Постройка композитного JET-а
цель проекта насколько я помню была не в “познакомиться с реактивной техникой”, а освоить композитную технологию
Так это было сказано потом 😉 И даже более того, получено пожелание успеха.
А что здесь не так?
Все так. Вы подоплеку ищете? Ее нет. Просто вспомнились первые реакции на данный проект.
Всем спасибо за поздравления! Спасибы у меня закончились уже 😃
Облет!
Приехали на поле, ветер сильный дует, пока собрали самолет замерзли как бобики. Огромное спасибо группе тех. поддержки!
Новинскому Константину
Лутанюку Владимиру
Демьянову Алексею
Мужики старались сделать все возможное, что бы сохранить работоспособность летчика-испытателя 😃
Турбина JetCat 140 RX завелась без всяких плясок, да и вообще она просто заводится и работает без всяких плясок. Отрегулировали поворот передней стойки, проверили рули, немного покатались по полосе и покатили на взлет.
Взлетел, сразу подумал- самолет серый, небо серое, еще после взлета сразу на солнце сквозь тучи, да и ветрюган такой задувает…, короче все условия для первого полета на реактивном самолете и одновременно облета нового самолета 😃
После взлета оказалось, что правая стойка шасси не убралась, пришлось несколько раз перещелкнуть тумблер туда-сюда - вроде убралась. Самолет летит ровно, я даже не сразу понял, что надо немного триммернуть пол элеронам влево, один щелчок и все стало нормально, РВ и РН вообще не трогал. Выпустил закрылки в первое положение, скорость небольшая, слегка лезет вверх, во втором положении самолет практически останавливается и вверх тянет еще сильнее, решил что сажать буду в первом положении. Выпустил шасси, правая стойка опять начала дурить и до конца не вышла, но после нескольких попыток все таки вышла и встала на место. Заход на посадку с выпущенными закрылками, самолет летит уверенно и спокойно, снижение касание, все очень просто, никакой нервотрепки.
Практически весь полет проходил на 25-30% газа, иногда немного поддавал побольше, за время полета расходовалось около 2 литров топлива. Полет спокойный, управление как на обычном 3D самолете, ведет себя очень предсказуемо.
Топливные баки из бутылок от газировки не годятся, нужно будет сделать нормальный композитный бак.
В целом, результат меня очень порадовал 😃
а скорости тоже держит небольшие как пропеллеролет? 3Д-шные ведь почти пешком летают…
с таким подходом как ты его делал…странно было бы если он по-другому полетел
Просто вспомнились первые реакции на данный проект.
Вполне нормальные были реакции… Вероятность завершения таких заявленных проектов на нашем форуме - 1:100. Я тоже Сергею говорил что эти планы довольно сомнительно выглядят в плане целесообразности. Но зная его - долго переубеждать не стал 😃
У него такой подход… с железобетонной основательностью, и танковым спокойствием и неспешностью 😉 Честно говоря, когда были попилены первые дощечки мастермодели - я уже не сомневался что проект будет закончен. Единственно, думал что будет чуть быстрее, но это уже не суть важно. Вобщем - я не удивлен 😃
Поздравляю от всей души! 😃
Сергей,а что за проблема с шаськами была?
Честно говоря, меня постоянно удивлял тот факт, что люди которые ничего обо мне не знали, почему-то были уверены в том, что проект имеет шанс на успех и когда я просил их о помощи, тратили на меня свое время и помогали советами. Без этих советов проект возможно и был бы завершен, но для меня это могло вылиться в лишние потери времени, сил и денег.
Первым консультантом был Евгений Сычёв, этот человек не взирая на то, я в то время был совсем начинающим моделистом и летал только на пене, не пожалел времени и выдал мне массу информации по композитам, что собственно и вселило в меня надежду в реализации проекта.
Александр Крачун, помог мне на начальном этапе нарисовать модель в SW и разобраться с этой программой. Честно говоря, это он меня спровоцировал на постройку своим заявлением - а чё там, ща нарисуем чё надо и давай делать!
Виталий Дукин, ну тут чего говорить… специалист высшего класса с колоссальным опытом в области композитного моделирования, убил массу времени на разъяснения мне, бестолковому что и как делать, чё-куды лепить и вообще на что обратить внимание.
Алексей Шатилов, помогал практически в режиме онлайн и реально спасал положение дел в критических ситуациях.
Александр Винокуров, помогал на последнем этапе сборки и настройки самолета.
И еще можно перечислить массу народа, кто меня поддерживал и старался помочь чем возможно.
