Турбореактивный микродвигатель

юзеф
Evsey:

А сколько, кстати, градусов на выходе из компрессора? Че-то я не видел. Или просмотрел просто… Просто есть у меня некоторые идеи, напрямую зависящие от температуры воздуха. Вряд ли 550 градусов. Это уж точно.

Интересный вопрос, конечно Т поднимается, но довольно незначительно.
Я не думаю, что Тебе стоит брать это в расчет.
Если нужно, то было бы очень здорово провести расчет компрессора - для получения значений Т и степени повышения давления - величины довольно важные!
Кстати на Твоей теме появились серьезные “участники” с конкретными расчетами - можно что- то почерпнуть.

Александр_А_Н
Evsey:

А сколько, кстати, градусов на выходе из компрессора? Че-то я не видел. Или просмотрел просто… Просто есть у меня некоторые идеи, напрямую зависящие от температуры воздуха. Вряд ли 550 градусов. Это уж точно.

Да вопрос интересный. Только вот надо уточнить сколько градусов на выходе из колеса, которое уже имеется в наличии или какое должно быть?
Для воздуха наиболее выгодным считатется угол 90 градусов. Он позволяет получить большую степень повышения давления, приемлемый КПД и что не маловажно высокая прочность на разрушение колеса, т.к. лопатки работают только на растяжение.
Но в большинстве турбокомпрессоров применяют загнутые лопатки направленные в сторону противоположную вращению колеса. Такие колеса имеют меньшую степень сжатия и прочность, но выигрывают за счет повышенного КПД.

На счет температуры: у нас есть электрокомпрессор центробежный, который крутит 100 тыс. об/мин. Колесо с углом выхода 60 градусов. Так вот температура воздуха на выходе получается около 130 градуса Цельсия. Степень повышения давления 2.

disel92

quote=МиГ-29К,Nov 23 2004, 00:14]
Зародилас у меня идея сделать ТРД для модели.
[/quote]

идея хорошая. ДВС-ы уже всем надоели.
их на турбины начали заменять уже давно
armor.kiev.ua/Tanks/Modern/T80/T80.php

Причем 100 000 оборотную турбину делать не надо,
Для большого ресурса и приемлимого кпд люди делают
на 6090 об/мин турбины, как написано здесть:
www.kmpo.ru/GT.htm
хотя для генератора конечно же просятся 6 ступеней,
а 2 это для авиации скорее.

МиГ-29, ты бы лучьше заделал электрогенераторную турбину,
с хорошим ресурсом. А кпд большой и не нужен, поскольку газ
везде бесплатный, если получится КПД 5% уже будет хорошо для
бытовых целей. При 100% КПД, мощность при питании бесплатным бытовым
газом (тот, что подведен к каждому дому) не менее 30КВт, столько для дома не надо.
Ели получится, можно будет выпускать серийно. Конечно продавать
как генераторную турбину казлы не дадут, но можно будет продавать
как учебный стенд для изучения принципа работы турбины (с балончиком
в комплекте 😃, а люди будут покупать и использовать для преобразования
бесплатного газа в электроэнергию.

Заметь, что генераторная турбине очень похожа на то, что надо тебе, когда
люди наладят серийный выпуск, ты сможешь к примеру приобрести такую
генераторную турбину и приспособить для своих целей.

Теперь о деталях. На 100 000 об/мин турбину делать не надо, надо на 6090,
а для модельных целей потом сможете редуктор 6:1 и воздушный винт приспособить.

Для низкооборотной турбины можно компрессор из композитов соорудить.

О подшипниках. Подойдут ABEC-и от роликовых коньков. В Германии готовят закон о запрете езды на роликах быстрее 90км/ч. При этой скорости, скорость
вращения подшипнка у беговых роликов (диаметр колеса=90см) равна 88.4 об/сек. Для турбины на 6090 скорость вращения 101.5 об/сек.
Подшипники ABEC для роликов можно купить отдельно.
Заметьте, на роликовые ABEC действует совершенно неотцентрированная нагрузка и ударные нагрузки из-за неоднородости асфальта.

IgorG
disel92

Теперь о деталях. На 100 000 об/мин турбину делать не надо, надо на 6090,
а для модельных целей потом сможете редуктор 6:1 и воздушный винт приспособить.

