойки я разнёс на ширину ретракта (45мм) и они получились несколько шире, чем нужно по масштабу!
И гондола, сужающаяся к концу, получается несколько уже, чем эти широко разнесённые стойки:
К слову сказать, толщина колеса – 30мм, а расстояние между стойками – 45. То, что там лишних 10мм, это как пить дать! Эх, убрать бы эти 10мм, и всё бы поместилось!
Можно было бы сказать, что я накуролесил, и слишком некопийно сделал стойки, шире, чем надо, разнеся их в обе стороны от колеса, но вот ещё одно фото:
Здесь стойки тоже довольно далеко от колеса расположены.
Как бы там ни было, а стойки надо переделывать…
Малой кровью такие проблемы не решаются – пришлось переделывать кардинально:
И всё влезло.
До кучи сделал и хвостовую опору шасси.
Зелёненькие штучки – это два куска бутылки. С помощью них опора и будет крепиться к стабилизатору. Прорезал в нижней поверхности стабилизатора две щели и просто вклеил в них на титан эти зелёные кусочки бутылки:
Зубами не оторвёшь (если только «с мясом»).
Продолжение следует…
Изготовление мотогондол по бутылочной технологии.
Тонкости и нюансы.
Обычно, для того, чтобы отформовать из бутылки на болванке какую-либо часть конструкции, авиамоделист-бутылковед берём бутылку чуть большего диаметра, чем сама болванка (процентов на 5…10), и спокойно формует.
Но иногда, для того, чтобы достичь каких-либо целей, приходится идти обходными путями.
Вот и здесь, с мотогондолами для Ил-4, получилось именно так. Диаметр мотогондолы – 105 мм. Двух-литровка не лезет. Надо взять что-то потолще. Казалось бы, что проще? Бери 3-х литровую бутылку из-под кваса, и тяни себе на здоровье свои мотогондолы!
Она как раз чётко, с небольшим зазором садится на данную болванку:
Но не хочу! По одной интересной причине: хочу, чтобы гондолы были прозрачными, а не коричневыми!
Почему? Очень просто: я их изнутри задую серебрянкой, и при неизбежном обдирании краски с внешних поверхностей, из-под краски что будет проступать? Правильно, мутная серебристая поверхность, точь-в-точь, как дюраль, из которого и был сделан Ил-4.
А что будет проступать из-под содранной краски, если бутылка будет пивная? Вот то-то и оно, проступать будет нечто тёмно-коричневое, неаппетитное, к дюралю не имеющее ни малейшего отношения!
А хочется, чтобы самолёт был красив, даже если у него где-то и будет содрана красочка. Чтобы смотрелся, как настоящий. По этой же причине я оклеиваю ему и крылья, и хвост металлизированным скотчем.
Как натянуть на болванку заведомо маленькую бутылку? Раздуть её.
Ещё четыре года назад я снимал маленькую киношку про то, как я это делаю.
Если кто не видел, то вот она:
(самое прикольное, что из всех видео, что я выкладывал на ютубе, этот ролик собрал рекордное количество просмотров – более 164 тыс. Вся хохма в том, что, судя по комментам, большинство смотревших ролик, вообще не подрубаются, зачем ЭТО нужно, т.е. это люди далёкие от авиамоделизма. Спрашивается: а нафига смотрели?! Хрен его знает… Видимо, всем до усёру интересно посмотреть, как раздувают бутылки😃).
Так как гондола довольно длинная, раздул на пробу несколько штук, и пробую их утянуть:
Это на заднюю часть мотогондол.
Отрезаем лишнее, и вуаля!
Уже вырисовывается нечто, похожее на части мотогондол Ил-4:
От нижних частей мотогондол отрезаем то, что в будущем станет створками отсеков шасси:
Между делом обклеиваем зализы скотчем:
Зашкуриваем «нулёвкой» те места, где будут приклеены бутылочные части мотогондол:
Продолжение следует…
Всё, что было сделано и отфоткано в предыдущие несколько дней, закончилось, и поэтому отчёты будут выходить с несколько большими перерывами. Сейчас же получается, что выкладываю фотоотчёт «с колёс», фактически в режиме онлайн. Делаю утром, выкладываю вечером (утром - деньги, вечером – стулья:)).
