ТБ-1 «Страна Советов», очень лёгкий, размах 1,91м, 1:15.
Продолжаем.
Колёса.
Конечно, по нынешним временам проще заказать готовые колёса, чем делать их самому. Чаще всего я так и поступаю. Но в данном случае, чтобы не ждать, пока они долго-предолго будут ехать ко мне из далёкой азиатчины, я всё ж решил выточить их вручную.
Дело-то, в общем, нехитрое, делал я это множество раз. Вот, к примеру, покопался в старом хламе и вытащил на свет Божий несколько старых самодельных колёсиков:
Правое и левое из пористой фигни, центральное – из потолочки. Решил делать что-то похожее на то, что справа (самое маленькое). Кусок пористой фигни (иногда её называют пеноплен), пара дисков из 0,5мм стеклотекстолита, втулка из алюминиевой трубочки внешним диаметром 6мм, внутри – 4мм и, вуаля:
Каждое колёсико потянуло на 8 грамм.
А вот очень близкое по диаметру китайское колёсико – в руках вроде бы лёгонькое, а взвесишь, а оно опа! 20 грамм:
Да и толстовато оно, а у ТБ-1 колёса узкие были. Да, наверное, если б оно, китайское колесо то бишь, поуже было, может, и полегче получилось бы… Но опять же – ждать, пока приедет…
Взвешиваем шасси с колёсами в сборе – 49 грамм:
С площадками для их крепления к крылу (они уже вклеены в крыло, фото этого было выше в теме), которые весили 14 грамм, получается в сумме: 49+14=63 грамма. У Вадима Книжникова на его Р-6 шасси весили 70 грамм, правда, непонятно – это чисто шасси или уже в сумме с площадками в крыле? Думается, что без площадок, т.к у него стойки из 2-мм проволоки (велоспицы) и колёса потяжелее, по 15 грамм за колёсико. То есть, на шассях я немножко выиграл по весу.
Стойки с колёсами на крыле:
Взвешиваем пустой планер:
Крыло – 433 грамма
Фюзеляж – 160 грамм
Хвост – 46 грамм
Мотогондолы с элементами крепления – 27+4=31 грамм
Шасси (колёса и стойки) – 49 грамм
Итого: 433+160+46+31+49=719 грамм.
Да-а-а…. маленько перетяжелил я конструкцию. И даже знаю, где:
- Изначально рассчитывал купить шариковый пенопласт плотностью 12,5…13 грамм/литр. А попался на этот раз 15 грамм/литр. Тут не угадаешь: марка пенопласта одна и та же, а плотность гуляет от партии к партии. Если бы была плотность не 15, а 12,5-13г/л, то крыло получилось бы легче на 35-40 грамм.
- Лонжерон – с ним я явно переборщил. Итоговая прочность крыла вышла избыточной, с 3…4-х кратным запасом. Спокойно можно было поставить вдвое более лёгкий лонжерон, и сэкономить на этом 20…25 грамм. Но не было у меня под рукой ничего такого лёгкого и тонкого, пришлось делать из того, что было (сосновый кругляк диаметром 8мм, такой лонжерон потянул на 47 грамм).
Интересно сравнить с Р-6 Вадима Книжникова. У него было так:
Крыло – 390 грамм (лонжерон - рейка 5х3мм)
Фюзеляж – 150 грамм
Хвост – 30 грамм
Мотогондолы – 20 грамм
Шасси – 70 грамм.
Итого – 660 грамм.
Интересно, как у него хвост при сопоставимых размерах получился весом в 30 грамм? А у меня 46 гр? Площади сопоставимы, конструкция схожа. На Р-6 хвост из 5-мм пластины экструды плотностью 30…35 г/литр, у меня на ТБ-1 - из 7-мм пластины шарика плотностью 20 г/л. То на то и получается по весу. Плюс скотч… и там и там он должен весить примерно одинаково, ± пара грамм. Странно…
Ну, как бы там ни было – у меня на планере перевес получился 59 грамм. Или же чуть больше 8%. Ну, терпимо. Посмотрим, сколько я смогу отыграть на начинке?
Мотоустановки.