Огромнейшее вам всем спасибо!!!
Присоединяюсь к поздравлениям!
После взлета оказалось, что правая стойка шасси не убралась, пришлось несколько раз перещелкнуть тумблер туда-сюда - вроде убралась.
Показался странным этот момент. Если стойка не убирается, то она ведь может и не выйти. Не лучше ли в такой ситуации выпустить их обратно и так сажать? Ну а на земле уж разбираться.
Серега, м-о-л-о-д-е-ц, я очень рад за тебя.
Летит прям как тренер спокойно и ровно.
Даже Костет принимал участие в первом полете.
Показался странным этот момент. Если стойка не убирается, то она ведь может и не выйти.
Стойка с электрическим приводом, если на земле она много раз работала нормально, а воздухе перестала, значит это скорее всего связано с набегающим потоком воздуха, выпускать-убирать шасси с электроприводом можно очень много раз, я просто снижал скорость и пробовал выпускать шасси.
связано с набегающим потоком воздуха
это нонсенс…с какой силой поток должен давить на стойку, чтобы электроника отказала?
Кто сказал что она отказала? Там принцип работы такой- включается электродвигатель и крутится до тех пор пока гайка не упрется в ограничитель, после этого по скачку тока электроника понимает, что стойка заняла нужное положение и отрубает питание двигателя. Во время полета видимо напор воздуха затрудняет движение стойки и электроника срабатывает в неправильный момент. Конечно это только предположения, буду разбираться, но визуально перемещению стойки шасси ничего не мешает.
отказала я имел ввиду что электроновские ретракты словили скачок по току и тормознули копыто. Не, тут дело не в потоке воздуха, тем более что вектора скольжения гайки швп и направления полета планера перпендикулярны…
Сергей, вот теперь я тебя поздравляю!
Что хочется отметить, так это красоту новорождённого. В этом облитом металлом окрасе особенно проявляет себя изящество линий, а уж этот фонарь! Пестня, а не фонарь! И ещё вот чисто глазуально понравилась короткая носовая стойка.
Ну, ещё раз поздравляю!
Поздравляю, титаническая работа с прекрасным результатом!
А имя у самолёта уже есть? А то просто “композитный JET” для такого красавца даже обидно как то 😃.
Стойка с электрическим приводом, если на земле она много раз работала нормально, а воздухе перестала, значит это скорее всего связано с набегающим потоком воздуха, выпускать-убирать шасси с электроприводом можно очень много раз, я просто снижал скорость и пробовал выпускать шасси.
Не, Серег, это не поток.С большей вероятностью это связано с тем, что смолет побегал по земле, механизм поболтало под нагрузкой. Где-то есть люфты, может что-то разболталось и стало периодически подклинивать. Кстати первый полет у больших делается без уборки шасси и после посадки обязательно на козелки и хорошенко похлопать шассями: как раз для проверки вот этих возможных бедулек.
Потом, температура в районе нуля очень нехорошая температура, может реально прихватить замерзшим конденсатом.
А может и электронника - хз
Поздравляю! Очень достойная работа!
Не, Серег, это не поток.С большей вероятностью это связано с тем, что смолет побегал по земле, механизм поболтало под нагрузкой. Где-то есть люфты, может что-то разболталось и стало периодически подклинивать. Кстати первый полет у больших делается без уборки шасси и после посадки обязательно на козелки и хорошенко похлопать шассями: как раз для проверки вот этих возможных бедулек.
Потом, температура в районе нуля очень нехорошая температура, может реально прихватить замерзшим конденсатом.
А может и электронника - хз
+100
Плюс к этому - первые полеты проводятся с минимальными изменениями полетной конфигурации и задействованием минимального кол-ва систем. В основном - проверка устойчивости и управляемости. С детальным обследованием всего самолета после полета.
Извините, что умничаю - просто читаю хорошую книжечку “Летный риск” про аварии и катастрофы КБ Антонова - очень подробно описаны отказы именно в первых испытательных полетах 😃 .
А самолету - мое искреннее восхищение!!! Ориентир, к чему мне стремится 😃 .
Не стоит так переживать по поводу стойки, даже если бы она вообще не вышла, ну посадил бы самолет на две 😃 Конечно, на поле было не до разбирательств с ней, попробовали на земле, все работает, взлетели, опять не работает. Дома, в спокойной обстановке изучу внимательно это дело и найду причину 😃
Сергей поподробней если можно опишите когда разберётесь,что там произошло