Ил-4 1:12 электро размах 1,78м.
Сколько по весу получается?
Вес конструкции в таком виде – 250 грамм.
Денис поправьте если ошибся.
Спасибо, Олег, успели раньше меня.
Да, действительно, на данном этапе - 250 грамм.
Но ещё добавятся: фонарь с гаргротом и батарейный отсек. Да и остекление кабины штурмана.
Плюс ещё всяко-разно по мелочи. Думаю, грамм 300 с гаком получится…
Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.
на данном этапе - 250 грамм.
Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.
Нос, так понимаю только переплет остекления? а само стекло- следующая соответствующая бутылочная скорлупка во-внутрь?
Денис, сосок от бескамерной шины в штатную бутылочную крышку и пару атм. от автомобильного компрессора и усажанная бутылка слетает с болванки без продольного реза.
- Да, только переплёт. Но остекление будет выполнено не в виде единой бутылочной скорлупки, как на Пе-8 (там удобно - снял весь нос, и вставил остекление), а в виде пяти отдельных фрагментов. Полоса на левый борт, полоса на правый, полоска вверх, полоска вниз, и плюс носовая пипка.
- Метод хороший, спасибо, Вадим!
Но в данном случае он мало применим: хвостовичок имеет сильное сужение, поэтому соскакивает и так, носовая же скорлупка имеет сильно выраженный завал под лобик крыла - тут только разрез, никакие компрессоры не помогут, а все остальные скорлупки вообще не имеют горлышка - оно отрезано.
Получается, мои технологии по весу то же самое, а по трудоемкости не выдерживают никакой критики.
Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный. Это если планируется серия из хотя бы 3…4…5…6 одинаковых самолётов, тогда да, чувствуется, что болванка делается не зря: она себя окупит. А вот решиться на изготовление болванки для единственного самолёта - это должны быть веские основания. Не стал же я делать целиковую болванку на фюзеляж для Пе-8 (ограничившись только некоторыми фрагментами: нос, хвост фюзеляжа, носовые части мотогондол и т.п.)
Но с другой стороны, для меня есть один очень мощный побудительный мотив: феноменальная живучесть бутылочного фюза. И от габаритов она практически не зависит.
Вот здесь мной описан один из зафиксированных на видео случаев, когда при аварийной посадке бутылочный фюзеляж сложился под 90 градусов, и мгновенно отыграл обратно, а заметил я это только лишь, когда потом замедленно просматривал видео. Более подробно об этом случае вот здесь:
rcopen.com/forum/f81/topic337088/961 пост №993, в конце. Там же и видео.
Насчёт трудоёмкости, Константин, вопрос спорный.
Дело в том, что я опробовал разные технологии: наборные из пены и бальзы, и 1 раз выклейка фюзеляжа методом папье-маше. В последнем случае болванка все же нужна и качество поверхности требует серьезной доводки. Но вот по весу никакого прорыва я не получил. Ко всему, требуется покупка материалов для изготовления оболочки фюзеляжа. Бутылки по 5л лежат у меня на кухне, как отходы. Выкинуть жаль, я иногда делаю из них ванночки для протравки плат для усилителей.
Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?
Что касается серии, то ремонтная серия точно будет, если самолетом начать активно пользоваться 😃 А лучше ремонтная серия, нежели ремонтное штучное производство.
Я так понимаю, что бутылочный фюзеляж не требует какой-либо серьезной доводки для последующей покраски?
Только обезжирить, и больше ничего.
Но крашу не из баллончика - эта краска держится плохо, со временем осыпается. Крашу автомобильной алкидной краской, которой полно в большинстве автомагазинов, выбор широчайший. Обычно продаётся в 1кг банках. Крашу с краскопульта, держится годами. Если нет нужного оттенка, то намешиваю “пал-литру” из нескольких цветов.
Есть ещё одна тонкость в склейке фюзеляжа из бутылок: если пользоваться клеем “момент” строго по инструкции, скорее всего, ничего не получится. Из личного опыта скажу: склеивать фюзеляж из скорлупок желательно так - мажем моментом и сразу вставляем скорлупки друг в друга, никакой выдержки 10…15 мин (как в инструкции), клеим “вмокрую”. Это даёт возможность первые 5…10 мин сдвигать скорлупки друг относительно друга.
Автомобильные компрессоры имеют разную конструкцию впускных и выпускных клапанов. Есть с впускным клапаном в поршне, там воздух засасывается из подпоршневого пространства и штуцер к шлангу для вакуума просто некуда прикручивать. А есть оба клапана в голове. Хочу замутить два шланга на нагнетание для снятия и вакуумирования при усадке. Может быть качество улучшится и появится возможность обжимать какие то выпуклости?
Денис, может быть вы уже это проходили? Стоит огород городить?