Из 20-мм алюминиевой пластины делаем моторамы, в сумме получилось 10 грамм:
Мотоустановки в сборе на весах, получилось – 173 грамма:
У Вадима обе мотоустановки весили в сумме 190 грамм. Да, потяжелее, потому что там были более старые и гораздо более увесистые СПИД-400 ещё коллекторные. Но и регуль там был всего один, и весил он 20 грамм. А у меня регулей два, и весят они по 25 грамм каждый, поэтому суммарный вес обоих мотоустановок у меня не сильно меньше, чем у Вадима Книжникова. Но мощность явно больше.
Ещё одна увесистая штука – провода. Я взял 1,5мм квадратных, учитывая, что суммарный ток будет не менее 20 ампер (а скорее всего, и поболее).
Потянуло аж на 37 грамм:
правда, потом я этот длинный хвост чутка подрезал, и отрезалось около 6-7 грамм, осталось 30 грамм.
У Вадима на Р-6 провода весили 20 грамм, т.к. были явно потоньше. Примеряем мотор в гондолу:
Ставим:
Провода пускаем по передней кромке:
Ну, что? Осталось совсем ничего: поставить сервы, тяги, приёмник, посадить в кабину пилотов.
И в полёт!
Продолжение следует…
Продолжаем.
Тут надо отметить, что на этом ТБ-1 в полный рост шла борьба за переднюю центровку. Так как в борьбе за минимальный полётный вес пришлось закладывать в расчёт и минимально возможный вес мотоустановок, а с ними и довольно лёгкий аккумулятор (8,4В, 2,65А/ч, 135 грамм), то хвост пришлось облегчать радикально. Тут и минимальный вес хвостового оперения (к слову сказать, что у схожего по габаритам моего же Ил-4 хвост получился тяжелее, более, чем вдвое), и наилегчайшие бутылки в хвостовой части фюзеляжа…
А вот всё то, что пихал в нос, так тут особо за вес не боролся – моторамы получились по 5 грамм каждая, а можно было высверлить, и облегчить. Не стал. Провода по 1,5 мм² пустил от батареи до регулей, а можно было и потоньше, но тоже не стал.
И обе сервы на половинки руля высоты поставил как можно ближе к носу:
Также виден приёмник. На другом борту находится ещё одна серва на вторую половинку р.в.
А до хвоста от обоих серв протянул две длинные карбоновые тяги:
Ставим подкосы под стабилизатор и делаем из дюралевой полоски костыль:
Из кусочков бутылки сочиняем козырьки для пилотов:
И ставим их на штатное место:
Берём пилотов с хобби-кинга:
…красим их и сажаем в кабину:
Всё!! Ну вот, пилоты в кабине – можно в полёт. ОТ ВИНТА !!!
Первый раз в поле:
Полетел аэроплан сразу, даже триммировать практически не пришлось. Конечно же, нагрузка на крыло 22 грамма на дм² для такого большого аэроплана это что-то! Не летит – плывёт по небу! Разбег – 1,5…2 метра, если полный газ. В 2/3 газа взлетать ещё копийнее: неспешный разбег, мягкий отрыв, медленный, пологий набор высоты. Полный улёт, восторг!
На ручке устойчив, не капризничает, не валится, никакой отсебятины. Да, достаточно инертен, в силу своих размеров; бочку делает, но медленно – не истребитель, так ведь и элероны сделаны копийные, в масштабе, не увеличивал. Зато петли – короткие, энергичные. Не срывается, на виражах и на петлях не скручивает. Посадка – простая, без фокусов. Посадочная скорость небольшая, можно сказать, пешком идёт.
Но насладиться в полной мере самолётом не получилось - в день испытаний был небольшой ветерок, 3-4м/с (хорошо слышно по шумам в микрофоне камеры на видео), да и холодно, особо много не полетаешь, сделал всего три полёта.
Это третий:
Так какой же результат заочного соревнования за полётный вес с Р-6 в масштабе 1:12, сделанным в 2004 году Вадимом Книжниковым? Полётный вес того Р-6 (а он точно такого же размера, как и мой ТБ-1 в масштабе 1:15) был 1150 грамм.
Мой ТБ-1 получился…. Та-ра-ра-рам! 1190 грамм!
