ТБ-1 «Страна Советов», очень лёгкий, размах 1,91м, 1:15.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем работать по копийности.

Характерный облик ТБ-1 (и большинству самолётов того периода времени) придают некие продольные эмм… как бы назвать… выступы (наделки/гребни и т.д.) на всех поверхностях, имеющих гофрированную обшивку.

Вот эти:

(моделька 1:72, не моя, с каропки.ру)

По сути, с технической точки зрения, осмелюсь предположить, ЭТО просто усиливающие накладки на стыках листов гофрированной обшивки. Сейчас, наверное, нет человека, который бы не видел, как выглядят нынешние заборы или крыши из гофрированного профнастила. Там никаких усиливающих накладок не используют – просто кладут лист на лист внахлёст и пришпандоривают саморезами.

Я так понимаю, в авиации отношение к прочности конструкции более осмысленное, самолёт – это не забор. Поэтому, видимо, и усиливали места стыков соответствующими накладками.

Как их воспроизвести на модели, да ещё при этом и не набрать лишних граммов?

Нашёл с запасниках огрызок листа располовиненной потолочки, обтянул металлизированным скотчем и зашкурил его:

Наклеил с обратной стороны 2-х сторонний скотч и нарезал всё это безобразие тонким «хворостом»:

Клеим на нижнюю поверхность крыла:

Вроде получается!

Клеим на верхнюю:

На стабилизатор:

Взвешиваем то, что в итоге получилось. До наклейки имитации накладок планер весил … та-та-ра-рам!

Крыло – 417 грамм

Фюзеляж – 154 грамма

Хвост – 41 грамм

Итого: 612 грамм

Сколько добавили накладки?

На крыле: +16 грамм

На фюзеляже: +6 грамм

На хвосте: +5 грамм

Итого: 27 грамм.

И теперь планер весит: 639 грамм. И это без мотогондол и без шасси.

Но вот ещё закавыка – располовиненная потолочка хоть и тоненькая (1,5мм), но белый торец все ж на общем серебристо-алюминиевом фоне крыла выделяется, особенно при ярком освещении. Пошёл в канц.товары, и не обращая внимания на жабу, которая так и норовила меня задушить, задорого (около 300 р.) купил маркер «серебро» и закрасил им все белые торцы накладочек из потолочки.

Попутно тянем остекление на кабину штурмана:

С помощью спец.инструмента пропихиваем его на его штатное место, в нос:

Готово:

Продолжение следует…

7 days later
Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Мотогондолы.

Опять же, как и фюзеляж, тянем из бутылок:

Взвешиваем, 23 грамма:

Как проще всего крепить такие бутылочные гондолы к пенопластовому крылу? Элементарно! Заготавливаем пару пенопластовых брусочков и, чтобы намертво приклеить их к крылу, ещё четыре ПЭТ-пластинки из бутылки же (пластинки будут вклеены в пенопласт крыла, ибо брусочки будут просто приклеены к обшивке из скотча, а это ненадёжно, может легко вырвать).

Взвешиваем:

Крепим брусочки к крылу, вклеиваем пластинки из бутылки в пенопласт крыла:

Примеряем гондолу:

Гондолы обклеиваем скотчем и зашкуриваем нулёвкой:

Рисуем расшивку, растушёвываем водно-спиртовым раствором:

Взвешиваем – 27 грамм:

Осталось только приклеить:

Продолжение следует…

7 days later
Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Колёса.

Конечно, по нынешним временам проще заказать готовые колёса, чем делать их самому. Чаще всего я так и поступаю. Но в данном случае, чтобы не ждать, пока они долго-предолго будут ехать ко мне из далёкой азиатчины, я всё ж решил выточить их вручную.

Дело-то, в общем, нехитрое, делал я это множество раз. Вот, к примеру, покопался в старом хламе и вытащил на свет Божий несколько старых самодельных колёсиков:

Правое и левое из пористой фигни, центральное – из потолочки. Решил делать что-то похожее на то, что справа (самое маленькое). Кусок пористой фигни (иногда её называют пеноплен), пара дисков из 0,5мм стеклотекстолита, втулка из алюминиевой трубочки внешним диаметром 6мм, внутри – 4мм и, вуаля:

Каждое колёсико потянуло на 8 грамм.

