Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.

2 months later
Денис_из_Петергофа

Спасибо, мужики, за беспокойство!
Ил-4 никуда не денется, и будет обязательно доделан. Лежит у меня дома под носом (не на чердаке, не в старом, пыльном чулане), каждый день я на него смотрю. Ждёт своего часа.

Просто так получилось, что помимо постройки авиации Второй Мировой (и Великой Отечественной!) войны, мне в прошлом году пришлось взяться за ещё одно архиважное дело: в буквальном смысле спасать полукопийный радиобой в отдельно взятом городе - Санкт-Петербурге. Иначе бы всё рухнуло - те, кто двигал эту тему до меня, в силу возникших причин (всепоглощающая работа, здоровье, проблемы личного характера) бросили это дело.
Ещё бы чуть-чуть, и всё, кабздец - поросло бы всё это мхом и лишайником и окончательно бы заглохло…

Пришлось брать дело в свои руки, создавать новый, свежий класс - СОЮЗ-250,
строить под это дело новую матчасть:
rcopen.com/forum/f81/topic514428
rcopen.com/forum/f84/topic517142
rcopen.com/forum/f84/topic533285

проводить соревнования:
rcopen.com/forum/f84/topic520921
rcopen.com/forum/f84/topic526914
rcopen.com/forum/f84/topic530744
rcopen.com/forum/f84/topic538955
rcopen.com/forum/f84/topic540757

Короче, всё это поглотило меня “по самую нехочу”. Тем более, что дело интересное и общественно-полезное.
Но вот разгребу весь этот завал, осенью закроем сезон этого года, и тогда возьмусь за Ил-4.
Обязательно его доделаю. Обещаю.

10 months later
Денис_из_Петергофа

Не было бы счастья, да несчастье помогло…

Оказавшись под «домашним арестом», т.е в антикороновирусной самоизоляции, в которой на данный момент сидит большинство жителей нашей необъятной Родины (да что там Родины, бери выше – всей Планеты!), переделав все прочие и неотложные дела, обратил свой взор на пылящийся на шкафу недоделанный Ил-4.
Тем более, что все запланированные соревнования по радиобою отложены по крайней мере, до осени, и бойцовками можно пока не заниматься…

Всё, решено! Засучив рукава, снова берусь за Ил-4!

Итак…

Перво-наперво определил последовательность дальнейших работ по Ил-4, а именно:

  1. Зализы
  2. Шасси и моторамы
  3. Мотогондолы
  4. Установить хвостовое оперение
  5. Навесить на шарнирах консоли (они будут складываться для удобства транспортировки и хранения)

Ну что ж, поехали!

Зализы.
Если честно, делать я их не особо умею, увы. По крайней мере, до сих пор особо похвастать было нечем. Решил так: никаких высокотехнологичных технологий использовать и на этот раз не буду, а сделаю-ка я их, как обычно, из пенопласта, да обклею бумагой на ПВА.


Вес в сумме – 5 грамм.

Вид снизу:

Закрываем неровности снизу картонками и обклеиваем сверху слоем распущенной вдоль потолочкой:

Подрезаем:

Отрезаем длинные треугольные полоски из более плотного пенопласта, и закрываем им щели между фюзом и крылом.
Клеим на УХУПОР (для приклеивания пенопласта к бутылке, как мне кажется, наилучший вариант) :

Вырезаем бумажки и замачиваем их в воде:

Клеим их на ПВА, промазываем им же сверху.

Вот что в итоге получилось:

Скотчем пока обклеивать не стал, сделаем это потом, по ходу дела.

Здесь, конечно, всё как-то быстро рассказалось/на фото показалось, а реально возни с этими зализами было… мама родная!

Но ладно, наш паравоз едет дальше, следующая остановка - шасси.

Продолжение следует…

EVIL

У меня зализы по технологии с водой, ведет всегда. 😦

Денис_из_Петергофа

Ну, у меня, похоже, всё, не как у людей…
Открою маленький секрет - зализы я сделал давно, ещё тогда, 2 года назад. Зафоткал, но не выложил.
И до сих пор не повело.