Итоговый перевес вышел всего 40 грамм, или 3,47%, немного, в общем. Да и опять же – за счёт начинки я всё ж отыграл практически всё обратно, а перевес в 40 грамм, получился, можно сказать, за счёт более тяжёлого аккумулятора: у Вадима на Р-6 он был на 35 грамм легче, чем у меня: 100 грамм (8,4В, 2А/ч) против моих 135 грамм (8,4В, 2,65А/ч). У меня с таким аккумулятором центровка получилась 25%. У Книжникова на его Р-6 с аккумом весом в 100 гр. она, скорее всего, была чуть побольше, 27-28%. Но это вполне себе нормальное значение центровки, и ТБ-1 с такой, наверняка, летал бы. Дело не в этом – просто у меня нет подходящих батареек весом менее 135 гр. вот и всё.
А посему задачу, поставленную самим себе, которая предполагала повторение рекорда 2004 года по постройке почти 2-х метрового самолёта Вадимом Книжниковым с полётным весом чуть более 1 кг, считаю ВЫПОЛНЕННОЙ.
Но учитывая, что самолёт делался несколько иначе, я дополнительным бонусом получил три пункта:
- Прочность бутылочного фюзеляжа, конечно же, намного выше, чем такого же, но набранного из 3-мм пластин экструды.
- Прочность крыла с толстым лонжероном получилась даже избыточной. Но зато хрен сломаешь при любом падении. Что и подтвердилось во втором полёте – увлёкшись маневрированием на небольшой высоте, прощёлкал клювом, зарулился, и уронил самолёт метров с 8-10. Подвели два фактора: первый – малая скорость крена, и мои кривые руки (ну, куда без этого?). Ну, ладно, упал… Подхожу, и чего? А НИЧЕГО! ТБ-1 - как Ленин, вечно живой! Снег отряхнул и полетел…
- Мощность мотоустановки. Два бесколлекторника серии 2208 (кв1400) весом по 35 грамм всё ж помощнее двух 400-х спидов. Потребление на полном газу от 2-х банок по 13-14 ампер на мотор.
Продолжение следует (там ещё мно-о-ого интересного).
Всех с наступающим Новым Годом!
Всех с наступившим Рождеством! Продолжаем про ТБ-1.
Пришла пора одеть самолёт в подобающую ему ливрею, то бишь, придать ему вид, схожий с прототипом:
Режем буковки из чёрной самоклейки и клеим их на крылышко:
И на фюз:
И снова в небо!
К сожалению, насыпало ещё снега, и ни одной нормальной посадки уже не получилось - колёса раз за разом зарывались в снег.
Снизу:
И чуть крупнее:
Продолжение следует.
К сожалению, насыпало ещё снега, и ни одной нормальной посадки уже не получилось - колёса раз за разом зарывались в снег.
Лыжи просятся. п.с. Личку прочитайте пожалуста.
Отличная модель! Есть только проблема копийного полёта. Чувствуется удельная мощь - в разы большая, нежели у прототипа. Можно петли смело крутить.
Огромная просьба: вот эту фотосессию “покрупнее” ( можно и ссылку на фотоальбом) . ОДНАКО ЛЯПОТА КАКАЯ !!! 😃
Отличная модель! Есть только проблема копийного полёта. Чувствуется удельная мощь - в разы большая, нежели у прототипа. Можно петли смело крутить.
Ну, это, скорее, проблема пилота, а не избытка удельной мощности. Чтобы летать на таком самолёте копийно, необходимо научиться летать даже не в пол-газа, а в четверть-газа. А это непросто, нужно время, чтобы приноровиться.
Лыжи просятся.
Да, эта очевидная мысль как-то не пришла мне в голову. Спасибо. Есть у меня в гараже пара комплектиков лыж. Надо попробовать пришпандорить их к ТБ-1.
Огромная просьба: вот эту фотосессию “покрупнее” ( можно и ссылку на фотоальбом) . ОДНАКО ЛЯПОТА КАКАЯ !!!
Если честно, то выкладывание фоток на новой прекрасной версии форума для меня стало большой проблемой. Раньше пользовался Яндекс-фото, Радикалом (и чем-то ещё), без проблем вставлял здесь маленькие превьюшки целыми пачками, и, естественно, можно было просмотреть фотку в высоком качестве.
Сейчас получается только вставлять (по одной!!!, что очень геммороидально) в виде таких вот кастрированных фоток. Можно и чуть побольше их делать, не 500…600 по горизонтали, а 800. Но это проблему не решает, а текст делает неудобочитаемым.