Хочу предостеречь от подобного рода советов.
Для начала замечу, что обороты модельных ТРД выбираются ~ 100 тыс. об/мин не от того, что их конструкторы не знают о существовании подшипников для роликовых коньков или им нравится заниматься балансировкой турбокомпрессора.
Дело в том, конкретное значение оборотов вообще величина вторичная и ни о чем сама по себе не говорящая. Определяющим является значение окружной скорости на периферии рабочего колеса, которое для получения необходимой степени повышения давления по порядку величины составляет около 400 м/с.

При степени повышения давления в компрессоре ~3.0 и адиабатическом к.п.д. 80% воздух нагревается на ~135 °С.

Wit
IgorG:

Хочу предостеречь от подобного рода советов.
Для начала замечу, что обороты модельных ТРД выбираются ~ 100 тыс. об/мин не от того, что их конструкторы не знают о существовании подшипников для роликовых коньков или им нравится заниматься балансировкой турбокомпрессора.
Дело в том, конкретное значение оборотов вообще величина вторичная и ни о чем сама по себе не говорящая. Определяющим является значение окружной скорости на периферии рабочего колеса, которое для получения необходимой степени повышения давления по порядку величины составляет около 400 м/с.

При степени повышения давления в компрессоре ~3.0 и адиабатическом к.п.д. 80% воздух нагревается на ~135 °С.

Игорь, это же флуд чистой воды, не обращай внимания! 😃
А что касается оборотов, они выбранны в основном прочностными характеристиками, хотя сегодня турбины и по 160 тыс крутят

IgorG
Wit

Игорь, это же флуд чистой воды, не обращай внимания!  😃
А что касается оборотов, они выбранны в основном прочностными характеристиками, хотя сегодня турбины и по 160 тыс крутят

Честно говоря я именно так к этому и отношусь. Но тут, обратив внимание, что автор темы продолжает возиться со своей затеей, не выдержал. У него, судя по всему, нет соответствующей подготовки и все держится на голом энтузиазме и он может некритически воспринимать даваемые советы. Работающий двигатель ИМХО он в обзримом будущем не сделает, но если за это время он начнет понимать как эта штука на самом деле работает - уже это будет хорошим результатом.

А насчет оборотов вы правы - это компромисс с одной стороны между оптимальным с точки зрения газодинамики режимами работы компрессора и турбины, которые в ТРД, напомню, находятся на одном валу и с прочностными характеристиками использумых материалов.

юзеф

Что касается последних сообщений, хочется высказать свое мнение - “бред сивой кобылы”, но это без обид.
И вообще, появляются вопросы - о Т на выходе из компрессора, степени повышения давления и т.д. и т.п. Абсолютно важные показатели.
Если Вы - разработчики ТРД хотите что- то создать, то самый главный момент, который Все, принципиально, отбрасываете, как не нужный, а на самом деле - только из-за незнания, это расчет двигла, как термодинамического так и конструктивного, т.е прочностного, как самого пока существенного, пока.
Я Вас уверяю, если провести, наконец расчеты, кстати, которые некоторые участники этой темы уже сделали, можно устранить много проблем и вопросов!!
Не будет возникать вопросов о оборотах - это только необходимое условие степени повышения давления за счет окружной скорости потока на выходе из колеса и последующего расширения в спрямляющем аппарате, и прочностных ограничений, которые зависят и от материалов компресора!!!
Хочу уточнить, я бы с удовольствием взялся за подобные расчеты, но нет опыта, я занимался расчетами ТРД, ДТРД, ТВД настоящих самолетов и вертолетов, а как известно эти методики расчета ни как не подойдут к минитурбинам, либо при серьезной погрешности.
Кстати не нужно даже думать о подшипниках каких-то коньков, проще изучить конструкцию ТРД и исходить из уже имеющегося опыта.

Добавлено

А теперь вопрос, действительно к знатокам ТРД, как к теоретикам, так и к практикам!
Миг-29, друг, извини, что в Твоей теме, просто открывать новую не вижу смысла.
Появилась необходимость в создании не просто ТРД, а ДТРД,
т. е. нам понадобился второй контур.
Я пока не вижу возможности приспособить существующие КИТы для этого.
Если кто хочет высказаться, буду очень признателен.
Можно говорить что хотите, желательно по-существу.