А вот с шассями мучился совсем недавно, всего несколько дней назад. Вот там, я вам скажу, “была баталия у тётки Наталии”!

Сегодня постараюсь выложить фото.

Денис_из_Петергофа

Далее – шасси.
Очень ёмкая тема. И АрхиМноготрудная.

С шасси у меня тоже не всегда получается. Вернее, в большинстве случаев, вообще нифига нормально не получается…
Ну, так сложилось, что специализируюсь в основном на бойцовках, а они хоть и полукопии, но принципиально без шасси – нет там в них никакой надобности.
Случаев, когда я делал шасси на ретрактах, всего два: ФВ-189 «Рама», и Пе-8.

Ил-4 – это будет третий случай.

Ещё тогда, пару лет назад, прикупил пару ретрактов «для самолётов весом до 5кг». Так как планируется уложиться в 3кг или около того, то вроде как подходит.

Вес каждого ретракта 73 грамма:

У Ил-4 каждая нога шасси имеет две стойки:

Надо сконструировать что-то подобное, а сам ретракт использовать, как привод.
В случае, когда модель делается по классической, наборной технологии, то в месте, где предполагается устанавливать шасси, закладываются фанерные площадки. У меня крыло не наборное, и не деревянное, оно у меня – цельно-пенопластовое.
Отсюда проистекает и тот способ, которым я решил привязаться к крылу. Просто-напросто в четыре длинные щели вклеить четыре длинные пластины из стеклотекстолита, а уж к ним и крепить всю шассийную канитель.

Стеклотекстолитовые пластины толщиной по 0,5мм получились вот такими:

Стойки решил делать из алюминиевых трубок диаметром 10мм. Оно, конечно, не очень копийно, по масштабу стойки должны быть потоньше, что-то около 8мм, и переменные по толщине, ну так, у меня не копия, у меня – полу-копия, поэтому прошу простить меня за отступления. Главное, чтобы «было похоже».

Но по опыту знаю, что жёсткости тонкостенных 10мм трубок может и не хватить (при грубой посадке может и согнуть нафиг), поэтому решил усилить их, вогнав внутрь каждой деревянную кругляшку диаметром 8мм:

Посадил их на момент.

Но к 0,5мм стеклотекстолиту ретракт не прикрутишь, поэтому пришлось сделать несколько весьма нужных деталюшек из алюминия:

Пробуем собрать всё это воедино и поставить на место:

Ретракт имеет на выходе один-единственный штифт, к которому такую ногу, как у Ил-4 (с двумя стойками) просто так не прицепить. Надо эти две ноги на что-то навешивать. Делать, короче, две полуоси, по обе стороны ретракта, ось вращения которых будет совпадать с осью вращения привода самого ретракта. Хм… игра слов, масло маслянное.😃

Из чего делать полуоси, да ещё чтобы недорого? Взял пару копеечных отвёрток из «фикс-прайса», и напилил с них четыре так необходимых мне полуоси:

Чтобы зафиксировать их, просверлил отверстия, нарезал в них резьбу М3 и закрутил туда стопора:

в местах фиксации сточил на полуосях небольшие лыски.

И чтобы стойки никуда не слетели с полуосей, сделал вот такие простейшие фиксаторы:

Взвешиваем весь узел шасси (правда, без ретракта):

136 грамм. Плюс 73 грамма ретракт, получаем 209 грамм.

Учитывая, что пластина крепления ретракта из массы-пластмассы, сделал на каждый ретракт пару усиливающих алюминиевых пластин-накладок:

Один ретракт с пластинами-накладками, второй пока без оных:

Теперь о самой хитровы… пардон, хитрозагнутой детали, той что должна соединять обе стойки с приводом ретракта. Получилось вот так:

В центральное отверстие входит «палец» ретракта, зацепы по обоим краям – цепляются за стойки. Конструкция, не спорю, не совсем оптимальная, но ничего иного мне тогда в голову не пришло…

Тут, как назло, выяснилось, что один из ретрактов хандрит: нечётко срабатывает один из концевиков. Пришлось разобрать:

Выяснилось, что развалился корпус одного из микро-концевичков. Никакие попытки поджать его обратно успехом не увенчались, пришлось идти на радикальные меры.