Автомобильные компрессоры
Может зайти в Модельные технологии, чтобы Денису успеть модель построить?
Про зализ расскажите, как вы собираетесь делать эту сложную деталь
Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом!..Не знаю! (“Место встречи изменить нельзя”)
Я тоже не знаю. Придумаю что-нибудь…
Денис, может быть вы уже это проходили?
В такие дебри я не углублялся. Отношения с компрессором у меня незатейливые: подсоединил к бутылке, накачал. Бутылку раздул феном. Всё.
Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом!..Не знаю! (“Место встречи изменить нельзя”)
В такие дебри я не углублялся. Отношения с компрессором у меня незатейливые: подсоединил к бутылке, накачал. Бутылку раздул феном. Всё.
Вот, где собака зарыта. Значит стоит огород городить.
С вакуумированием разберемся позже.
Что со стойками шасси? копийные? убирающиеся?
Да, однозначно: шасси будут, и обязательно убирающиеся.
Не совсем копийные, но полукопийные точно (как у реального Ил-4: две стойки и между ними колесо), примерно, как на моём Пе-8.
Продолжаем.
В фюзеляже осталось сделать две очень важные вещи:
- батарейный отсек
- фонарь с гаргротом
В многомоторном самолёте есть несколько вариантов размещения аккумуляторов. Основных два:
- один общий в фюзеляже
- в каждой из мотогондол
Второй вариант на больших моделях более предпочтительный, его я и использовал на своём Пе-8 (4 мотора, 4 батареи). В этом случае все силовые провода (от батареи до регуля и от регуля до мотора) получаются максимально короткими. Правда, желательно соединить две батареи одним общим кабелем, чтобы исключить аварийные ситуации при отключении одного из моторов (два даже одинаковых аккумулятора всё равно просадятся не единомоментно).
В Пе-8 у меня так соединены батареи двух внешних моторов.
Первый вариант имеет только один весомый недостаток – длинные силовые провода (толстые и тяжёлые).
Но и достоинств у этого варианта не так мало:
- один аккумулятор менять быстрее и легче, чем несколько;
- единомоментная отсечка у обоих моторов, отпадает необходимость в соединительном кабеле (тоже весьма толстом и тяжёлом);
- есть возможность выдвинуть центровку чуть более вперёд – у большинства многомоторных самолётов нос всё-таки выступает вперёд поболее, чем моторы (да, были такие короткомордые, как Як-4, Ме-410, Москито и т.п.)
Я выбрал вариант с одной батареей в носу фюзеляжа.
И одним из дополнительных аргументов (помимо трёх перечисленных) был ещё и такой: у меня есть куча прекрасных 4-х баночных аккумуляторов для Пе-8, которые большинство времени просто отлёживают бока, расходуя свой ресурс. На них и будет летать Ил-4. И намного чаще, чем Пе-8.
Решено: ставим батарейку в нос!
Так как вырезанный лючок ослабляет монокок носовой части фюза, было принято решение усилить фюзеляж в этом месте. На фото лежат две белые накладочки из коропласта.
Вклеиваем эти накладочки (на момент):
Крепим крышку на маленькую петельку:
Для фиксации крышки батарейного отсека делаем вот такой деревянный сухарик с винтом М4 (он будет приклеен на ПУР между бутылочным дном и пенопластовым шпангоутом):
Сформировать батарейный отсек было решено из… опять же, из бутылки! Из маленькой, 0,6л. Болванку сочинил буквально «на коленке» из двух кусков ДСП (ну не было у мен под рукой подходящего деревянного брусочка!). выглядит страшно и мерзко, но для наших целей сойдёт – «используй то, что под рукою…»:
Снял, склеил, сделал крепёжные отверстия:
Параллельно делаем фанерные стоечки для фонаря и пол кабины пилота. На весах: соответственно 4 и 24 грамма:
Первая примерка батареи в отсек:
Поставил стоечки. Приклеил на момент, снизу прихватил маленькими саморезиками:
Возвращаемся к батарейному отсеку. Надо же как-то крепить батарейку? Чтобы она не телепалась, как цветок в проруби! Есть проверенный способ – бутылочный хлястик на липучке:
Батарейный отсек на весах – 21 грамм:
Примеряем (наконец-то!) фонарь с гаргротом:
Ура! Уже узнаются черты Ил-4!
Прикладываем то, что получилось, к чертежу:
Ну, вроде почти и не наврал… (лоб фонаря на фото как-будто сдвинут назад, но это иллюзия, всё там ровно – ракурс съёмки такой)
Вес фюзеляжа вырос до 328 грамм.
Продолжение следует…
Немного отвлёкся на прочие мелкие проекты: rcopen.com/forum/f81/topic514428
Возвращаемся к Ил-4.
Крыло и оперение.