IgorG
юзеф:

Что касается последних сообщений, хочется высказать свое мнение - “бред сивой кобылы”, но это без обид.
И вообще, появляются вопросы - о Т на выходе из компрессора, степени повышения давления и т.д. и т.п. Абсолютно важные показатели.
Если Вы - разработчики ТРД хотите что- то создать, то самый главный момент, который Все, принципиально, отбрасываете, как не нужный, а на самом деле - только из-за незнания, это расчет двигла, как термодинамического так и конструктивного, т.е прочностного, как самого пока существенного, пока.
Я Вас уверяю, если провести, наконец расчеты, кстати, которые некоторые участники этой темы уже сделали, можно устранить много проблем и вопросов!!
Не будет возникать вопросов о оборотах - это только необходимое условие степени повышения давления за счет окружной скорости потока на выходе из колеса и последующего расширения в спрямляющем аппарате, и прочностных ограничений, которые зависят и от материалов компресора!!!
Хочу уточнить, я бы с удовольствием взялся за подобные расчеты, но нет опыта, я занимался расчетами ТРД, ДТРД, ТВД настоящих самолетов и вертолетов, а как известно эти методики расчета ни как не подойдут к минитурбинам, либо при серьезной погрешности.
Кстати не нужно даже думать о подшипниках каких-то коньков, проще изучить конструкцию ТРД и исходить из уже имеющегося опыта.

Добавлено

А теперь вопрос, действительно к знатокам ТРД, как к теоретикам, так и к практикам!
Миг-29, друг, извини, что в Твоей теме, просто открывать новую не вижу смысла.
Появилась необходимость в создании не просто ТРД, а ДТРД,
т. е. нам понадобился второй контур.
Я пока не вижу возможности приспособить существующие КИТы для этого.
Если кто хочет высказаться, буду очень признателен.
Можно говорить что хотите, желательно по-существу.

Ну все, у Миг-29 появился достойный партнер - теперь дело пойдет! Успехов.

юзеф
IgorG:

Ну все, у Миг-29 появился достойный партнер - теперь дело пойдет! Успехов.

Не Игорь, Мы с Мигом идем по этой теме с самого начала, много чего было, много что оба узнали. Так, что партнер - это понятие дружеское - не конкурент.
Кстати, много интересных “партнеров” - умных и продвинутых людей, появилось на протяжении темы, но они что-то хотят для себя - им не до советов - “эгоисты”(без обид - считаю нужно прежде всего уважать хозяина темы).

Wit

Юра ты не прав!
Керамические подшинпики от инлайнеров, переделанные с 7 на 11 шариков работают отлично! Держат до 160000 оборотов при 700 гр. С! Работают по 100 часов и больше!
Меня например жаба душит, когда два коньковских подшипника вместе тоят 30 евронов, а за один “турбинный” тогоже производителя, из того же матерьяла, загибают уже больше 50!
Есть навалом литературы по расчётам микротурбин, в Основном К.Шреклинг и Т Кампс. Я давно уже выложил Виталию статью о микротурбинах, но он наверное всё ещё мои ошибки проверяет 😉 там просто и доходчиво показанны все решения для постройки такого двигла!
На примере Германии могу сказать, что инженеры с Аэробуса и Даймлераэроспейса на прямую говорят, что они бы сами такую микротурбину не зделали бы! Потому, что привыкли думать сложно! А всё гениальное просто!
И в микротурбинах этих нет нифига сложного! Есть мелочи для специалистов, где идут жаркие споры, но это космос, высшая материя для спецов! Простым моделистам нуже привод который работает и работает надёжно! Я 12 лет занимаюсь микротурбинами и могу с увереностью сказать, что сегодняшние микротурбины работают надёжней чем метаноловые и бензиновые движки!