Итак, добиваем мотогондолы.
Створки шассийных отсеков.
Для повышения жёсткости решил сделать их двухслойными. Натянул ещё пару скорлупок и зашкурил их:
Склеиваем их моментом и, когда они подсохли, разрезаем на две половинки:
В один слой весили 11г. Прибавка – 13 грамм (11 – второй слой, +2г – клей). Нормально, это не более, чем 0,5% от общего (расчётного) полётного веса самолёта. Но жёсткость створок – важный фактор, иначе они будут хлябать и телепаться в набегающем потоке воздуха. Да и при открытии/закрытии будут проблемы.
Винтиками М2 крепим на них петельки:
Подрезаем капоты и оформляем на них «юбки»:
Чтобы створки при закрытии не проваливались, делаю для них простейшие упоры-ограничители из 0,5мм стеклотекстолита:
Клеим (на момент) нижние и верхние половинки задней части гондол, и смотрим, что из этого у нас получается.
Нижняя половинка гондолы с уже навешенными створками:
Свободные половинки петель просто вклеены (на ухупор) в щели, прорезанные в пенопласте:
Упор-ограничитель для створок:
Верхние половинки задней части гондол просто приклеены к верхней поверхности центроплана:
Вид на левый борт – хорошо видны левая верхняя половинка гондолы и левый же зализ:
Подрезал входные отверстия на капотах:
Крепление капота на маленьких саморезиках, закрученных в деревянные «сухарики»:
Вот что в итоге получилось. Общие виды:
Продолжение следует…
Продолжаем.
Перво-наперво определил последовательность дальнейших работ по Ил-4, а именно:
- Зализы
- Шасси и моторамы
- Мотогондолы
- Установить хвостовое оперение
- Навесить на шарнирах консоли (они будут складываться для удобства транспортировки и хранения)
Первые три пункта выполнены: зализы сделаны, шасси тоже, мотогондолы поставлены.
Осталось вклеить хвостовое оперение и сделать узлы складывания крыла. Хвостовое оперение решил оставить на потом, т.к. там ничего сложного нет, а сейчас заняться узлами складывания крыла. Вот тут-то собака и зарылась.
Как-то так получилось (уже не помню как, 2 года прошло), но в местах, где цельное крыло было порезано на три части, изначальный плоско-выпуклый профиль превратился в, хоть и слабо выраженный, но в двояко-выпуклый профиль:
Почему так произошло? Скорее всего, это случилось во время наклеивания обшивки из потолочки на ядро из мягкого крупношарикового пенопласта. Пенопласт мягкий, крупношариковый, и потолочка, будучи наклеена на него с небольшим натягом, потянула за собой и сам пенопласт, в итоге выгнула его свою сторону. И тем самым изменила профиль.
Чем это страшно в данной ситуации? Ведь летать-то всё равно будет? Будет!
А вот крыло, нормально, как задумывалось, складывать не получится.
Идея вот какая: консоли складываются наподобие того, как это делается на палубниках, с той лишь разницей, что складывание идёт не вверх, а вниз.
Вот моя «Рама»(перед покраской) - у неё точно такой же принцип складывания консолей:
Но для того, чтобы ТАК складывать консоли, необходима РОВНАЯ нижняя поверхность крыла, т.е. профиль крыла должен быть однозначно плоско-выпуклым. Петля делается из скотча, длинной, наподобие рояльной, по всей хорде крыла.
Что делать? Покумекал-покумекал, и стало понятно, что косметическими мерами не обойтись. Надо как-то выгибать обратно профиль, т.е. сделать его снова плоско-выпуклым.