Если же вставлять в текст просто ссылки в виде синих строчек, то получается ненаглядно: нет картинок.
Как на нашем новом форуме сделать так, чтобы в тексте были превьюшки, а по ссылке можно было бы посмотреть фото в хорошем качестве? У меня не получается.
Может, кто что подскажет? Как эту бяку одолеть?
Здравствуйте Денис.
Записал маленькое видео, как вставить фотографии из папки на компьютере в сообщение на форуме
Из папки на компьютере все делается даже проще, чем это было раньше.
Единственное ограничение, размер фото должен быть в районе 2000 КБ.
По умолчанию будут превьюшки, но в видео есть, как сделать их немного больше или в полном разере.
А вообще, под знаком вопрос очень много интересного функционала.
Просто для всего в меню сообщения места не хватает ).
Забыл добавить, все фотографии в результате оказываются в Вашей галерее на форуме,
найти ее очень просто, заходите в свой профиль (справа вверху) и выбираете “Медиафайлы”,
а дальше делаете с ними, все что хотите.
С Уважением, Геннадий.
Геннадий, спасибо большое. Видео посмотрел, всё просто. Попробовал, да, превьюшки в текст вставляются.
Но вопрос: а где лежат “большие” фотки, на которые ссылаются превьюшки? В Галерее на форуме? Если так, то есть ли лимит на их количество?
Они в Вашей галерее, насчет объема не помню, но Виталий писал, что стало очень много места под фотографии.
Заходите в свой профиль (справа вверху) и выбираете “Медиафайлы”
Супер-проект! Денис, а как вы умудрились обтянуть бутылку скотчем без морщин? Надо же греть по идее, а бутылку ведет от этого. Я пару раз пробовал скотчем обтянуть капот, получилось так себе. Более менее получилось обтянуть еще до снятия с болванки, но на вашем фюзеояже этоневозможно
Супер-проект! Денис, а как вы умудрились обтянуть бутылку скотчем без морщин? Надо же греть по идее, а бутылку ведет от этого. Я пару раз пробовал скотчем обтянуть капот, получилось так себе. Более менее получилось обтянуть еще до снятия с болванки, но на вашем фюзеояже этоневозможно
Вот умудрился как-то… На самом деле обтягивать бутылочный фюз в разы сложнее, чем крыло. А “хлюпающий” фюз из тонкостенных, лёгких бутылок - ещё сложнее. И утюгом не погреть, морщины не расправить. Помогало лишь то, что мест с двойной кривизной почти нет, а где и есть, то она слабовыраженная.
Теперь по просьбе Сергея Щербатова и при помощи Гены Большого (он выложил выше ролик, как это сделать), попытаюсь выложить прошлые фотки в более высоком качестве:
Смотрите, тестируйте. Фотки сжал до 1500 по горизонтали.
Следующая серия марлезонского балета откладывается на следующую неделю, т.к. флешку с текстом я оставил на работе.
Продолжение следует…
Денис, приветствую! А “Звено” не планируешь?
Очень красиво смотриться!
Денис, приветствую! А “Звено” не планируешь?
Сергей, привет. Звено - идея красивая. Не знаю, может, и срастётся когда-нибудь. Это надо отдельную болванку на И-4 делать, а не хочется. Болванка от И-16 не подойдёт - у них носы сильно разные. Может быть, планер десантный, типа А-7. Думаю, что их за ТБ-1 таскали. Посмотрим.
Я могу ошибаться, но вроде как ещё были опыты с И-16, то ли под брюхом один, то ли под крыльями пара. Сейчас некогда рыться в сети, искать информацию. А всё таки нашёл! Точно, было “Звено-6” с И-16! ru.m.wikipedia.org/wiki/Проект_«Звено» Сорри! В “Звене-6” носителем был ТБ-3.
Продолжаем.
Осталось ещё несколько нереализованных элементов копийности. Начнём с оформления мотогондол. Что на них я ещё не сделал?
- Выхлопные трубы. Они имеют очень оригинальную форму, и, безусловно, в значительной степени определяют характерный облик ТБ-1.
- Радиаторы. Тоже имеют весьма примечательную внешность, придавая облику ТБ-1 определённую харизму.