юзеф

Wit, 12 лет - уважаю. Опыт не оценимый.
По поводу подшипников я не там, Ты прав мне более близки глобальные разработки - нужно “упроститься”.
А по поводу надежности могу согласиться сразу и навсегда - правильно продуманная турбина и здорово исполненная - супернадежный агрегат, в сравнении с ДВС, главное при этом контроль состояния и “регламентные работы”

disel92
Wit:

Юра ты не прав!
Керамические подшинпики от инлайнеров, переделанные с 7 на 11 шариков работают отлично! Держат до 160000 оборотов при 700 гр. С! Работают по 100 часов и больше!
Меня например жаба душит, когда два коньковских подшипника вместе тоят 30 евронов, а за один “турбинный” тогоже производителя, из того же матерьяла, загибают уже больше 50!
Есть навалом литературы по расчётам микротурбин, в Основном К.Шреклинг и Т Кампс. Я давно уже выложил Виталию статью о микротурбинах, но он наверное всё ещё мои ошибки проверяет 😉 там просто и доходчиво показанны все решения для постройки такого двигла!

Значит подшипники для роликов керамические? А я то удивлялся, почему они такие прочные.
Вообщето даже на дешевых роликах за 2000р стоят ABEC-7. (8 штук на 2-х ботинках)
А если покупать колеса отдельно, то наверное еще дешевле будет.

Вот только вопрос, насколько керамические подшипники на дешевых роликах ставятся?

Для тех, кто не знает, инлайнеры - это роликовые коньки.

Wit, где лежит статья про микротурбины и откуда можно качнуть книги?

IgorG, да с генераторной турбиной я погорячился, лопатки должны крутится с линейной скоростью чуть больше звуковой…

Выходит диаметр микротурбин чтото около 76мм. Прикольно.

про обороты. У этого чуда (Trent 900) 12500 об/мин, чтобы не шумело:
airwar.ru/enc/engines/trent.html

Wit
disel92:

Значит подшипники для роликов керамические? А я то удивлялся, почему они такие прочные.
Вообщето даже на дешевых роликах за 2000р стоят ABEC-7. (8 штук на 2-х ботинках)
А если покупать колеса отдельно, то наверное еще дешевле будет.

Вот только вопрос, насколько керамические подшипники на дешевых роликах ставятся?

Для тех, кто не знает, инлайнеры - это роликовые коньки.
Wit, где лежит статья про микротурбины и откуда можно качнуть книги?
IgorG, да с генераторной турбиной я погорячился, лопатки должны крутится с линейной скоростью чуть больше звуковой…

Выходит диаметр микротурбин чтото около 76мм. Прикольно.

про обороты. У этого чуда (Trent 900) 12500 об/мин, чтобы не шумело:
airwar.ru/enc/engines/trent.html

Статья лежит у него rcopen.com/member349
Книги качнуть к сожалению не можно, но можно заказать, на немецком или английском www.vfh.de
диаметр у микротурбин (двигателя, не крыльчатки) разный, от 60 до 116 мм
Подшипники у роликов не у весх керамические, посмотри страницу 15 в этой теме, я там подробно писал про подшипники!

Vitaly

Эта… давить не надо… из статьи делаем шедевр, а из Wit-a - звезду турбиностроения. Все будет. Во время подготовки публикаций никаких комментариев и справок не выдается. Только автору.

Evsey

Вот! Двухконтурный. Вентилятор, но все же…
А мне показалось, что диаметр колеса турбины не на много меньше диаметра самого двигателя. С чего бы это? Может, показалось.
А у меня на колесе лопатки загнуты против хода, т.е. против часовой стрелки.

Wit
Evsey:

Вот! Двухконтурный. Вентилятор, но все же…
А мне показалось, что диаметр колеса турбины не на много меньше диаметра самого двигателя. С чего бы это? Может, показалось.
А у меня на колесе лопатки загнуты против хода, т.е. против часовой стрелки.

должен тебя огорчить, это одноконтурный, а то, что у него впереди прикручено, это так называемый “дами”, бутафория, для созданя чисто оптического эффекта, если его засунуть теперь к примеру в мотогондолу модели аэробуса, будет смотреться как настоящий 😁

Guru

Привет Миг 29, сегодя понял, на сколько жизнь прозаична, пока читал весь форум, чуть не опаздал на зачёт по тем же самым реактивным турбинам)))
Учусь в МАИ на 5м курсе 1го факультета, для тех, кто не знает, самолёто строение…
В моделизме уже больше 10 лет, многое повидал, стал КМС по авто, в инс взяли по этому без экзаменов…

Насколько я понял турбину ты строишь не ради полётов, а ради турбины, тогда тебе несколько недостающих советов…