Кое-как собрал его, и аккуратно залил его эпоксидкой. И второй до кучи тоже:

микроскопическая работа, навроде того, что Левша с блохой сотворил…

Собрал обратно:

Работает!
В смысле концевички работают, исправно отключают мотор, но… ретракт заедает, при малейшей нагрузке верещит и отказывается двигать «палец». По звуку – стопроцентно сорванные зубы на шестернях.
Разбираю – все зубы на месте. Собираю – не работает.
Разбирал/собирал раз шесть - не работает, :)забодай его комар, и баста!

Плюнул, отложил его в сторону, заказал на АЛИ новый.

Пока едет из китайщины новый ретракт, приступаем к глобальному – устанавливаем всё это хозяйство на те места, где ему и положено быть.

А попросту говоря, вклеиваем в крыло:

Для крепления капотов необходимо сделать для них какую-никакую опору, чтобы они не висели в воздухе. В данной ситуации проще всего это оказалось сделать из пенопласта:

Для фиксации капотов на этих пенопластовых раскорячках, вклеил в них деревянные сухарики, в которые будут вкручиваться маленькие саморезики:

Продолжение следует…

vlad_den
Денис_из_Петергофа:

Учитывая, что пластина крепления ретракта из массы-пластмассы, сделал на каждый ретракт пару усиливающих алюминиевых пластин-накладок:

Денис, по моему опыту с этими “механизмами” это не выход. Пластины очень слабые, ни о каких 5 кило речи не может быть. Только чтоб на земле красиво постоять. У меня такие с Али на 5 кг модели разлетелись при довольно мягкой посадке на траву. Надо целиком новые пластины их стеклотекстолита делать, 2,5 - 3 мм.
На ХК есть ретракты повнушительнее: hobbyking.com/…/servoless-retract-with-metal-truni…
Я на Р-47 поставил их - там 4 кило. Но еще не облетывал.

FFedor
Денис_из_Петергофа:

Очень ёмкая тема.

Ай, спасибо, как раз в руках верчу, с какой стороны подходить? А, тут, Денис, спасибо. Али или кинхи, что выбрать, подожду мастеров. 😁

FFedor
vlad_den:

целиком новые пластины их стеклотекстолита делать

Получается, вместо родной П образной, ставить самодельную. Так может из дюраля сразу сделать?

vlad_den
Денис_из_Петергофа:

Стойки решил делать из алюминиевых трубок диаметром 10мм.

Денис, второй вопрос: А почему ты не хочешь взять пружинные стойки с того же ХК, например: hobbyking.com/…/alloy-110mm-straight-oleo-strut-fo… (там еще есть варианты по длине, просто эти в наличии, а так, можно обрезать, или надставить теми же трубками)
Все поменьше будут ударные нагрузки. И внешне похоже. Вверху их просверлить поперек для твоей конструкции по-моему не проблема.

Денис_из_Петергофа
vlad_den:

Денис, второй вопрос: А почему ты не хочешь взять пружинные стойки с того же ХК, например:

Хорошие стойки, спасибо, Владимир. Да вот беда - не попались вовремя они мне на глаза, пришлось делать без них, “на коленке” мастерить из того, что было в наличии.
Почему я не увидел на хобби-кинге эти стойки? Причина проста - я там уже года два ничего по-серьёзному не покупаю. А до этого покупал очень много.
Уж не знаю, что там с этим хобби-кингом произошло, но, похоже, там здорово “эффективные менеджеры” порезвились - сайт стал “тяжелее”, долго-долго загружается, с мобильного устройства вообще не открыть, постоянно зависает.
Перелопатили все категории, да так, что теперь элементарные вещи “лежат” в таких местах, что до них и не докопаешься.
Да плюс ко всему нормальный русский язык, который до этого присутствовал на сайте, превратили в чёрте что. Когда я читаю подобные вещи - “посадка-стоп-воротник”, “электрический-втянутых-реверсивным-горы” или “шкала-сплава-ступица”- меня наизнанку выворачивает, и ничего уже не хочется…

А стойки хорошие, спасибо за совет, для следующих проектов учту!