А вот очень близкое по диаметру китайское колёсико – в руках вроде бы лёгонькое, а взвесишь, а оно опа! 20 грамм:

Да и толстовато оно, а у ТБ-1 колёса узкие были. Да, наверное, если б оно, китайское колесо то бишь, поуже было, может, и полегче получилось бы… Но опять же – ждать, пока приедет…

Взвешиваем шасси с колёсами в сборе – 49 грамм:

С площадками для их крепления к крылу (они уже вклеены в крыло, фото этого было выше в теме), которые весили 14 грамм, получается в сумме: 49+14=63 грамма. У Вадима Книжникова на его Р-6 шасси весили 70 грамм, правда, непонятно – это чисто шасси или уже в сумме с площадками в крыле? Думается, что без площадок, т.к у него стойки из 2-мм проволоки (велоспицы) и колёса потяжелее, по 15 грамм за колёсико. То есть, на шассях я немножко выиграл по весу.

Стойки с колёсами на крыле:

Взвешиваем пустой планер:

Крыло – 433 грамма

Фюзеляж – 160 грамм

Хвост – 46 грамм

Мотогондолы с элементами крепления – 27+4=31 грамм

Шасси (колёса и стойки) – 49 грамм

Итого: 433+160+46+31+49=719 грамм.

Да-а-а…. маленько перетяжелил я конструкцию. И даже знаю, где:

  1. Изначально рассчитывал купить шариковый пенопласт плотностью 12,5…13 грамм/литр. А попался на этот раз 15 грамм/литр. Тут не угадаешь: марка пенопласта одна и та же, а плотность гуляет от партии к партии. Если бы была плотность не 15, а 12,5-13г/л, то крыло получилось бы легче на 35-40 грамм.
  2. Лонжерон – с ним я явно переборщил. Итоговая прочность крыла вышла избыточной, с 3…4-х кратным запасом. Спокойно можно было поставить вдвое более лёгкий лонжерон, и сэкономить на этом 20…25 грамм. Но не было у меня под рукой ничего такого лёгкого и тонкого, пришлось делать из того, что было (сосновый кругляк диаметром 8мм, такой лонжерон потянул на 47 грамм).

Интересно сравнить с Р-6 Вадима Книжникова. У него было так:

Крыло – 390 грамм (лонжерон - рейка 5х3мм)

Фюзеляж – 150 грамм

Хвост – 30 грамм

Мотогондолы – 20 грамм

Шасси – 70 грамм.

Итого – 660 грамм.

Интересно, как у него хвост при сопоставимых размерах получился весом в 30 грамм? А у меня 46 гр? Площади сопоставимы, конструкция схожа. На Р-6 хвост из 5-мм пластины экструды плотностью 30…35 г/литр, у меня на ТБ-1 - из 7-мм пластины шарика плотностью 20 г/л. То на то и получается по весу. Плюс скотч… и там и там он должен весить примерно одинаково, ± пара грамм. Странно…

Ну, как бы там ни было – у меня на планере перевес получился 59 грамм. Или же чуть больше 8%. Ну, терпимо. Посмотрим, сколько я смогу отыграть на начинке?

Мотоустановки.

Из 20-мм алюминиевой пластины делаем моторамы, в сумме получилось 10 грамм:

Мотоустановки в сборе на весах, получилось – 173 грамма:

У Вадима обе мотоустановки весили в сумме 190 грамм. Да, потяжелее, потому что там были более старые и гораздо более увесистые СПИД-400 ещё коллекторные. Но и регуль там был всего один, и весил он 20 грамм. А у меня регулей два, и весят они по 25 грамм каждый, поэтому суммарный вес обоих мотоустановок у меня не сильно меньше, чем у Вадима Книжникова. Но мощность явно больше.

Ещё одна увесистая штука – провода. Я взял 1,5мм квадратных, учитывая, что суммарный ток будет не менее 20 ампер (а скорее всего, и поболее).

Потянуло аж на 37 грамм:

правда, потом я этот длинный хвост чутка подрезал, и отрезалось около 6-7 грамм, осталось 30 грамм.

У Вадима на Р-6 провода весили 20 грамм, т.к. были явно потоньше. Примеряем мотор в гондолу:

Ставим:

Провода пускаем по передней кромке:

Ну, что? Осталось совсем ничего: поставить сервы, тяги, приёмник, посадить в кабину пилотов.

И в полёт!

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Тут надо отметить, что на этом ТБ-1 в полный рост шла борьба за переднюю центровку. Так как в борьбе за минимальный полётный вес пришлось закладывать в расчёт и минимально возможный вес мотоустановок, а с ними и довольно лёгкий аккумулятор (8,4В, 2,65А/ч, 135 грамм), то хвост пришлось облегчать радикально. Тут и минимальный вес хвостового оперения (к слову сказать, что у схожего по габаритам моего же Ил-4 хвост получился тяжелее, более, чем вдвое), и наилегчайшие бутылки в хвостовой части фюзеляжа…

А вот всё то, что пихал в нос, так тут особо за вес не боролся – моторамы получились по 5 грамм каждая, а можно было высверлить, и облегчить. Не стал. Провода по 1,5 мм² пустил от батареи до регулей, а можно было и потоньше, но тоже не стал.