С самого начала было решено делать крыло для Ил-4 по той же самой технологии, что и крыло моего Пе-8: ядро из шарикового пенопласта малой плотности и обшивка из потолочки, приклеенная на «титан».
Но сразу были внесены и коррективы:
- Крыло не разъёмное, как на Пе-8, а складное, как на ФВ-189 (rcopen.com/forum/f82/topic475196)
- Лонжерон не алюминиевые трубы, а полоса из стеклотекстолита.
Начинаем…
В ближайшем строймаге был куплен лист самого рыхлого пенопласта (ПС-15?). После контрольного взвешивания была определена и его плотность: что-то около 9 грамм/литр.
Самое то.
Профиль был взят плоско-выпуклый кларк. Режем консоли:
Режем первую половинку центроплана:
Режем вторую…
Упс…неудача! Кривые руки - кривая половинка центроплана… Пришлось переделывать.
Готовые, отрезанные детали крыла:
Удивительно, но взвешивание показало одинаковый вес и консоли, и половинки центроплана – по 31 грамму.
Итого = 124 грамма.
Сочиняем и приклеиваем усиления законцовок из экструды (гнём её с помощью фена):
Большое получается крыло, в рост человека. Для сравнения: крыло Ил-4 рядом с крылом от «Кейта» и от Ме-109 (все трое в одном масштабе 1:12):
Теперь займёмся лонжеронами и узлами фиксации крыла в разложенном состоянии.
Алюминиевые уголки – заготовки для узлов фиксации:
Семь раз отмерив, один раз отрезаем. Крыло. По линии складывания:
Перед вклейкой в крыло взвешиваем лонжероны с узлами фиксации:
133 грамма.
Режем центроплан:
Тоже самое делаем и с консолями.
Вклеиваем лонжероны и кладём на весы. Две консоли с вклеенными лонжеронами – 86 грамм, а центроплан – 174 грамма:
Примерка и узел фиксации крупно:
Последний аккорд перед обклейкой потолочкой – наклеиваем на законцовки ещё три слоя потолочки поверх экструды:
Обрезаем и ещё раз взвешиваем:
88 грамм – две консоли. 44 грамма – одна. Сколько ещё нам добавит потолочка? Ой, много… 😃
Продолжение следует 😃
Добрый день!
«Есть у меня глубокое убеждение, что модель (тем более, летающая) – это своеобразный памятник самолёту».
Вот уже год мы (я и парни 12 и 7 лет) мечтаем о ИЛ 4.
Но для нас это не только памятник самолету…
В прошлом году умер близкий и дорогой нам человек.
Настоящий человек, человек удивительной судьбы и невероятной скромности и доброты.
Глеб Борисович Удинцев.
Его рассказ об одном боевом вылете:
www.world-war.ru/moya-nezazhivayushhaya-rana/
Краткая биография:
<font color=“#E4AF0A”>www.biograph.ru/index.php/…/1285-udintsevgb</font>
Небольшой фильм:
Это только толика того, что сделано Глебом Борисовичем.
А про фильм «Торпедоносцы» Глеб Борисович говорил:, что удивительно, как женщина смогла так точно передать, как они воевали и жили.
Личная просьба к Денису – в личку.
Простите за многословие.
Способов обеспечить ровную, гладкую поверхность пенопластового крыла – множество. Плюс всех этих способов – кратное повышение прочности всего крыла в целом, в следствии того, что обшивка в данном случае получается работающей, т.е. обеспечивающей основную прочность всей конструкции.
Конечно же, все способы я не знаю, опишу лишь те, что пробовал сам, и плюс ещё некоторые…
Начнём с самых простых:
-
Рекордсмен по простоте и популярности – обтяжка скотчем.
Даёт гладкую, ровную поверхность. Широко применяется при изготовлении полукопий-бойцовок. Минусы: если пенопласт мягкий, крупношариковый, плотностью 9…10 грамм/литр, то поверхность крыла получается не идеально гладкой, и со временем имеет тенденцию морщиться (при интенсивной эксплуатации). Этот эффект можно уменьшить, если брать более плотный мелкошариковый пенопласт плотностью 14…15, а лучше 20…25грамм/литр. Наиболее гладкая поверхность получается при использовании экструдированного пенопласта плотностью 30…40грамм/литр. Но здесь есть обратная сторона медали – на экструде, в отличии от шарикового пенопласта, навсегда остаются вмятины и следы от пальцев и прочих предметов. Т.е новое крыло выглядит, как конфетка, а уже «юзанное», очень и очень грустно… -
Обтяжка бумагой на ПВА. Способ древний, многими пройденный. Обеспечивает ровную, слегка шершавую поверхность. Минус – в отличии от крыла, обтянутого скотчем, при больших нагрузках не мнётся, а ломается. Порой с треском. Именно поэтому крылья у бойцовок сейчас не обтягивают бумагой: при таране такое крыло красиво и эффектно разлетается в воздухе с выбросом кусочков пенопласта в атмосферу.