Денис_из_Петергофа

Гладко было на бумаге…

Стойки шасси пришлось переделывать нафиг.
Первоначальный вариант не пошёл. Но обо всём по порядку.

После того, как были более-менее сделаны стойки, и на них поставлены колёса, встал вопрос о креплении бутылочных мотогондол к крылу. Как вы помните, вместе с болванкой на фюзеляж была сделана и болванка для мотогондол:
yadi.sk/a/…/5aedbf3979baa092d51ebbcc

А вот как крепить бутылочную деталь к уже готовому, и обтянутому крылу? Вопрос.

Учитывая накопленный опыт, нижнюю часть гондол решил приклеить. Для этого из пенопласта сделал вот такие, ммм… более всего это похоже на подошвы утюгов:

Ладно, пусть будут утюжки. По форме они повторяют контур гондолы в месте стыковки её с нижней поверхностью крыла.

Разрезаем, примеряем:

При попытке закрыть это место секцией гондолы сразу вылезла проблема выпирания колеса. Его надо утапливать в крыло (как, собственно, это и было сделано на прототипе).

Делаем выборки-ниши для колёс с крыле. Работёнка грязная, пыльная:

И всё равно не накрывает гондола шасси! Теперь упираются сами стойки. Вернее сказать, их концевые части, к которым как раз и крепятся колёса. Ведь как получилось-то? Стойки я разнёс на ширину ретракта (45мм) и они получились несколько шире, чем нужно по масштабу!
И гондола, сужающаяся к концу, получается несколько уже, чем эти широко разнесённые стойки:

К слову сказать, толщина колеса – 30мм, а расстояние между стойками – 45. То, что там лишних 10мм, это как пить дать! Эх, убрать бы эти 10мм, и всё бы поместилось!

Можно было бы сказать, что я накуролесил, и слишком некопийно сделал стойки, шире, чем надо, разнеся их в обе стороны от колеса, но вот ещё одно фото:

Здесь стойки тоже довольно далеко от колеса расположены.

Как бы там ни было, а стойки надо переделывать…

Малой кровью такие проблемы не решаются – пришлось переделывать кардинально:

Теперь это выглядит так:

И всё влезло.

До кучи сделал и хвостовую опору шасси.

Собрал:

Зелёненькие штучки – это два куска бутылки. С помощью них опора и будет крепиться к стабилизатору. Прорезал в нижней поверхности стабилизатора две щели и просто вклеил в них на титан эти зелёные кусочки бутылки:

Зубами не оторвёшь (если только «с мясом»).

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Изготовление мотогондол по бутылочной технологии.
Тонкости и нюансы.

Обычно, для того, чтобы отформовать из бутылки на болванке какую-либо часть конструкции, авиамоделист-бутылковед берём бутылку чуть большего диаметра, чем сама болванка (процентов на 5…10), и спокойно формует.
Но иногда, для того, чтобы достичь каких-либо целей, приходится идти обходными путями.

Вот и здесь, с мотогондолами для Ил-4, получилось именно так. Диаметр мотогондолы – 105 мм. Двух-литровка не лезет. Надо взять что-то потолще. Казалось бы, что проще? Бери 3-х литровую бутылку из-под кваса, и тяни себе на здоровье свои мотогондолы!

Она как раз чётко, с небольшим зазором садится на данную болванку:

Но не хочу! По одной интересной причине: хочу, чтобы гондолы были прозрачными, а не коричневыми!

Почему? Очень просто: я их изнутри задую серебрянкой, и при неизбежном обдирании краски с внешних поверхностей, из-под краски что будет проступать? Правильно, мутная серебристая поверхность, точь-в-точь, как дюраль, из которого и был сделан Ил-4.
А что будет проступать из-под содранной краски, если бутылка будет пивная? Вот то-то и оно, проступать будет нечто тёмно-коричневое, неаппетитное, к дюралю не имеющее ни малейшего отношения!

А хочется, чтобы самолёт был красив, даже если у него где-то и будет содрана красочка. Чтобы смотрелся, как настоящий. По этой же причине я оклеиваю ему и крылья, и хвост металлизированным скотчем.