И обе сервы на половинки руля высоты поставил как можно ближе к носу:

Также виден приёмник. На другом борту находится ещё одна серва на вторую половинку р.в.

А до хвоста от обоих серв протянул две длинные карбоновые тяги:

Ставим подкосы под стабилизатор и делаем из дюралевой полоски костыль:

Из кусочков бутылки сочиняем козырьки для пилотов:

И ставим их на штатное место:

Берём пилотов с хобби-кинга:

…красим их и сажаем в кабину:

Всё!! Ну вот, пилоты в кабине – можно в полёт. ОТ ВИНТА !!!

Первый раз в поле:

Полетел аэроплан сразу, даже триммировать практически не пришлось. Конечно же, нагрузка на крыло 22 грамма на дм² для такого большого аэроплана это что-то! Не летит – плывёт по небу! Разбег – 1,5…2 метра, если полный газ. В 2/3 газа взлетать ещё копийнее: неспешный разбег, мягкий отрыв, медленный, пологий набор высоты. Полный улёт, восторг!

На ручке устойчив, не капризничает, не валится, никакой отсебятины. Да, достаточно инертен, в силу своих размеров; бочку делает, но медленно – не истребитель, так ведь и элероны сделаны копийные, в масштабе, не увеличивал. Зато петли – короткие, энергичные. Не срывается, на виражах и на петлях не скручивает. Посадка – простая, без фокусов. Посадочная скорость небольшая, можно сказать, пешком идёт.

Но насладиться в полной мере самолётом не получилось - в день испытаний был небольшой ветерок, 3-4м/с (хорошо слышно по шумам в микрофоне камеры на видео), да и холодно, особо много не полетаешь, сделал всего три полёта.

Это третий:

Так какой же результат заочного соревнования за полётный вес с Р-6 в масштабе 1:12, сделанным в 2004 году Вадимом Книжниковым? Полётный вес того Р-6 (а он точно такого же размера, как и мой ТБ-1 в масштабе 1:15) был 1150 грамм.

Мой ТБ-1 получился…. Та-ра-ра-рам! 1190 грамм!

Итоговый перевес вышел всего 40 грамм, или 3,47%, немного, в общем. Да и опять же – за счёт начинки я всё ж отыграл практически всё обратно, а перевес в 40 грамм, получился, можно сказать, за счёт более тяжёлого аккумулятора: у Вадима на Р-6 он был на 35 грамм легче, чем у меня: 100 грамм (8,4В, 2А/ч) против моих 135 грамм (8,4В, 2,65А/ч). У меня с таким аккумулятором центровка получилась 25%. У Книжникова на его Р-6 с аккумом весом в 100 гр. она, скорее всего, была чуть побольше, 27-28%. Но это вполне себе нормальное значение центровки, и ТБ-1 с такой, наверняка, летал бы. Дело не в этом – просто у меня нет подходящих батареек весом менее 135 гр. вот и всё.

А посему задачу, поставленную самим себе, которая предполагала повторение рекорда 2004 года по постройке почти 2-х метрового самолёта Вадимом Книжниковым с полётным весом чуть более 1 кг, считаю ВЫПОЛНЕННОЙ.

Но учитывая, что самолёт делался несколько иначе, я дополнительным бонусом получил три пункта:

  1. Прочность бутылочного фюзеляжа, конечно же, намного выше, чем такого же, но набранного из 3-мм пластин экструды.
  2. Прочность крыла с толстым лонжероном получилась даже избыточной. Но зато хрен сломаешь при любом падении. Что и подтвердилось во втором полёте – увлёкшись маневрированием на небольшой высоте, прощёлкал клювом, зарулился, и уронил самолёт метров с 8-10. Подвели два фактора: первый – малая скорость крена, и мои кривые руки (ну, куда без этого?). Ну, ладно, упал… Подхожу, и чего? А НИЧЕГО! ТБ-1 - как Ленин, вечно живой! Снег отряхнул и полетел…
  3. Мощность мотоустановки. Два бесколлекторника серии 2208 (кв1400) весом по 35 грамм всё ж помощнее двух 400-х спидов. Потребление на полном газу от 2-х банок по 13-14 ампер на мотор.

Продолжение следует (там ещё мно-о-ого интересного).

Всех с наступающим Новым Годом!

8 days later
Денис_из_Петергофа

Всех с наступившим Рождеством! Продолжаем про ТБ-1.