  1. Главное, постарайся избавится от зазоров и щелей, а то горящая смесь у тебя будет выходить как угодно, но не через турбину. Возьми кусок трубы, отшкурь её из нутри немного, она будет хотя бы круглая))) а то не дело гнуть из жести подобие трубки. После того, как подберёшь, отдай свою турбину токарю и пусть он аккуратно её проточит, постарайся, чтобы зазор между лопатками турбины и стенками был не больше 0.5мм!
  2. трубочки в камере сгорания сгибай хотябы на деревянной оправке.
  3. Центробежный компрессор это отличная штука, сжатие воздуха куда больше, чем у осевого компрессора (не берём многоступенчатый), да и поток воздуха центробежный ускоряет. Опять же главное зазоры и щели.
    Используй компрессор от автомобильной турбины, тем более его тебе прислали.
    Турбина вещь очень не сложная, по физике. Заработает точно, но как… Но главное, точночть в ней доминант!
    Если всё получится то жди тяги от неё (разумеется не большой, но крутиться будет уверенно… А как от веса избавиться, решишь намного позже… Плюс, если и в прямь у тебя она с детанирует, хотябы не поранишся (юмор)…
    А использованте газа, на первых парах это не плохо, ты много сократил себе мороки с постоянной и ровной подачей топлива…
    Подшипники ставь простые пока, не напрягайся, запускай не на долго, как прогрэсс пойдёт, так керамику поставишь… Просто без них нужного зазора не добьёшься.
    Пиши, буду рад помочь…
    Молодец, что так долго преданн этому проэкту… Работа жестянщика тебе обеспечена.
    И ещё парень дуй на испытания на улицу, погода хорошая… Дома такие дела не испытываются)))
    Как процесс пойдёт, приеду на испытания, расскажу ещё что нить интересное…

Не хочу повторятся, но посмотрел фотки ещё раз, решай дело с зазорами, понимаешь, даже если лопатки без профиля, но по геометрии сделаны верно, то горящей смеси некуда деваться, как проходить через турбину… Но когда зазоры между корпусом от 2мм и выше, всё обречено на простой… пощитай свободную площадь образовавшуюся при зазоре, будет см 2 квадратных и компрессор небось также… А при 2 см квадратных воздуха хватает спокойно воспламенить и спалить весь твой впрыснутый газ…

кузьмич
Evsey:

Вот! Двухконтурный. Вентилятор, но все же…
А мне показалось, что диаметр колеса турбины не на много меньше диаметра самого двигателя. С чего бы это? Может, показалось.
А у меня на колесе лопатки загнуты против хода, т.е. против часовой стрелки.

Больше похож на турбовентиляторный.

Vax

Проектировался как то ТРДД с двумя ц.б. компрессорами после спрямляющего аппарата было расхождение потоков…
были сделаны только чертежи, до практического изготовления дела не дошло.

Теперь о том, что сделал я.

  1. Полностью посчитаны все узлы двигателя.
  2. Сделан экономический анализ - получилось 175 т.р. изготовление двигателя (из них 120 т.р. это косвенные затраты - цеховые и заводские, от которых можно избавиться, если очень захотеть. т.е. настоящая цена двигателя получилась примерно 59 т.р.)
  3. Примерные параметры получились выше, чем было задумано, расход топлива 18 кг в час, тяга ~20 кгс (200 Н)

думаю к концу лета смогу собрать первый двигатель и запустить его на стенде.

Evsey

Ну, мне это чертовски нравится!!! Перед теми, кто все считает я вообще преклоняюсь! У менря-то готовые чертежи… Ладно! Дело не в этом, а в том, что может РЕАЛЬНО заработать двигатель! Пусть не у меня (это ведь не соревнования), а у другого человека! Это будет настоящим прорывом. Огромное количество опыта! (А в чем он измеряется? 😃 )
А мне вот все детали никак не могут сделать…
А как я решу дело с зазорами без станка, который выточит мне посадочные места под подшипники? Вот деталюшки сделают- тогда буду решать вопрос с зазорами.
По поводу двухконтурника:
А почему бы не быть ему настоящим, вентилятору?
Что им мешало прибамбасить работающий вентилятор к двиглу, если турбовинтовые движки существуют?
Хватит ли кислорода на одноконтурном двигателе на работу ФК?

кузьмич

Турбовинтовой и турбовентиляторный,это не одно и тоже.