Как натянуть на болванку заведомо маленькую бутылку? Раздуть её.
Ещё четыре года назад я снимал маленькую киношку про то, как я это делаю.

Если кто не видел, то вот она:

(самое прикольное, что из всех видео, что я выкладывал на ютубе, этот ролик собрал рекордное количество просмотров – более 164 тыс. Вся хохма в том, что, судя по комментам, большинство смотревших ролик, вообще не подрубаются, зачем ЭТО нужно, т.е. это люди далёкие от авиамоделизма. Спрашивается: а нафига смотрели?! Хрен его знает… Видимо, всем до усёру интересно посмотреть, как раздувают бутылки😃).

Так как гондола довольно длинная, раздул на пробу несколько штук, и пробую их утянуть:

Это на заднюю часть мотогондол.

Теперь на капоты:

Отрезаем лишнее, и вуаля!
Уже вырисовывается нечто, похожее на части мотогондол Ил-4:

От нижних частей мотогондол отрезаем то, что в будущем станет створками отсеков шасси:

Между делом обклеиваем зализы скотчем:

Готово:

Обклеиваем скотчем «утюжки»:

Готово:

Зашкуриваем «нулёвкой» те места, где будут приклеены бутылочные части мотогондол:

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Всё, что было сделано и отфоткано в предыдущие несколько дней, закончилось, и поэтому отчёты будут выходить с несколько большими перерывами. Сейчас же получается, что выкладываю фотоотчёт «с колёс», фактически в режиме онлайн. Делаю утром, выкладываю вечером (утром - деньги, вечером – стулья:)).

Итак, добиваем мотогондолы.
Створки шассийных отсеков.

Для повышения жёсткости решил сделать их двухслойными. Натянул ещё пару скорлупок и зашкурил их:

Склеиваем их моментом и, когда они подсохли, разрезаем на две половинки:

Взвешиваем:

24 грамма.

В один слой весили 11г. Прибавка – 13 грамм (11 – второй слой, +2г – клей). Нормально, это не более, чем 0,5% от общего (расчётного) полётного веса самолёта. Но жёсткость створок – важный фактор, иначе они будут хлябать и телепаться в набегающем потоке воздуха. Да и при открытии/закрытии будут проблемы.

Винтиками М2 крепим на них петельки:

Подрезаем капоты и оформляем на них «юбки»:

Чтобы створки при закрытии не проваливались, делаю для них простейшие упоры-ограничители из 0,5мм стеклотекстолита:

Клеим (на момент) нижние и верхние половинки задней части гондол, и смотрим, что из этого у нас получается.

Нижняя половинка гондолы с уже навешенными створками:

Свободные половинки петель просто вклеены (на ухупор) в щели, прорезанные в пенопласте:

Упор-ограничитель для створок:

Верхние половинки задней части гондол просто приклеены к верхней поверхности центроплана:

Вид на левый борт – хорошо видны левая верхняя половинка гондолы и левый же зализ:

Подрезал входные отверстия на капотах:

Крепление капота на маленьких саморезиках, закрученных в деревянные «сухарики»:

Вот что в итоге получилось. Общие виды:

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Денис_из_Петергофа:

Перво-наперво определил последовательность дальнейших работ по Ил-4, а именно:

  1. Зализы
  2. Шасси и моторамы
  3. Мотогондолы
  4. Установить хвостовое оперение
  5. Навесить на шарнирах консоли (они будут складываться для удобства транспортировки и хранения)

Первые три пункта выполнены: зализы сделаны, шасси тоже, мотогондолы поставлены.
Осталось вклеить хвостовое оперение и сделать узлы складывания крыла. Хвостовое оперение решил оставить на потом, т.к. там ничего сложного нет, а сейчас заняться узлами складывания крыла. Вот тут-то собака и зарылась.

Как-то так получилось (уже не помню как, 2 года прошло), но в местах, где цельное крыло было порезано на три части, изначальный плоско-выпуклый профиль превратился в, хоть и слабо выраженный, но в двояко-выпуклый профиль:

Почему так произошло? Скорее всего, это случилось во время наклеивания обшивки из потолочки на ядро из мягкого крупношарикового пенопласта. Пенопласт мягкий, крупношариковый, и потолочка, будучи наклеена на него с небольшим натягом, потянула за собой и сам пенопласт, в итоге выгнула его свою сторону. И тем самым изменила профиль.