Пришла пора одеть самолёт в подобающую ему ливрею, то бишь, придать ему вид, схожий с прототипом:

Режем буковки из чёрной самоклейки и клеим их на крылышко:

И на фюз:

И снова в небо!

К сожалению, насыпало ещё снега, и ни одной нормальной посадки уже не получилось - колёса раз за разом зарывались в снег.

Снизу:

И чуть крупнее:

Продолжение следует.

SAMODELKIN1
Денис_из_Петергофа:

К сожалению, насыпало ещё снега, и ни одной нормальной посадки уже не получилось - колёса раз за разом зарывались в снег.

Лыжи просятся. п.с. Личку прочитайте пожалуста.

Игорьь

Отличная модель! Есть только проблема копийного полёта. Чувствуется удельная мощь - в разы большая, нежели у прототипа. Можно петли смело крутить.

MWS

Огромная просьба: вот эту фотосессию “покрупнее” ( можно и ссылку на фотоальбом) . ОДНАКО ЛЯПОТА КАКАЯ !!! 😃

Денис_из_Петергофа
Игорьь:

Отличная модель! Есть только проблема копийного полёта. Чувствуется удельная мощь - в разы большая, нежели у прототипа. Можно петли смело крутить.

Ну, это, скорее, проблема пилота, а не избытка удельной мощности. Чтобы летать на таком самолёте копийно, необходимо научиться летать даже не в пол-газа, а в четверть-газа. А это непросто, нужно время, чтобы приноровиться.

Денис_из_Петергофа
SAMODELKIN1:

Лыжи просятся.

Да, эта очевидная мысль как-то не пришла мне в голову. Спасибо. Есть у меня в гараже пара комплектиков лыж. Надо попробовать пришпандорить их к ТБ-1.

Денис_из_Петергофа
MWS:

Огромная просьба: вот эту фотосессию “покрупнее” ( можно и ссылку на фотоальбом) . ОДНАКО ЛЯПОТА КАКАЯ !!!

Если честно, то выкладывание фоток на новой прекрасной версии форума для меня стало большой проблемой. Раньше пользовался Яндекс-фото, Радикалом (и чем-то ещё), без проблем вставлял здесь маленькие превьюшки целыми пачками, и, естественно, можно было просмотреть фотку в высоком качестве.

Сейчас получается только вставлять (по одной!!!, что очень геммороидально) в виде таких вот кастрированных фоток. Можно и чуть побольше их делать, не 500…600 по горизонтали, а 800. Но это проблему не решает, а текст делает неудобочитаемым.

Если же вставлять в текст просто ссылки в виде синих строчек, то получается ненаглядно: нет картинок.

Как на нашем новом форуме сделать так, чтобы в тексте были превьюшки, а по ссылке можно было бы посмотреть фото в хорошем качестве? У меня не получается.

Может, кто что подскажет? Как эту бяку одолеть?

Гена_Большой

Здравствуйте Денис.
Записал маленькое видео, как вставить фотографии из папки на компьютере в сообщение на форуме
Из папки на компьютере все делается даже проще, чем это было раньше.
Единственное ограничение, размер фото должен быть в районе 2000 КБ.
По умолчанию будут превьюшки, но в видео есть, как сделать их немного больше или в полном разере.
А вообще, под знаком вопрос очень много интересного функционала.
Просто для всего в меню сообщения места не хватает ).

Забыл добавить, все фотографии в результате оказываются в Вашей галерее на форуме,
найти ее очень просто, заходите в свой профиль (справа вверху) и выбираете “Медиафайлы”,
а дальше делаете с ними, все что хотите.

С Уважением, Геннадий.

Денис_из_Петергофа

Геннадий, спасибо большое. Видео посмотрел, всё просто. Попробовал, да, превьюшки в текст вставляются.

Но вопрос: а где лежат “большие” фотки, на которые ссылаются превьюшки? В Галерее на форуме? Если так, то есть ли лимит на их количество?

Гена_Большой

Они в Вашей галерее, насчет объема не помню, но Виталий писал, что стало очень много места под фотографии.
Заходите в свой профиль (справа вверху) и выбираете “Медиафайлы”

Black_Blood

Супер-проект! Денис, а как вы умудрились обтянуть бутылку скотчем без морщин? Надо же греть по идее, а бутылку ведет от этого. Я пару раз пробовал скотчем обтянуть капот, получилось так себе. Более менее получилось обтянуть еще до снятия с болванки, но на вашем фюзеояже этоневозможно

Денис_из_Петергофа
Black_Blood:

Супер-проект! Денис, а как вы умудрились обтянуть бутылку скотчем без морщин? Надо же греть по идее, а бутылку ведет от этого. Я пару раз пробовал скотчем обтянуть капот, получилось так себе. Более менее получилось обтянуть еще до снятия с болванки, но на вашем фюзеояже этоневозможно

Вот умудрился как-то… На самом деле обтягивать бутылочный фюз в разы сложнее, чем крыло. А “хлюпающий” фюз из тонкостенных, лёгких бутылок - ещё сложнее. И утюгом не погреть, морщины не расправить. Помогало лишь то, что мест с двойной кривизной почти нет, а где и есть, то она слабовыраженная.