Срезал с торцов центроплана и консолей облицовку из электро-картона:
Вместо электро-картона решил использовать на этот раз 0,5мм стеклотекстолит:
Заневоливаем участок крыла с помощью фанерки и армированного скотча:
Наклеиваем титаном на выщербленный участок потолочку:
Жду, пока подсохнет клей, потом с помощью наждачки выравниваю поверхность.
Клеим на неё текстолитовую нервюру:
Края нервюры неровные, необработанные. Да это и не надо – она вырезана немного «в минус», потом всё равно закроется скотчем.
Всё, теперь осталось дождаться, пока окончательно высохнет титан, и потом, когда будет сняты фиксирующие фанерки, профиль крыла будет гарантированно плоско-выпуклый.
Петли.
Подобные петли я уже делал на Пе-8 (навешивал на них рули) и на «раме» - там использовал их как раз в узлах складывания крыла. В этот раз решил немного доработать данный метод. А именно: повысить надёжность приклеивания петель.
Не знаю, у кого как, но самый липкий скотч (из недорогих и доступных), который попадал мне в руки, это 2-х сторонний скотч на тканевой основе. Исключительно прилипчивая дрянь. Не идёт ни в какое сравнение с похожим 2-х сторонним скотчем, но на полипропиленовой основе. Хотя внешне (пока не снята защитная жёлтая бумажка) они чрезвычайно схожи.
Но на 2-х стороннем скотче петлю не сделать – она должна быть липкой с одной стороны, а не с двух. Делаем комбинацию – соединяем воедино обычный и 2-х сторонний скотч.
Сначала фиксируем на столе полоску 2-х стороннего скотча:
Затем накрываем его полоской обычного скотча:
Скотч взял синий, чтобы было удобнее (к примеру, прозрачный, или серебристый был бы плохо виден на крыле).
Отрезаем лишнее (так получилось – имеющийся у меня 2-х сторонник 40мм, а синий – 48мм):
Получившуюся полоску нарезаем на кусочки:
Задираем на всех защитную жёлтую бумажку и склеиваем их («липким к липкому») с перекрытием в 5мм:
Клеим на торец центроплана – не хватает. Повторяем процедуры, делаем ещё несколько липучек и добиваем:
Пристыковываем «торец к торцу» консоль и наживляем её тремя кусочками скотча (их хорошо видно на фото):
Снимаем защитные жёлтые бумажки и прихватываем консоль освободившимися лепестками с нижней стороны крыла:
Складываем консоль и опять снимаем защитные бумажки:
Прихватываем освободившимися лепестками консоль к центроплану, но уже со стороны стыка:
Переворачиваем обратно (то есть раскрываем крыло), и клеим поверх наклеенных полосок армированный скотч, а потом закрываем его слоем металлизированного скотча:
Опять складываем консоль и заклеиваем полоски скотча слоем металлизированного скотча:
Повторяем эти же операции на узле складывания второй консоли:
Что получилось в итоге? Фото выложу в следующий раз, и так пост получился крайне длинным – более 30 фото.
Там же будет и про хвост, и про фиксацию консолей (в раскрытом и в сложенном состоянии).
Продолжение следует…
Из намеченного осталось немного…
Вклеиваем хвост.
Здесь никаких особых сложностей не было – просто вставил, чуть-чуть скорректировал (насчёт параллельности относительно крыла) и просто залил места стыков моментом:
Насчёт зализов на хвостовом оперении вопрос пока остаётся открытым – надо ли? Если на крыле зализы чётко выраженные, и без них никак, то на киле и стабилизаторе они небольшие, и в глаза особо не бросаются. Короче, подумаю.
Делаем защёлки на фиксацию консолей в раскрытом положении.
В самом начале, когда делал главный лонжерон, на нём были закреплены уголки с винтами М3:
Винты были намертво закручены гайками и зафиксированы краской.