Чем это страшно в данной ситуации? Ведь летать-то всё равно будет? Будет!
А вот крыло, нормально, как задумывалось, складывать не получится.
Идея вот какая: консоли складываются наподобие того, как это делается на палубниках, с той лишь разницей, что складывание идёт не вверх, а вниз.

Вот моя «Рама»(перед покраской) - у неё точно такой же принцип складывания консолей:

Но для того, чтобы ТАК складывать консоли, необходима РОВНАЯ нижняя поверхность крыла, т.е. профиль крыла должен быть однозначно плоско-выпуклым. Петля делается из скотча, длинной, наподобие рояльной, по всей хорде крыла.
Что делать? Покумекал-покумекал, и стало понятно, что косметическими мерами не обойтись. Надо как-то выгибать обратно профиль, т.е. сделать его снова плоско-выпуклым.

Срезал с торцов центроплана и консолей облицовку из электро-картона:

Вместо электро-картона решил использовать на этот раз 0,5мм стеклотекстолит:

Заневоливаем участок крыла с помощью фанерки и армированного скотча:

Наклеиваем титаном на выщербленный участок потолочку:

Жду, пока подсохнет клей, потом с помощью наждачки выравниваю поверхность.

Клеим на неё текстолитовую нервюру:

Края нервюры неровные, необработанные. Да это и не надо – она вырезана немного «в минус», потом всё равно закроется скотчем.

Всё, теперь осталось дождаться, пока окончательно высохнет титан, и потом, когда будет сняты фиксирующие фанерки, профиль крыла будет гарантированно плоско-выпуклый.

Петли.
Подобные петли я уже делал на Пе-8 (навешивал на них рули) и на «раме» - там использовал их как раз в узлах складывания крыла. В этот раз решил немного доработать данный метод. А именно: повысить надёжность приклеивания петель.
Не знаю, у кого как, но самый липкий скотч (из недорогих и доступных), который попадал мне в руки, это 2-х сторонний скотч на тканевой основе. Исключительно прилипчивая дрянь. Не идёт ни в какое сравнение с похожим 2-х сторонним скотчем, но на полипропиленовой основе. Хотя внешне (пока не снята защитная жёлтая бумажка) они чрезвычайно схожи.

Но на 2-х стороннем скотче петлю не сделать – она должна быть липкой с одной стороны, а не с двух. Делаем комбинацию – соединяем воедино обычный и 2-х сторонний скотч.

Сначала фиксируем на столе полоску 2-х стороннего скотча:

Затем накрываем его полоской обычного скотча:

Скотч взял синий, чтобы было удобнее (к примеру, прозрачный, или серебристый был бы плохо виден на крыле).

Отрезаем лишнее (так получилось – имеющийся у меня 2-х сторонник 40мм, а синий – 48мм):

Получившуюся полоску нарезаем на кусочки:

Задираем на всех защитную жёлтую бумажку и склеиваем их («липким к липкому») с перекрытием в 5мм:

Клеим на торец центроплана – не хватает. Повторяем процедуры, делаем ещё несколько липучек и добиваем:

Пристыковываем «торец к торцу» консоль и наживляем её тремя кусочками скотча (их хорошо видно на фото):

Снимаем защитные жёлтые бумажки и прихватываем консоль освободившимися лепестками с нижней стороны крыла:

Складываем консоль и опять снимаем защитные бумажки:

Прихватываем освободившимися лепестками консоль к центроплану, но уже со стороны стыка:

Переворачиваем обратно (то есть раскрываем крыло), и клеим поверх наклеенных полосок армированный скотч, а потом закрываем его слоем металлизированного скотча:

Опять складываем консоль и заклеиваем полоски скотча слоем металлизированного скотча:

Повторяем эти же операции на узле складывания второй консоли:

Что получилось в итоге? Фото выложу в следующий раз, и так пост получился крайне длинным – более 30 фото.
Там же будет и про хвост, и про фиксацию консолей (в раскрытом и в сложенном состоянии).