Теперь по просьбе Сергея Щербатова и при помощи Гены Большого (он выложил выше ролик, как это сделать), попытаюсь выложить прошлые фотки в более высоком качестве:

Смотрите, тестируйте. Фотки сжал до 1500 по горизонтали.

Следующая серия марлезонского балета откладывается на следующую неделю, т.к. флешку с текстом я оставил на работе.

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа
EXPERIMENTATOR1970:

Денис, приветствую! А “Звено” не планируешь?

Сергей, привет. Звено - идея красивая. Не знаю, может, и срастётся когда-нибудь. Это надо отдельную болванку на И-4 делать, а не хочется. Болванка от И-16 не подойдёт - у них носы сильно разные. Может быть, планер десантный, типа А-7. Думаю, что их за ТБ-1 таскали. Посмотрим.

EXPERIMENTATOR1970

Я могу ошибаться, но вроде как ещё были опыты с И-16, то ли под брюхом один, то ли под крыльями пара. Сейчас некогда рыться в сети, искать информацию. А всё таки нашёл! Точно, было “Звено-6” с И-16! ru.m.wikipedia.org/wiki/Проект_«Звено» Сорри! В “Звене-6” носителем был ТБ-3.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Осталось ещё несколько нереализованных элементов копийности. Начнём с оформления мотогондол. Что на них я ещё не сделал?

  1. Выхлопные трубы. Они имеют очень оригинальную форму, и, безусловно, в значительной степени определяют характерный облик ТБ-1.
  2. Радиаторы. Тоже имеют весьма примечательную внешность, придавая облику ТБ-1 определённую харизму.
  3. Коки на винтах. Начинаем ваять выхлопные трубы. Перебрал несколько вариантов, и самым простым оказался следующий: Берём палочки от суши, сверлим их с нужным шагом (14 мм) и примеряем на них обрезки зубочисток:

Одеваем на суши-палочки термоусадку, протыкаем её шилом в местах просверленных ранее отверстий, и вклеиваем в них на ПВА обрезки зубочисток. Далее на зубочистки тоже надеваем трубочки из кембрика (он имеет более толстые стенки, нежели у термоусадка, и его можно загибать без «складывания» по загибу):

Всё вместе весит не так уж и много – 16 грамм. Терпимо. В гондолах прожигаем отверстия, в которые будут вставлены выхлопные патрубки:

Из суши-палочек делаем и красим поддерживающие стоечки для выхлопных труб:

Всовываем патрубки в отверстия в мотогондолах и фиксируем выхлопные трубы на стоечках, вклеенных в крыло:

Ещё один элемент копийности – выступающие за контур крыла элероны. Уж как мне не хотелось их делать! А надо. Они тоже определяют характерный облик ТБ-1. Решил сделать их отъёмными, как отдельный элемент: хочешь – пристыковал, а не хочешь – отстыковал. Почему отъёмные? Дело в том, что в повседневной эксплуатации такие торчащие «наросты» не дают ставить крыло вертикально при хранении – такой кончик элерона банально сломается. Да и при касании законцовкой земли при посадке его легко вырвать.

Поэтому и вариант с отъёмностью.

Делаем. Дело нехитрое, берём два кусочка пенопласта и через 15 минут работы лезвием и наждачкой имеем это:

Обтягиваем:

Крепим к торцам элеронов на зубочистках и фиксируем скотчем:

Так… что ещё я забыл? Радиаторы. ПЭТ-пластинку из бутылки обклеиваем металлизированным скотчем, шкурим нулёвкой и рисуем имитацию радиатора:

И клеим их моментом к торцам мотогондол. Из обрезков потолочки формируем характерный ободок радиаторных решёток:

Делаем заготовки для коков:

Ставим коки на винты:

Что ещё? Ах, да!!! Надписи на носу самолёта! Он же именной, рекордный! Как же я мог об этом забыть?! Смотрим оригинал, копируем шрифт… Пробуем на бумажке… делаем то же самое на борту. Вуаля:

И на другом борту:

Продолжение следует…