- Коки на винтах. Начинаем ваять выхлопные трубы. Перебрал несколько вариантов, и самым простым оказался следующий: Берём палочки от суши, сверлим их с нужным шагом (14 мм) и примеряем на них обрезки зубочисток:
Одеваем на суши-палочки термоусадку, протыкаем её шилом в местах просверленных ранее отверстий, и вклеиваем в них на ПВА обрезки зубочисток. Далее на зубочистки тоже надеваем трубочки из кембрика (он имеет более толстые стенки, нежели у термоусадка, и его можно загибать без «складывания» по загибу):
Всё вместе весит не так уж и много – 16 грамм. Терпимо. В гондолах прожигаем отверстия, в которые будут вставлены выхлопные патрубки:
Из суши-палочек делаем и красим поддерживающие стоечки для выхлопных труб:
Всовываем патрубки в отверстия в мотогондолах и фиксируем выхлопные трубы на стоечках, вклеенных в крыло:
Ещё один элемент копийности – выступающие за контур крыла элероны. Уж как мне не хотелось их делать! А надо. Они тоже определяют характерный облик ТБ-1. Решил сделать их отъёмными, как отдельный элемент: хочешь – пристыковал, а не хочешь – отстыковал. Почему отъёмные? Дело в том, что в повседневной эксплуатации такие торчащие «наросты» не дают ставить крыло вертикально при хранении – такой кончик элерона банально сломается. Да и при касании законцовкой земли при посадке его легко вырвать.
Поэтому и вариант с отъёмностью.
Делаем. Дело нехитрое, берём два кусочка пенопласта и через 15 минут работы лезвием и наждачкой имеем это:
Обтягиваем:
Крепим к торцам элеронов на зубочистках и фиксируем скотчем:
Так… что ещё я забыл? Радиаторы. ПЭТ-пластинку из бутылки обклеиваем металлизированным скотчем, шкурим нулёвкой и рисуем имитацию радиатора:
И клеим их моментом к торцам мотогондол. Из обрезков потолочки формируем характерный ободок радиаторных решёток:
Делаем заготовки для коков:
Ставим коки на винты:
Что ещё? Ах, да!!! Надписи на носу самолёта! Он же именной, рекордный! Как же я мог об этом забыть?! Смотрим оригинал, копируем шрифт… Пробуем на бумажке… делаем то же самое на борту. Вуаля:
И на другом борту:
Продолжение следует…
Продолжаем.
И снова в небо, уже в полностью оформленном виде!
(законцовки элеронов, коки, радиаторы, выхлопные трубы, а также покрашенные стойки шасси с подкосами стабилизатора, и Да! Конечно же, надписи на носу!)
От винта!
(все фотки кликабельны, щелкайте, увеличивайте)
Крупнее некоторые элементы:
Уже почти собрались домой, когда вышло солнышко. Не удержался, и сделал ещё несколько фоток:
В этот раз видео снять не получилось. А почему? Есть такая пословица: дурная голова ни рукам, ни ногам покоя не даёт. Вот я и вбил себе в голову, что хочу замиксовать руль поворота с газом. Дело, в общем, обычное, и делал я это неоднократно. Вот, к примеру, мессер-твин (Bf.109Z «Цвиллинг») делал аж в 2008 году. Ему разнотяг на движках та-а-кое позволял делать…
Видео снимал Артём Чайка.
Тут, понятное дело (в случае с ТБ-1) до таких финтов дело не дошло бы, но… всё равно захотелось!
Короче, пошёл по проторенной дорожке – взял простецкий V-микшер, да и замиксовал 3 и 4 каналы. И тут начались ТАКИЕ фокусы-чпокусы! То один из моторов мощи не додаёт, то другой при сбросе газа до нуля продолжает работать, то регуль пипикает… одним словом, капризам нет конца. Триммировал-триммировал, как-то более-менее отстроил. Приехали на поле, взлетел. Полетал, проверил работу разнотяга, сел, меняю батарейку. А тут хопаньки! И все капризы по новому кругу! Пипикает, не запускается. Плюнул, и поехали домой. Но фотки перед этим сделал.
В чём причина фиаско? Ведь раньше получалось? Думаю, дело в регулях. Раньше использовал дуалскаи, здесь же – самые дишманские с Али. Что-то они не могут подружиться с китайским же микшером.
Ладно, фиг с ним, с микшером, переделал всё обратно. Буду делать классический руль направления.
Продолжение следует…