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Из намеченного осталось немного…

Вклеиваем хвост.

Здесь никаких особых сложностей не было – просто вставил, чуть-чуть скорректировал (насчёт параллельности относительно крыла) и просто залил места стыков моментом:

Насчёт зализов на хвостовом оперении вопрос пока остаётся открытым – надо ли? Если на крыле зализы чётко выраженные, и без них никак, то на киле и стабилизаторе они небольшие, и в глаза особо не бросаются. Короче, подумаю.

Делаем защёлки на фиксацию консолей в раскрытом положении.

В самом начале, когда делал главный лонжерон, на нём были закреплены уголки с винтами М3:

Винты были намертво закручены гайками и зафиксированы краской.
Теперь необходимо всего лишь сочинить какие-либо простейшие застёжки, которые будут одеваться на эти винты, выступающие из верхней поверхности центроплана и консолей. Проще всего сделать их из кусочка ПЭТ-пластинки, сделанной, опять же, из бутылки.

Делаем плоскую ПЭТ-пластину из бутылки. Бутылку из под каки-калы одеваем на кусочек фанерки, и утягиваем феном:

Снимаем то, что получилось:

Режем из получившейся пластины два прямоугольника 75х40мм, прожигаем в них по 4 отверстия, примеряем… получилось!

Пробуем складывать и раскладывать.
Вот наглядное фото, позволяющее сравнить разницу габаритов с разложенным и со сложенным крылом:

Что в итоге имеем? Длина самолёта – 123 см. Размах крыла – 178 см в разложенном состоянии, и 91 см в сложенном.
Вес пустого планера - 1424 грамма.

Если сюда прибавить вес двух ретрактов (2х73 гр.) и вес сервы на хвостовое колесо (14гр.), то получается 1584 грамма.

Вынес на улицу:

На фото хорошо видны овальные зелёные пятачки на законцовках. Это липучка. Она нужна для фиксации консолей в сложенном положении. Фиксация осуществляется простым накидыванием ленты ответной липучки.

Всегда интересно сравнить новый самолёт с теми, что уже есть в наличии.
Вот, к примеру – Дуглас «Скайрейдер»:

Про «Скайрейдер» в своё время писал здесь:rcopen.com/forum/f81/topic337088/418

Почему интересно сравнить эти два самолёта? До появления Ил-4 «Скайрейдер» был у меня самым большим «бутылочником» (самолётом с фюзеляжем из бутылок).
Ил-4 вырвал у него этот титул – его болванка длиннее на 25см:

Если обратить свой взор на прототипы (реальные Ил-4 и «Скайрейдер»), тоже может найтись некая тождественность: максимальный взлётный вес – 12120кг у Ил-4, и 11282кг у «Скайрейдера» (в 1951г); максимальная боевая нагрузка – 2500 кг у Ил-4, и 3630 кг у «Скайрейдера» в 1951 (2720кг в 1945г), мощность силовой установки – 2х1100л.с. у Ил-4, и 2700л.с. у «Скайрейдера» в 1951г.

Понятное дело, что сравнивать два этих самолёта неправомерно, так как создавались они в разное время, и под разные задачи. Но пофантазировать-то можно? 😃

Ещё один снимок для сравнения – вместе с СБ в масштабе 1:15:

СБ пока ещё не летал, т.к. ещё не до конца доделан. О нём я тоже обязательно напишу. В «паркфлаерах и пенолётах».

И вот ещё одно сравнение, теперь уже с По-2, выполненном в масштабе 1:12, как и Ил-4:

А вот про этот самолёт тему можно открывать хоть сейчас – весь материал для этого есть. Сегодня же и открою!

В честь 75-летия Великой Победы!
(плюс к этому у меня сегодня День Рождения, юбилей)

Ну вот, всё, что намечал, всё сделал, и пока в отношении Ил-4 сделаю небольшой антракт (не на пару лет, а на пару-тройку недель).

С Днём Победы Вас всех!

ramisham

C днем рождения ! Здоровья, счастья, удачи, чистого неба над головой !!!

Ирбиус

Поздравляю с Днём рождения! Желаю творческих всего 😃