Теперь необходимо всего лишь сочинить какие-либо простейшие застёжки, которые будут одеваться на эти винты, выступающие из верхней поверхности центроплана и консолей. Проще всего сделать их из кусочка ПЭТ-пластинки, сделанной, опять же, из бутылки.
Делаем плоскую ПЭТ-пластину из бутылки. Бутылку из под каки-калы одеваем на кусочек фанерки, и утягиваем феном:
Режем из получившейся пластины два прямоугольника 75х40мм, прожигаем в них по 4 отверстия, примеряем… получилось!
Пробуем складывать и раскладывать.
Вот наглядное фото, позволяющее сравнить разницу габаритов с разложенным и со сложенным крылом:
Что в итоге имеем? Длина самолёта – 123 см. Размах крыла – 178 см в разложенном состоянии, и 91 см в сложенном.
Вес пустого планера - 1424 грамма.
Если сюда прибавить вес двух ретрактов (2х73 гр.) и вес сервы на хвостовое колесо (14гр.), то получается 1584 грамма.
На фото хорошо видны овальные зелёные пятачки на законцовках. Это липучка. Она нужна для фиксации консолей в сложенном положении. Фиксация осуществляется простым накидыванием ленты ответной липучки.
Всегда интересно сравнить новый самолёт с теми, что уже есть в наличии.
Вот, к примеру – Дуглас «Скайрейдер»:
Про «Скайрейдер» в своё время писал здесь:rcopen.com/forum/f81/topic337088/418
Почему интересно сравнить эти два самолёта? До появления Ил-4 «Скайрейдер» был у меня самым большим «бутылочником» (самолётом с фюзеляжем из бутылок).
Ил-4 вырвал у него этот титул – его болванка длиннее на 25см:
Если обратить свой взор на прототипы (реальные Ил-4 и «Скайрейдер»), тоже может найтись некая тождественность: максимальный взлётный вес – 12120кг у Ил-4, и 11282кг у «Скайрейдера» (в 1951г); максимальная боевая нагрузка – 2500 кг у Ил-4, и 3630 кг у «Скайрейдера» в 1951 (2720кг в 1945г), мощность силовой установки – 2х1100л.с. у Ил-4, и 2700л.с. у «Скайрейдера» в 1951г.
Понятное дело, что сравнивать два этих самолёта неправомерно, так как создавались они в разное время, и под разные задачи. Но пофантазировать-то можно? 😃
Ещё один снимок для сравнения – вместе с СБ в масштабе 1:15:
СБ пока ещё не летал, т.к. ещё не до конца доделан. О нём я тоже обязательно напишу. В «паркфлаерах и пенолётах».
И вот ещё одно сравнение, теперь уже с По-2, выполненном в масштабе 1:12, как и Ил-4:
А вот про этот самолёт тему можно открывать хоть сейчас – весь материал для этого есть. Сегодня же и открою!
В честь 75-летия Великой Победы!
(плюс к этому у меня сегодня День Рождения, юбилей)
Ну вот, всё, что намечал, всё сделал, и пока в отношении Ил-4 сделаю небольшой антракт (не на пару лет, а на пару-тройку недель).
С Днём Победы Вас всех!
C днем рождения ! Здоровья, счастья, удачи, чистого неба над головой !!!
Поздравляю с Днём рождения! Желаю творческих всего 😃
Денис, с Юбилеем! Жизнь только начинается!
Отлично подошел к своему дню рождению! Столько проектов! Настоящая “Бессмертная эскадрилья”!
Просто здорово, что так популяризируешь историю отечественной и мировой авиации !
Успеха и вдохновения в проектах!
Ил-4 покраска
Увы, куча практически ежемесячных «быстрых и простых» проектов не даёт быстро завершить давно начатый «долгий и сложный» проект. Возвращаюсь я к нему наскоками. Прошлый наскок был полтора года назад, в апреле-мае 20-го года, в тот раз я довёл самолёт к предпокрасочному состоянию.
Теперь наступило время покраски.