Перейдём к более сложным:
-
Комбинация: бумага на ПВА+скотч. Я о таком слышал, но сам не пробовал. По идее, должно быть неплохо.
-
Комбинация: шпон+скотч. Тоже слышал, видел, но сам не пробовал.
-
Комбинация: тонкие пластины экструды, приклеенные на 2-х сторонний скотч +скотч поверх экструды. Сам лично видел такое крыло на почти 2-х метровом Р-6 Вадима Книжникова. Мне эта идея тогда так понравилась, что я положил её в основу крыла моего Пе-8 (rcopen.com/forum/f82/topic178430).
Суть идеи Вадима следующая: внутреннее ядро делается из рыхлого пенопласта малой плотности (9…10грамм/литр), а поверх него на тонких полосках 2-стороннего скотча приклеиваются нарезанные тонкие (1,5…2мм) пластины из экструды. Потом всё это обтягивается скотчем. -
Отсюда и родилась следующая комбинация: оставляем ядро из мягкого, рыхлого шарикового пенопласта, и обклеиваем его не пластинами экструды, а потолочкой (дело в том, что когда Вадим Книжников делал свой Р-6, потолочка, как товар, пока ещё просто не продавалась в магазинах). И клей Титан тоже тогда не продавался, поэтому Вадим использовал 2-х сторонний скотч. Но скотч имеет тенденцию через несколько лет высыхать. Поэтому я и решил тогда применить Титан. Хотя, надо признать, что вариант «4мм потолочка на титане» проигрывает по весу варианту «1,5мм экструда на 2-стороннем скотче». Но выигрывает (как мне кажется) в долговечности, и во внешнем виде при интенсивной эксплуатации: на потолочке, так же, как и на шариковом пенопласте следы практически не остаются, а на экструде – остаются. И даже очень…
Поэтому я и избрал для Ил-4 вариант №6: лёгкое ядро, титан, потолочка, поверх всего этого – скотч.
Пробуем гнуть потолочку (если её загибать на лобик малого радиуса, она, конечно, не лопнет, но помнётся):
для этого место сгиба греем феном.
Обклеиваем, и взвешиваем свежеобклеенную консоль:
Ого! Было 44 грамма, а стало аж 93! Нехило добавили веса потолочка и клей. Правда, он ещё мокрый, подсохнет – будет полегче.
Ещё раз взвешиваем центроплан до обклейки:
174 грамма. Это уже с лонжероном.
Обклеиваем, обклеиваем, обклеиваем…
Делаем промежуточное взвешивание (ещё не вся потолочка наклеена):
Уже набрал 292 грамма…
Заклеиваем все оставшиеся участки… взвешиваем…. 358 грамм!
Плюс две консоли по 93 грамма. Итого: только что обклеенное крыло: 358+93+93=544 грамма.
Из них: Пенопласт (ядро) – 4 х 31г = 124 грамма
Лонжероны – 133 грамма
Клей Титан, приклейка лонжеронов – 5 грамм.
Промежуточный итог: 262 грамма (крыло до обклейки потолочкой)
Плюс к этому:
Потолочка на всё крыло – 145 грамм
Клей Титан, приклейка потолочки – 137 грамм.
Промежуточный итог: 544 грамма.
После недельной сушки крыло полегчало, и стало весить 480 грамм.
Таким и осталось. Простейшие арифметические действия дают вес клея Титан после высыхания: 73 грамма. Усох почти вдвое…
Готовим лонжероны на хвостовое оперение:
Взвешиваем киль отдельно и с лонжероном:
7 и 10 грамм соответственно
Взвешиваем стабилизатор отдельно и с лонжероном:
Взвешиваем киль отдельно и с лонжероном:
Разрезаем стабилизатор и киль и вклеиваем лонжероны:
Примеряем к ним потолочку:
На фото хорошо видно, что в данном случае для облегчения я использую распущенную вдоль потолочку, т.е. она тоньше вдвое.
Взвешиваем киль и потолочку:
10 и 7 грамм соответственно
Обклеиваем стабилизатор с одной стороны, с припуском:
Обрезаем по шаблону излишки потолочки, оформляем контур киля и стабилизатора:
Отмечаем контур крыла для подрезки излишков потолочки (обклеено было с припуском):
продолжение следует…
Недавно открыл неплохой способ отделки пены под окраску. СМ тут rcopen.com/forum/f40/topic509609/41 сообщ 75. Способ новый, но мне кажется, перспективный.
Почему-то не вижу ни одной картинки в этой теме.
Как побороть, подскажите, пожалуйста?
не вижу ни одной картинки в этой теме.
А в других темах на форуме видите?