Но перед этим надо доделать некоторые мелочи, совсем маленькие. А именно: оформить посадочные места под сервы для привода створок шасси. Давным-давно была куплена вот такая приблуда для управления шассями и их створками:
Кое-как разобрался с её алгоритмом работы. Принцип работы следующий: если шасси выпущены, то после переброса тумблера «шасси» сначала убираются ноги, а потом, с задержкой (можно выставить, сколько требуется) закрываются створки. И в обратной последовательности: при убранных шассях, при перебросе тумблера в другую сторону, сначала открываются створки, а уж затем, опять же, с задержкой (которую тоже можно выставить) выходят ноги. Вроде всё просто, посмотрим, как оно будет в полёте.
По ходу разбирательства выявился один сюрприз, который поначалу немало помотал нервы: оказывается, эта шассийная приблуда не находится в состоянии постоянной готовности, отнюдь. Ты включаешь аппу, подаёшь бортовое питание, всё жужжит, всё работает (моторы, сервы), всё, кроме шасси. Ретракты шасси на команды с пульта не реагируют, вообще никак. И только лишь после того, как ты трижды быстро щёлкнешь тумблером, отвечающим за выпуск/уборку шасси, эта приблуда просыпается из анабиоза, и начинает работать.
И возник ещё один вопрос: как и куда ставить сервы на закрытие/открытие створок шасси? Прикидывал и так, и сяк, и по всему выходило, что маловаты ниши шасси для того, чтобы там разместить эти самые сервы, даже самые маленькие, по 3,7 гр. Ретракты, стойки, да сами колёса занимают фактически весь внутренний объём. Плюс надо же ещё и какой-никакой механизм сотворить, чтобы одной сервой, да обе створки толкать/тянуть. Тупик.
Вышел из него, может быть, и не очень красиво, «по-колхозному», но… как говорится, «за неимением гербовой пишем на простой». Взял да и вынес сервы «на улицу», рядом со створками. А чтоб не парится с механизмами, на каждую створку поставил по своей серве. Да и право, чего уж там, они ж сейчас копейки стоят! Сто рублей туда, сто рублей сюда… И опять же, сервы снаружи – не тема для печали, ведь стоят же снаружи сервы и на элероны, и на руль высоты и на руль направления!
Решено! Режем отверстия в крыле рядом с каждой створочкой, и заклеиваем туда по паре деревянных сухариков для крепления сервочек:
Переплёт на турель.
На просторах тырнета (на “Военном альбоме” и на “Авиару”) нашёл фотки турели.
Вот как она выглядит:
Подобный шарик, конечно же, можно исхитриться, и сделать, в том числе и по «бутылочной» технологии, но тут я решил немного (ну самую малость) отступить от оригинала, и, дабы не слишком сильно усложнять себе жизнь, решил всё-таки делать турель в виде «полу-шарика», без нижних «завалов», наподобие, как у Пе-8.
Но и в этом случае целым куском такой блистер с бутылки не вытянуть, поэтому пришлось составлять его из двух сегментов, и переплёт, и само остекление:
Переплёт на окошко нижней огневой точки:
Осталось ещё одно дело. Поручень на борту, держась за который, лётчик, топая по крылу, добирался до своей кабины. Четыре огрызка от бамбуковой китайской палочки плюс отрезок карбонового прутка, и… вуаля:
Следующий этап – покраска.
Продолжение следует
(и очень скоро – сделано было много, фото-материала накопилось тоже достаточно, поэтому разделил его на несколько частей, буду выкладывать не реже, чем раз в неделю)…
Класс , Денис !!! Мне отрадно , что старые темы вовремя не анимированные топикстартерами (автортемы) вновь обретают свою жизнь! Бутылочная технология позволяет заглянуть во внутренний мир модели , увидеть её душу… до покраски .
P.S Жаль , мои темы закрыты и нет возможности их оживить .Большой минус ресурсу … теряет подписчиков .